СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ»

Ю. В. Соловьёва

преподаватель экономических дисциплин

г. Барнаул, КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»


Родитель — самая трудная профессия на свете, а никто к ней не готовит.


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ

БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ


Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [6].

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей [7].

Приоритетам государственной политики в области воспитания является развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России [6].

Каждый будущий родитель должен понимать, что в родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. И каждый родитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка успешным не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности и собственных установок в отношении воспитания детей [5].

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Содержанием воспитательных технологий являются: научно обоснованные социализированные требования, передача социального опыта, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ребенка, организация творческого дела, создание ситуации успеха.

Основные стратегии воспитания детей:

  1. социализирующая, тактика: действия, направленные на адаптацию и интеграцию ребёнка в общество. Ребёнка отдают в детский сад, затем в школу, учат общаться, выстраивать гибкие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; водят в театральные кружки, отправляют в детские лагеря и т.д.;

  2. акмелогическая (акме – гора, в переводе с греческого), тактика: действия, направленные на раскрытие потенциала и талантов ребёнка для достижения высокого положения в обществе. Родители развивают знания ребёнка, водят его в школу раннего развития, на курсы иностранных языков, шахматы и в разные другие интеллектуальные заведения, развивая стремление быть «первым», «лучшим»;

  3. культурологическая, тактика: действия, направленные на приобщение к культуре: музыка, искусство, литература; ориентация не на знания, а на навыки культуры, культурные ценности, нравственность и образованность;

  4. экзистенциальная, тактика: действия, направленные на формирование умения жить своей жизнью, на осознание происходящего и реализации своего выбора в жизни; родители дают ребёнку достаточно свободы и создают условия, чтобы ребёнок сам определял свой выбор.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у детей компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) [1].

Функции родителей – создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации. Ребенок учит, развивает, воспитывает себя сам [2].

Принцип гуманизма как признание ценности ребенка с его сильными и слабыми сторонами ориентирует родителя на признание за ребенком права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Реализация принципа гуманизма обеспечивается добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность, возможностью его свободно выбирать способы и средства достижения цели, оптимистической стратегией при определении задач воспитания, учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка, подготовленностью детей к социальной самозащите [4].

При реализации принципа гуманизма родители должны опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу; уважать личность ребенка, не унижайте его достоинства; призывать ребенка к добру и сами должны быть добрыми; защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем [3].

Ребёнку, пока он маленький, невдомёк, какой стратегии придерживаются родители. Да и сами родители, порой, не вполне осознают, какова их стратегия воспитания ребёнка, и тем более, чем она обусловлена. Ведь часто бывает так, что у родителей есть сильная потребность реализовать в детях то, чего не удалось им в своём собственном детстве. Или из своих конкурентных мотивов перед другими ребёнок для родителей становится средством престижа. Более чем понятно, что ни тот, ни другой мотив, на самом деле, не является оправданным и делающим ребёнка счастливым. Какую бы стратегию вы ни выбрали, главное, уважать при этом личность ребёнка и считаться с его желаниями в первую очередь.

Мудрость родителей – в понимании того, что ваш ребёнок уникален, не похож на других. Его путь – это его путь. И скорость, с которой он по нему идёт – правильная скорость. Заставлять его идти по вашему пути, подталкивать или тормозить было бы большой родительской ошибкой.

Родителям необходимо увидеть в своем ребенке личность, независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при «фасилитирующей» роли родителя, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.


Список использованной литературы:


  1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы международ. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – с. 140-142.

  2. Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Научное образование и нравственное воспитание // Философско-психологические проблемы развития образования. – М., 1994.

  3. Асмолов А.Г. Системо-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. - №4. – с. 18-22.

  4. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1996.

  5. Калашникова Н.Г., Шелковникова Л.Ф. Уроки системно-деятельностного типа: учебно-методическое пособие / Н.Г. Калашникова, Л.Ф. Шелковникова. – Барнаул: АКИПКРО, 2014. – 56 с.

  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р – Режим доступа : КонсультантПлюс.

  7. План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах стратегии развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства Российской федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р [Электронный ресурс] : распоряжение правительства от 12 марта 2016 г. № 423-р – Режим доступа : КонсультантПлюс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!