СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка-быль А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку по книге "Вокруг тебя-мир...". 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Сказка-быль А.П.Платонова "Неизвестный цветок"»

К УРОКАМ ПО  СКАЗКЕ-БЫЛИ А.ПЛАТОНОВА  « НЕИЗВЕСТНЫЙ  ЦВЕТОК » «Вокруг тебя-мир…». 5 класс

К УРОКАМ ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ А.ПЛАТОНОВА « НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК »

«Вокруг тебя-мир…». 5 класс

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 – 1951) – русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Детство и юность  Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально. Образование в биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) было получено вначале церковно-приходской школе, затем – в 4х-классной городской школе. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.  Биография ПИСАТЕЛЯ
  • Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 – 1951) – русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью.
  • Детство и юность

  • Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном,
  • Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.
  • Образование в биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) было получено вначале церковно-приходской школе, затем – в 4х-классной городской школе. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.

Биография ПИСАТЕЛЯ

 Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков. В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрей Платоновича. Начало литературного пути

  • Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков.
  • В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрей Платоновича.

Начало литературного пути

 После окончания политехникума в 1924 году, Платонов работает электротехником и мелиоратором. Как многие люди того времени, биография Андрея Платонова наполнена идеалистическими революционными идеями. Высказывая их в своих произведениях, автор со временем приходит к противоположному мнению, поняв неосуществимость задуманного. В 1927—1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются. Расцвет творчества и репрессии

  • После окончания политехникума в 1924 году, Платонов работает электротехником и мелиоратором. Как многие люди того времени, биография Андрея Платонова наполнена идеалистическими революционными идеями. Высказывая их в своих произведениях, автор со временем приходит к противоположному мнению, поняв неосуществимость задуманного.
  • В 1927—1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур».
  • Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются.

Расцвет творчества и репрессии

Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь уже навсегда. Вероятно, такие события привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей. Умер писатель 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, и был похоронен на Армянском кладбище. Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время». В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города. Последние годы жизни. Смерть и наследие
  • Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь уже навсегда. Вероятно, такие события привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей. Умер писатель 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, и был похоронен на Армянском кладбище.
  • Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время».
  • В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

   1.  Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?      2.  О каком открытии идет речь в произведении А. Платонова? Запишите в тетради ваш ответ.  ( Обсуждение сделанных записей будет лишь в конце урока.)      3.  На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить?         (Возможны такие части: история жизни цветка до знакомства с Дашей; разговор с девочкой; новая жизнь пустыря; год спустя. План записывается на доске.)   Работа по тексту
  •    1.  Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?    2.  О каком открытии идет речь в произведении А. Платонова? Запишите в тетради ваш ответ.  ( Обсуждение сделанных записей будет лишь в конце урока.)    3.  На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить?        (Возможны такие части: история жизни цветка до знакомства с Дашей; разговор с девочкой; новая жизнь пустыря; год спустя. План записывается на доске.)

Работа по тексту

  •   4.  Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.        (Необходимо общими усилиями найти наиболее точные формулировки: не просто скучал – ему было  очень одиноко. «Он рос один на пустыре... Лишь один ветер гулял по пустырю», «Меня никто не зовет»;  ему не просто было трудно – жизнь его была тяжелой: «нечем ему было питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня...»; он страдал, он отчаянно боролся за жизнь: «Он поднимал листья против ветра... всю ночь сторожил росу и собирал  ее по каплям...».)    5.  Автор этого произведения сам определил его жанр – сказка-быль. Как вы понимаете значение слова «быль»?  (Быль – то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о таком происшествии.)  Что в описании цветка – от были, а что – сказочное?  ( У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Цветок из сказки-были А.Платонова был существом, наделенным чувствами, волей; он умел говорить.)    6.  Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение рассказчика к цветку. (Стебелек, венчик, жилки, травка и др. – слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; перечисление трудностей, с которыми пришлось столкнуться цветку; эпитеты мертвая глина, сухие пылинки, голый камень.)       Как вы относитесь к неизвестному цветку?

Работа по тексту

  9.  Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по-разному. В чем проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.      10.  Познакомьтесь с высказываниями известных людей. Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.Платонова их можно было бы соотнести. Почему?                  
  •   9.  Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по-разному. В чем проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.    10.  Познакомьтесь с высказываниями известных людей. Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.Платонова их можно было бы соотнести. Почему?
  •                 "Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием".

Работа по тексту

7.  Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?»      8.  Самостоятельная работа.        Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?        Дополнительные вопросы при обсуждении          1) Почему Даша «завидовала» письму? Были ли в вашей жизни подобные минуты? Если хотите, расскажите о них. Кто или что помогло вам справиться с грустью?          2) Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?          (Надо обратить внимание на цепочку ассоциаций: грусть о маме – внутренняя сосредоточенность –  открытое добрым чувствам сердце – благоухание – воспоминание о рассказанной мамой сказке. Именно благодаря ей Даша постаралась разыскать источник благоухания.)       Работа по тексту
  • 7.  Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?»    8.  Самостоятельная работа.       Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?       Дополнительные вопросы при обсуждении         1) Почему Даша «завидовала» письму? Были ли в вашей жизни подобные минуты? Если хотите, расскажите о них. Кто или что помогло вам справиться с грустью?         2) Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?        (Надо обратить внимание на цепочку ассоциаций: грусть о маме – внутренняя сосредоточенность –  открытое добрым чувствам сердце – благоухание – воспоминание о рассказанной мамой сказке. Именно благодаря ей Даша постаралась разыскать источник благоухания.)  

Работа по тексту

   Джон Рескин    (1819–1900, английский теоретик  искусства, публицист)                 
  •    Джон Рескин   (1819–1900, английский теоретик искусства, публицист)
  •                "Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем  ответственности, и не предотвратить их".
  •    Альберт Швейцер   (1875–1965, немецко-французский мыслитель, врач, музыковед)  
  •                 "Люди, у которых свое горе, умеют утешать других".
  •    Марк Твен   (1835–1910, американский писатель)
  •    (

***

   1. Напишите о каком-нибудь важном для вас «открытии», которое вы совершили в своей жизни.        (При обсуждении выполненных работ учитель особо выделяет те, в которых рассказывается об «открытии»  другого человека, об «открытии» ценности жизни, ее многообразия и т.п.)     2. Поговорите с вашими родными, знакомыми. Были ли у них «открытия», о которых они помнят до сих пор?        Есть ли что-то общего между их и вашими рассказами об открытиях? Чем они отличаются? Если ваши собеседники не возражают, подготовьтесь рассказать об этих открытиях в классе. Домашнее задание
  •    1. Напишите о каком-нибудь важном для вас «открытии», которое вы совершили в своей жизни.       (При обсуждении выполненных работ учитель особо выделяет те, в которых рассказывается об «открытии»  другого человека, об «открытии» ценности жизни, ее многообразия и т.п.)   2. Поговорите с вашими родными, знакомыми. Были ли у них «открытия», о которых они помнят до сих пор?       Есть ли что-то общего между их и вашими рассказами об открытиях? Чем они отличаются? Если ваши собеседники не возражают, подготовьтесь рассказать об этих открытиях в классе.

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя