СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме: Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Загрутдинова Гузель Габделхаковна,

Учитель татарского языка в начальных классах МБОУ «СОШ №24» г.Альметьевск

Работая по новым стандартам, передо мной стоит первоочередная задача включения ученика, даже самого слабого, в учебную деятельность. Мне следует организовать урок так, чтобы мои ученики самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно смогли применить эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебных, практических, жизненных. Особенно это важно в младших классах, когда сформировываются основные учебные навыки. Здесь не обойтись без технологии системно - деятельностного метода обучения. Это основной инструмент деятельности педагога начального звена, который даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них знаний; будут обладать навыками применения этих знаний на практике. Я стараюсь, чтобы на моих уроках главным деятелем был ученик. В центре учебного процесса находится познавательная деятельность учащегося, нужно стремиться, чтобы она была самостоятельной и активной.

Реализацию технологии системно-деятельностного метода обеспечивает система дидактических принципов: целостного представления о мире, принципы деятельности, непрерывности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Очень важно, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс урока, заинтересован его результатом. Знания ребенок не получает от меня, как от учителя, а открывает сам, поэтому эти знания для ребят приобретают личностную значимость.

На уроке необходимо обеспечить активную позицию учащихся, обстановку свободного сотрудничества. Чтобы дети самостоятельно добывали знания и могли их применить на практике, использую такие формы обучения, как мозговой штурм, инсценировка, выпуск буклетов, изготовление книжки-малышки, экскурсии. Всё это помогает добиться правильной учебной мотивации школьников.

Мотивация учащихся является важным моментом на уроке. Мотивация может быть как в начале урока, так и на любом его этапе. Учащиеся должны заинтересоваться, удивиться, столкнувшись с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, найти его решение. В начальном классе на уроках татарского языка использую игровые ситуации, ролевые игры, упражнения, где дети сами добавляют пропущенные реплики, разыгрывают диалог, вставляют пропущенные слова и окончания, отвечают на вопросы. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Особенно вызывает большой интерес у детей ситуативные игры с использованием игрушек, предметов быта, картинок, муляжей. В результате ученики приобретают навыки общения с окружающими на татарском языке. Очень важным при организации практической работы считаю научить учащихся работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё мнение, и делать выводы. Работа в паре и в группе имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Главное при работе в парах и группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы. Для этого использую различные упражнения. Например, игра «без слов» один ученик читает задание на карточке и при помощи жестов объясняет другим, остальные должны угадать, что он показывает. Эту же игру можно проводить, разбив класс на 2 команды. Задания на карточки меняю по теме урока (например, при изучении вопроса Кая? даю карточку “Мин мәктәпкә барам”). При проверке задания предлагаю детям самим выбрать, кто будет записывать, кто будет подсказывать. Учу ребят вести диалог друг с другом и со мной. При помощи ситуативных игр ребята учатся просить себе учебные принадлежности, вести диалог в магазине, на вокзале, в транспорте и т.д. При такой организации работы дети приучаются внимательно слушать говорящего.

Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место при проведения занятий. Необходимость их применения диктуется возрастными особенностями учащихся, ведь младшие школьники испытывают потребность в наглядной демонстрации учебного материала. Они значительно облегчают задачи мотивации учащихся, пробуждают интерес к уроку. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, найти правильный ответ, и очень удачно, если этот ответ, как итог, высвечивается на экране.

Этапу рефлексии также следует уделять большое значение. Учащиеся размышляя о том, что им было сделать трудно, и почему, проговаривают проблему, которую потом решаем совместно с классом. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. На этапе планирования деятельности на уроке можно спросить с чего вы начнёте, что выполните в первую очередь, что оставите на следующий этап? В конце урока можно спросить: Что вы нового узнали, чему научились? Какие трудности вы встретили? Как и где можно использовать полученные знания?

Знания, которые дети строят и добывают сами, вызывают радость, удовлетворение, гордость и восторг от самостоятельных побед. Поэтому часто строю урок так, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Но не следует забывать о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику.

Одна из главных задач учителя добиться того, чтобы каждый ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. Ученик не просто выполняет задание – он учится учиться. Следует показать ученикам, что эти знания пригодятся им в жизни, для общения с окружающими, со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры. Также очень важно: научить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития, который умеет находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию и коммуникацию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!