СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность  что-либо понять. 

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход.»

Мастер - класс «Применение системно-деятельностного подхода на этапе постановки проблемы. Продолжительность мастер-класса: 20 минут

Аудитория: учителя. 

Оборудование: компьютер, проектор.

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

Задача: представить опыт использования системно-деятельностного подхода на отдельных этапах урока;

Формы и приёмы работы :Теоретическое изложение материала с использованием презентации. Работа в группах.

Раздаточный материал:

  • Структура урока «открытия» новых знаний системно-деятельностном подходе.

  • карта «Цель – результат».

  • Для работы слушателей в группах: задания группам, листы бумаги, ручки;

  • дидактические материал для получения обратной связи (разработки уроков)

Мастер – класс « Применение системно-деятельностного подхода на этапе постановки проблемы» Учитель начальных классов МБОУ»Шербакульский лицей» Новикова Надежда Владимировна. Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение

Предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос « Ваши ожидания от совместной нашей работы»

Тема, затрагиваемая сегодня, неслучайна.

Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе образования, переживает новый этап в своём развитии. Все мы знаем, что целью нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

И мы с вами, уважаемые коллеги, должны учить наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу начальной школы. Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.

Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:

  • Умения организовать свою деятельность;

  • Умения результативно мыслить;

  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.


- Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».

Ведущим фактором развития является деятельность.

Что же такое деятельность?

В свободной энциклопедии Википидия я прочитала:

«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..


Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.

Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,

“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».


Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты не попал, И по какой распутице Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется.


- Сегодня я продемонстрирую один из приёмов использования системно-деятельностного подхода на этапе открытия новых знаний на уроке окружающего мира в 4 классе.

- Тему урока и цели вы будете определять сами.


Практическая часть.

- Итак, ув. коллеги, давайте немного пофантазируем, и перенесёмся в прошлое. Вы- ученики 4 класса. У нас урок окружающего мира.


Постановка учебной проблемы.

– Прочитайте слова Лены на с. 20. Какое противоречие вы заметили?

– Лена считает, что мы кормим только желудок, но энергия нужна всему организму.

– Какой у вас возникает вопрос?

Куда попадают питательные вещества пищи?

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? (Рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень.)

– На что используются поглощённые организмом вещества? (Вещества перерабатываются, они используются на рост организма.)

– Что такое обмен веществ? (Обмен веществ – это процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой. Этот процесс происходит только в живых организмах.)

– Какие группы веществ мы знаем? (Вещества могут быть органические и минеральные.)

– Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)

– Как различные организмы получают вещества? (Организмы получают вещества, поедая различную пищу разными способами.)

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Пищеварение».

Попроюбуйте сформулировать цели нашего урока. Т.е. на какие вопросы вы бы хотели по лучить ответы. (Таблица «Цель-результат»


Работа в учебнике.

– Давайте разбираться, что произойдёт с бутербродом, если мы его съедим. Какие органы помогут нам совершить такое увлекательное путешествие по организму?

Работа с рисунком на с. 20.

Перечисляют органы, по которым продвигается бутерброд (обратить внимание, что по железам пища не передвигается, но они помогают её переваривать).

– Утром вы завтракали. Как вы думаете, где сейчас находится пища? (В желудке.)

– Проследите её путь.

– Рот, глотка, пищевод, желудок.

– Какую роль сыграли различные органы в процессе пищеварения?


- Современный урок предполагает работу учащихся с информацией.


Такую работу я включила в этап закрепления новых знаний.


Работа в группах с текстом учебника на с. 21. Составляют «Блок –схему»

Группы: «рот», «пищевод»,

«желудок», «кишечник».

Ищут информацию в тексте учебника, каждая группа представляет выполненную работу.


Свое выступление мне хочется закончить притчей.


Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.










Приложение

ЦЕЛЬ – РЕЗУЛЬТАТ. ТЕМА: « Как работает организм человека». Р – результат(обводить в кружок, если достигнута цель)
Цель У-1. Р. У-2. Р. У-3. Р. У-4. Р. У-5. Р. У-6. Р. У-7. Р. У-8. Р. У-9. Р. У-10. Р. У-11. Р. У-12. Р. У-13. Р. У-14. Р. У-15. Р.

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

формировать новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения;

развивать понимание того, что существует связь между строением и ролью органов человека.

развивать понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи;

развивать понятия о клеточном строении организма, об обмене веществ, о единстве строения и функции органа (на примере кожи)

Умение работать в паре и в группах.




















































На основе полученной информации составить общую блок- схему

« Органы пищеварения»


















































Структура урока
«открытия» новых знаний системно-деятельностном подходе..


  1. Мотивирование к учебной деятельности.



  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.




  1. Выявление места и причины затруднения.



  1. Построение проекта выхода из затруднения .



5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!