СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»

Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС Борисова И.Н., методист БОУ «ИПКиППРО РА»
  • Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Борисова И.Н., методист БОУ «ИПКиППРО РА»

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,  а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг . Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг .

  • Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
  • «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
  • Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .   При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности .  Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .

При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

ЗУНовский Компетентностный Системно - деятельностный Новые подходы к образованию
  • ЗУНовский
  • Компетентностный
  • Системно - деятельностный
  • Новые подходы к образованию
Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.
  • Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.   Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка.  Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.   Третья – усложнение учебного материала.   На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.

Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.

Третья – усложнение учебного материала.

На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .   Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди зарубежных ученых Среди отечественных известные еще с 20-х годов  русские ученые:  Л.С.Выготский,  Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  = системно – деятельностный подход (СДП)
  • ИННОВАЦИЯ –
  • нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы.
  • Среди зарубежных ученых Среди отечественных известные еще с 20-х годов

русские ученые:

  • Л.С.Выготский,
  • Д.Б.Эльконин,
  • В.В.Давыдов,
  • Э.Колли,
  • А.Комбс,
  • А.Маслоу
  • и др
  • СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП)
Коммуникативная компетентность    Компетентность разрешения проблемы  Информационная компетентность    Ключевые компетентности В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы

Коммуникативная компетентность   

Компетентность разрешения проблемы 

Информационная компетентность   

Ключевые компетентности

  • В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный .
  • Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный .
Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Концепция СДП базируется на тезисах

Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.

  • Концепция СДП базируется на тезисах
УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
  • УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств
  • Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируются: теоретическое мышление и творческие способности РО с позиции концепции СДП

развивающим можно назвать обучение,

в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития

на базе обыденного мышления и

интеллектуальных способностей формируются:

  • теоретическое мышление и
  • творческие способности
  • РО с позиции концепции СДП
Сравнительная таблица успешности  РО – ТО
  • Сравнительная таблица успешности РО – ТО
1.Учебно-познавательные мотивы ( т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»).  2. Действие целеполагания ( «что я должен сделать…»: выбор средств и методов)  3. Планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу») 4. Решение задач Рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») Компоненты системно-деятельностного подхода
  • 1.Учебно-познавательные мотивы ( т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»).
  • 2. Действие целеполагания ( «что я должен сделать…»: выбор средств и методов)

  • 3. Планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»)
  • 4. Решение задач
  • Рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
  • Компоненты системно-деятельностного подхода

 1 − действие, в котором возникло затруднение;  2 − фиксирование затруднения;  3 − анализ этапов действия и определение  места затруднения (исследование − И);  4 − определение причины затруднения  (критика − К);  5 − постановка цели и проектирование (П);  6 − реализация проекта или задачи. Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация » КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?
  • 1 − действие, в котором возникло затруднение;
  • 2 − фиксирование затруднения;
  • 3 − анализ этапов действия и определение
  • места затруднения (исследование − И);
  • 4 − определение причины затруднения
  • (критика − К);
  • 5 − постановка цели и проектирование (П);
  • 6 − реализация проекта или задачи.
  • Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »
  • КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ  Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной  форме обдумывают проект будущих учебных действий:  ставят цель , выбирают способ ,   строят план достижения цели;  определяют средства, ресурсы и сроки , согласовывают тему урока. –  формулирование цели учения ( Р ); – выбор способов решения задач ( Р ); – планирование ( Р ); – проектирование ( Р ); – осознанное построение речевого  высказывания ( П ); – аргументация своего мнения ( К ); – учет разных мнений ( К ); – смыслообразование ( Л) .   УУД, выполняемые учащимися  при работе по ТДМ

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА

ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

  • Требования к этапу
  • УУД, выполняемые учащимися
  • На данном этапе учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают проект будущих

учебных действий:

  • ставят цель ,
  • выбирают способ ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки ,
  • согласовывают тему урока.
  • – формулирование цели учения ( Р );
  • – выбор способов решения задач ( Р );
  • планирование ( Р );
  • проектирование ( Р );
  • осознанное построение речевого
  • высказывания ( П );
  • аргументация своего мнения ( К );
  • – учет разных мнений ( К );
  • смыслообразование ( Л) .

  • УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ
Основной результат развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача создание и организация условий, инициирующих детское действие создание и организация условий, инициирующих детское действие

Основной результат

  • развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
  • развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача

  • создание и организация условий, инициирующих детское действие
  • создание и организация условий, инициирующих детское действие
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; Разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся; Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира; Признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • Разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
  • Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
  • Признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Плодотворной работы
  • Плодотворной работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!