СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как форма развития коммуникативного потенциала пятиклассников в период адаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это опыт работы. Связан с работой главным образом классного руководителя и социального педагога в пятых классах над проблемой социализацией.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как форма развития коммуникативного потенциала пятиклассников в период адаптации»

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Информация об опыте…………………………………………………3

1.1.Условия возникновения и становления опыта…………………………......3

1.2 Актуальность опыта…………………………………………………………4

1.3 Ведущая педагогическая идея………………………………………………6

1.4 Длительность работы над опытом…………………………………………..6

1.5 Диапазон опыта………………………………………………………………7

1.6 Теоретическая база опыта…………………………………………………...7

1.7 Новизна опыта………………………………………………………………..8

1.8 Условия, в которых возможно применение и распространение опыта…..8

Раздел II. Технология опыта……………………………………………………..8

Раздел III. Результативность опыта…………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….17

Приложение 1……………………………………………………………………19

Приложение 2……………………………………………………………………20























Раздел I. Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта

Педагогический опыт «Сказка как форма развития коммуникативного потенциала пятиклассников в период адаптации» формировался в МАОУ «СОШ №40». Контингент детей смешанный, учащиеся принадлежат к разным национальностям, общекультурным и социальным уровням, на территории микрорайонов Степной, Восточный и Дубрава нет городской библиотеки.

Кабинеты школы оснащены учебной и методической литературой, дидактическим и раздаточным материалами, имеются современные технические средства обучения, есть доступ в Интернет.

В социализации учащихся 5-х классов в связи с адаптацией к основной школе наметился ряд проблем, связанный с понижением культуры общения, что заставляет социального педагога искать новые пути в воспитании.

При диагностике коммуникативных навыков общения пятиклассников была использована методика Л. Михельсона. «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона» (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) [11] направлен на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений личности школьника.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, в каждом из 27 вопросов есть правильный ответ. Тест дает некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует конструктивному варианту общения в социуме. Эталон – 100% верных ответов на вопросы. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на де категории: неправильные «снизу» (характеризуются понятием «зависимые») и неправильные «сверху» (характеризуются понятием «агрессивные»). 27 коммуникативных ситуаций содержат по пять вариантов: два из которых – зависимое решение, два – агрессивное, один – верное (нельзя выбирать два или более вариантов).

Таким образом, мы можем представить результаты первичной диагностики пятиклассников (таблица 1).







Таблица 1.

Коммуникативные ситуации

Верный ответ

Агрессивный ответ

Зависимый ответ

- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

51%

28%

21%

- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

43%

33%

24%

- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)

48%

18%

34%

- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

64%

11%

25%

- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

72%

9%

19%



1.2 Актуальность опыта

Коммуникативная культура как часть общей культуры представляет собой одну из ведущих задач образования. Она рассматривается в качестве специального объекта моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется важнейшей составляющей гуманитарного образования. Коммуникативная культура является не только показателем развития школьника, его общеучебных умений, но и выступает условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает всестороннего изучения и анализа.

В современности всего 25% процентов родителей, участвовавших в недавнем опросе (1-5 классы), проведенном нашим учреждением, заявили, что не собираются показывать или читать своим детям сказки: боятся, что их сюжеты и образы устарели. В итоге сегодня многие дети в большей степени ориентированы на материальные ценности, а не на развитие своей духовности, поэтому работа в данном направлении не только скорректирует психо-эмоциональное состояние детей, но и активно разовьет их речевой аппарат, уровень владения речью и откроет творческий потенциал, даст возможность овладеть дополнительными коммуникативными навыками общения.

Режим дня пятиклассника и микроклимат заметно различен с периодом начальной школы: формы работы на уроках, увеличение числа предметов и учителей, новый коллектив класса, другая внеурочная деятельность. В период адаптации часты случаи деструктивного общения и поведения, нарушения дисциплины на уроках. Возникает необходимость применения в практике сказки как формы представления конфликтных и проблемных ситуаций. Сказочные персонажи во многом персонифицированы: они олицетворяют собой наши чувства, мысли, желания, надежды.

Связь поколений и сохранение духовности народа особенно актуальны в наши дни, все это мы можем сохранить с помощью приобщения школьников к чтению, что значительно повысит интеллектуальные умения детей.

Через язык мы передаем детям культурные ценности, а если обратится к утверждению современного ученого лингвиста Н. Алефиренко: «Язык и мышление едины, взаимосвязаны настолько, что существовать друг без друга не могут» [1, c.124], – значит, с помощью языковой культуры мы передаем общекультурное наследие, которое формирует не только образ мыслей будущего выпускника, но и его образ действий.

Исходя из практической деятельности и наблюдений, были выявлены противоречия:

-между отсутствием единства взглядов на процесс развития коммуникативных навыков пятиклассников в процессе учебной и внеурочной деятельности;

-между уровнями владения социальными навыками общения учителем, учащимся и родителями;

-между снижением учебной мотивации к обучению и необходимостью развития коммуникативных навыков общения в социуме.

Преимущества развития коммуникативных компетенций посредством работы со сказочными сюжетами:

-в учащихся, их коммуникативных навыков;

-в коллективе учащихся, в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми;

-в отношениях между педагогами и учащимися;

-во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

-в развитии взаимодействия образовательного учреждения с социумом.

Существующие недостатки применения данных форм работы:

1.В рабочем графике социальных педагогов не отведено время для исследования возможностей текста сказок на саморазвитие учащегося младшего подросткового возраста.

2. Сложно интегрировать творческие методы взаимодействия с учащимися в профилактическую деятельность социального педагога.



1.3 Ведущая педагогическая идея

В период адаптации социальному педагогу необходимо создать условия для максимального использования творческих средств сказки на индивидуальных и групповых консультациях с целью активизации коммуникативной деятельности учащихся 5-х классов.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в максимальном использовании текстов сказок, самостоятельном написании сказочных сюжетов для выявления социальных установок, коммуникативных навыков и эмоционального состояния учащихся.



1.4 Длительность работы над опытом



Работа над опытом охватывает период с сентября 2010 года по май 2014 года. В ходе работы были определены следующие этапы:

I этап: сентябрь 2010 года – январь 2010 года (определение проблемы, диагностика коммуникативных навыков, изучение научно-методической литературы по теме, определение путей решения проблемы);

II этап: февраль 2010 года – октябрь 2012 года (подбор и апробация наиболее эффективных форм и методов работы по проблеме, составление плана-графика проведения индивидуальных консультаций);

III этап: ноябрь 2012 года – май 2014 года (продолжение работы, диагностика и оценка результативности опыта).



1.5 Диапазон опыта

Работа по развитию коммуникативных навыков пятиклассников включена в индивидуальные и групповые консультации социального педагога с учащимися и их родителей.

1.6 Теоретическая база опыта

Социальные психологи Г. М. Андреева [3, с.24], Ю. Н. Емельянов [7, с.11], Ю. М. Жуков [13, с.44], Л. А. Петровская [5, с.29], Е. В. Руденский [5, с.38] рассматривают коммуникативную культуру личности как одну из характеристик её коммуникативного потенциала (синоним термина «культура общения»).

Изучение коммуникативной культуры нашло своё отражение в педагогических работах, посвящённых социализации школьников (О. С. Газман, А. В. Мудрик и др.) [6],[12], их общекультурному становлению (Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя и др.) [4],[8].

Вопросы коммуникативного развития учащихся поднимаются в дидактических направлениях личностно ориентированного образования: диалоговое обучение (Ш. А. Амонашвили [2, с.12], Е. Н. Ильин [9, с.52], С. Ю. Курганов [10, с.34]), учебное сотрудничество (Е. С. Полат [13, с.19]), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В. А. Сластёнин [14, с.36]).

По мнению большинства учёных, коммуникативная культура является составной частью общей культуры, которая характеризуется единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих направленность человека на другой объект взаимодействия.

Социально-психологические исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, Е. И. Рогов, Е. В. Руденский) посвящены изучению такого понятия, как «компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность», отражающего коммуникативные характеристики личности в качестве субъекта общения [15, с.41].

Данный термин содержит соответствующие компоненты: навыки для восприятия, понимания и оценивания других людей: вхождение в контакт, ориентация в проблеме партнёра, выравнивание эмоционального напряжения собеседника, согласование интересов, ведение дискуссии, личностные предпосылки коммуникативного потенциала [12, с.52].

Такое представление о коммуникативной компетенции личности позволяет говорить о ней как о составляющей более ёмкого понятия: коммуникативная культура.



1.7 Новизна опыта

Новизна опыта состоит в системе индивидуальных и групповых консультаций с применением тестов сказок, коммуникативных игр с элементами сказочных сюжетов, заданий творческого характера, формы дневниковых записей с целью развития коммуникативных навыков в период адаптации пятиклассников.

1.8 Условия, в которых возможно применение и распространение опыта

Опыт рекомендуется внедрять в работу социального педагога в общеобразовательных организациях в индивидуальных и групповых формах работы.

Занятия по формированию коммуникативных навыков целесообразнее проводить в аудитории, где возможно посадка детей кругом.

Раздел II. Технология опыта

Цель опыта: развитие коммуникативного потенциала пятиклассников в период адаптации посредством формы сказки.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Создание условий для овладения учащимися коммуникативных навыков посредством применения сказочных сюжетов индивидуальной и групповой видах работы.

2.Применение методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных интересов учащихся.

3. Использование различных форм индивидуальных и групповых занятий для активизации коммуникативной активности учащихся.

Организация социально-педагогического процесса первоначально включала в себя знакомство учащихся 5-х классов с основным термином сказка.

Творческая основа жанра сказки дает широчайшие возможности для различных аспектов обучения и воспитания [2, с.118]:

1. приоритетное развитие коммуникативных компонентов,

2. связи между нравственными ориентирами устанавливаются через общечеловеческое содержание,

3. системно-деятельностный подход,

4. личностно-ориентированные методы,

5. ориентация на освоение социального опыта,,

6. обеспечение полноценного, гармоничного развития каждого ребенка,

7. мобильность и конструктивность процессов воспитания и образования,

8. толерантность в общении, равенство,

9. основной метод – игра-сказка,

10. принцип разностороннего воспитания и обучения.

Описание содержания обучения и воспитания

Для актуализации коммуникативных навыков школьников социальному педагогу необходимо не просто приобщать детей к чтению сказок, а использовать разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Ведь педагог обладает всем многообразием методов и приемов обучения и воспитания.

Внеурочные мероприятия и подготовка к ним (индивидуальные и групповые консультации) занимают около четверти времени, запланированного для проведения профилактики в работе социального педагога.

►Дневник «Я и мир». Детям, которые показывают негативные формы поведения и общения, предлагается вести собственный дневник, где они записывают собственные эмоции, ассоциируют их с природными явлениями. Затем они представляют свое поведение в виде сказочного персонажа. Позже и предлагается постепенно заменять на бумаге негативные эмоции на положительные, а сказочных персонажей описывать в различных коммуникативных ситуациях.

►Конкурс проектов. Готовится в течение длительного периода, принимают участие в основном только те учащиеся, которые имеют желание это делать, хотя разработка проекта даже слабым учеником стимулируется и поощряется. Темы проектов предлагаются социальным в начале учебного года. Отличительной чертой проекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы с помощью эвристических или экспериментальных методов. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Например, проекты «Баба Яга – это…», «Существует ли тридевятое царство?», «Есть ли Дед мороз в сказках африканских народов?».

►Письмо персонажу сказки, как правило, встречает одобрение со стороны творчески одаренных детей.

► Игры-сочинялки по развитию речи. Игра «Рисуночное письмо» подходит наиболее всего для развития понятийного мышления посредством использования изображений на экране. Необходимо подобно древним людям «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное другу. Можно использовать игру «Слово-сказка»: учащимся дается слово, например, царевна, надо на каждую букву придумать действующее лицо, а затем и создать сказку.

► Викторины «Сказочный ларец». Актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-зале динамично и красочно.

► Посещение библиотеки. Библиотечные выставки нашего города могут заинтересовать учащихся. По окончанию экскурсии дается задание написать отзыв, эссе, сделать презентацию.

► Выразительное чтение, использование аудио. Выразительное чтение способствует более глубокому восприятию текста и риторическому развитию учащихся. Воспитывается культура речи.

► Информационные буклеты «Коммуникативный – это…», «Сказки Е. Клюева для младшего подростка», «Читаем вместе». Содержат краткий информационный материал. Также могут иметь форму акций проводятся как заранее подготовленные праздники, пробуждающие интерес к чтению, и оказывают массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: листовки, агитбригады, памятки, с использованием презентаций, школьного радио.

► Издание школьной газеты «Птица» в разделе «Волшебство слова». Там могут печататься готовые работы учащихся с их согласия.

Относительно содержания можно выделить следующие формы деятельности: соревновательные (игры, конкурсы, викторины), культурно-массовые (вечера-встречи, литературные вечера, фестивали), с включением средств массовой информации (интервью, передача, фильм, ролик).



Методы и приемы, применяемые в обучении и воспитании

Метод обучения – «категория дидактики, процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков по предмету» [14, с.36]. Педагог обладает всем многообразием методов и приемов обучения и воспитания. Прием обучения (обучающий прием) – «кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение одного из умений или навыков» [13, с.74].

Методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

1. Словесные, наглядные, практические;

2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные; 

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

Методы контроля за эффективностью коммуникативной деятельности: устные проверки и самопроверки результативности.

Методы стимулирования коммуникативной деятельности: значимость речи в жизни человека, значимость литературы для личности, грамоты, благодарности, участие в работе школьных объединений.

Широко используется интерактивный метод «как вид активного метода» [8, с.109]. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников с социальным педагогом и друг с другом. Место педагога в интерактивных консультациях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей (возможна беседа-встреча с учителем русского языка и литературы, редактором газеты школы, президентом школьной организации).

Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Метод творческого чтения можно применять и как форму выразительного чтения и как форму исследовательской деятельности.

Художественное иллюстрирование подходит в работе с 5 классами. Можно предложить после прочтения художественного текста сказки передать на бумаге внешность героев, природу, интерьер, а после сравнить рисунки учащихся с рисунками иллюстраторов. Здесь необходимо заметить, что дети активно иллюстрируют такие абстрактные понятия, как эмоции, чувства, категории состояния, нравственные понятия (например, радость, добро, тепло)

Метод постановки вопросов. Данный метод имеет различные приёмы реализации: фронтальный опрос, проблемный вопрос, дискуссионный вопрос, индивидуальный опрос.

Приемы стимулирования и контроля:

- индивидуальная беседа для выявления личных интересов и склонностей;

- дискуссии, вызов на диалог проблемными вопросами;

- поисковые, проектные задания на установление связи сюжета сказки и жизни социума;

- поощрение (благодарность, грамота);

- самоконтроль и самооценивание;

- авансирование успеха (указание на достижения ребенка; развернутая оценка результатов деятельности; создание ситуации для творческого самовыражения; создание ситуации успеха);

- использование разных видов заданий (Приложение 1): цитаты из сказок как упражнения поискового характера на выражение своего эмоционального состояния (Приложение 2).

Средства обучения

В зависимости от методов и приемов обучения педагог выбирает соответствующие средства обучения:

►раздаточный материал:

● тексты сказок, цитаты, иллюстрации;

● карточки с заданиями разной тематики и уровня сложности;

► медиа-ресурсы:

  • аудиозаписи;

  • видеозаписи;

► библиотека школы;

►мобильный стенд «Мир сказок», на котором размещаются материалы по коммуникативным ситуациям в сказочных сюжетах;

►проекты, презентации, стенгазеты;

►памятка для учащихся и родителей, планы, помощь в нахождении ресурсов.

Таким образом, работая над проблемой развития коммуникативных умений пятиклассников, социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы работы.

Эффективность работы выявляется с учетом динамики критериев развития коммуникации школьников. Для эффективного управления процессом обучения и воспитания необходимо также умело определить текущее психологическое состояние и уровень знаний учащихся. Педагогу всегда необходимо помнить, что каждый школьник – это творец, прежде всего собственного жизненного пути.

Совершенствование воспитательной работы социального педагога в условиях нравственности и творческого самовыражения личности пятиклассника посредством сказки

Цикл занятий «Мир сказок» (15 занятий, периодичность: каждый четверг после уроков с 15-00 ч. до 16-00 ч., в течение месяца)

Направления

Содержание

Учебно-познавательное

1. Цветик-семицветик: лепестки здоровья (сказки о ЗОЖ)

2. Пушкинский день: мои любимые сказки

3. Есть такая профессия – родину защищать… (сочинение сказок-объяснялок «Жил-был моряк/ летчик/космонавт/ танкист…»)

4. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много… (сказка-забава – постановка)

5. Золотые правила поведения (сказки-объяснялки)

6. Спасибо вам, мамы и бабушки (творческий вечер, «Сказка о волшебных словах»)

Культурно-просветительное

1. КТД «Фабрика сказок»

2. Светлый праздник Пасхи (сказка-объяснялка)

3. Правила Здоровичка «Почему яблоко/молоко/ каша полезны для здоровья?»

4. Мой Класс «Сказка о нас…» (типы темпераментов и герои сказок)

Индивидуально-ориентированное

1. Сказка о цвете: какой цвет я люблю больше всего

2. Сказка о любимом фрукте: почему апельсин – оранжевый, лимон – желтый…

3. Сказка о несуществующем животном…

Физкультурно-оздоровительное

1. Сказка о спортивном городе Олимпия…

Духовно-нравственное

1. Сказки Е.Клюева

Раздел III. Результативность опыта

Работая над проблемой повышения коммуникативной активности учащихся 5-х классов, авторы опыта планировали: всесторонне применять художественные средства сказки и обобщить результаты исследования относительно динамики коммуникативной деятельности учащихся.

Сложность работы заключалась в том, чтобы перевести педагогические принципы в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения и воспитания необходимо было также умело определить текущее психологическое состояние учащихся. Оптимальные последовательные действия использования формы сказки на индивидуальных и групповых занятиях обеспечили усвоение необходимых знаний в области коммуникативной культуры за минимальное время.

Чтобы отследить, насколько эффективной явилась работа, была проведена вторично диагностика коммуникативных навыков общения пятиклассников по методике Л. Михельсона.

Результаты вторичной диагностики пятиклассников (таблица 2).

Таблица 2.

Коммуникативные ситуации

Верный ответ

Агрессивный ответ

Зависимый ответ

- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

62%

19%

19%

- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

56%

25%

19%

- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)

62%

14%

24%

- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

78%

8%

14%

- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

83%

6%

11%



После применения цикла занятий «Мир сказок» повысилась эффективность обучения, заинтересованность в изучении отдельных предметов, понизился уровень агрессии, повысился творческий потенциал: дети стали больше участвовать в конкурсах.

Таким образом, максимальное использование средств сказочного сюжета повысило не только уровень коммуникативной активности, но и улучшило показатели обученности, повысило мотивацию учащихся, дисциплину, снизило конфликтность и агрессию.































Библиографический список

  1. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флита: Наука, 2005. – С.124.

  2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Флита: Наука, 2000. – 192 с.

  3. Андреева Г. Социальная психология / Г. Андреева. – М.: Флита: Наука, 2009. – С. 24-48.

  4. Боденко Б.Н. Социально-психологическая защищенность человека как результат образования / Б.Н. Боденко. – Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2001. - 106 с.

  5. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – 409 с.

  6. Газман О.С. Неклассическое воспитание / О.С. Газман. – М.: Смысл, 1999. – 349 с.

  7. Емельянов, Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. / Ю.Н. Емельянов. - М.: Дрофа, 2009. – 211 с.

  8. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //Социальная работа / И.А.Зимняя. – М.: Слово, 1992. – С.107-115.

  9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 317 с.

  10. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя / С. Ю. Курганов. – М.: просвещение, 1999. – 251 с.

  11. Михельсон Л. Тест коммуникативных умений. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения 17.02.2014).

  12. Мудрик А. Социальная педагогика/ А. Мудрк. – М.: Академия, 2010. – 224 с.

  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М.: Академия, 2002. – 272. 

  14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.Сластенин, В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 561 с.

  15. Руденский Е.В.  Социально-психологические проблемы в русской науке / Е.В.   Руденский . – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.





































Приложение 1.

ЗАДАНИЕ 1. Назовите слова, относящееся к лесу, к огню, к воде.

(например, сосна, спички, лебедь).

ЗАДАНИЕ 2. Назовите круглые слова (например, апельсин), прямоугольные, треугольные, звездные.

ЗАДАНИЕ 3. Вам даны начальные буквы В -С -Е -П, каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать предложение, например: Всей семьей ели пирог.

ЗАДАНИЕ 4. Охарактеризуйте звук /о/: цвет_____________, форма___________.

ЗАДАНИЕ 5. Каждое новое слово должно начинаться на ту букву, на которую оканчивается предыдущее слово. Например: ДюймовочкА Аккуратно ОчистилА Апельсин.

БуратинО ...

ЗАДАНИЕ 6. Попробуйте сочинить сказку-объяснялку про овощи с огорода: Почему помидор красный?





















Приложение 2.

(задание: найди цитату из сказок Евгения Клюева «Сказки на всякий случай», которая выражает в данный момент ваше эмоциональное состояние)

Сказка «Отрывной календарь»

У Отрывного Календаря всё было рассчитано: по одному листку на каждый день. А всего, стало быть, триста шестьдесят пять листков – ровно столько же, сколько дней в году.

Дайте-ка я прочту, что у Вас на лице написано, – присмотрелась к нему Картина-с-Противоположной-Стены и прочла: – «Радость». А по какому поводу радость? – спросила она.

Сказка «Маленький Старательный Веер»



Ему самому было невыносимо жарко, но он постарался не думать об этом, а принялся, наоборот, думать о Северном полюсе… о ледяном безмолвии, бескрайних снегах и прекрасном северном сиянии.

Крылышки Маленького Старательного Веера замелькали с такой быстротой, что он не только не видел и не слышал ничего… его самого-то уже перестало быть видно!

Сказка «Никому Неизвестная Букашка Изумрудного Цвета»

 – Меня нет… – призналась Никому Неизвестная Букашка Изумрудного Цвета, явно существовавшая! 

Сказка «Разводной Мост»

– Подумаешь! – сказал Речной Теплоход громко, чтобы услышали пассажиры. – Каких-то жалких секунд можно было бы и не принимать в расчёт.

Сказка «Один Очень Большой Салют»

Но Очень Большой Салют ушёл уже так далеко, что голос его почти не был слышен. Хотя что-то он всё-таки оттуда вроде бы прокричал в ответ – и Пятилетней Красавице показалось, что это было довольно сильно похоже на «совсем скоро».

Сказка «Водосточная Труба, исполнявшая фугу»

Так что Водосточной Трубе давно полагалось на пенсию, куда она в конце концов и собралась, – причём проводы её решили обставить как нельзя более празднично.

Сказка «Подтяжки со Связями»

С какими такими важными персонами были знакомы наши Подтяжки, Подтяжки-со-Связями, оставалось только гадать. Может, с министрами, может, с дипломатами, может, с директорами какими-нибудь…

Сказка «Лёгкое Облачко Пены»

В середине невыносимо жаркого безветренного дня возьмёт да подует откуда-то сбоку – и длится такое дуновение только один миг… многие его даже не замечают. Зато некоторые замечают очень хорошо: именно потому даже в самые жаркие дни случаются простуды… а потом все начинают гадать: как же можно было простудиться в такой жаркий день?



– Я всё равно растаю… потому что тут очень жарко. В такую жару всем лёгким облачкам пены положено таять.
   – А если я подниму Вас высоко над землей – туда, где прохладно? – спросил Случайный Порыв Ветра.
   – Тогда… тогда я не знаю, – немножко смутилось Лёгкое Облачко Пены. – Но если Вы поднимете меня очень высоко, мне кажется, я не растаю! Можно, конечно, попробовать…

Сказка «Глупый Безымянный Побег»

– Вот повезло-то, – вслух подумал он, – теперь я со всеми поездами перезнакомлюсь и передружусь!

Сказка «Просто Апельсиновая Корочка»

Как-то совсем уж внезапно взяло вдруг да и подумалось: а почему бы не написать сказку о просто апельсиновой корочке? Причем сказку так и назвать– «Просто Апельсиновая Корочка»! Ведь в мире нет ничего, о чём не стоило бы написать сказку, – ив этом смысле Просто Апельсиновая Корочка ничем не хуже других.

Деревянная-Трость-Прислонённая-к-Тумбочке вздохнула и скучным голосом объяснила:
   – Январь – это зимний месяц… если кому-то непонятно.

Сказка «Барабан, который умел ужасно громко стучать»

 Простите, Вы когда-нибудь отдыхаете? – спросила Барабан Настольная Лампа, которая от его треска даже принялась нервно мигать.
   – Никогда! – браво отрапортовал Барабан. – Я же новёхонький! И пока я новёхонький, я буду стучать без передышки.
   – Понятно… – вздохнула Настольная Лампа, нервно мигая. А Дедушка только развел руками.

Сказка «Засушенный Букет Красных Роз»

А сегодня – просто не верится! – мы отмечаем Вашу годовщину. И ничего, что уже нет былого аромата – зато есть дорогое воспоминание…

И всем тогда на мгновение показалось, что нежный аромат красных роз снова наполнил комнату.

Сказка «Дурацкая Бахрома»

Обычно ответ этот не принимался: сразу начинались всякие возражения вроде того, что работать – одно, а болтаться – совсем другое и что подобные вещи путать ни в коем случае нельзя.

Между прочим, болтаться тоже не так просто, как кажется.

Сказка «Заезженная Пластинка»

– Вы говорите так, словно Вы какой-нибудь конь… – тонко заметила Старая Граммофонная Игла (она всегда делала только очень тонкие замечания). – Как можно заездить пластинку? И кто может её заездить?

Сказка «Увлекательное путешествие Одного Чайного Пакетика»

И правильно сделал, потому что в ту же минуту сверху посыпались белые крупинки. «Начинается!» – опять подумал Чайный Пакетик, затаив дыхание… но это был только Сахарный Песок, который упал на Кружочек Лимона и мгновенно начал таять.

Сказка «Балетные Туфельки»

– Они устали! – повторил Тяжёлый Бархатный Халат со смехом. – Можно подумать, что Вы солдатские сапоги, в которых по дорогам грязь месят. Это же сущее удовольствие – порхать по сцене… да при Вашей-то невесомости!

Сказка «Понедельник-День-Тяжёлый»

 – Я тоже тяжёлый, – поделился с ним тайной Жизнерадостный Паровозик. – Знаете, сколько вешу? Лучше и не говорить! Но я открою Вам один секрет: нам только кажется, что мы такие тяжёлые.

Сказка «Песочные Часы»

Так что тут, вообще-то, не очень понятно, кого жалеть и за кого радоваться, – понятно только, что всё меняется и что к этому надо быть готовым.

Сказка «Солнечный Зайчик без роду и племени»

О том, что у Солнечного Зайчика не было ни роду, ни племени, сам он узнал случайно – до этого ему и в голову не приходило, что у него должны были иметься какие-нибудь род и племя!…

Сказка «Зеленый Человечек и Красный Человечек»



Потому что многим, очень многим из любопытных не повезло… и они были одиноки.

Сказка «Клетчатая бумага, которая терпела сколько могла»

А выходило, что стерпит… куда ж денешься? Недаром говорят: «Бумага всё стерпит!»

Сказка «История про Одно Доброе Утро»

Доброе Утро задумалось. Ему не хотелось кончаться! Конечно, оно немножко устало, но усталость-то эта была приятная… Что же теперь: только полчаса – и всё? Куда ему тогда деваться, интересное дело? Оно так и спросило Водителя Троллейбуса:
   – И куда мне тогда деваться, интересное дело?

Сказка «Дырка от Бублика»

И пусть тому, кому кажется, что так не бывает, не кажется, что так не бывает: на самом деле так очень часто бывает!

К Вам же и не поймёшь, как подступиться: куда ни глянь – одна сплошная дырка. Вы даже хуже, чем сыр, который… м-да, хуже которого уже, казалось бы, ничего не бывает! В сыре тоже дырки, да хоть не такие, по крайней мере, большие, как в Вас. И не такие глубокие… не насквозь всё-таки!

Сказка «Короткое путешествие Одной Улыбки»

Всё кругом цвело – даже, по слухам, вода в пруду городского парка зацвела… трудно, правда, себе представить, как это у неё вышло – зацвести, но говорили, что зацвела и она. Наверное, постаралась – и зацвела, потому как если постараться – точно зацветёшь!

Получается, захоти любая улыбка отправиться в путешествие – может сразу и отправляться. В добрый, стало быть, путь!

Сказка «Трамвайный Билет, задумавшийся о Вечном»

Там, за пазухой, Трамвайный Билет услышал, как у Пассажира бьётся сердце. Оно билось, билось и билось – так точно и уверенно, что было понятно: именно так, точно и уверенно, оно и будет биться всегда.


Сказка «Свечной Огарок»



В новой жизни уже не было места свечам – повсюду включили мощные лампы дневного освещения. Они давали так много света, что он проникал в каждый уголок, – и в доме сразу же исчезло всё таинственное и загадочное.

А новая жизнь шла своим чередом. Лампы дневного освещения горели вовсю, больших праздников не намечалось, а про небольшие праздники к ночи уже и не помнили.

Сказка «Маленькое Скверное Слово»

Если кому-то говорят: «Не сквернословьте, пожалуйста!», – значит, этот кто-то произнёс слово, которое нельзя произносить. Есть в мире такие слова, которые нельзя произносить. Они называются «скверные». Правда, вряд ли нам ответят на вопрос, почему их нельзя произносить. А раз так – не будем спрашивать… не очень-то и хочется!

Сказка «Стрела, Пущенная из Лука»

Угодить прямо в него Стреле-Пущенной-из-Лука вовсе не улыбалось.
   – Может быть, всё ещё и обойдётся, – уклончиво сказала она. – Может быть, Старый Воробей в последний момент улетит.



Сказка «Лавровый Лист, разочарованный в жизни»

Но что случилось, то случилось – ив настоящее время Лавровый Лист был полностью разочарован в жизни.







25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!