Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»
- Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
Борисова И.Н., методист БОУ «ИПКиППРО РА»
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг .
- Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
- «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
- Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться .
При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
- ЗУНовский
- Компетентностный
- Системно - деятельностный
- Новые подходы к образованию
- Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами.
Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников.
Третья – усложнение учебного материала.
На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.
Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую .
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.
- ИННОВАЦИЯ –
- нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы.
- Среди зарубежных ученых Среди отечественных известные еще с 20-х годов
русские ученые:
- Л.С.Выготский,
- Д.Б.Эльконин,
- В.В.Давыдов,
- Э.Колли,
- А.Комбс,
- А.Маслоу
- и др
- СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП)
Коммуникативная компетентность
Компетентность разрешения проблемы
Информационная компетентность
Ключевые компетентности
- В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы
- Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный .
Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.
- Концепция СДП базируется на тезисах
- УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств
- Собственная УД школьников – важная составляющая СДП
развивающим можно назвать обучение,
в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития
на базе обыденного мышления и
интеллектуальных способностей формируются:
- теоретическое мышление и
- творческие способности
- РО с позиции концепции СДП
- Сравнительная таблица успешности РО – ТО
- 1.Учебно-познавательные мотивы ( т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»).
- 2. Действие целеполагания ( «что я должен сделать…»: выбор средств и методов)
- 3. Планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»)
- 4. Решение задач
- Рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
- Компоненты системно-деятельностного подхода
- 1 − действие, в котором возникло затруднение;
- 2 − фиксирование затруднения;
- 3 − анализ этапов действия и определение
- места затруднения (исследование − И);
- 4 − определение причины затруднения
- (критика − К);
- 5 − постановка цели и проектирование (П);
- 6 − реализация проекта или задачи.
- Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »
- КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ?
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА
ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
- Требования к этапу
- УУД, выполняемые учащимися
- На данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих
учебных действий:
- ставят цель ,
- выбирают способ ,
- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки ,
- согласовывают тему урока.
- – формулирование цели учения ( Р );
- – выбор способов решения задач ( Р );
- – планирование ( Р );
- – проектирование ( Р );
- – осознанное построение речевого
- высказывания ( П );
- – аргументация своего мнения ( К );
- – учет разных мнений ( К );
- – смыслообразование ( Л) .
- УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ
Основной результат
- развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
- развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача
- создание и организация условий, инициирующих детское действие
- создание и организация условий, инициирующих детское действие
- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- Разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
- Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
- Признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;