СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке естествознания в 5 классе по теме «Исследовательская деятельность»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность Содержание курса «Естествознание», является пропедевтическим и служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе. Физика и химия – науки экспериментальные и это отражено в федеральном государственном образовательном стандарте. В требованиях ФГОС одним из результатов освоения предметной области естественно-научного цикла является приобретение опыта обучающимися использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования и приборов. Создание условий для приобретения данного опыта на уроках естествознания является актуальной. В данной работе система деятельностного подхода показана на примере урока по теме «Измерения. Измерительные приборы». На уроках естествознания наиболее эффективными являются общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, описание, измерение, умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы, готовность и способность применять методы познания при решении практических задач. Теоретическое обоснование. При разработки уроков для подростков 5 класса нужно создавать условия для успешной адаптации, самоопределения и самореализации школьников при переходе из начальной школы в основную, и отбирать методы и приёмы, обеспечивающие эти условия. В результате обучения в начальной школе ребята умеют вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии и организовывать работу в малых группах. Особенно важным является умение искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде. Всем этим требованиям отвечает технология проблемного обучения. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, разрешая которые школьники включаются в исследовательскую деятельность и приобретают новые знания. На этапе «Вызова», перед обучающимися ставится проблемная задача, решая которую школьники формулируют тему урока и его цель. На этапе «Осмысления», проводя лабораторные опыты и анализируя учебную литературы ребята решают систему проблемных ситуаций, фиксируют результаты своих экспериментов в таблице, составляют алгоритм вычисления цены деления. При представлении результатов исследований, происходит первичное закрепление учебного материала. На этапе «Рефлексии» школьники анализируют не только полученный результат, но и качество своей работы. Критерии результативности: • правильность постановки цели и темы урока; • наличие и качество алгоритма; • средняя оценка за отчёт по лабораторной работе.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке естествознания в 5 классе по теме «Исследовательская деятельность»»

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке естествознания
в 5 классе по теме «Исследовательская деятельность»

Иванова Елена Павловна МБОУ «Гимназия№30» учитель физики



УМК «Естествознание. 5-6 классы» А. Е. Гуревича



Введение

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю».


Китайская мудрость



XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь — невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу_ - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.


Актуальность


Содержание курса «Естествознание», является пропедевтическим и служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе. Физика и химия – науки экспериментальные и это отражено в федеральном государственном образовательном стандарте. В требованиях ФГОС одним из результатов освоения предметной области естественно-научного цикла является приобретение опыта обучающимися использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования и приборов. Создание условий для приобретения данного опыта на уроках естествознания является актуальной.

В данной работе система деятельностного подхода показана на примере урока по теме «Измерения. Измерительные приборы».

На уроках естествознания наиболее эффективными являются общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, описание, измерение, умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы, готовность и способность применять методы познания при решении практических задач.


Теоретическое обоснование.


При разработки уроков для подростков 5 класса нужно создавать условия для успешной адаптации, самоопределения и самореализации школьников при переходе из начальной школы в основную, и отбирать методы и приёмы, обеспечивающие эти условия.

В результате обучения в начальной школе ребята умеют вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии и организовывать работу в малых группах. Особенно важным является умение искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде. Всем этим требованиям отвечает технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, разрешая которые школьники включаются в исследовательскую деятельность и приобретают новые знания.

На этапе «Вызова», перед обучающимися ставится проблемная задача, решая которую школьники формулируют тему урока и его цель. На этапе «Осмысления», проводя лабораторные опыты и анализируя учебную литературы ребята решают систему проблемных ситуаций, фиксируют результаты своих экспериментов в таблице, составляют алгоритм вычисления цены деления. При представлении результатов исследований, происходит первичное закрепление учебного материала. На этапе «Рефлексии» школьники анализируют не только полученный результат, но и качество своей работы.

Критерии результативности:

  • правильность постановки цели и темы урока;

  • наличие и качество алгоритма;

  • средняя оценка за отчёт по лабораторной работе.



Технологическая карта урока


Тема урока: ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ


Цели для ученика

1.Познакомиться с простейшими измерительными приборами и инструментами. Выяснить роль измерений в практике и научных исследованиях.

2.Научиться вычислять цену деления.

3.Научится определять предел измерения прибора.


Цели для учителя

Образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с простейшими измерительными приборами, формирования умения вычислять цену деления и определять предел измерения прибора, формирование умений, связанных с проведением лабораторного эксперимента.


Развивающие: создание условий для формирования умения планировать учебную деятельность учеником самостоятельно; развитие способностей учащихся к анализу, синтезу, обобщению и другим мыслительным операциям, формирование навыков исследовательской работы


Воспитательные: создание условий для формирование потребности к достижению согласия и сотрудничества.


Тип урока

Изучение нового материала


Форма урока

Лабораторная работа; работа в парах.


Опорные понятия, термины

Линейка, шкала, высота, длинна, ширина, объём, тело (предмет).

Новые понятия

Цена деления, предел измерения прибора; мерный цилиндр, мерный стакан, мензурка, динамометр, термометр.


Формы контроля

Отчёт по лабораторной работе



Домашнее задание

Изготовить линейки со школой деления в 2мм и 5мм.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы,

приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

В

Ы

З

О

В


1.Ставит первую проблему: ребята посмотрите на эту кафедру, я хочу вынести её из класса, но не знаю, пройдёт она в дверь или нет. Кто-нибудь знает, как это можно проверить?

2.А теперь подумайте и сформулируйте тему сегодняшнего урока.



3.Довайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока.

1.В результате дискуссии делают вывод о том, что нужно измерить (провести измерения) кафедру и дверь




2.Формулируют тему урока с помощью учителя «Измерения. Измерительные приборы».

3.Формулируют цель: «Проведение измерений; знакомство с измерительными приборами и инструментами».

Фронтальная беседа

Сравнение, анализ.

Планирование учебной деятельности

Определение темы урока и цели


О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е


1.Выдаёт технологическую (см. приложение) карту урока, контролирует и помогает в проведении исследования.





2.Организует представление результатов исследования: Какую роль играют измерения в быту и научных исследованиях?

С какими приборами вы познакомились сегодня?

Назовите основные характеристики измерительных приборов и инструментов?

Решают поставленные проблемы. Работают с учебной литературой, проводят определяют цену деления и предел измерения различных приборов, заполняют отчёт в виде таблицы, составляют алгоритм вычисления цены деления.

Выполнение лабораторных опытов, изучение учебной литературы, проведение анализа и сравнения

Компетентности: коммуникативные, исследовательские

Оформление отчёта в виде таблицы, составление алгоритма


Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я


Раздаёт карточки

Сегодня на уроке я:

-Научился…………

-Мне показалось важным…….

-Я понял, что………..

-Я почувствовал, что…….

Своей работой на уроке я…

-Доволен…..

-Не совсем доволен….

-Я не доволен потому, что…..


Заполняют карточки

соцопрос

самоанализ

Заполненная карточка



Приложение №1


Сегодня на уроке я:

-Научился…………

-Мне показалось важным…….

-Я понял, что………..

-Я почувствовал, что…….

Своей работой на уроке я…

-Доволен…..

-Не совсем доволен….

-Я не доволен потому, что…..






Приложение №2


Технологическая карта.



Опыт 1а. Возьмите линейку, лежащую на столе (обратите внимание!!! Она отличается от вашей линейки), измерьте длины, ширину и высоту предмета на вашем столе, результат запишите в таблицу.

Опыт 1б.Возьмите стандартную линейку и измерьте тот же предмет, результат запишите в таблицу 1.


Сделайте вывод: Чем отличаются эти линейки? Какой линейкой измерения получаются более точные? Что такое цена деления? Как вычислить цену деления?

Составьте алгоритм вычисления цены деления.


Проблема 1: Чем можно измерить высоту 9-тиэтажного здания.

Результат запишите в таблицу2.


Проблема 2: Что можно измерить приборами, находящимися на вашем столе?


Опыт 2. Определите цену деления и предел измерения всех измерительных приборов (термометр, динамометр, мензурка), узнайте, как они называются и что можно измерить этими приборами. Результат запишите в таблицу.


Таблица 1

опыт

Результаты измерения

Цена деления

Длина

Высота

Ширина


Длина

Высота

Ширина


Вывод




Таблица 2

Измерительный прибор

Что измеряет?

Предел измерения

Цена деления













Список литературы.


  1. Рабочая программа по естествознанию. М.; Дрофа; 2012

  2. Рабочая программа по химии. М.; Дрофа; 2012

  3. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы.М.;Дрофа; 2012




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!