СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказ П.П.Бажов "Медной горы хозяйка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 5 классе. Реальность и фантастика в сказе.Честность,добросовестность,трудолюбие и талант героя.

Просмотр содержимого документа
«Сказ П.П.Бажов "Медной горы хозяйка"»

г.Белореченск



Методическая разработка

урока литературы в 5 классе



Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя



Автор:


Динивизюк Ж.В.учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №68


Г.Белореченск

















2021г.

Класс: 5


Предмет: литература


Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010г.


Тема урока:

Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.


Тип урока: обобщение.


Цели урока:

Ввести юных читателей в мир уникальных героев зна­менитого уральского мастера сказов, раскрыть образы главных героев. Донести до учащихся мысль, что почет и уважение человеку дается по труду. Про­должить работу по развитию речи учащихся - учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды. Разграничить понятия «сказ» и «сказка», реальности и фантастики в сказе.


Задачи


Обучающие:

Понимание учащимися ключевых проблем изучаемого произведения, умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, умение различать литературоведческие понятия. Обогащение словарного запаса учащихся.


Развивающие:

Формирование УУД (познавательных, личностных, регулятивных). Развитие критического мышления, внимания обучающихся. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, опираясь на уже известное, на свой субъективный опыт, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания. Развитие творческих, речевых способностей учащихся, умения групповой и парной работы.


Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родной литературе, воспитание ценностного отношения к слову. Развитие коммуникативных УУД. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Планируемые образовательные результаты


Предметные:

Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений. Понимание отличительных жанровых особенностей сказки и сказа, разграничение понятий реальности и фантастики в сказе. Умение составлять характеристику литературных героев.


Метапредметные:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Овладение умениями получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, Интернет и т.д.) Совершенствование речевых умений путём подготовки сообщений, развитие умения высказывать своё мнение о прочитанном. Применение навыков оформления полученной информации в виде презентаций, представление результатов своих достижений в классе. Развитие навыков групповой работы. Проведение самоконтроля и самооценки.


Личностные:

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.


Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.


Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.


Предварительная работа:

  • Чтение сказа «Медной горы хозяйка».

  • Групповая работа над проектом «Сказы уральского сказителя Павла Петровича Бажова».














Ход урока:


I.Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.


-Ребята,

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас.


Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


II. Актуализация знаний

-Дома вы дочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка» до конца. Какие чувства у вас вызвал этот сказ?


Слайд 1

Ответы учащихся.


-А теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку


Слайд 2


Чем велик и прекрасен человек?

Одухотворенным трудом...

Вне труда нет и человека.


-Эти строки принадлежат самому писателю Павлу Бажову. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.


Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками, называют тему урока


Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.



Ш. Организация деятельности по восприятию сказа


Викторина на знание текста. Класс делится на три команды.


- Прочитайте диалог Степана и Хозяйки Медной горы от слов «Парень хотел было слово молвить, ...» до слов «... и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».


Вопросы викторины:


  1. Почему первым желанием Степана было уйти не замечен­ным Хозяйкой? (Слыхал от людей, что Малахитница «любит над человеком мудровать».)

  2. Что заставило его остаться для беседы с Хозяйкой? (Стыд. «…он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть».)

  3. Какой человек нужен был Хозяйке? (Смелый.)

  4. Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хо­зяйка для Степана? (Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника.)

  5. Что заставляет Степана выполнить данное поручение? (Молчаливое обещание, данное Хозяйке.)

  6. Вспомните второе испытание Степана. В чем оно заклю­чалось? (Не польстился на богатство Малахитницы, не предал Настеньку. Сумел сохранить в тайне все, что видел в горе, а также свадебные подарки Хозяйки.)

  7. Какое же третье испытание? (Забыть о том, что с Хозяй­кой Медной горы встречался.)

  8. В чем для Степана и его семьи заключалась помощь гор­ной властительницы? (Малахитница помогла стать свободным Степану и его семье.)

  9. Почему именно к Степану обратилась Хозяйка? (Увидела в нем старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Личностные: моральный выбор.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция.



IV. Целеполагание и мотивирование


-С какой целью мы выбрали для викторины этот отрывок?

- А какие цели мы поставим к нашему уроку?


Ответы учащихся


( Раскрыть образ главного героя - труженика горного рудника; увидеть силу харак­тера Степана; доказать, что труд, как и дру­гие виды деятельности, может доставлять удовольствие.)


Познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД: целеполагание.


V. Открытие обучающимися нового знания

1.Создание проблемной ситуации, путём постановки проблемного вопроса

- Ребята, к какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказ? (Сказка).

Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.

- Вспомним определение сказки.

Слайд 3

- Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте.

Слайд 4

Сказ – это быль с элементами сказочного.

Запишите это определение в тетрадь.

- Итак, в чем разница между сказкой и сказом?

(В сказках все события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует  об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои  сказок - это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а  «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место, пространство – всё вымысел.

В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас. Рассказчик  либо участник, либо свидетель тех событий. Сказы населены не сказочными героями, а людьми самыми  обыкновенными.  В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда – то давно.)

- А что у них общего?

(Сказ похож на сказку тем, что в нём есть необыкновенные персонажи, с героями происходят необыкновенные приключения.)

2.Словарная работа

- Подберите однокоренные слова к слову “сказ” (Рассказывать, сказывать, сказительница, сказитель.)

Значит, Павел Петрович Бажов – сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова).

2.Итоговая групповая работа.

Представление проекта «Сказы уральского сказителя Павла Петровича Бажова».

1 выступающий:

- Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них он слышал мальчиком, тогда же он услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. В сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Бажову пришлось официально заявлять, что он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Слайд 5

2 выступающий:

- На Урале веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку Медной горы (Слайд 6). Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах (Слайд 7). Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками». Сама уральская земля рождала легенды и сказки (Слайд 8). П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.

3 выступающий:

- Бажов объединил свои сказы в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. А кто знает, что такое малахит? ( Малахит - ценный поделочный камень.)

Слайд 9

-Как вы думаете, почему Бажов дал такое название своему сборнику сказов? (Сам писатель говорил об этом так: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища». А малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».)

- Сказы Бажова вдохновили художников, скульпторов и мастеров прикладного искусства.

Слайды 10,11,12

Познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование; коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах; личностные: самоопределение.





VI. Физкультминутка

Потрудились – отдохнём!

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


- Продолжаем урок.


VII. Самостоятельная работа 


Устное рисование портретов героев.

- Вы увидели произведения мастеров. А какими вы представляете себе главных героев?

Примерный ответ:

Перед нами молодой человек лет 23-25, высокий, худоща­вый. Глаза у него большие, серые, слегка отливающие зеленью. Это последствия работы в Малахитовой шахте. Лицо обрам­ляют светло-русые кудрявые волосы, повязанные вокруг головы кожаным шнурком, чтобы не падали на глаза. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие, подбородок с «ямочкой».

Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на гор­ловине, рукавах и подоле украшенная незатейливой вышивкой.

VIII. Письменная работа в парах.

1. Составление художественной характеристики героев (по выбору).

Вопрос: Подумайте, какими качествами характера облада­ют наши герои?

Задание: выберите из перечисленных определений нужные для характеристики.


Слайд 13


Честный, злой, завистливый, душевный, кроткий, грубый, дерзкий, добрый, жестокий, своенравный, услужливый, решительный, трудолюбивый, сердечный, скромный, лукавый, немногословный, умеет хранить чужие секреты, справедливый, бескорыстный.


- Обобщите, каким человеком был Степан, мастер Красногор­ского рудника?


Примерные ответы учеников.


- Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы.

- Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой. Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.

- Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный. - Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.

- А какой вам представляется Хозяйка Медной горы?

Познавательные УУД:  умение строить высказывание; коммуникативные: умение выражать свои мысли; личностные: нравственно-эстетическое оценивание.


IX. Творческая работа учащихся.


Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души. Какие нравственные уроки извлекли вы?


Слайд 14


- Заполним шкатулку мудрости «Каким должен быть человек».

Закончите предложения.

• Человек должен быть (добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства).
• Человек должен стремиться (к знаниям, мастерству).
• Человек должен о (ком-то заботиться ).
• К природным богатствам необходимо относиться (бережно и с пользой).
• Доброта и благородство не только в сказах, но и в реальной жизни всегда (вознаграждаются).


Познавательные УУД: смысловое чтение, построение речевого высказывания; коммуникативные: умение выражать свои мысли; личностные: нравственно-эстетическое оценивание.

  1. Домашнее задание (по выбору учащихся)


Слайд 15


1.Напишите сочинение-рассуждение «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…». Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы.

2.Сделайте подборку пословиц о труде.

3.Создайте иллюстрацию к сказу.

4. Найдите в тексте сказа сравнения, используемые П.П.Бажовым при описании Хозяйки Медной горы и её сокровищ. Выпишите их.


Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; личностные: самоопределение.

  1. Подведение итогов. Оценивание. Самооценка.


Учитель предлагает оценить свою работу, работу соседа по парте, наиболее активных учащихся.

Познавательные УУД: рефлексия деятельности; личностные: самоопределение; регулятивные: оценка, самооценка.



  1. Рефлексия деятельности


- Ребята, продолжите предложения.


Сегодня на уроке я узнал…

Мне это нужно знать…

Оказалось для меня сложным…

Мне было интересно…

У меня появилась идея…


Познавательные УУД: рефлексия деятельности; коммуникативные: умение выражать свои мысли; личностные: самоопределение; регулятивные: самооценка.


Литература:


Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда,1980.



Ссылки:


  1. http://shkolazhizni.ru

  2. http://festival.1september.ru/

  3. http://slogos.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://music.tonnel.ru

  6. http://festival.1september.ru

  7. http://hobbitaniya.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!