СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно - деятельностный подход в преподавании географии в условиях реализации стандартов второго поколения.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Происходящая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в преподавании географии в условиях реализации стандартов второго поколения.»

Системно-деятельностный подход в преподавании географии в условиях реализации стандартов второго поколения   Подготовила учитель географии МБОУ СОШ № 1 г. Королева Московской области Куприянова Е. В.

Системно-деятельностный подход в преподавании географии в условиях реализации стандартов второго поколения

Подготовила учитель географии МБОУ

СОШ № 1 г. Королева Московской области

Куприянова Е. В.

     « Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению » .   В.Г.Белинский

« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению » .

В.Г.Белинский

Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход

Основа

Стандарта нового поколения

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход

  • Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
  • Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:

  • воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Целью деятельностного подхода  является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат  - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача  – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

  • Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
  • Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
  • Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Системно – деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения Формирование универсальных способов действий

Системно – деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

Обновление содержания

Ради чего учить?

Ценности образования

Как учить?

Обновление средств обучения

Формирование универсальных способов действий

Чему учить?  «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Георг Лихтенберг  (немецкий писатель)

Чему учить?

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».

Георг Лихтенберг

(немецкий писатель)

Развитие личности школьника через формирование УУД Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать средства и способы достижения,  оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности « научить учиться»;    обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Развитие личности школьника через формирование УУД

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать средства и способы достижения,  оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности « научить учиться»; 
  •   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика:  за познанием мира , (в специально организованных для этого условиях).

Системно-деятельностный подход

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира , (в специально организованных для этого условиях).

Системно-деятельностный подход Учебная задача  — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность  — управляемый учебный процесс. Учебное действие  — действие по созданию образа.

Системно-деятельностный подход

  • Учебная задача  — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
  • Учебная деятельность  — управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие  — действие по созданию образа.
Системно-деятельностный подход   Образ  — слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие  — Я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка  — Я считаю так то…

Системно-деятельностный подход

  • Образ  — слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие  — Я умею! У меня получится!
  • Эмоционально-ценностная оценка  — Я считаю так то…
Как построить урок? Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.  Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.

Как построить урок?

  • Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
  • Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения.
  • Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
  • Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.

        Системно-деятельностный подход в преподавании географии. Формирования следующих видов деятельности: познавательной деятельности;  информационно-коммуникативной деятельности;  рефлексивной деятельности;

  Системно-деятельностный подход в преподавании географии.

Формирования следующих видов деятельности:

  • познавательной деятельности;

  • информационно-коммуникативной деятельности;

  • рефлексивной деятельности;
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип  целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
  • 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип  психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. 5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 6) Принцип  творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
  • 4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • 5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • 6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Стадия «Вызов» приём «Вставь пропущенное слово»;  составление кластера ;  «Мозаика».

Стадия «Вызов»

  • приём «Вставь пропущенное слово»;

  • составление кластера ;

  • «Мозаика».
Стадия урока «Осмысление»  Текст заданий содержит указание на способ учебной деятельности, например:   классифицируйте и укажите основание для классификации;   сравните;   обобщите объекты;   продолжите ряд, фразу;   дополните ряд, определение;   определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;   установите соответствие между процессами, явлениями;   установите последовательность этапов, процессов, явлений.

Стадия урока «Осмысление»

Текст заданий содержит указание на способ учебной деятельности, например:

  •   классифицируйте и укажите основание для классификации;
  •   сравните;
  •   обобщите объекты;
  •   продолжите ряд, фразу;
  •   дополните ряд, определение;
  •   определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
  •   установите соответствие между процессами, явлениями;
  •   установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Рефлексия 1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям». 2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала». 3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)».  

Рефлексия

  • 1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям».
  • 2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала».
  • 3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)».

 

Системно-деятельностный подход  Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Системно-деятельностный подход

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Системно-деятельностный подход  Скажи мне, и я забуду,  Покажи мне, и я запомню,  Дай мне действовать самому ,  И я научусь. (китайская мудрость)

Системно-деятельностный подход

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому ,

И я научусь.

(китайская мудрость)

 Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками. В.В. Давыдов

Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками.

В.В. Давыдов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!