Мастер - класс «Применение системно-деятельностного подхода на этапе постановки проблемы. Продолжительность мастер-класса: 20 минут
Аудитория: учителя.
Оборудование: компьютер, проектор.
Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по использованию системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Задача: представить опыт использования системно-деятельностного подхода на отдельных этапах урока;
Формы и приёмы работы :Теоретическое изложение материала с использованием презентации. Работа в группах.
Раздаточный материал:
Для работы слушателей в группах: задания группам, листы бумаги, ручки;
дидактические материал для получения обратной связи (разработки уроков)
Мастер – класс « Применение системно-деятельностного подхода на этапе постановки проблемы» Учитель начальных классов МБОУ»Шербакульский лицей» Новикова Надежда Владимировна. Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение
Предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос « Ваши ожидания от совместной нашей работы»
Тема, затрагиваемая сегодня, неслучайна.
Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе образования, переживает новый этап в своём развитии. Все мы знаем, что целью нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
И мы с вами, уважаемые коллеги, должны учить наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу начальной школы. Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.
Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
Умения организовать свою деятельность;
Умения результативно мыслить;
Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
- Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».
Ведущим фактором развития является деятельность.
Что же такое деятельность?
В свободной энциклопедии Википидия я прочитала:
«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,
“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»
Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты не попал, И по какой распутице Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется.
- Сегодня я продемонстрирую один из приёмов использования системно-деятельностного подхода на этапе открытия новых знаний на уроке окружающего мира в 4 классе.
- Тему урока и цели вы будете определять сами.
Практическая часть.
- Итак, ув. коллеги, давайте немного пофантазируем, и перенесёмся в прошлое. Вы- ученики 4 класса. У нас урок окружающего мира.
Постановка учебной проблемы.
– Прочитайте слова Лены на с. 20. Какое противоречие вы заметили?
– Лена считает, что мы кормим только желудок, но энергия нужна всему организму.
– Какой у вас возникает вопрос?
Куда попадают питательные вещества пищи?
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? (Рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень.)
– На что используются поглощённые организмом вещества? (Вещества перерабатываются, они используются на рост организма.)
– Что такое обмен веществ? (Обмен веществ – это процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой. Этот процесс происходит только в живых организмах.)
– Какие группы веществ мы знаем? (Вещества могут быть органические и минеральные.)
– Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
– Как различные организмы получают вещества? (Организмы получают вещества, поедая различную пищу разными способами.)
– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
– «Пищеварение».
Попроюбуйте сформулировать цели нашего урока. Т.е. на какие вопросы вы бы хотели по лучить ответы. (Таблица «Цель-результат»
Работа в учебнике.
– Давайте разбираться, что произойдёт с бутербродом, если мы его съедим. Какие органы помогут нам совершить такое увлекательное путешествие по организму?
Работа с рисунком на с. 20.
Перечисляют органы, по которым продвигается бутерброд (обратить внимание, что по железам пища не передвигается, но они помогают её переваривать).
– Утром вы завтракали. Как вы думаете, где сейчас находится пища? (В желудке.)
– Проследите её путь.
– Рот, глотка, пищевод, желудок.
– Какую роль сыграли различные органы в процессе пищеварения?
- Современный урок предполагает работу учащихся с информацией.
Такую работу я включила в этап закрепления новых знаний.
Работа в группах с текстом учебника на с. 21. Составляют «Блок –схему»
Группы: «рот», «пищевод»,
«желудок», «кишечник».
Ищут информацию в тексте учебника, каждая группа представляет выполненную работу.
Свое выступление мне хочется закончить притчей.
Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.
Приложение
ЦЕЛЬ – РЕЗУЛЬТАТ. ТЕМА: « Как работает организм человека». Р – результат(обводить в кружок, если достигнута цель)
Цель | У-1. Р. | У-2. Р. | У-3. Р. | У-4. Р. | У-5. Р. | У-6. Р. | У-7. Р. | У-8. Р. | У-9. Р. | У-10. Р. | У-11. Р. | У-12. Р. | У-13. Р. | У-14. Р. | У-15. Р. |
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. | | | | | | | | | | | | | | | |
Представлять информацию в виде схемы. | | | | | | | | | | | | | | | |
На основе анализа объектов делать выводы. | | | | | | | | | | | | | | | |
Обобщать и классифицировать по признакам. | | | | | | | | | | | | | | | |
Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | | | | | | | | | | | | | | | |
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | | | | | | | | | | | | | | | |
формировать новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, о роли органов пищеварения; | | | | | | | | | | | | | | | |
развивать понимание того, что существует связь между строением и ролью органов человека. | | | | | | | | | | | | | | | |
развивать понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи; | | | | | | | | | | | | | | | |
развивать понятия о клеточном строении организма, об обмене веществ, о единстве строения и функции органа (на примере кожи) | | | | | | | | | | | | | | | |
Умение работать в паре и в группах. | | | | | | | | | | | | | | | |
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_2.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_4.png)
На основе полученной информации составить общую блок- схему
«![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_6.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_7.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_8.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_9.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_10.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_11.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_12.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_12.png)
Органы пищеварения»
Структура урока
«открытия» новых знаний системно-деятельностном подходе..
Мотивирование к учебной деятельности.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_15.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_16.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_16.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_16.png)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_20.png)
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения .
![](https://fhd.multiurok.ru/f/1/2/f122667511e9fdaa1f947ca0ab32024544df112f/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-7_25.png)
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
9