Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке естествознания
в 5 классе по теме «Исследовательская деятельность»
Иванова Елена Павловна МБОУ «Гимназия№30» учитель физики
УМК «Естествознание. 5-6 классы» А. Е. Гуревича
Введение
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость
XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь — невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу_ - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Актуальность
Содержание курса «Естествознание», является пропедевтическим и служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе. Физика и химия – науки экспериментальные и это отражено в федеральном государственном образовательном стандарте. В требованиях ФГОС одним из результатов освоения предметной области естественно-научного цикла является приобретение опыта обучающимися использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования и приборов. Создание условий для приобретения данного опыта на уроках естествознания является актуальной.
В данной работе система деятельностного подхода показана на примере урока по теме «Измерения. Измерительные приборы».
На уроках естествознания наиболее эффективными являются общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, описание, измерение, умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы, готовность и способность применять методы познания при решении практических задач.
Теоретическое обоснование.
При разработки уроков для подростков 5 класса нужно создавать условия для успешной адаптации, самоопределения и самореализации школьников при переходе из начальной школы в основную, и отбирать методы и приёмы, обеспечивающие эти условия.
В результате обучения в начальной школе ребята умеют вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии и организовывать работу в малых группах. Особенно важным является умение искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде. Всем этим требованиям отвечает технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, разрешая которые школьники включаются в исследовательскую деятельность и приобретают новые знания.
На этапе «Вызова», перед обучающимися ставится проблемная задача, решая которую школьники формулируют тему урока и его цель. На этапе «Осмысления», проводя лабораторные опыты и анализируя учебную литературы ребята решают систему проблемных ситуаций, фиксируют результаты своих экспериментов в таблице, составляют алгоритм вычисления цены деления. При представлении результатов исследований, происходит первичное закрепление учебного материала. На этапе «Рефлексии» школьники анализируют не только полученный результат, но и качество своей работы.
Критерии результативности:
правильность постановки цели и темы урока;
наличие и качество алгоритма;
средняя оценка за отчёт по лабораторной работе.
Технологическая карта урока
Тема урока: ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Цели для ученика 1.Познакомиться с простейшими измерительными приборами и инструментами. Выяснить роль измерений в практике и научных исследованиях. 2.Научиться вычислять цену деления. 3.Научится определять предел измерения прибора. | Цели для учителя Образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с простейшими измерительными приборами, формирования умения вычислять цену деления и определять предел измерения прибора, формирование умений, связанных с проведением лабораторного эксперимента. Развивающие: создание условий для формирования умения планировать учебную деятельность учеником самостоятельно; развитие способностей учащихся к анализу, синтезу, обобщению и другим мыслительным операциям, формирование навыков исследовательской работы Воспитательные: создание условий для формирование потребности к достижению согласия и сотрудничества. |
Тип урока Изучение нового материала | Форма урока Лабораторная работа; работа в парах. |
Опорные понятия, термины Линейка, шкала, высота, длинна, ширина, объём, тело (предмет). | Новые понятия Цена деления, предел измерения прибора; мерный цилиндр, мерный стакан, мензурка, динамометр, термометр. |
Формы контроля Отчёт по лабораторной работе | Домашнее задание Изготовить линейки со школой деления в 2мм и 5мм. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
В Ы З О В | 1.Ставит первую проблему: ребята посмотрите на эту кафедру, я хочу вынести её из класса, но не знаю, пройдёт она в дверь или нет. Кто-нибудь знает, как это можно проверить? 2.А теперь подумайте и сформулируйте тему сегодняшнего урока. 3.Довайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. | 1.В результате дискуссии делают вывод о том, что нужно измерить (провести измерения) кафедру и дверь 2.Формулируют тему урока с помощью учителя «Измерения. Измерительные приборы». 3.Формулируют цель: «Проведение измерений; знакомство с измерительными приборами и инструментами». | Фронтальная беседа | Сравнение, анализ. Планирование учебной деятельности | Определение темы урока и цели |
О С М Ы С Л Е Н И Е | 1.Выдаёт технологическую (см. приложение) карту урока, контролирует и помогает в проведении исследования. 2.Организует представление результатов исследования: Какую роль играют измерения в быту и научных исследованиях? С какими приборами вы познакомились сегодня? Назовите основные характеристики измерительных приборов и инструментов? | Решают поставленные проблемы. Работают с учебной литературой, проводят определяют цену деления и предел измерения различных приборов, заполняют отчёт в виде таблицы, составляют алгоритм вычисления цены деления. | Выполнение лабораторных опытов, изучение учебной литературы, проведение анализа и сравнения | Компетентности: коммуникативные, исследовательские | Оформление отчёта в виде таблицы, составление алгоритма |
Р Е Ф Л Е К С И Я | Раздаёт карточки Сегодня на уроке я: -Научился………… -Мне показалось важным……. -Я понял, что……….. -Я почувствовал, что……. Своей работой на уроке я… -Доволен….. -Не совсем доволен…. -Я не доволен потому, что….. | Заполняют карточки | соцопрос | самоанализ | Заполненная карточка |
Приложение №1
Сегодня на уроке я:
-Научился…………
-Мне показалось важным…….
-Я понял, что………..
-Я почувствовал, что…….
Своей работой на уроке я…
-Доволен…..
-Не совсем доволен….
-Я не доволен потому, что…..
Приложение №2
Технологическая карта.
Опыт 1а. Возьмите линейку, лежащую на столе (обратите внимание!!! Она отличается от вашей линейки), измерьте длины, ширину и высоту предмета на вашем столе, результат запишите в таблицу.
Опыт 1б.Возьмите стандартную линейку и измерьте тот же предмет, результат запишите в таблицу 1.
Сделайте вывод: Чем отличаются эти линейки? Какой линейкой измерения получаются более точные? Что такое цена деления? Как вычислить цену деления?
Составьте алгоритм вычисления цены деления.
Проблема 1: Чем можно измерить высоту 9-тиэтажного здания.
Результат запишите в таблицу2.
Проблема 2: Что можно измерить приборами, находящимися на вашем столе?
Опыт 2. Определите цену деления и предел измерения всех измерительных приборов (термометр, динамометр, мензурка), узнайте, как они называются и что можно измерить этими приборами. Результат запишите в таблицу.
Таблица 1
опыт | Результаты измерения | Цена деления |
1а | Длина Высота Ширина | |
1б | Длина Высота Ширина | |
Вывод | |
Таблица 2
Измерительный прибор | Что измеряет? | Предел измерения | Цена деления |
| | | |
| | | |
| | | |
Список литературы.
Рабочая программа по естествознанию. М.; Дрофа; 2012
Рабочая программа по химии. М.; Дрофа; 2012
А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы.М.;Дрофа; 2012