СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевые игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей  группе

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевые игры»

Собираемся на прогулку

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла. Она знако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и пред­ла­гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они одевают куклу. Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.



Магазин

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия

мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркет.

Аптека


Цель: расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки: фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств, расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игру­шеч­ное обору­до­ва­ние аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: прово­дится беседа о том, люди каких профес­сий рабо­тают в аптеке, чем занимаются. Знако­мимся с новой ролью – Заве­ду­ющей аптекой. Она прини­мает от насе­ле­ния лекар­с­т­вен­ные травы и пере­дает их Фармацевтам, чтобы они приго­то­вили лекар­с­т­вен­ные препараты. Заве­ду­ющая помо­гает Работ­ни­кам аптеки и Посе­ти­те­лям разоб­раться в затруд­ни­тельных ситуациях. Лекар­с­тва выда­ются

строго по рецептам. Роли дети расп­ре­де­ляют самостоятельно, по желанию.

Строим дом

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.

В библиотеке

Цель: расши­рить круго­зор детей, научить детей правильно пользо­ваться услу­гами библиотеки, приме­нять знания лите­ра­тур­ных произведений, ранее полу­чен­ных на занятиях, закре­пить знания о профес­сии библиотекаря, воспи­тать уваже­ние к труду библи­оте­каря и береж­ное отно­ше­ние к книге, расши­рить словар­ный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знако­мые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в библиотеку. Все вместе вспо­ми­нают о том, кто рабо­тает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выби­рают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети расп­ре­де­ля­ются на

несколько групп. Каждую группу обслу­жи­вает один Библиотекарь. Он пока­зы­вает много книг, а чтобы взять понра­вив­шу­юся книгу, ребе­нок должен назвать ее или коротко расс­ка­зать о том, что в ней написано. Можно расс­ка­зать стихот­во­ре­ние из книги, кото­рую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, кото­рые затруд­ня­ются выбрать книгу. Библи­оте­карю необ­хо­димо быть повни­ма­тельнее к посетителям, пока­зы­вать иллюс­т­ра­ции к понра­вив­шимся книгам. Неко­то­рые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмот­реть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги пред­ла­гал им Библиотекарь, гово­рят о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты

Цель: расши­рить тема­тику сюжет­ных игр, позна­ко­мить с рабо­той космо­нав­тов в космосе, воспи­тать смелость, выдержку, расши­рить словар­ный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: косми­чес­кий корабль и стро­ительный материал, прис­те­ги­ва­ющие ремни, инст­ру­менты для работы в космосе, игру­шеч­ные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель спра­ши­вает у детей, хотели бы они побы­вать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы поле­теть в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он пред­ла­гает отпра­виться в космос, чтобы оста­вить там спутник, кото­рый будет пере­да­вать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать

фотог­ра­фии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыг­ры­вают ситуацию. Они выпол­няют зада­ние и возв­ра­ща­ются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капи­тана расп­ре­де­ля­ются по жела­нию детей.

Семья

Цель: форми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние о коллек­тив­ном веде­нии хозяйства, семей­ном бюджете, о семей­ных взаимоотношениях, совмес­т­ных досугах, воспи­ты­вать любовь, доброжелательное, забот­ли­вое отно­ше­ние к членам семьи, инте­рес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необ­хо­ди­мые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям «поиграть в семью». Роли расп­ре­де­ля­ются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки пред­с­тоит день рождения. Все хлопо­чут об устро­ении праздника. Одни Члены семьи заку­пают продукты, другие гото­вят праз­д­нич­ный обед, серви­руют стол, третьи подго­тав­ли­вают разв­ле­ка­тельную программу. В ходе игры нужно наблю­дать за взаимо­от­но­ше­ни­ями между Членами семьи, вовремя помо­гать им.

В кафе

Цель: учить культуре пове­де­ния в общес­т­вен­ных местах, уметь выпол­нять обязан­ности повара, официанта.

Оборудование: необ­хо­ди­мое обору­до­ва­ние для кафе, игрушки-куклы, деньг и.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит Буратино. Он позна­ко­мился со всеми детьми, подру­жился с другими игрушками. Бура­тино решает прига­сить своих новых друзей в кафе, чтобы угос­тить их мороженым. Все отправ­ля­ются в кафе. Там их обслу­жи­вают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благо­да­рят за обслуживание.

Кругосветное путешествие



Ц ель: расши­рять круго­зор детей, закреп­лять знания о частях света, разных стран, воспи­ты­вать жела­ние путешествовать, дружес­кие взаимоотношения, расши­рить словар­ный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделан­ный из стро­ительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отпра­виться в кругос­вет­ное путе­шес­т­вие на корабле. По жела­нию выби­рают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закреп­ляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проп­лы­вает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Моря­кам прихо­дится ловко управ­лять кораблем, чтобы не стол­к­нуться с айсбергом, спра­виться с бурей. Только слажен­ная работа и дружба помо­гают им спра­виться с этим испытанием.

На дорогах города

Цель: закре­пить знания детей о прави­лах дорож­ного движения, позна­ко­мить с новой ролью – регулировщик, воспи­ты­вать выдержку, терпение, внима­ние на дороге.

Оборудование: игру­шеч­ные машины, флажки для регу­ли­ров­щика – крас­ный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям пред­ла­гают пост­ро­ить краси­вое здание – театр. Выби­раем место для постройки. Но сначала нужно пере­везти стро­ительный мате­риал в нужное место. С этим легко спра­вятся води­тели на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на глав­ных доро­гах не рабо­тает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движе­нием машин управ­лял регулировщик. Выби­раем Регулировщика. Он стано­вится в кружок. В руках у него крас­ный и зеле­ный флажки. Крас­ный флажок – «стой», зеле­ный флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регу­ли­ров­щик управ­ляет движением.

Правила движения

Цель: продол­жать учить детей ориен­ти­ро­ваться по дорож­ным знакам, соблю­дать правила дорож­ного движения. Воспи­ты­вать умение быть вежливыми, внима­тельными друг к другу, уметь ориен­ти­ро­ваться в дорож­ной ситуации, расши­рить словар­ный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игру­шеч­ные автомобили, дорож­ные знаки, светофор; для сотруд­ника ГИБДД – мили­цей­с­кая фуражка, палочка, радар; води­тельс­кие удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям пред­ла­гают выбрать сотруд­ни­ков ГИБДД, чтобы те следили за поряд­ком на доро­гах города. Остальные дети – автомобилисты. По жела­нию дети расп­ре­де­ляют между собой роли работ­ни­ков бензозаправки. В ходе игры дети стара­ются не нару­шать правила дорож­ного движения.

Мы – спортсмены

Цель: дать детям знания о необ­хо­ди­мости заня­тий спортом, совер­шен­с­т­во­вать спор­тив­ные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Разви­вать физи­чес­кие качества: быстроту, ловкость, коор­ди­на­цию движений, глазомер, ориен­ти­ровку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, реклам­ный щит для демон­с­т­ра­ции коли­чес­тва зара­бо­тан­ных баллов, спор­тив­ный инвен­тарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям провести сорев­но­ва­ние по разным видам спорта. По жела­нию детей выби­рают судей, орга­ни­за­то­ров соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самос­то­ятельно выби­рает вид спорта, в кото­ром будет состя­заться с соперниками. Судьи присуж­дают баллы за выпол­не­ние задания. Игра закан­чи­ва­ется награж­де­нием победителей.



На станции технического обслуживания автомобилей

Цель: расши­рять тема­тику стро­ительных игр, разви­вать конс­т­рук­тив­ные умения, прояв­лять творчество, нахо­дить удач­ное место для игры, позна­ко­мить с новой ролью – слеса­рем по ремонту автомашин. Оборудование: стро­ительный мате­риал для пост­ройки гаража, слесар­ные инст­ру­менты для ремонта машин, обору­до­ва­ние для мойки и покраске автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сооб­щить детям о том, что на доро­гах города очень много авто­мо­би­лей и эти авто­мо­били очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть стан­цию техни­чес­кого обслу­жи­ва­ния автомобилей. Детям пред­ла­гают пост­ро­ить большой гараж, обору­до­вать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслу­жи­ва­ющий персонал. Их знако­мят с новой рабо­чей специ­альнос­тью – слеса­рем по ремонту машин (мотора, руле­вого управления, тормо­зов и т. д.).

Пограничники



Цель: продол­жать знако­мить детей с воен­ными профессиями, уточ­нить распо­ря­док дня военнослужащих, в чем заклю­ча­ется их служба, воспи­ты­вать смелость, ловкость, умение четко выпол­нять приказы командира, расши­рить словар­ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, погра­нич­ный столб, автомат, погра­нич­ная собака, воен­ные фуражки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям побы­вать на госу­дар­с­т­вен­ной границе нашей Родины. Прово­дится беседа о том, кто охра­няет границу, с какой целью, как прохо­дит служба пограничника, каков распо­ря­док дня воен­ного человека. Дети самос­то­ятельно

расп­ре­де­ляют роли Воен­ного командира, Начальника погра­нич­ной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети приме­няют знания и умения, полу­чен­ные на преды­ду­щих занятиях. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние детей на поддер­жку и дружес­кую взаимопомощь.

Ш кола

Цель: уточ­нить знания детей о том, чем зани­ма­ются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи­тать жела­ние учиться в школе, уваже­ние к труду учителя, расши­рить словар­ный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детс­кие книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в школу. Прово­дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По жела­нию детей выби­ра­ется Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает учени­кам задания, они самос­то­ятельно и стара­тельно выпол­няют его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани­ма­ются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Космическое приключение

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Земля.

Мы – военные разведчики

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Детский сад

Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их тру­ду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрос­лых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в кол­лективной творческой игре.

Игровой материал.

Куклы, игрушечная посуда, на­бор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-замес­тители.

Подготовка к игре.

Экскурсия в кабинет врача. Вне­сение атрибутов для организации игры в «детского вра­ча». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей - стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детс­кий сад».

Игровые роли.

Врач, медицинская сестра, воспита­тель, заведующая, музыкальный работник, няня, по­вар.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритми­ки, кабинет заведующей и беседуют с медицинской се­строй и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает зна­ния, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры.

Также с детьми можно прочитать рассказу и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д.

Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло долж­ного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второсте­пенную роль, косвенно влияя на изменение игровой сре­ды, он может вести коррекцию игровых отношений.

К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «за­ведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с кукла­ми, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быст­ро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака «врач» и «медицинская сестра» вни­мательно осматривают «детей», каждому дают рекомен­дации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболе­ла, ее надо забрать из детского сада». После медицинс­кого осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное заня­тие» и т. д.

По ходу игры воспитатель следит за правильным раз­витием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новью роли.

«Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоя­тельно создавать для задуманного сюжета игровую об­становку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал.

Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Подготовка к игре.

Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровые роли.

Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры.

С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельно­сти взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Далее педагог побуждает детей творчески воспроиз­водить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соору­дить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, состав­лять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, ме­бель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).

После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать со­вместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вру­чать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать соб­ственные самоделки, применять природный материал.

В сюжеты любимых детских игр педагог должен вно­сить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, ме­таллофон, бубен, трещотки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают сти­хи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует пред­варительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что бу­дет делать на празднике.

Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллектив­ных игр, например: «Семья» и «Школа».

«Школа»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бы­товой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал.

Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре.

Экскурсия в школу. Беседа с учи­телем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми под­готовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры.

Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей шко­ле: показать классы, столовую, мастерские, раздевал­ку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.

Потом для дальнейшего обогащения знаний о шко­ле воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует бесе­да о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразитель­ными средствами реализации роли (интонация, мими­ка, жесты).

Совместно с детьми педагог может изготовить атри­буты для игры: журнал для учителя, повязки для дежур­ных и т. д.

В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимо­связанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колыш­ки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: испол­нение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка шко­лы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они дей­ствуют в соответствии со своими избирательными инте­ресами (проводят уроки чтения, физкультуры, матема­тики).

Выступая как равноправный партнер, или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен кос­венно влиять на изменение игровой среды, вести кор­рекцию игровых отношений.

Воспитатель также должен способствовать воспроиз­ведению в играх бытового и общественно полезного тру­да взрослых. Закреплять знания Правил дорожного дви­жения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность дли­тельных коллективных игр: «Семья» - «Школа» - «До­рога в школу» - «Путешествие по городу».

  «Завод»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о различных видах транс­порта: наземном, водном, воздушном. Расширение зна­ний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознаком­ление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала, аэропорта, расширение зна­ний детей о рабочих профессиях.

Игровой материал. Строительный материал, техничес­кие игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теп-

доходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заме­стители.

Подготовка к игре. Экскурсия на автовокзал, автоза­вод, речной вокзал, судостроительный завод, железно­дорожный вокзал, вагоностроительный завод, аэропорт, вертолетный завод, авиазавод. Беседа с работниками автовокзала, речного вокзала, аэропорта, с рабочими за­водов. Чтение произведений «На аэродроме» И. Ви­нокурова, «Вертолет» Ф. Лева, «Дом в космосе» М. Реброва, «Человек поднялся в небо» К. Арона. Изготовле­ние атрибутов для игр. Лепка транспорта.

Игровые роли. Шофер, пассажир, старший строитель, газорезчик, инженеры, механики, монтажники, тех­ник, радист, бензозаправщик, мойщик, шофер сопро­водительной машины, диспетчер пульта управления по­летом и др.

Ход игры. Игру «Завод» можно проводить в различных вариантах и использовать следующие сюжеты: «Автоза­вод», «Судостроительный завод», «Вагоностроительный завод», «Вертолетный завод», «Авиазавод» и др.

Перед началом игры педагог может организовать экс­курсии на автовокзал, автозавод, речной вокзал, судо­строительный завод, железнодорожный вокзал, вагоно­строительный завод, аэропорт, вертолетный завод, авиа­завод. Побеседовать с работниками автовокзала, реч­ного вокзала, аэропорта, заводов и т. д.

С целью обогащения содержания игры и активизации имеющихся у детей знаний педагог в группе проводит беседу «О труде работников автомобильного, судоход­ного, железнодорожного, воздушного транспорта», по­буждает детей составить рассказ на заданные темы.

Во время игры «Автозавод» педагог поощряет соору­жение построек из строительного материала (машина, автобус, грузовик, троллейбус) по образцу или пред­ставлению, развивает конструкторские умения, учит соблюдать в постройках симметрию, пропорции частей.

Также воспитатель в процессе игры расширяет знания детей о рабочих профессиях, беседует о работе родите­лей, читает литературные произведения, поощряет со­здание устойчивых игровых объединений, члены кото­рых умеют самостоятельно договариваться о совместной игре, проявляют добрые отношения при выполнении игровых действий.

В игре «Судостроительный завод» педагог учит вы­полнять постройку в соответствии с поставленными ус­ловиями: строить несколько видов (2-3) кораблей по представлению, соблюдать зависимость конструкции со­оружения от назначения (например, военный корабль, теплоход, китобой), предлагает членам бригады (по 6-7 человек в каждой) в конце работы рассказать о своем сооружении.

Для обогащения сюжета игры воспитатель использует игровые проблемные ситуации: «На заводе большой праз­дник - спуск корабля на воду», «Капитан принимает корабль», «Корабли отправляются в первое плавание-испытание», предлагает примерные сюжеты игр: «Мы - капитаны», «Рождение корабля», «Первое путешествие». В начале игры педагог обращает внимание на новые роли: старший строитель (сдает рапорт о готовности кораблей), газорезчик (перерезает стапельную рейку), инженеры, механики, монтажники.

С целью обогащения содержания игры «Вагонострои­тельный завод», активизации имеющихся у детей зна­ний педагог предлагает примерные сюжеты игр: «Поезд доставляет тракторы по месту назначения», «Поезд со­вершает рейс», «На железнодорожном вокзале» и т. д.

В процессе игры поощряет сооружение построек па­ровоз, тепловоз, электропоезд по образцу или представ­лению, вносит в строительство дополнения: семафор, туннель, домик стрелочника и др. При оценке работы обращает внимание на сходство постройки с образцом и ее прочность.

В дальнейшем внимательно и тактично наблюдает за играющими детьми, при необходимости использу­ет косвенные приемы руководства (вопрос, подсказ­ку, изменение игровой среды). Вопросы типа: «Что значит маршрут следования?», Где нужно приобре­тать билеты на поезд? Что есть на железнодорожном вокзале? Для чего нужна комната «Матери и ребен­ка»? и т. д.».

В игре «Авиазавод» педагог расширяет знания детей о воздушно-транспортных средствах, о работе летчиков. Воспитатель может рассказать ребятам о слаженной ра­боте членов экипажа, обслуживающего полет персонала (техника, радиста, бензозаправщика, мойщика, шофера сопроводительной машины, диспетчера пульта управле­ния полетом). Совместно с детьми обсуждает содержа­ние постройки для предстоящей игры, игровую атрибу­тику при сооружении самолета выделяет его части: фюзеляж, крылья, хвостовое отделение, двигатель, шас­си, воздушный винт. Помогает ребятам сооружать на участке постройки из снега, используя дополнительный материал (фанеру, веревку, куски материи и др.) и рас­крашивая их разведенной гуашью.

Также педагог побуждает детей к использованию в игре приобретенных знаний и умений при чтении произведе­ний о труде летчиков, космонавтов, например, «На аэро­дроме» И. Винокурова, «Вертолет» Ф. Лева, «Дом в кос­мосе» М. Реброва, «Человек поднялся в небо» К. Аро­на, «День космонавтики» А. Митяева.

Выступая как равноправный партнер по игре (член экипажа, пассажир) или выполняя главную роль (на­чальник управления полетом), педагог корректирует ро­левые отношения между играющими детьми, при необ­ходимости помогает по ходу игры дополнять игровой материал.

В целях оказания влияния на содержание сюжета, усложнение способов отображения действий воспитатель может предложить игровые ситуации: «Санитарный са­молет спешит на помощь геологам (полярникам, чаба­нам)», «Летчики сельскохозяйственной авиации помо­гают колхозу», «Летчики тушат пожар в лесу», «Откры­ваем авиалинию на Северный полюс».

В игре «Аэропорт» в целях творческого развития сю­жетов игры педагог знакомит ребят с работой аэропор­та, в котором находится ряд служб по подготовке и уп­равлению полетом: аэровокзал, узел управления поле­том, взлетная полоса, ангар, склады горюче-смазочных материалов. Раскрывает нравственный смысл трудовой деятельности работников аэропорта, характер их взаи­моотношений по службе и в быту.

«Российская Армия»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о ти­пах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гор­дости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал. Строительный материал, пилот­ки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешоч­ки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к мес­там боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного кораб­ля. Конструирование из строительного материала бое­вой техники.

Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

Ход игры. Данная игра может быть представлена в раз­личных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Во­енные корабли» и т. д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с па­мятниками, которые увековечивают подвиг нашего на­рода в годы Великой Отечественной войны. Это обе­лиски, монументы, памятники-пушки, памятники-тан­ки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установ­ленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы.

После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них пред­ставление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице род­ного города, которая носит имя героя-танкиста, ге­роя-летчика, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов во­енных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др.

Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кас­силя «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя».

Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях.

Также педагог предлагает детям нарисовать танк, само­лет, военный корабль, боевую машину, бинокли, сле­пить танк или корабль.

Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зави­симость формы постройки от его назначения, учить де­тей совместно обсуждать план сооружения и организа­цию предметно-игровой среды.

Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы.

Затем воспитатель может организовать военно-спортив­ные игры, в которых дети отражают мирную службу сол­дат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Де­тям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стре­лять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бе­гать.

Эти упражнения педагог организует на участке детс­кого сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Ко­мандира», он следит за правильным выполнением дви­жений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. По­вторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного ре­зультата.

Исполнение ролей «солдат» требует от детей и опре­деленных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре за­дачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, бы­стро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» так­ же должны быстро действовать, уметь выполнить зада­ние.

Перед каждой игрой воспитателю с детьми необхо­димо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действуёт, чьи распоряжения вы­полняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Об­щение со взрослым в игре помогает детям глубже осоз­нать моральные качества воинов, роли которых они ис­полняют.

Чтобы придать игре целенаправленный характер, пе­дагогу можно разработать карту-схему и с ней ознако­мить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с деть­ми, намечает, где должны стоять часовые, где располо­жен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вме­сте с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (брев­но), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку».

Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказыва­ет, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти че­рез речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда счи­тается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры».

После победы «солдат» радостно встречает население освобожденных городов и сел.

Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире ис­пользовать природный материал и естественные преграды.

В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр.

При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Экипаж Н. Гастелло на задании», «Спасение челюскинцев», «Валерий Чка­лов и его боевые друзья готовятся к перелету», «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с зем­лей», «Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авиано­сец «Смелый» на учении» и др.

Всегда после окончания игры педагог должен поддер­живать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.

«Поликлиника»

Ц ель. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения- творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал. Игровой набор «Кукольный док­тор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазыва­ния йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли) микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные иг­рушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Подготовка к игре. Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произ­ведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Туричина, сказ­ки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Врачи различных специализаций, мед­сестра, пациенты.

Ход игры. Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии в поликлинику и беседы с медицинским пер­соналом. В поликлинике надо показать детям различ­ные кабинеты: рентгеновский, зубной кабинет и др., объяснить ребятам все, что они увидят. При этом педа­гогу надо все время проводить одну мысль: доктор стара­ется, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гу­лять, играть, заниматься.

После посещения поликлиники обязательно надо по­дытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих прежних посещений. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, рисунков, на которых изображены различные моменты деятельности врача. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию кар­тинок, привлекает их внимание к самому существенно­му, стимулирует их к расспросам, объясняет все, что изображено. Затем вре эти рисунки вывешивают в груп­повой комнате, для того чтобы дети сами их рассматри­вали.

В детском саду педагог проводит с детьми экскурсию в кабинет врача и знакомит их с различными медицин­скими инструментами, объясняя их назначение, пока­зывая, как ими пользуются: как, надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как проверяет молоточ­ком коленный рефлекс; как выслушивает стетоскопом; как сестра набирает шприцем лекарство; как пользуется пипеткой; как измеряет рост, взвешивает и т. д. По ходу выполнения каждого действия педагог должен объяс­нять его цель, чтобы дети поняли не только, как делать ту или другую медицинскую процедуру, но и когда, в каком случае ее нужно делать и чего с ее помощью дос­тигают.

После такой экскурсии педагогом снова должна быть проведена беседа по картине (которую дети еще не виде­ли). В этой беседе воспитатель закрепляет впечатления детей, расширяет их знания, подкрепляет интерес к теме, что необходимо для проведения игры.

Также для подготовки к игре воспитатель читает детям чтения произведения, такие как: «Больной» Ю. Яковле­ва, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек забо­лел» И. Туричина. Затем в беседе по содержанию произ­ведений взрослый раскрывает смысл деятельности медицинского персонала, показывает взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлини­ка - аптека - скорая помощь - больница - санаторий.

Затем очень хорошо для систематизации детских впе­чатлений просмотреть фильмы, где изображена деятель­ность врача.

После этого педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры. Он раздает каждому ребенку по листу картона, на котором изображены ме­дикаменты и некоторые медицинские инструменты. Так, например, могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетос­коп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по кон­турам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки.

Когда атрибуты для игры будут готовы, воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею место укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процессе изготовления поделок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия.

Затем воспитатель может предложить вниманию детей ряд картинок, изображающих соответствующую игру, где роли врача, сестры, пациентов исполняют дети. Хорошо, если педагог сопоставит их с картинками, на которых изображены различные действия настоящего врача.

Для организации игры воспитатель в качестве игрово­го материала может использовать игровой набор «Куколь­ный доктор», самодельные игрушки из картона, пред­меты-заместители, некоторые реальные предметы. Боль­шой ошибкой воспитателя будет то, если он введет в игру много реальных предметов. Опыт показывает, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. Число реальных предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, шпателем, бутылочками (пустыми) с надписями, баночками (от мази).

Для первой игры воспитатель вместе с детьми оборуду­ет кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожи­дать своей очереди. В кабинете к приему врачом должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике - термометры, в коробочке - шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных лис­тков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, миксту­ра, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь.

Во время первой игры роль врача берет на себя воспи­татель. Он показывает детям не только игровые при­емы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрез­вычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с па­циентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направля­ет многие игровые действия.

На следующий день воспитатель уже может поручить роль врача и сестры детям группы, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он ста­рается помочь своей беседой войти в роль еще неопыт­ному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами. В дальнейшем педагог должен строго следить за тем, чтобы дети меня­лись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку.

При последующем проведении игры, она должна быть изменена внесением готовых игрушек или добавлением реальных предметов, что в свою очередь оживит игру детей, вызовет новые действия, усилит желание играть. В дальнейшем развитие игры должно идти по линии специализации врача: так, например, руку и горло ле­чит уже не один и тот же врач, а два разных специалис­та. Педагог может познакомить ребят с различными спе­циальностями врачей: окулист, терапевт, хирург и т. д.

Через некоторое время для развития игры с детьми мож­но рассмотреть ряд забавных рисунков, изображающих детей, лечащих различных зверюшек. С этой же целью можно показать и объяснить детям иллюстрации к «Айбо­литу» К. И. Чуковского или мультфильм по этой сказ­ке. Затем можно связать две игры «Доктор» и «Зоопарк».

  «Парикмахерская»

Цель. Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Игровой материал. Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вме­сто зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простын­ка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор спе­циальных игрушек «Детский парикмахер».

Подготовка к игре. Экскурсия в парикмахерскую. Бе­седа с работниками парикмахерской. Чтение произве­дений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли. Парикмахер (мастер), клиенты, кас­сир, уборщица.

Ход игры. Предварительную работу по развитию сюжетно-ролевой игры воспитатель может начать с экскур­сии в парикмахерскую. Заранее ему нужно договорить­ся с родителями и заручиться разрешением двух-трех из них подстричь их детей. Затем педагог обращает внима­ние детей на то, что Сережа, Аня, Оля аккуратно, кра­сиво подстрижены и причесаны, следует сказать им, что у Леры и Саши выросли длинные волосы, они некраси­во, неаккуратно торчат, поэтому им надо пойти в парикмахерскую и подстричься. После этого педагог сообщает детям, что сейчас они пойдут в парикмахер­скую, там Л ере и Саше будут стричь волосы, а все ребя­та посмотрят, как парикмахер будет это делать.

Подойдя к парикмахерской, педагог должен обратить внимание детей на вывеску. В парикмахерской нужно показать ребятам инструменты, которыми работают мастера, познакомить детей с их названиями, назначе­нием, способом действия с ними. Чтобы дети могли понаблюдать за работой парикмахера, педагог просит подстричь нескольких детей, которые таким образом вступают с мастером в контакт, участвуют в его деятель­ности в качестве клиентов. При этом воспитателю сле­дует обратить внимание детей на те отношения, в кото­рые вступают мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Ребята наблюдают, как их товарищей стригут, как они благодарят мастера, как сами платят в кассу, отда­ют чек мастеру и т. д. По ходу дела педагог объясняет детям все, что они видят; подчеркивает вежливость мас­тера, его желание как можно лучше обслужить клиента, сделать его красивым, аккуратным; обращает внимание детей на его отношения с другими работниками парик­махерской.

В группе педагог систематизирует полученные зна­ния и впечатления посредством беседы и показа иллю­стративного материала, изображающего парикмахерскую и работу парикмахера. При этом воспитатель должен ставить детям вопросы так, чтобы они, отвечая на них, могли привлечь и собственный опыт, приобретенный во время экскурсии.

Также воспитатель совместно с детьми и родителями может изготовить альбом «Модели причесок», исполь­зуя рисунки детей, вырезки из журналов и т. Д.

После этого педагог совместно с детьми может изго­товить предметы, необходимые для игры в «парикмахер­скую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, фла­коны, пульверизатор, зеркало. Зеркало можно с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеить одним концом ленточку, а другой ее конец приклеить к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеко­лона. Ножницы, машинку и бритву делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скреп­ленных ниткой, благодаря чему эти части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, педагог должен обыграть их, показать детям способы игрового исполь­зования каждой. В процессе изготовления и обыгрыва­ния поделок ребята усваивают их названия.

Обучая детей данной игре, целесообразно придержи­ваться такой последовательности при введении игровых предметов: 1) самоделки; 2) предметы-заменители (раз­ные детали из строительного набора в условной роли: бру­сок — в качестве расчески, цилиндры — в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, - вме­сто зеркала, призма - в качестве машинки, узкий бру­сок - вместо бритвы); 3) некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа); 4) набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Сперва целесообразнее всего вводить в игру самодель­ные предметы: во-первых, ребята при изготовлении этих поделок знакомились и со способом их употребления; во-вторых, если дети научатся играть, используя само­дельные предметы, для них уже не трудно будет развер­нуть игру с готовыми игрушками. В-третьих, яркие и занятные готовые игрушки с радостью будут приняты детьми после самодельных и условных, тогда как само­дельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры. В-четвертых, готовые игрушки, вве­денные в начале обучения игровой теме, могут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых действий.

Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных пред­метов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педа­гог может давать всегда, когда бы дети ни играли в «па­рикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, - избирательно.

При первом проведении игры роль парикмахера педа­гог берет на себя. Он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры.

Если ребенок не знает, как вести себя во время игры, воспитатель спрашивает у него: «Вам подстричь волосы?», «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать оде­колоном?» и др. После этого просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д.

Уже на следующий день роль парикмахера педагог может поручить кому-нибудь из детей, а воспитатель, став клиентом, опять руководит игрой.

Со временем должно происходить видоизменение игры за счет замены игровых предметов, которыми дети опе­рируют. Потом надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может подчиняться какой-то определенной цели, напри­мер дети подстриглись, чтобы идти в цирк, на празд­ник или в гости, и т. д.

«Зоопарк»

Цель. Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование уме­ния творчески развивать сюжет игры. Воспитание доб­рого отношения к животным.

Игровой материал. Самоделки, предметы-замените­ли, игрушки животных, набор «Зоопарк», куклы, про­волока для изготовления клеток, природный материал и др.

Подготовка к игре. Экскурсия в зоопарк. Беседа с работниками зоопарка. Чтение стихотворений С. Я. Мар­шака «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», В. Мая­ковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изго­товление альбома «Зоопарк». Просмотр мультфильмов и фильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рас­сматривание иллюстративного материала по теме. Изго­товление атрибутов для игры.

Игровые роли. Воспитатель, кассир, контролер, убор­щица, ветеринар и др.

Ход игры. Подготовку детей к этой игре педагог дол­жен начать с рассматривания ярких, цветных картинок, открыток с изображениями различных животных. Это необходимо для того, чтобы вызвать у детей интерес к животным.

С этой же целью взрослый может дать детям книги с иллюстрациями, на которых изображены звери. Рассмат­ривая рисунки, обязательно нужно обращать внимание детей на внешний вид животных, рассказывать о них то, чего дети раньше не знали, задавать им вопросы по содержанию изображенного, отвечать на их вопросы.

Готовить детей к экскурсии воспитателю надо именно при помощи картинок, а не игрушек, потому что на картинке животные обычно изображены либо в естествен­ных условиях обитания, либо в зоопарке, либо на служ­бе у человека. Ребенок видит, какую пользу животное приносит человеку, как человек заботится о нем. Из картинок дети узнают не только о внешнем виде живот­ного, но и о его повадках и особенностях.

После этого педагог может организовать экскурсию в зоопарк. Во время экскурсии педагогу ни в коем случае нельзя показывать детям всех его обитателей, нужно по­казать лишь самых интересных. Взрослому следует обра­тить внимание на внешний вид животных, показать, чем они питаются, их характерные повадки, например: как плавает белый медведь, как обсыпает себя песком или обливается слон, как ест жираф, и т. д. Во время экскурсии нужно объяснить детям, что люди заботятся о животных, ухаживают за ними, никогда их не бьют, с добротой к ним относятся, кормят их и поят, убирают клетки, моют животных, что животных лечит специаль­ный доктор, когда они болеют, и т. д.

Воспитатель может дать детям возможность самим ку­пить билеты в кассе, отдать их контролеру, приобрести билеты для катания на осликах или пони и т. д. Для активизации внимания нужно задавать детям вопросы, заставляющие думать, сопоставлять, сравнивать («А как ты думаешь, кто больше: бегемот или лев?» и т. д.); по­ощрять их вопросы о животных, о том, что они видят в зоопарке.

После экскурсии воспитатель в группе проводит бе­седу о поездке в зоопарк, он может рассмотреть рисун­ки вместе с детьми, задать им вопросы, ответы на ко­торые требуют сопоставления, припоминания того, что они видели. Педагог может прочитать стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воро­бей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица» и рассмотреть иллюстрации к ним.

Также для систематизации полученных впечатлений полезно показать детям фильм о зоопарке и о живот­ных.

После этого педагог может дать детям игрушки, изображающие животных, которых они видели в зоопарке. Каждую игрушку обязательно нужно рассмотреть с деть­ми, сопоставить ее по памяти с живым объектом, най­ти картинки с изображением этого животного, вспом­нить все, что дети о нем знают. При знакомстве детей с игрушкой педагог должен показать, как ее можно ис­пользовать в игре, научить производить с ней разные действия, например: «Обезьяна хочет пить. Света, прив­неси в миске воды и дай обезьяне попить» или «Звери хотят есть. Сережа, дай зайке морковку (из пластилина). Оля, дай белочке орехов» и т. д. Таким образом, ребя­та знакомятся с игровыми возможностями каждой иг­рушки.

На занятиях изобразительной деятельностью воспита­тель может предложить детям нарисовать то, что им за­помнилось из увиденного на экскурсии, вылепить из пла­стилина какое-нибудь животное, которое они видели в зоопарке, раскрасить рисунки, изображающие животных, в книжке-раскраске, изготовить самодельные игрушки для игры в «зоопарк».

При изготовлении самодельных игрушек надо закреп­лять у детей правильные представления об относитель­ной величине животных.

Также воспитатель вместе с детьми и родителями мо­жет изготовить альбом «Зоопарк».

Следующим этапом при подготовке к игре будет уст­ройство зоопарка. Педагог готовит табличку с написан­ным крупными буквами словом «Зоопарк». Ребята на стол выставляют фигурки животных, которые сами сде­лали, называют каждое из них. Воспитатель объясняет, что животные не могут жить вместе: лиса съест зайца, лев съест оленя, и предлагает построить клетки, поса­дить в них зверей и устроить зоопарк. Вместе с детьми педагог начинает строить клетки, а потом лишь руково­дит строительством: он советует, например, клетку для тигра сделать большой, а для зайцев маленькой, для белого медведя устроить бассейн, как расположить клет­ки, где сделать дорожку, чтобы к клеткам могли подой­ти дети. Когда все клетки будут готовы, педагог совету­ет детям обнести всю территорию забором, сделать во­рота, место для кассы. На воротах нужно прикрепить табличку со словом «Зоопарк», а в клетках разместить животных.

После этого воспитатель предлагает детям собираться на экскурсию в зоопарк. В первый раз во время прове­дения игры педагог берет на себя главную роль воспита­теля. Ребята строятся, прощаются с остающимися (с няней, с другим воспитателем) и выходят из групповой комнаты. Пройдя по коридору, они возвращаются опять в группу, где у противоположной зоопарку стены стоят выстроенные в ряд стульчики - автобус. Одного из детей воспитатель делает кондуктором, дети покупают би­леты и едут в зоопарк. По дороге взрослый может рас­сказывать им о том, что они проезжают. Услышав остановку «Зоопарк», ребята выходят из автобуса, покупа­ют входные билеты в зоопарк и, предъявив их контроле­ру, входят на территорию. Педагог подводит их к каж­дой клетке, рассказывает им о ее обитателе, дети рас­сматривают его, задают воспитателю вопросы и перехо­дят к следующей клетке, пока не осмотрят всю террито­рию зоопарка. Потом взрослый может предложить де­тям поиграть в какую-нибудь подвижную игру: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Белые медведи» и др.

На следующий день воспитатель продолжает игру, он говорит детям, что они должны ухаживать за животны­ми, что животные голодны, надо их накормить, напо­ить, подмести и убрать в клетках. По ходу того, как дети выполняют игровые действия, воспитатель вносит в них коррективы, направляет их, сообщает детям но­вые знания. Когда дети начинают кормить животных, он рассказывает им, кто, чем питается. Например, надо сказать детям, что тигра кормят мясом, а зайца - капу­стой и морковью и т. д.

Через некоторое время воспитатель для видоизмене­ния игры может предложить детям наряду с самодельны­ми использовать готовые игрушки, изображающие жи­вотных (пластмассовые, резиновые, деревянные, матер­чатые), или играть с фигурками животных, вылеплен­ными из пластилина, и т. д. Также педагог может посо­ветовать открыть на территории зоопарка кафе или киоск, где продаются вода, конфеты, печенье, булочки.

При последующем проведении игры воспитатель пред­лагает детям, взяв на себя роли кассира, контролера, воспитателя, провести экскурсию с куклами - привезти их на каком-нибудь транспорте в зоопарк, купить им билеты, показать им всех животных и рассказать о каж­дом из них, купить им конфеты, напоить их, если они захотят пить, а по окончании экскурсии отвезти их в детский сад.

Впоследствии можно объединить игру в «зоопарк» с другими играми: в «семью», в «детский сад» и т. д.

 Детский сад

Цель: расши­рить знания детей о назна­че­нии детс­кого сада, о профес­сиях тех людей, кото­рые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музы­кального работника, воспи­тать у детей жела­ние подра­жать дейс­т­виям взрослых, забот­ливо отно­ситься к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необ­хо­ди­мые для игры в детс­кий сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в детс­кий сад. По жела­нию назна­чаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музы­кального руководителя. В качес­тве воспи­тан­ни­ков высту­пают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимо­от­но­ше­ни­ями с детьми, помо­гают им найти выход из слож­ных ситуаций.

  День рождения Степашки



Ц ель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти в гости к Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами, воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Х од игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол, прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем действия: Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ются между собой, напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за оказан­ную помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!