СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационная задача «Скрытая теплота патриотизма»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок проводится в 10-м классе при изучении романа "Война и мир". Данная ситуационная задача позволяет продолжить работу по воспитанию патриотизма учащихся на материале романа. Задача интегрированная, может использоваться на уроках истории при изучении темы "Отечественная война 1812 года".

Просмотр содержимого документа
«Ситуационная задача «Скрытая теплота патриотизма»»

Шулятьева Е.Р. - учитель русского языка и литературы,

Шулятьев Н.Л.- учитель истории и обществознания,

МБОУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова

Название задачи

«Скрытая теплота патриотизма» (по роману «Война и мир»)

Предмет

Литература, история

Класс

10 класс

Типология

Обучающая

Личностно-значимый вопрос.

Патриот — это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей родины и своего народа

Ахундов М. Ф.


Из речи военкома.

Настоящий патриот должен служить в армии… В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой показывает патриотов своей страны, готовых отдать жизнь ради своего народа, своих близких, ради России.


Нужен ли для победы в войне патриотизм?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде.



Текст 1. Из статьи В.Сахарова (литературовед)

Главная цель и идея книги Льва Толстого в том и состояли, чтобы показать, как русское образованное общество через неудачные первые столкновения с Наполеоном, через позор Аустерлица… и Тильзитского мира пришло к ощущению себя частью своего народа, к пониманию значения простого народа, выявившегося в этом великом испытании. Эти люди вдруг поняли, что они – русские, что у них есть история и отечество, которые надо защищать не только царю, армии и полководцам, а всему народу .


Текст 2. Из статьи В.Сахарова (литературовед)

Вдруг одноглазый грузный старик ……………. вопреки мнению высшего общества и всем известной антипатии к нему самого государя назначается главнокомандующим. Даже отрешившаяся от мира богомольная …………… после болезни и смерти любимого, но деспотического отца понимает, что ее властно зовет и влечет новый мир жизни, деятельности и свободы, даже земной любви и семейного счастья (чего она всегда втайне страстно желала), а непонятный бунт богучаровских крестьян, усмиренный одной молодецкой оплеухой ее будущего мужа ……….., открывает ей «таинственные струи народной русской жизни». ……………….. вдруг приходит к новой, как ему кажется, мысли о партизанской войне. …………… едет в действующую армию и по дороге слышит вещие слова раненого старого солдата: «Всем народом навалиться хотят». Но он еще не понимает, что он – тоже народ, что «навалиться» придется и ему, и вдруг по-христиански попросившему у него перед боем прощения дуэлянту и озорнику ………….., и спешащему выговорить свою реальную правду князю…………………, который в конце жизни стал разительно похож на старика отца.

Все эти отдельные и очень разные открытия, мысли и чувства внутренне соединяются, становятся созвучны, спадает разделяющая их «завеса условности». Толстой метко назвал это общее для русских людей чувство «скрытой теплотой патриотизма».

Текст 3. 25-го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой-то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле…

-Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, -

сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру.

- Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят. - Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.


-Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, -- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" - мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. (князь Андрей перед Бородино)



Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем-то другом…

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу.

Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда

представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812-м году.

Войну такого рода назвали партизанскою…

Л.Н. Толстой «Война и мир» т.3,4


Текст 4. Война 1812 г. не случайно получила название Отечественной. Народный характер этой войны ярче всего проявился в партизанском движении, которое сыграло стратегическую роль в победе России. Отвечая на упреки в "войне не по правилам", Кутузов говорил, что таковы чувства народа. Отвечая на письмо маршала Бертье, он писал 8 октября 1818 г.: "Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видел; народ, который в продолжение стольких лет не знал войны на своей территории; народ, готовый жертвовать собой для Родины... ".

Деятельность, направленная на привлечения народных масс к активному участию в войне, исходила из интересов России, правильно отражала объективные условия войны и учитывала те широкие возможности, которые проявились в национально-освободительной войне.

Литература:
Жилин П. А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974. История Франции, т. 2. М., 1973.
Орлик О. В. "Гроза двенадцатого года... ". М., 1987.
Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы М., 1994.

Текст 5. Из ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ В.И.Даля

Патриотизм -(от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.





Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами




Текст 6.

2 июля 2012.  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что подвиг партизан и подпольщиков времен Великой Отечественной войны является свидетельством искреннего и добровольного участия народа в борьбе с нацистскими оккупантами.

«Когда наши недоброжелатели говорят о Великой Отечественной войне, они нередко кощунственно утверждают, что войска наши шли в атаку только потому, что кто-то сзади угрожал им в спину расстрелом, что от страха люди немели и потому волей-неволей шли защищать свою Родину», – сказал Патриарх Кирилл в своем Слове при посещении мемориального комплекса «Партизанская поляна».

«Подвиг партизан и подпольщиков разрушает этот пропагандистский миф. Никто не стоял с оружием за спиной партизана и подпольщика», – подчеркнул он.

«Партизан находился на оккупированной территории, он находился в пределах массированной вражеской пропаганды, которая утверждала, что враг пришел не для того чтобы поработить страну, а для того чтобы дать свободу людям, чтобы поддержать их, предоставить возможности для развития, приобщить к европейской цивилизации — чего только не городила эта пропаганда!» – сказал Патриарх.

«Поэтому подвиг партизан и подпольщиков имел огромное значение не только в плане нанесения материального ущерба врагу, но и в плане свидетельства об искреннем участии наших людей в самых трудных условиях в обороне своего Отечества», – добавил он.

Патриарх Кирилл отметил, что сегодня, когда страна вновь сталкивается с трудностями и испытаниями, которые предстоит преодолевать молодому поколению, Церковь призвана укрепить духовную жизнь людей и на примере ветеранов показать необходимость иметь волю к победе…

Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата


МБОУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова

Задания для работы с данной информацией.

Ознакомление.




Познакомьтесь с информацией. В тексте № 2 восстановите имена и фамилии героев романа «Война и мир», а также исторических деятелей, которые являются героями романа. Ответьте на вопрос: о какой войне идёт речь в текстах 1-4? Что вы знаете об этом историческом событии?

Понимание.


Почему Аустерлиц и Тильзитский мир называют позором России? Что, считает Толстой, помогло победить русской армии в Отечественной войне 1812 года?

Применение.


Назовите произведения русской литературы и их авторов (2-3), в которых показан человек на войне. Письменно ответьте на вопрос в 6-8 предложениях: почему писатели в своих произведениях обращаются к теме войны?

Анализ.

Объясните, для чего включён текст № 6?

Синтез.

Изложите в форме эссе своё мнение по вопросу «Нужно ли быть патриотом, чтобы победить в войне?»

Оценка.




Оцените значение понятия патриот для человека 21 века. Приготовьтесь на следующем уроке к творческой работе по теме (Достаточно ли быть патриотом, чтобы победить в войне? Я -патриот? Служба в РА – проявление патриотизма?) или как творческое д/з.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!