СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет (младшая группа)

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет»

Сюжетно-ролевая игры для детей 3-4 лет

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, врача и пациента и т. п. ).

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр, более старших детей.

«Игры младших дошкольников состоят из бытовых действий: дети возят, катают, варят, купают и пр. Чуть позже появляются роли: я — доктор, я — шофёр, я — мама. Выбранная роль направляет игру ребёнка: теперь малыш выбирает только те действия, которые свойственны выбранной роли: к примеру, «мама» выбирает продукты и посуду для приготовления обеда, доктору нужен градусник и т. д. Дети используют для игры и предметы заместители, и воображаемые, и реальные предметы».

Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:

- Это сюжет, представляемый собой цепочку из двух- трёх игровых действий.

Основным содержанием, как и в предметной игре, являются форма игры: как индивидуальная, так и игра «рядом». Формирование игры связано с развитием сюжета. Итак, сюжет, включающий в себя два – три действия, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

- Обязательное прямое участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.


В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно и нужно устанавливать некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.

В игре детей 3-го года жизни предметы-заместители становятся многофункциональными, когда один предмет-заместитель заменяет различные предметы: палочка — нож, ложка, градусник, ручка, игла; цилиндр — мороженое, хлеб; бумага — полотенце, билет, рецепт, одеяло.

Следует отметить, что уже к трем годам предметы-заместители, используемые в игре, дети находят по слову взрослого. Например, на просьбу: «Дай мне ножик» находят палочку, которой перед тем как отдать ее взрослому, что-то «отрезают». В дальнейшем дети этим предметам-заместителям дают названия предметов, функции которых они выполняли в игре.

Так как наши дети самостоятельно играть не умеют, мы поставили перед собой основную задачу: научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.

Если не предлагать детям предметы-заместители, то у них может задержаться развитие отвлеченного мышления и воображения.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, мы можем «обыграть» любое случайно возникшее у ребят на действие с предметом, придав ему сюжетный смысл.

Можно ли съесть кашу, если под рукой нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он относится к реальной ситуации, а не к игровой.

Участники игры с большим аппетитом (или с ярко выраженным отвращением) поедают несуществующую кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».

Это самое «понарошку» — основа воображения и творческих способностей маленького человека.





















НАШИ ИГРЫ:

«У доктора».

Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.

Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение. Предметы заменители – это авторучка в роли шприца.

«Поездка на автобусе».

Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.

Содержание игры: нужно распределить роли, кто — водитель, кто кондуктор, и вести игру в соответствии с ролями. Пассажиры едут в автобусе, выбирают себе места, кондуктор  вежливо обслуживает их. Предметы заменители – это бумажки в роли билетиков, маленький обруч – это руль.

«Дочки - матери».

Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола, стирке и глажке белья, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.

Содержание игры: нужно сообщить детям, о игровой ситуации. Распределить роли и обязанности. Научить детей помогать друг другу. Предметы заменители – кубик заменяет кусок мыла.

В игре формируются и развивают­ся все стороны личности ребенка, происходят значитель­ные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. 








Педагогические рекомендации.

1.   Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

2.   Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей,.

3.   Эффективным приемом руководства игр детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях.

4.   Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5.   Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!