СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевой урок по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

сюжетно-ролевой урок

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевой урок по физической культуре»

Управление образования и науки

Липецкой области


ГООУ ДОД «Детский оздоровительно – образовательный центр спорта и туризма»



Методические рекомендации

для учителей физической культуры



0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Разработка и проведение

сюжетно – ролевых уроков

физической культуры



















Липецк – 2007

Методические рекомендации для учителей физической культуры.

В методических рекомендациях представлены материалы по организации и проведению сюжетно – ролевых уроков физкультуры в начальном и среднем звене школы, а также даны примерные разработки таких уроков.




Составитель: Темирёва О.Н. – методист отдела содержания и развития образования.


Редактор: Алексеева В.В. – заместитель директора ДООЦ

(спорта и туризма) по учебно – воспитательной и методической

работе.


Ответственный за выпуск: Кащеев А.С. – директор

детского оздоровительно – образовательного центра (спорта и

туризма).

















Пояснительная записка

Одна из главных задач физического воспитания в школе - формирование у детей потребности в личном физическом совершенствовании на основе развития интереса к физической культуре, навыков и умений самостоятельных занятий, содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня.

Первый этап на этом пути – заинтересовать ребят. У школьников различного возраста интерес может быть непосредственным (интерес к результатам деятельности). Младших школьников мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашних самочувствии и состоянии здоровья. Для них важно получить сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому сюжетные уроки по физической культуре, особенно для школьников среднего и начального звена, занимают одно из главных мест в практической деятельности учителя. Надо стараться проводить уроки в игровой форме с познавательной, подражательной и оздоровительной направленностью. Такие уроки помогают решать параллельно несколько задач. Мало того, что каждый раз для детей это маленький праздник, они, кроме того, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимопомощи, развивают смекалку, находчивость. А эмоциональности и артистичности бывает даже с избытком. Игра позволяет не только проявить свои способности, но и изменить некоторые черты характера: отказаться от плохих, закрепить хорошие. Неоценима роль игр в развитии коллективизма.

При подготовке к занятию педагогу необходимо подобрать такой сюжет, который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели урока.

Каждая игра должна проводиться неожиданно для детей, но предварительно отрабатываются основные элементы, которые затем включаются в сюжет. Например, освоив броски, ловлю и ведение мяча, метания его в цель метание набивного мяча на дальность, можно отправиться «в гости к Колобку» (с полным набором персонажей). Очень помогают театральные детали: дедушка с клюкой и в шапке – ушанке, бабушка в платочке в фартуке. Часто по ходу дети сами дополняют и «расцвечивают» свои реплики. Задача учителя – не упускать бразды правления, сохранять ход игры, т. е. выполнение определенных упражнений. Иногда в сюжет органично вплетается какая – нибудь известная подвижная игра или знакомая эстафета. Физические нагрузки и плотность урока выдержать несложно.

При подготовке занятий можно использовать богатейший запас детских стихов и сказок, русский фольклор и т. д. Например, знакомые детям стихи «Дед Мазай и зайцы» - сюжет для интересной игры, где зайцы действуют дружно, сплоченно, ловко. При этом они могут не только убегать от Мазая, стараясь самостоятельно добраться до твердого берега, но и задавать ему свои задачи. На вопрос Мазая, где зайчата были, что видели, что делали, зайчата отвечают: «Где были – не скажем, а что делали (видели) – покажем. Имитационных движений может быть множество: косили сено, рубили дрова, ловили рыбу, доили корову, купались, играли и т. д. И все упражнения могут быть тесно связаны с программой урока.

Чтобы игры были задорнее и разнообразнее, следует использовать в играх мелкий и легкий инвентарь: новогодние маски, надувные шары, скакалки, мячи, флажки, кегли.

Объяснение правил игры должно быть кратким, понятным, кое-что можно показать, особенно, если игра проводится впервые.

Также можно активно использовать сюжеты, связанные с Олимпийскими играми. Предварительно необходимо познакомить детей с видами спорта, входящих в программу Игр, с их символикой. Далее, в игре «Мы на Олимпийских играх» в эстафетах и упражнениях имитация бега на коньках, на лыжах, даже стрельба из винтовки биатлонистов (метание мячей в цель из положения стоя и лежа).

Сюжет, правила, последовательность упражнений – все это бесконечные варианты фантазии и творчества. И трудно сказать, что интереснее: придумать очередной сценарий, исполнить роль в шумном ансамбле юных актеров или снова пережить радость после хорошего урока.

Примерные сюжетно – ролевые формы

проведения уроков для начальной школы.

Сюжетно-игровой урок для I класса

«Путешествие в лес».

Задачи урока: ознакомить с комплексом общеразвивающих имитационных упражнений; закрепить навыки построения в колонну; спо­собствовать формированию правильной осан­ки; развивать ловкость и прыгучесть, исполь­зуя ранее изученные подвижные игры; воспи­тывать положительные эмоции и любовь к за­нятиям физическими упражнениями.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические обручи, магни­тофон.

Учащиеся строятся в одну шеренгу.

Учитель: «Сегодня, ребята, у нас необыч­ный урок. Мы не будем заниматься в спортив­ном зале, а отправимся в лес. Проверьте свою одежду и обувь - все ли готовы к путешествию? Итак, в путь. Сейчас мы сядем в поезд. Поднимите правую руку вверх. Напра-во! Вот мы и в поезде. Поехали».

Дети идут по кругу, выполняя круги согнуты­ми руками, изображая поезд.

Учитель: «Вот мы и прибыли. В лесу очень легко потеряться, но если мы всё время будем идти в колонне друг за другом, то не потеряем­ся и сможем вернуться домой. Давайте договоримся - Дима (Саша, Сережа и т.д.) сегодня наш капитан. Он всё время стоит первым, а все остальные должны запомнить впереди стоящего. Как только я говорю: «За капитаном!», вы строитесь в одну колонну».

Школьники играют в игру «Класс, стано­вись!» (построения в колонну за капи­таном).

Учитель: «Молодцы! Я вижу, что вы запомни­ли свои места. А теперь осторожно - мы входим в лес (звучит музыка - звуки леса). В лесу очень много животных больших и маленьких. Кого-то мы слышим, кого-то нет. Давайте представим себя на их месте».

Первоклассники идут по кругу, изображая животных: медведь - ходьба на внешней сто­роне стопы, руки на пояс; жираф - ходьба на носках, руки вверх; ежик - ходьба в полупри­седе, руки на коленях. После ходьбы учащиеся переходят на бег: мышки - бег на носках; лошади - бег с высоким подниманием бедра, руки за спину; слоны - «тяжелый» бег. Затем снова переходят на ходьбу.

Учитель: «Вот мы и добрались до первой по­ляны. Посмотрите, сколько здесь цветов! Давайте возьмем в одну руку ромашку, а в дру­гую - одуванчик. Понюхаем ромашку и поду­ем на одуванчик».

Дети выполняют упражнения на восстанов­ление дыхания: вдох-носом (нюхаем цветок), выдох - ртом (дуем на цветок).

Учитель: «На этой полянке стоит домик, где живет старичок-лесовичок. Давайте зайдем к нему в гости и поздороваемся с дедушкой».

Дети выполняют упражнение «Здравствуй­те!»: и.п. - о.с.; 1 - руки вперед; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; 4 - руки вниз.

Учитель: «Ребята, дедушка хочет обнять каж­дого из вас».

Учащиеся выполняют упражнение «Обними плечи»: и.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны; 1 - обнять плечи, скрестив руки; 2 - и.п.

Учитель: «Давайте посмотрим, есть ли у нас время задержаться у лесовичка».

Следует выполнение упражнения «Тик-так»: и.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс. С речитативом «Тик-так, тик-так, целый день вот так» поочередные наклоны влево и вправо.

Учитель: «Ребята, дедушка такой старенький! Давайте поможем ему по хозяйству: накачаем воду в бидоны, принесем ее, наколем дров и сложим их аккуратно в поленницы».

Учащиеся выполняют такие упражнения:

«Насос»: и.п. - стойка ноги врозь, руки вдоль туловища; 1 - наклон вправо, правая рука скользит вниз по ноге, левая рука, сгиба­ясь, скользит по телу вверх; 2 - то же в дру­гую сторону.

«Кувшин на голове»: и.п. - стойка пятки вместе, носки врозь, руки на пояс; 1-2 - мед­ленно присесть (спина прямая); 3-4 - медленно встать.

«Дровосек»: и.п. - стойка ноги пошире, руки вверх в «замок»; 1- со словом «Ух!» энергич­ный наклон вперед, руки вниз; 2 - выпрямить­ся в исходное положение.

«Укладка дров»: и.п. - стойка ноги врозь, руки вниз; 1- наклон вперед, руками коснуть­ся пола; 2 - выпрямиться, руки согнуты перед грудью; 3 - наклон к левой ноге - коснуться пола; 4 - выпрямиться, руки вниз; 5-8 - то же к правой ноге.

Учитель: «Ну вот, дедушка! Мы тебе помог­ли. А теперь мы пойдем дальше путешество­вать по лесу».

Учащиеся выполняют упражнение «До сви­дания!»: и.п.- о.с.; 1 - прыжок ноги врозь, руки вверх; 2 - прыжок ноги вместе, руки вниз.

Учитель: «Смотрите, сова спит. Она охотит­ся только ночью (включается запись с уханьем совы). Давайте представим себя различными животными и насекомыми: зайцами, лягушка­ми, кузнечиками. Днем вы будете резвиться, а ночью сова будет на вас охотиться».

Школьники играют в игру «Совушка»: днем изображают зайцев - прыжки в полуприсе­де, руки перед собой; лягушек - прыжки в глубоком приседе; кузнечиков - подскоки; мышек - бег на носках; ночью все непод­вижно замирают, а сова ловит тех, кто ше­велится.

Учитель: «Ребята, поднимите руки, кто ни разу не попался сове. Молодцы! Значит, и но­чью вам удалось бы от нее спрятаться. За ка­питаном в колонну становись! Вот мы подошли к болоту. Всего несколько кочек, по которым мы сможем перебраться через него. Осторож­но, не провалитесь!»

Учащиеся прыгают толчком обеими ногами с приземлением на обе ноги из гимнастического обруча в обруч, перебираясь через болото.

Учитель: «А вот еще одна лужайка. Сколько на ней зайцев! Давайте поиграем с ними».

Учащиеся играют в игру «Бездомный заяц». Количество домиков для зайцев (обручей) на одно меньше, чем количество учащихся. Все прыгают и бегают по спортивному залу, а по свистку должны занять свободный домик. Кто остался без домика, тот выходит из игры. Каж­дый раз убирается один обруч, игра идет, пока не останутся три самых шустрых зайца.

Учитель: «Посмотрите, уже темнеет, ветер становится сильнее, скоро ночь, и нам пора возвращаться домой» (музыкальный фрагмент «Звуки леса».)

Дети выполняют упражнения на расслабле­ние (построение в круг):

«Деревья качаются»: и.п. - стойка ноги врозь, руки вверх, кисти расслаблены; медлен­ные наклоны влево и вправо.


Урок - путешествие» «По лесу к речке».

Задачи урока: совершенствовать навыки пре­одоления различных препятствий в беге; повто­рить подвижные игры; способствовать укреплению мышц, развитию быстроты, ловкости.

Оборудование: скамейки, барьеры, обручи, гимнасти­ческие маты, мостик, мел, проигрыватель, скакал­ка, две веревки, свисток (у учителя).

Ι. Вводная часть: построение, приветствие, перечисление задач. Потом учитель «открывает секрет»: сообщает, что сегодня класс отправляется путешествовать по лесу, а из леса выйдет к речке. Дети идут в колонне по кругу.

Учитель: «Прежде чем войти в лес, мы должны пройти по тропинке, нам встретятся кочки, мы увидим на лугу стога сена».

По ходу играем в подвижную игру «Кочка, тро­пинка, копна». Если звучит слово «кочка», дети должны принять упор присев; если «тропинка», продолжаем движение; если «копна», дети образуют круг, руки подняты вверх. Игра на внимание. По существу, проделали подготовительные упражнения.

Основная часть (37 мин.): через лес - к речке.

Учитель: «Вот перед нами лесные заросли».

Дети идут по кругу в полуприседе, в полном приседе, руки на коленях. Преодолевая поляну с поваленными деревьями, дети бегут по кругу и выполняют прыжки через скамейки. Огромный поваленный дуб они преодолевают по скамейкам на носках, руки в стороны. А если дерево повалено и еще с висящими ветками, дети должны пролезть под барьером.

Учитель: «Перед нами поляна с огромными камнями».

Дети бегут, наступая на барьер. А когда «на­чинается дождь и камни становятся скользкими», выполняют прыжок в шаге через барьер. Затем дети преодолевают ров (обозначен на полу с помощью двух веревок), выполняя прыжок с места в длину; перепрыгивают с разбега яму с водой (толчок дети выполняют на гимнастическом мостике, приземляются на гимнастические маты). Наконец все выходят к болоту с кочками и выполняют многоскоки (вместо кочек - обручи).

Учитель: «Вот и речка перед нами. Можно сде­лать привал, приготовить обед, но сначала при­дется наловить рыбы. Как это можно сделать?»

Ребята обязательно ответят, что для рыбной ловли нужна удочка. Еще одна подвижная игра - «Удочка». Дети стоят по кругу, в центре водящий со скакалкой, которую он вращает по горизонталь­ной плоскости, невысоко от пола. Дети перепрыгивают через скакалку, но если кто-то ее заденет, игра приостанавливается и провинившийся стано­вится в центр круга.

Через несколько минут определятся самые ловкие и подойдет время перейти к игре «Караси и щуки» («Из пойманной рыбы пора варить уху»). Все дети («караси») стоят за лицевой линией. В центре зала - водящий («щука»). По сигналу караси передвигаются к противоположному берегу, мимо щуки. Когда будут пойманы (осалены) 5-6 «карасей»,они держась за руки цепочкой, становятся на среднюю линию. Все остальные должны проскользнуть у них под руками. Последний непойманный «карась» объявляется победителем.

Учитель: «Теперь после успешных дел можно весело отдохнуть. Будем танцевать». Исполняется «Танец утят» или комплекс упражнений ритмической гимнастики. Если остается время, можно сыграть еще в какую-нибудь подвижную игру, например, «Невод». Уместно при этом вспомнить сказку А.С.Пушкина «О золотой рыбке».

ΙΙΙ. Заключительная часть.

Учитель: «Наше путешествие закончилось, за­нимаем места на теплоходе. Садимся, закрываем глаза, дышим глубоко, через нос, отдыхаем, плывем домой. (Ребята садятся на скамейки.) Нашим теплоходом управлял опытный капитан (учитель показывает на себя). Подведем итоги. Вспомним, что вы узнали, чему научились».


Непрерывно – поточные варианты сюжетных комплексов круговой тренировки (1 кл.).

«Матросы на корабле»

Создание у детей игровой мотивации

Дети надевают поверх спортивных костюмов матросские воротнички, не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя в роли матросов, а преподаватель - фуражку капитана. Преподаватель включает фонограмму с записью шума морского прибоя и приглашает детей отправиться в плавание на старинном парусном корабле.

1-я станция «По мачтам и реям»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, наклонная доска, маты.

Программная задача - совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставным шагом, в сочетании со спуском по наклонной доске.

Описание упражнения: влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставным шагом перейти на соседний пролет, спуститься вниз, используя чередующийся шаг; то же самое повторить на третьем-четвертом пролетах; влезть на пятый пролет, приставным шагом перейти на шестой и скатиться вниз по наклонной доске.

Примечание. Преподаватель оказывает страховку при спуске по наклонной доске.

Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями - четыре пальца сверху, большой - снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; при скатыва­нии по наклонной доске приземляться на ноги, мягко сгибая колени.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать число пролетов гимнастической стенки (от 3-4 до 8-10); 2) ограничивать нагруз­ку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролета на пролет на третьей-четвертой перекладине).

2-я станция «Спуск в трюм»

Оборудование и инвентарь: дорожка для пол­зания длиной 6-8 м; дуги высотой 40 см, уста­новленные туннелем.

Программная задача — совершенствовать на­вык ползания на четвереньках в сочетании с под ползанием под дугами.

Описание упражнения: ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.

Организационно-методические указания: ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать способы ползания с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; 2) варьировать число преодолеваемых препятствий.

3-я станция «Из трюма на палубу»

Оборудование и инвентарь: горизонтальная лестница, приподнятая от пола на 25-30 см.

Программная задача - совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: перешагивание через рейки лестницы.

Организационно-методические указания: шагать чередующимся шагом; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову смотреть вперед.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных ва­риантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных - руки фиксируются в заданном положении - в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) варьировать количество перешагиваний.

4-я станция «По скользкой палубе в шторм»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка.

Программная задача - совершенствовать навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Описание упражнения: ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Организационно-методические указания: дер­жаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями - четыре пальца снизу, большой - сверху; ползти, подтягиваясь на руках.

Способы дифференцирования нагрузки: ва­рьировать количество подтягиваний.

5-я станция «Переход на соседнюю мачту»

Оборудование и инвентарь: канат.

Программная задача - совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: ходьба по канату.

Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темп; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец каната; не ступать на пол.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных - руки фиксируются в заданном положении - в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) изменять расположение каната - прямо или волнообразно; 3) варьировать способы ходьбы - приставляя пятку одной ноги к носку другой, приставными шагами правым и левым боком и т.д.

6-я станция «Между подводящая рифами»

Оборудование и инвентарь: лестница, уста­новленная боком на полу.

Программная задача - совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с проползанием «змейкой» между перекладинами поставленной на бок лестницы.

Описание упражнения: ползание на четве­реньках с опорой на колени и ладони, проползая между перекладинами лестницы.

Организационно-методические указания: ползти заданным способом; проползая между перекладинами, не задевать их.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения количества преодолеваемых препятствий; 2) варь­ировать способы, ползания - с опорой па пред­плечья и ладони.

Интервальные варианты сюжетных

комплексов круговой тренировки (1 кл.).

Комплекс № 1 «Любимые игрушки»

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель показывает детям «волшебную палочку», которую «подарила Фея игрушек». С помощью этой палочки он может «превращать» детей в различные игрушки. Когда дети разойдутся по станциям, преподаватель взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова: «Эне-бене-раба! Кварта-квинта-жаба!», и круговая тренировка начинается.

1-я станция «Плюшевые медвежата»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, маты.

Примечание. Число секций гимнастической стенки должно соответствовать количеству за­нимающихся на станции, так чтобы на одном пролете упражнялся один ребенок.

Частная задача - совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом.

Описание упражнения: влезать вверх и спус­каться вниз чередующимся шагом.

Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять дистанцию.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения вы­соты лазанья; 2) варьировать продолжительность выполнения упражнения.

2-я станция « Ванька-встанька»

Оборудование и инвентарь: коврики по ко­личеству занимающихся на станции.

Частная задача - укрепление мышц живота.

Описание упражнения: и.п.: сидя, согнув ноги, руки за головой. 1-2 - лечь на спину; 3-4 - и.п.

Организационно-методические указания: стопы от пола не отрывать; в положении лежа на спине разводить локти и касаться плечами пола.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) в облегченных вариантах упражнения изменять положение рук - на пояс, в упоре сзади и т.п.

3-я станция «Оловянные солдатики»

Оборудование и инвентарь - гимнастическая скамейка.

Частная задача — развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности.

Описание упражнения:и.п.: стоя, ноги вместе, лицом к скамейке, руки внизу. 1 - согнуть правую ногу вперед на скамейку; 2 - разгибая правую ногу, толчком левой встать на скамейку; 3 - шагом правой ноги назад согнуть левую вперед на скамейку; 4 -приставить левую ногу в и.п.

Организационно-методические указания: спина прямая; смотреть вперед; постепенно увеличивать темп движений.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) в облегченных вариантах выполнять упражнение на скамейке меньшей высоты; 3) облегченный вариант упражнения: 1 - поставить правую ногу на скамейку; 2 - и.п.; 3-4 - то же левой.

4-я станция «Качели»

Оборудование и инвентарь: коврики по ко­личеству занимающихся на станции.

Частная задача - укрепление мышц спины.

Описание упражнения: и.н.: лежа на животе, руки вверху. 1-2 -прогнуться, поднять руки, голову, верхнюю часть туловища; 3-4 - и.п.; 5-6 - поднять ноги; 7-8 -и.п.

Организационно-методические указания: руки и ноги прямые; пятки вместе; постепенно увеличивать амплитуду движений.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегчен­ный вариант упражнения - руки перед грудью, подбородок на кисти.

5-я станция «Мячики»

Оборудование и инвентарь не требуются.

Частная задача - развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности.

Описание упражнения: и.п.: о.с., руки на поясе. Прыжки на месте, выпрямившись.

Организационно-методические указания: спина прямая, затылком тянуться вверх; в фазе полета выпрямлять ноги, вытягивая носки; мягко приземляться с носков на всю стопу.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) усложненные варианты упражнения - выполнять прыжки в приседе, руки на коленях; выполнять выпрыгивания вверх из приседа.

6-я станция «Велосипед»

Оборудование и инвентарь: коврики по ко­личеству занимающихся на станции.

Частная задача - укрепление мышц живота и ног.

Описание упражнения: и.п.: лежа на спине, ноги согнуты вперед, руки за головой. Движениями ног имитировать «педалирование».

Организационно-методические указания: плечи и локти прижаты к опоре; полностью разгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах.

Способы дифференцирования нагрузки: ва­рьировать продолжительность выполнения уп­ражнения.


Урок «Космическое путешествие на Марс»

Цель: формировать знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Разминка.

Обращаясь к классу, учитель говорит о том, что сегодня для ребят приготовлена необычная космическая витаминка здоровья. Ребята отправляются в космическое путешествие на Марс. В колонне по одному учащиеся направляются в обход по залу со словами:

«Мы идем на космодром, дружно в ногу мы идем».

Мы подходим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Каждая строчка речитатива повторяется на четыре шага стихотворный текст можно повторить несколько раз. К концу задания учащиеся образуют замкнутый круг, передвижение по залу продолжается. Учитель подбадривает:

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

По команде остановка (на месте)

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Повернулись в круг лицом(поворот)

Упражнения начнем.

2. Комплекс общеразвивающих упражнений.

Учитель показывает каждое упражнение.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс.

Звезды, в гости ждите нас.

(Подняться на носки, руки вверх).

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись.

(Ходьба на месте, взявшись за руки, имитировать подъем в ракету по ступенькам.)

Ученики садятся в ракету (на пол) друг за другом, а учитель предупреждает:

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

(Выполняется несколько приседаний по команде «Сели-встали»). После выполнения упражнения следует пауза для отдыха и затем звучит команда:

-Кресло займи.

(Сесть на пол.)

-Пристегнуть ремни!

(Имитировать закрепление ремней.)

-Три, два, один... Летим!

После этих слов учащиеся встают и, повернувшись направо, в колонне по одному передвигаются бегом по кругу, руки в стороны. Можно бежать с изменением направления движения. Общая продолжительность бега 1 минута, затем следует переход на ходьбу. Подается команда:

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

Ученики расходятся по залу и медленно поднимают руки вверх, в стороны с выносом прямой ноги в различных направлениях, имитируя движения тела в состоянии невесомости. Затем звучит команда:

К Марсу путь был очень длинным,

Стоп! Выходим из кабины.

Учащиеся расходятся по залу, а учитель обращает их внимание на препятствия, которые встречаются на пути:

Путь неровный - рвы, канавы.

Их преодолеть вам надо.

Дети перепрыгивают через воображаемые рвы и канавы произвольным способом.

Возвращаться нам пора,

Полетели, детвора.

Медленный бег по кругу, руки в стороны. Затем переход на ходьбу со словами:

Мы с полета возвратились

И на землю опустились.

В конце игры подводятся итоги полета на Марс.

ΙΙ. Основная часть

1. Танцевальные упражнения.

- А сейчас мы научимся танцевать космический танец «Шаг с подскоком». На счет «раз» небольшой шаг вперед правой ногой. Левую ногу, слегка поднять сзади. На счет «и» легко подскочить вперед на правой ноге. Левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть. На счет «два» небольшой шаг вперед левой ногой, правую ногу слегка поднять сзади. На счет «три» легко подскочить вперед на левой ноге, правую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть и т. д.

На первых уроках ученикам младших классов довольно трудно выполнить этот шаг. Поэтому вначале основное внимание уделяется чередованию движений, а затем точности выполнения.

2. Танцевальная минутка «Если нравится тебе».

Учащиеся свободно располагаются на площадке. Учитель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает пeсню и показывает движения. Ученики подхватывают песню и вслед за учителем проделывают все движения.

Если нравится тебе, то делай так...

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится Тебе, то делай так...

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай так...

(Два щелчка пальцами над головой.)

Дальше все строки куплетов повторяются еще три paза, но движения заменяются другими: сначала - два хлопка в ладоши, потом - два хлопка по коленям, потом - два притопа ногами. Затем ученики поют:

Если нравится тебе, то ты скажи:

«Хорошо!»

Если нравится тебе, то ты скажи:

«Хорошо!»

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

Хорошо, хорошо!

В заключение игры поют.

Если нравится тебе, то делай все...

Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.

Хорошо!

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

Хорошо!

III. Заключительная часть

1. Дыхательная и звуковая гимнастика космонавтов.

• Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта. Выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

• Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

• Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

• Энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

• Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

• Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.

• Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

2. Комплекс упражнений «Ветер на планете».

• И. п. — сидя ягодицами на пятках, носки оттянуты, стопы соединены, спина прямая, руки вверху над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела. Учитель говорит: «Планета, отзовись», дети начинают петь «сат-нам» («сат» произносится резко, нужно поджать живот к позвоночнику, это резкий выдох). Повторить 3-5 раз. Цикл дыхания: выдох («сат»), пауза, вдох («нам»). Когда произносится «сат», напрягаются мышцы туловища (ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи), когда произносится «нам», мышцы расслабляются. Упражнение следует выполнять в медленном темпе. После того как дети 8—10 раз произнесут «сат-нам», педагог говорит: «Позывные принял!»

• И. п. - стоя, сидя или лежа; если сидя - спина прямая, глаза закрыты. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Упражнение выполнять бесшумно, плавно. Выполнять 3—4 раза лежа на спине, 3-4 раза - стоя. Упражнение выполняют, произнося: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются». Спокойно выдохнуть воздух через нос, втянув в себя живот и грудную клетку; медленно и плавно вдохнуть, чтобы воздух заполнил легкие; задержать дыхание, напрягая все мышцы, и мысленно произносить: «Я сильный (ая); медленно выдохнуть воздух через нос, расслабить мышцы.

3. Подведение итогов. Спокойная ходьба по залу.


Урок «Пожарные на учении»

Цели: продолжать формировать знания и представления о преимуществах здорового образа жизни; совершенствовать технику выполнения упражнений в лазании по гимнастической стенке; обучить игре «Пожарные на учении».

Ход урока

Ι. Вводная часть

Разминка.

Кинь, кинь, перекинь,

Давай вместе побежим

Через воду и огонь -

Не догонит нас и конь.

Раз, два - догоняй,

Ну, попробуй-ка, поймай!

Три два, один да четыре -

Всю пятерку изучили.

А теперь мы отдохнем

И опять считать начнем.

(Руки вперед, вверх, 5 хлопков в ладоши, 5 круговых движений кистью рук, 5раз сжать и разжать пальцы.)

2. Комплекс общеразвивающих упражнений на гимнастических скамейках.

И. п. - сидя верхом на скамейке, ноги согнуты в коленях, руки на поясе. На счет «раз» - руки в стороны; на счет «два»- вверх; на счет «три» - руки в стороны; «четыре» — вернуться в исходное положение (6-7 раз).

• И. п. - сидя верхом, ноги согнуты в коленях, руки на поясе. На счет «раз» - руки в стороны; на счет «два» - наклон влево (вправо), коснуться пальцами рук пола; «три»- выпрямиться руки в стороны; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение (6 раз).

• И. п.- сидя верхом на скамейке, ноги прямые, руки за головой. На счет «раз» - руки в стороны; на счет «два» - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; на счет «три» — выпрямиться, руки в стороны; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение (5-6 раз). I

• И. п. - стоя перед скамейкой, руки вдоль туловища. На счет «раз» - шаг правой ногой на скамейку; на счет «два» - шаг левой ногой на скамейку; на счет «три»- опустить правую ногу на пол; на счет «четыре» - шаг левой ногой со скамейки; повернуться кругом и повторить упражнение (3-5 раз).

• И. п. - сесть спиной к скамейке, руки хватом сверху за края скамейки. На счет «раз-два» - поднять прямые ноги вверх и вперед; на «три-четыре» - в исходное положение (5-6 раз).

• И. п. - стоя боком к скамейке, руки вдоль туловища. Прыжки вокруг скамейки, затем пауза и снова прыжки.

II. Основная часть

1. Выполнение учебных заданий.

Упражнения в переползании изучаются вначале в медленном темпе, по частям, а затем, по мере освоения техники, выполняются быстро. Переползания применяются при преодолении полос препятствий, в подвижных играх и др. Эти упражнения целесообразно проводить на открытых площадках; в различных комбинациях с лазаньем, переноской груза, метанием и другими прикладными видами. Переползать можно вперед, назад и в стороны. При движении назад техника переползания та же, меняется только последовательность и направление движения отдельных частей тела (все выполняется в обратном порядке).

• И. п. - упор стоя на коленях. Одновременно переступить левой ногой и правой рукой на одинаковое расстояние, то же выполнить другой ногой и рукой и т. д. (разноименно). Если в одной руке находится палка, веревка или какой-либо другой предмет, то она ставится на кулак. Вариант: то же, но переступание правой рукой и правой ногой .

• И. п. - упор стоя на коленях и предплечьях. Техника исполнения аналогична переползанию на четвереньках, описанному выше.

Подвижная игра «Пожарные на учении».

Ученики строятся в три-четыре колонны лицом к гимнастической стенке - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4-5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвешиваются колокольчики. По сигналу учителя «Марш!»дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Учитель отмечает

того, кто быстрее всех выполнил задание. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т. д. В конце игры учитель отмечает ту колонну, дети которой быстрее справились с заданием, то есть ловко забрались и позвонили в колокольчик. При лазанье по гимнастической стенке обращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек и не спрыгивали, а сходили с последней рейки гимнастической стенки.

При проведении данной игры учитель осуществляет страховку детей.

ΙΙΙ. Заключительная часть

1. Подвижная игра «Не попадись».

2. Подведение итогов. Упражнения на релаксацию и восстановлeние.


Примерные сюжеты для подготовительной части урока (ОРУ)

Котенок Мяу


Образ

Воплощение

«Мяу сердится»

Меня разбудил солнечный лучик очень рано

Решил я его лапой прогнать, но уж очень ласково он скользнул по глазкам, по носику и остановился на спинке.

1.И.п.- о.с.: руки внизу.

1. – руки к плечам;

2 – руки вверх;

3 – руки к плечам;

4 – и.п. (7 раз)

Стало так тепло, я зажмурился от удовольствия, подставил солнышку спинку,

2. Встань на четвереньки, прогибать и разгибать спинку

а потом хвостик, и еще, и еще разочек…

3. Встать на четвереньки, повороты туловища и головы вправо и влево (по 10 раз)

А теперь и животик можно погреть на солнышке.

И.п.: лечь на спину, руки вверху, перекаты туловища влево и вправо (по 5 раз)

Ой-ой, как чешется за ушком, сейчас лапкой достану до уха и снова погреюсь.

5. Почесать правой ногой за правым ухом, левой ногой за левым ухом (по 10 раз)

А теперь надо подумать о завтраке – мне мама говорила, что по утрам надо пить молоко, тогда я вырасту большим и умным.

6. Встать на четвереньки, руки вытянуть вперед и соскользнуть, вытянувшись во весь рост (10 раз)

С добрым утром!

7. Повторить упражнение1 (7 раз)


Ужонок Ми приглашает на зарядку.

Образ

Воплощение

Если проснуться рано – рано, если тихонько выйти из дома, обогнуть засохший пруд, даю вам честное слово: под ромашкой можно увидеть ужонка без шляпы и ботинок.

  1. И.п.: о.с.,руки на поясе

1.- присед, руками коснуться пола;

2. – руки вверх;

3 – руки к плечам;

4 – и.п. (7раз)

Он лежит на травке и что-то разглядывает под листочками земляники, тихо рассуждая:

2. И.п.: сед на полу, руки вверху

1. – наклон вперед, руками обхватить

ноги (сосчитать до 5)

2 - и.п.;

3. – счет 1;

4. – и.п. (5 раз)

« Что же это такое? И может ли быть такое? И если может быть, то почему может? А если не может быть, то почему не может? И как это сначала показалось, что не может быть?»

Лучи теплого солнца коснулись его, заставляя встретить новый день, но Ми мечтал о своем:

3. И.п.: лежа вниз лицом, руки на уровне плеч.

1 -опираясь на прямые руки,

прогнуться назад;

2. – и.п.;

3- счет 1;

4 – и.п. (10 раз)

«Если бы я смог, я превратился бы в капельку от дождя и на божьей коровке покатался бы верхом».

4. И.п.: лежа вниз лицом, руки вдоль туловища.

1 – согнуть ноги в коленях, взяться руками за ноги ближе к ступням. Оторвать колени и плечи от пола (сосчитать до 5)

2 – и.п.;

3 – счет 1;

4 – и.п. (10 раз).

Хитро улыбнулся и потянулся к солнышку.

5. И.п.: лежа на спине, руки за головой.

1 – сесть, руки за головой.

2 – и.п. (10 раз).

Хвостом легонько коснулся паутины, разбудил паука…

6. И.п.: лежа на спине, руки за головой.

1 – поднять прямые ноги вверх;

2 – и.п.;

3 – счет 1;

4 – и.п. (6 раз)

…и они стали весело играть в траве.

7. И.п.: присед, руки на пояс.

1 – встать, руки через стороны вверх;

2 – и.п.



В гостях у солнышка.

Образ

Воплощение

Однажды солнышко закрыла большая туча.

В положении полуприседа обхватить руками плечи, голова опущена (счет 1-2-3-4)

И день, и два, и три нет солнышка, плохо без его света и тепла.

Руки на пояс, о.с.

1 – поднять плечи;

2 – и.п.

3 – поднять плечи;

4 – и.п.

- Где же солнышко? - пищали цыплята.

Повороты головы вправо, влево

- Нужно его найти.

Наклоны вперед, назад.

И отправились наши цыплята в дорогу, путь предстоял далекий.

Ходьба по кругу.

Вот идут цыплята по узкой, узкой тропинке.

Ходьба на носках.

Тропинка еле видна, закрывают ее широкие, длинные листья травы.

Ходьба перекатом с пятки на носок.

По зеленому листу прошагал паук.

Ходьба в упоре сидя сзади.

- Паук – паук, не знаешь ли ты, где солнышко живет? – спросили его цыплята.

- Нет, не знаю, спросите, вон она по листочкам ползет.

Подскоки с рук на ноги.

Нет, и улитка не знает, где живет солнышко.

– Спросите у ежика.

Пошли цыплята дальше.

Ходьба на носках.

Ежика они нашли под высокой елью, он фыркал, шуршал листочками, перебирая их лапками. Ежик тоже давно не видел солнышка.

- Может быть, заяц знает, - вслух сказал ежик.

Зайчик быстро пропрыгал мимо цыплят, они и не успели ни о чем спросить.

Ходьба на пятках.



Подскоки на двух ногах в полном приседе.

Подняли цыплята головы, а перед ними открылось картофельное поле, словно лес густой, и им навстречу – жучок – блошачок: с ножки на ножку прыг! С куста на куст щелк- щелк!

Ходьба на носках.


Подскоки с ноги на ногу.

Не заметил жучок путешественников, вот они уже за жужелкой следят, а она как пустится бежать,

Бег с высоким подниманием бедра

Бежит, будто по воздуху летит, цыплятам за ней не угнаться.

Бег с захлестыванием голени.

И вдруг…ж!ж!ж!- пчела! Она собрала сладкий сок с цветов – нектар, а заодно и пыльцу. Нагрузится пыльцой и нектаром – ж-ж-ж- и взлетает, миг – только её и видели.

Бег «змейкой» с приседаниями на линиях.

Улетела пчела с цветка, а на соседнюю зеленую веточку бесшумно опустилась стрекоза: коснулась кончиками ножек веточки – и молнией за комаром; И снова садится, глазками посмотрит и снова на охоту за комариком или мушкой.

Бег «змейкой» с наклонами.

А сорока давно уж за нашими цыплятами наблюдала – с ветки на веточку, от дерева к дереву.

Бег «змейкой» лицом/спиной вперед.

Голова то в одну сторону, то в другую…

Бег с поворотом кругом.

- Куда, цыплята, путь держите? Куда?

Бег «змейкой» лицом/спиной вперед.

- Идем солнышко искать. Скучно без него, может ты, сорока знаешь, где оно живет?

- Я – то не знаю, но может, утка знает?

Прыжки с продвижением вперед.

- Соседушка утка, не знаешь ли ты, где живет солнышко, а то холодно без него? – спросили цыплята.

Ходьба «гусиным» шагом.

- Знаю – знаю: пройдите через болотце,

Полоса препятствий: с кочки на кочку;

через озерцо,

прыжки из обруча в обруч в упоре присев (с рук на ноги);

скатитесь в овраг,

перекаты вперед;

пройдите по краю леса,

пройти по гимнастическому бревну;

вдоль колючих кустов,

прыжки через гимнастические скамейки (правым / левым боком, или лицом вперед, согнув ноги);

доберетесь до высокой горы,

Добраться по наклонной скамейке и скатиться на животе по рядом закрепленной скамейке.

На макушке горы лежит облако – оно и отведет вас к солнышку.


Добрались до высокой горы.

И.п.: упор присев.

1-2-3-4 – упор лежа на прямых руках.

Видят: на верхушке горы лежит облако

1-2-3-4 - из положения лежа на животе обхватить ноги за стопы.

- Я покажу вам, где живет месяц.

И.п.: лежа на животе, руки за голову

1-2-3-4- прогнуться в спине, удержать верхнюю часть туловища.

- Месяц, серебряный рожок, проводи нас до солнышка.

- Провожу – провожу, да вот оно, крепко спит.

1-2-3-4 - «мат»

- Солнышко, проснись!

Кто мне спать мешает? – потянулось солнышко.

- Это мы, цыплята! Пора просыпаться, без тебя грустно и холодно.

Вышло солнышко. Да такое чистое, светлое.

И.п. – о.с., руки в стороны.

Следующий сюжет включает различные виды ходьбы,

бега и полосу препятствий.

Образ

Воплощение

Чтобы совершилось чудо, нужно произнести волшебные слова, а мы сосчитаем до пяти и

Сгибаем и разгибаем поочередно пальцы на обеих руках: от мизинца до большого пальца.

Откроем ключиком дверь в сказку.

Сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук (большой палец внутрь кулака)

Ранним утром Бемби шел с мамой по узкой тропе, пролегавшей между кустами. Дорога сверкала росой, благоухала влажной травой, землей, цветами.

Перестроение в колонну по два; обычная ходьба.

Это было приятное путешествие

Ходьба со сменой мест с партнером:

(а) х (б) х х х

Вот что – то зашуршало в траве, закачались травинки, тихо зашептались стебельки, растревоженные чьим-то бегом. А портом до слуха олененка долетел какой-то шорох и словно бы негромкий топот

Ходьба на носках (мышь).

- Это ежик, сказала мама, - он весь в иголках, но он никогда никому не сделал больно.

Ходьба на пятках, руки за спиной, кисти переплетены (еж).

Хорошенько принюхавшись к земле, Бемби узнал еще одного зверька – это лиса. Она на охоту вышла.

Ходьба на внешней стороне ступни (лиса)

В метелках травы шевелились два больших уха. «Это заяц», - вспомнил Бемби. Заяц тоже увидел олененка, улыбнулся ему и пустился прочь, прижав уши.

Подскоки в упоре присев с опорой на руки.

Чтобы попасть на поляну, Бемби и его матери нужно было обойти дуб. На ветке дуба сидела белочка.

Ходьба в упоре сидя сзади.

Приветливая и общительная, она умела замечательно бегать. Беседуя с оленями, она без устали носилась вверх и вниз по гладкому стволу.

Подскоки в полном приседе правым / левым боком.

А сейчас она моментально спустилась вниз таким невероятным прыжком, что у Бемби даже голова пошла кругом. Она спустилась вниз, приговаривая: «Нет, внизу слишком сыро! Подождите, я найду себе местечко получше…Можно прекрасно разговаривать и отсюда…»

И мгновенно подпрыгнула вверх.

Чередовать с перекатом назад.

А внизу, у самого дерева не спеша прогуливался благородный фазан, он что-то поклевывал в траве и осторожно озирался; его изумрудная грудка сверкала на солнце.

Ходьба в полном приседе, руки за спиной.

Бемби еле заметил в траве муравья, чуть не наступил на него. Муравьишка так спешил, что олененок не успел пожелать ему доброго утра.

Бег на четвереньках.

Бемби с мамой продолжали путь дальше, через высокую траву,

Бег с высоким подниманием бедра.

колючие кусты;

Правым / левым боком, приставным шагом.

перепрыгивая через овражки и ямки

Прыжки с ноги на ногу

И вот, наконец, их поляна, вся полная солнцем. Бемби был потрясен. Он прыгал от радости.

Подскоки на двух ногах правым / левым боком.

Тут мама наклонила голову и стремительно кинулась вперед. Бемби засмеялся и кинулся за ней: два, три шага и во весь дух.

Бег с высоким подниманием голени.

Он мчался без цели и направления, кидался из стороны в сторону, затем опять описывал круги, внезапно останавливался, переворачивался в мягкой траве. Мать следила за ним, затаив дыхание.

Полоса препятствий: бег с изменением направления, кувырки вперед, назад, перелезания, ползание, подпрыгивание.

Заключительная часть

День заканчивался, ночь пришла в лес, опустилась на полянку. Но поляна жила и ночью. Бемби заметил, что каждый его шаг поднимает из травы тысячи крошечных существ, они прыгали во все стороны, ползали, шептались, лишь на краткий миг обнаружив свое существование. И это было поляной.

Перестроение в круг:

х

хх

хх

хх

х

- Мама смотри, - воскликнул Бемби, - цветочек!

- Это не цветок, а бабочка.

На счет 1,2,3,4, принять положение:

- Как вы красивы! – воскликнул Бемби.- Вы прекраснее, чем цветок, что за чудо эти крылья! Мама, а это кто же?

Согнуть ноги в коленях, взяться руками за ноги, ближе к ступням; оторвать колени и плечи от пола – сосчитать до четырех.

- Это кузнечик, он так напуган!

На счет 1,2,3,4 :

опираясь на прямые руки, прогнуться назад, руки за спиной – сосчитать до четырех.

- Я испугался немного, но я не из пугливых, - сказал кузнечик. – Хотите познакомиться с моей подругой улиткой? У нее есть домик на спине, вот посмотрите.

Принять положение:

опираясь на прямые руки, прогнуться назад, ступнями коснуться головы.

- У меня нет времени слушать вашу болтовню, я спешу,- ответила улитка.

- Она добрая, хотя часто ворчит, - произнесла мохнатая гусеница.

Стойка на лопатках (сосчитать до четырех).

Бемби думал, что знает поляну, что видел все, что можно увидеть, и слышал все, что можно услышать. Но оказалось, что мир куда богаче и разнообразнее, нежели он представлял. И завтра вновь придет день и принесет новые радости и открытия.

Переворот через плечо в сед - наклон вперед.


Урок «Морские приключения»

(2 - й класс)

Цель урока: развивать инте­рес к урокам, физической куль­туры посредством совместных игровых упражнений.

Задачи урока:

1. Закрепить уме­ние выполнять упражнения на гимнастической стенке и скамейке

2. Способствовать развитию ловкости и равновесия; совершен­ствовать двигательную реак­цию..

3. Воспитывать умение стро­ить совместные действия в под­вижных играх и эстафетах.

Инвентарь и оборудование:

4 скамейки, гимнастическая стенка, 3 мата, 4 швабры, 4 весла, 4 теннисных мяча, буйки, 4 ведра, 4 кубика, ребрис­тая доска, наклонная доска к гимнастической стенке, канат, 5 набивных мячей, гюйсы, мор­ская ракушка.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте! До­смотрите, сегодня наш зал пре­вратился в палубу корабля. Пе­ред нашим дальним путеше­ствием на корабле вам необхо­димо провести тренировку. Здесь есть все тренажеры для выполнения различных упражнений. Хорошая физическая подготовка необходима юным морякам, так как в дальних морских походах не обойтись без ловкости, силы и выносливости.

-Ребята! А кто такие юнги? (Юные моряки, обучающиеся морскому делу.)

-А что называется гюйсом? (Матросский воротник.)

Кто сможет стать настоящим юнгой, тот и получит гюйс. Я думаю, вы будете стараться, и у вас все по­лучится.

Учитель. Утро на корабле начинается с построения коман­ды и выполнения строевых уп­ражнений (объявляет построе­ние в одну шеренгу и сообщает задачи урока). Направляющему дается команда сдать рапорт о готовности к морским учениям.

По команде начинается вы­полнение упражнений.

«Морские учения»

1. Поворот налево.

2. Ходьба строевым шагом на месте; в обход налево по залу. .

3. Обычный бег; бег с увели­чением темпа.

4. Ходьба с препятствиями по диагонали:

- по гимнастической ска­мейке;

- прыжки через набивные мячи;

- ходьба змейкой между « буйками».

Учитель. Команда справи­лась с заданием. Да, морские учения - это сложно, но в них есть и приятные моменты (учи­тель объявляет следующий этап учений - общеразвивающие уп­ражнения, с элементами танца под музыку).

«Комплекс корабельной за­рядки»

1 И.п. - о.с., руки на по­ясе:

1 - поднять плечи вверх;

2 - и.п.;

3-4 - то же.

2. И.п, - о.с., руки за голо­вой, локти в сторону:

1 - левая рука вверх, пра­вая - вниз;

2 – и. п.;

3 - правая - вверх, левая - вниз;

4 - и.п.

3. И.п.: стойка, ноги врозь, руки на поясе:

1 - наклон влево;

2 - и.п.;

3 - поворот влево, руки на поясе;

4 - и.п.;

5- то же вправо.

4. И.п.: стойка, ноги врозь, руки в стороны:

1 - наклон вперед, левая рука вниз;

2 - и.п., руки вправо;

3 - наклон вперед, левая рука вниз;

4 - и.п.;

5-8 - то же правой рукой.

5. И.п.: стойка на коленях, руки за головой:

1-2 - пружинистые поворо­ты туловища влево;

3 - сед на колени, прогиб назад;

4 – и. п.;

5-8 - то же вправо.

6. И.п.: стойка, ноги врозь, руки за головой:

1 - присед;

2 - и.п.

3 - левая нога в сторону, руки в стороны;

4 - и.п.

7. И.о.: стойка ноги врозь, руки на поясе:

1 - мах левой ногой вперед;

2 - и.п.;

3 - мах правой вперед;

4 - и.п.;

5-8 - то же назад.

8. И.п. - о.с., руки на поясе:

1 - левая на пятку вперед, правая рука вперед;

2 - правая на пятку вперед, правая рука вперед;

3 - левая нога в и.п., левая рука на пояс;

4 - и.п.

9. Прыжки на двух ногах: ноги врозь, ноги скрестно.

10. Восстановление дыха­ния.

«Запах моря» (релаксаци­онная пауза под запись морс­кого прибоя)

Учитель. Сейчас мы немно­го отдохнем и подышим свежим морским воздухом. Представь­те, что вы находитесь у тепло­го Черного моря.

В походе моряков поджида­ют разные испытания: жара, дождь, шторм. И вот тут моря­кам нужно собрать все силы в кулак, чтобы преодолеть трудности и помочь друзьям в труд­ную минуту.

Дети ложатся на пол. Мыш­цы расслаблены, глаза закры­ты, дыхание плавное. После каждого выдоха стараются мед­ленно втянуть воздух, пытаясь почувствовать запах моря.

«Матросы на корабле в шторм» (метод групповой

тре­нировки)

1) «Ходьба по скользкому тралу»: легкоатлетические уп­ражнения на гимнастическом бревне; прыжки на месте с упо­ром одной ногой на бревне.

2) «Ходьба по палубе в шторм»: ходьба по двум парал­лельным гимнастическим ска­мейкам, в прямых руках набив­ной мяч.

3) «Лазанье по реям»: ла­занье по наклонной скамейке в положении упор присев; по гимнастической стенке при­ставным шагом лицом к сте­не с выполнением хвата со­гнутыми руками на уровне груди.

4) «Спуск в трюм»: упраж­нение, «Каракатица» - передви­жение в упоре сзади на четве­реньках вокруг скамеек.

5) «Спуск к шлюпкам»: ходьба по канату, лежащему на полу.

Завершается комплекс пост­роением в одну шеренгу.

Учитель:- Молодцы! Те, кто справился с заданием лучше,

получают гюйсы. Самая боль­шая опасность на море - белая акула. Среди всех обитателей моря у акулы самые крупные зубы. Поэтому лучше ей не по­падаться.

Учитель предлагает подвиж­ную игру.

«Внимание! Акула!»

Правила игры. Участники игры бегают по залу (имити­руют движения пловцов). По сигналу: «Акулы! Быстро из воды!» - дети убегают и спаса­ются, вставая на скамейки («шлюпки»). Два водящих («акулы») стараются поймать игроков, которые не успели запрыгнуть на скамейки. Пойманные становятся «акулами» и помогают ловить других уча­стников. Те, которые не попа­лись «акулам» «в зубы», счи­таются победителями и полу­чают гюйсы.

Учитель. Матросы на кораб­ле должны уметь делать все.

Из морского путешествия всегда возвращаются с сувени­рами. Кто желает получить су­венир, приглашается на старт командных эстафет.

Конкурсы юных матросов 1) «Драить палубу»

По сигналу первые номера с линии старта с помощью швабры ведут мяч, огибая буй­ки, до контрольного ориентиpa - ведра. Кладут мяч в ведро и бегут по прямой обратно, передают швабру следующему. Вторые номера добегают до вед­ра по прямой, берут мяч и ве­дут его шваброй обратно, оги­бая «буйки», до старта-фини­ша.

2) «Управлять шлюпкой с помощью весел»

По сигналу первые номера бегут с веслами, в руках, удер­живая на них кубик, огибая «буйки», и так же возвращают­ся обратно.

Команда-победительница получает гюйсы.

«Получи сувенир» (игра на внимание)

Учитель. Кто первый выпол­нит условия игры, тот возьмет сувенир. (Ученики стоят по кругу, сувенир - в центре).

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали...

И не одну, а целых... две!

Мечтает мальчик день за днем

Стать настоящим моряком.

Смотри и слушай, не хитри

И жди команду: «Раз, два... марш!»

Если хочешь быть ты лов­ким,

Упражняйся в тренировке.

Упражненье повтори

Разок, другой, а лучше... пять!

Недавно катер на причале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять!

Учитель. Посмотрите, сколь­ко в нашей команде достойных юных моряков. Я думаю, это не последнее, наше путешествие. (В течение урока после каждого задания учащиеся, которые лучше остальных справлялась с заданиями, надевают на пле­чи гюйсы.)

Проводится подведение ито­гов урока, отмечаются успехи и выставляются оценки.

Организованный уход с уро­ка.


Примеры сюжетных уроков

(для среднего звена школы)

Урок «Привет, Спортландия!»

Цели: укреплять здоровье школьников, содействовать нормальному физическому развитию; совершенствование навыков бега, ходьбы, прыжков, навыки ведения баскетбольного мяча; воспитание спортивного стиля жизни, предусматривающего здоровый образ жизни; потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями; сознательно применять в целях отдыха тренировки, с повышением работоспособности и укрепления здоровья; научить управлять своим самочувствием, ритмом дыхания.

Инвентарь: баскетбольные мячи по количеству детей, обруч, барьеры, дуги, маты, планки, кубы, инвентарь для спортивной игры.

Ι. Вводная часть

Построение в шеренгу, приветствие. Сообщение задачи урока

Повороты на месте, ходьба на месте.

Начинаем подготовку,

Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку

Не забудем про осанку!

Дети в ходьбе выполняют ходьбу на носках, пятках, выполняя корректирующие движения для осанки.

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Ритмическая ходьба с выполнением хлопков,

Танцевальный шаг польки и подскоков.

Остановка “Беговая”

- Совершенствование навыков бега с различной амплитудой бедра, голени, ритма. Бег с высоким подниманием бедра, захлестом, приставной шаг в высокой стойке правым плечом вперед, левым плечом вперед, ходьба.

Дети выполняют блок беговых упражнений.

8 шагов с высоким подниманием бедра,

8 шагов с захлестом,

8 шагов приставной шаг правым плечом вперед,

8 шагов приставной шаг левым плечом вперед,

8 шагов скрестной шаг.

Обычная восстановительная ходьба с упражнениями на дыхания. Анализ качества выполнения беговых упражнений.

II. Основная часть:

Остановка “ Ритмическая”

Дети под музыку выполняют ритмическую гимнастику.

Заключительные упражнения на координацию, формирование осанки.

- В каких видах спорта используется музыкальное сопровождение (фигурное катание, гимнастика, синхронное плавание).

Анализ выполнения ритмических упражнений.

Остановка “Баскетбольная”

Дети фронтально выполняют упражнения с баскетбольным мячом.

Ведение мяча на месте правой, левой рукой с изменением частоты и высоты отскока.

Ведение мяча с изменением направления.

Игра “Играй, играй, но мяч не теряй”.

Дети на ограниченной площадке выполняют ведение мяча и одновременное выбивание мяча друг у друга. Побеждает ученик, у которого мяч находился все время в движении (дриблинге). По окончании мячи метают в мешок с обручем.

Анализ выполнения упражнений.

- Назовите виды спорта, где нужен мяч? (футбол, волейбол, баскетбол, поло водное, хоккей с мячом, теннис и т.п.)

Остановка “ Прыжковая”

Дети выполняют прыжки с разбега согнув ноги – закрепить навыки детей фазы толчка и мягкому приземлению.

Анализ качества выполнения прыжков.

Викторина: Назовите виды прыжков в легкой атлетике? (прыжок в высоту, в длину, с шестом…).

III. Заключительная часть:

Остановка “Вызов вида спорта”

Ребята делятся на 2 команды и рассчитываются по порядку номеров.

По команде и показу картинки вида спорта участники соревнуются:

Футбол – ведение мяча ногой до отметки и вернутся в исходное положение.

Баскетбол – ведение мяча.

Легкая атлетика – бег с эстафетной палочкой.

Хоккей – ведение мяча клюшкой.

Теннис – перенос мяча на ракетке.

Фигурное катание – скольжение в паре

Упражнение на дыхание.

Все дышите! Не дышите!

Все в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите.

Превосходно. Опустите!

Поклонитесь. Разогнитесь!

Встаньте прямо!Улыбнитесь!

Общий анализ урока – игры.

Вручение всем “Билета участника путешествия в Спортландию.

Сюжетно - игровой урок « Десант» (гимнастика)

Инвентарь: гимнастические скамейки, маты, обручи, шведская лестница.

Задачи урока:

1. Совершенствование навыков выполнения упражнений в равновесии, лазания, ползания.

2. Развитие ловкости, быстроты.

3. Воспитание смелости, товарищества, дружбы.

1.Вводная часть

 Заход в спортивный зал под музыкальное сопровождение (марш) Выполнение задания под музыку “Бумер”.

Ходьба:

а) руки на пояс;

б) руки вверх;

в) руки вперед;

г) руки в стороны;

д) руки за голову.

Бег:

а) “Змейкой”

б) Восьмеркой.

Упражнения в движении (под счет 1-8):

а) строевым шагом;

б) с махом прямых ног в стороны;

в) с захватыванием голени, руки перед грудью.

Упражнения через середину:

а) “Чехарда” в паре.

б) пролезание под ногами в паре.

Первый – ИП ноги врозь.

Второй – пролезает под ногами и встает в ИП.

Тоже выполняет первый.

 Перестроение в три шеренги ОРУ с обручами:

1. ИП стойка обруч снизу.

1 – правая нога назад, на носок, обруч вверх.

2 – ИП

3 – 4 тоже с левой ноги.

2. ИП стойка обруч вверху, ноги врозь.

1 – 2 – два наклона в право.

3 – 4 – два наклона влево

3. ИП стойка руки в стороны, обруч в правой.

1 – руки вперед, перехват обруча в левую

2 – ИП обруч в левой руке.

3 – 4 тоже самое с другой руки

4. ИП стойка обруч вверху

1 – присед, обруч вперед

2 – положить обруч на пол

3 – встать

4 – ИП

1 – 4 – тоже самое, взять обруч

5. ИП обруч внизу

1 – 2 перешагнуть обруч

3 – 4 выйти из обруча, с переводом обруча через голову

Шаги, как через скакалку.

6. ИП стойка руки на пояс, обруч перед ногами.

1 – шаг правой в обруч

2 – прыжок на две ноги вперед

3 – шаг левой назад в обруч

4 – прыжок на две ноги назад

А теперь нам всем вместе произнести нашу речевку:

“Мы в десантники пойдем,

ни когда не подведен!

Будем прыгать и летать

Все приемы будем знать!”

II. Основная часть

Задания выполняются под музыкальную композицию «На границе» Л.Агутина.

- А сейчас нам нужно закрепить навыки выполнения упражнений в равновесии. Представьте себе что вы находитесь на сложном задании где от вас требуется четкость выполнения данных заданий. И от вас зависит успех всей военной операции, вашего отряда. И так:

1. Вы должны перейти через овраг разными способами.

а) ходьба по гимнастической скамейке, руки на пояс, соскок вперед, руки вперед.

б) ходьба приставными шагами правым и левым боком, руки на пояс, соскок, руки вперед.

в) ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс, выпад правой (левой) стойка на колене, руки в стороны, поворот на носках, шаги “польки”, соскок, руки вперед.

Молодцы! Вы с этим заданием справились.

И вот, следующая военная операция.

1. Вам нужно преодолеть бурелом (бегом по гимнастической скамейке).

2. Преодолеть минное (проползти по – пластунски).

3. Подняться на скалу (подъем на шведскую лестницу).

4. Спрыгнуть с парашюта (уголок согнув ноги).

5. И вернуться на самолете в нужный район (бег руки в стороны, с наклонами вправо, влево). Передача эстафеты.

И это вам оказалось задание по плечу.

Перед нами река. И ее мы должны переплыть на подручном средстве. Гимнастические скамейки это наши лодки, на которых, мы переправимся на другой берег.

Команды должны встать вдоль гимнастической скамейке, ноги врозь, с хватом за гимнастическую скамейку.

По команде: Марш! Команда старается как можно быстрее переместиться на другой берег (финиш). Побеждает та команда, которая переплывет быстрее.

Молодцы! Все выполнили задание правильно и быстро.

 Переплавились через реку, на пути у нас болото и выбраться можно только прыжками по кочкам.

Эстафета: “С кочки на кочку” - обратно бегом, передача эстафеты.

Позади ребята заболоченная местность.

Десантники делают привал.

(дети выполняют комплекс упражнений)

III Заключительная часть (5 минут)

Построение. Упражнение на восстановление дыхания.

1 – руки вверх вдох

2 – присед, руки вниз

Упражнение для глаз

Руки вперед, следим за кончиком пальчиков.

Отведение вправо, влево, к себе, от себя.

Сильно зажмурить глаза.

Открыть.

Повернитесь друг к другу подарите улыбку соседу. Молодцы!

Итог урока: все десантники справились с заданиями и в награду получают знаки отличия за физическую подготовку.


Лыжная подготовка.

Урок 1. «В поисках клада». Всем известна эта летняя лагерная игра, в которой дети ищут клад по запискам, целесообразно провести ее и зимой на лыжах. В записках помещают информацию, выраженную в различных формах (стихах, загадках, ребусах и т.д.). При этом сложность задания должна зависеть от возраста играющих. Такие записки перед занятием заранее могут разложить в определенных местах освобожденные от урока ученики. Можно делать это и самому учителю на предшествующем уроке. Главным условием поисков считаем дружное передвижение на лыжах всего класса. Мальчики эмоциональнее девочек, поэтому иногда в заданиях можно указать, что девочки должны идти впереди мальчиков, или же мальчикам дать задание выполнить буксировку девочек до следующей записки, либо дать для всех задание общего характера - спуск шеренгой до подсказки. Конечно же, и о самом кладе стоит позаботиться заранее, особенно нравится ребятам горячий чай со сладким пирогом.

Каждый учитель знает, как монотонно учащиеся выполняют задания, связанные с развитием выносливости. Улучшить настроение школьников поможет следующий сюжетный урок.

Урок 2. «Ориентирование на местности». Подготовка к уроку: 1. Установка контрольных пунктов (КП). На предшествующем уроке, во время прохождения дистанции с учениками, учитель устанавливает КП в виде небольших красных флажков, или это делает наиболее подготовленный ученик класса. 2. Подготовка карты. Нарисовать карту можно от руки, а затем раз­множить путем ксерокопирования. Для урока исполь­зуется одна карта на 2-4 человека. С одной стороны, это позволит сэкономить раздаточный материал, с другой - разбить класс на патрули в зависимости от возможностей учеников. Сразу нужно отметить маршрут и количество КП, в зависимости от уровня физической подготовленности школьников число КП варьи­руется. Инвентарь включает в себя компас, карандаши, горн или свисток (иногда ребята, увлекшись поисками, забывают про время и могут опоздать на следующий урок, в этом случае горн — хороший помощник).

Школьникам необходимо: 1) найти отмеченные на карте КП (у каждого КП свой цвет), 2) составить слово (на каждом КП написана буква, и весь марш­рут - это заданное слово). Наиболее подготовлен­ным ученикам можно дать карту с КП, на которых не ука­зано ни одной буквы, а другим в зависимости от их возможностей и пола указать одну или две буквы на карте. Побеждают ученик либо команда, которые быстрее других отгадают заданное слово. Практика показывает, что лучше брать слово подлиннее во избежание быстрого ответа, иначе урок потеряет смысл. Необходимо поощрять оценкой всех, кто отга­дал слово за отведенное время. А чтобы не было подсказок, на каждом КП у каждой команды толь­ко своя буква, например, у первой команды - А, у второй - Б и т.д.

Урок 3. «Спасение принцессы». Цель: за отведенное время постараться всем классом для спасения принцессы успешно преодолеть препятствия, которые придумал для ребят Кощей Бессмертный (для наглядности можно изготовить большую кар-

ту путешествия). Задания при их разнообразии должны быть доступны всем учащимся класса. За выполнением следит учитель, который выступает в роли Снежного Кома - посланца Кощея. Вот несколько заданий, которые можно использовать на практике: «Скалолаз» - с помощью веревки забраться на склон; «Тайга» - прохождение отрезка по непроторенному снегу; «Прокладка железной дороги» - вначале ученики выполняют подъем «лесенкой», рисуя тем самым шпалы, а затем катятся по своему следу вниз, рисуя рельсы; «Снайпер» - сбить снежком или мячом с прикрепленной к нему лентой чучело Кощея и его помощников. И т д.































































48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!