Просмотр содержимого документа
«"Ситуация выбора", методика Л.В. Байбородовой»
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА
(методика Л. В. Байбородовой)
Цель: выяснить направленность личности учащихся.
В классе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:
разработка программы вечера;
изготовление подарков для детей детского дома;
овладение навыками самообороны;
изготовление украшений для вечернего платья и т. д.
При следующем проведении часа творчества ребятам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:
проявить свои таланты;
сделать приятный сюрприз для друзей;
весело провести время;
оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;
приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т. д.
Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент.
Обработка полученных данных
Сопоставление результатов выбора подростками занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:
а) преобладание общественных мотивов;
б) преобладание личностных мотивов;
в) преобладание престижных мотивов.
При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность:
на себя, 2) на других людей, 3) неопределенную направленность.