СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как средство развития творческих способностей младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающее воздействие сказок направлено на развитие индивидуальности ребёнка. При помощи сказок, просто поместив обучающий материал в волшебную, сказочную обстановку, школьникам можно объяснить и математику, и правила русского языка и химию, и астрономию и т.д. Но, кроме обучения научным дисциплинам, сказка может помочь ребёнку также в развитии речи, памяти, внимания, фантазии и воображения.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство развития творческих способностей младших школьников.»

14




Методическая разработка







Тема:

«Сказка как способ развития

творческих способностей младших школьников»



















Выполнила работу:

Волкова Альбина Павловна

учитель начальных классов









Мыски 2019 год





Содержание

Введение...............................................................................................................3

I. Творческие задания, упражнения, игры...........................................................5

Список литературы....................................................................................................21


















































Введение

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению различных проблем, очень важно не упустить период для развития творческого воображения ребёнка. И оттого насколько эффективно будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое чудесное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке (где – то там, в неведомых краях, за тридевять земель, в тридесятом царстве), а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней прикоснётся. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке вымысла, фантазии и воображения.

Любая даже сложная вещь, если она будет объяснена этим языком, становится близкой и понятной ребёнку. При помощи сказок, просто поместив обучающий материал в волшебную, сказочную обстановку, ребёнку можно объяснить и математику, и правила русского языка и химию, и астрономию и т.д. Но, кроме обучения научным дисциплинам, сказка может помочь ребёнку также в развитии речи, памяти, внимания, фантазии и воображения. Она формирует его креативность.

Развивающее воздействие сказок и игр направлено на развитие индивидуальности, формирование у детей творческих способностей (креативности) и необходимых социально – адаптивных навыков (например, умения продуктивно общаться с окружающими), а также обучения чему – либо.

В данной работе приведены некоторые упражнения и игры по развитию творческих способностей ребёнка на основе сказок.

Развивающие игры на основе сказочных сюжетов помогают детям, становясь для них добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь в непростых жизненных ситуациях. Благодаря этому игры и сказки служат великолепной подмогой в деле воспитания и обучения детей. Что наделяет их такими исключительными свойствами?

Выполняя упражнения и задания по развитию творческих способностей у детей появляется чувство уверенности: «Я могу это сделать», «Я справлюсь». Это чувство несравнимо ни с чем, и большинство детей хотят переживать его снова и снова. Отсюда берёт корни самоуважение, оно возникает не от внешней похвалы, а от сознания, что можно достичь чего – то самостоятельно.

Цель работы: собрать и обобщить игровой материал, который способствует развитию творческих способностей ребёнка на основе сказочных сюжетов.

Задачи :

1. Изучить теоретический материал содержащий игры, упражнения и задания, которые способствуют более эффективному развитию творческих способностей младших школьников на основе сказочных сюжетов.

2. Проанализировать и оформить развивающий игровой материал.

Использовать данный игровой материал можно на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, во время физминуток (игры и упражнения с движением), для домашней работы творческого характера, во внеурочной деятельности.

Для изучения и оформления учебного игрового материала были использованы упражнения и творческие задания из книжных изданий следующих авторов: Джанни Родари, И.Н. Светлова, С.И. Гин, А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик.

Иллюстративный материал использован как из книжных изданий, так и рисунков младших школьников, выполненных на уроках технологии, изобразительного искусства, во время внеурочной деятельности.













I. Творческие задания, упражнения, игры.

1. Рисунок по кругу

В игре участвует несколько участников. Первый участник игры делает набросок — изображает какой-то сюжет из сказки. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

2. Волшебные кляксы

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди го­ворят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе или её отдель­ных частях.

Выигрывает тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.



3. Ассоциации

Вариант I. Берется любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться с горой, подъёмным краном и т. п.

Вариант II. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на каких ска­зочных персонажей похожи облака, лужи на асфальте, камешки на бере­гу и т. п.

4. Рифмы

Педагог называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: вели­кан — барабан, карман, пеликан; колечко — крылечко и т. д.

5. Хорошо — плохо

Предлагается сказочный объект, имеющий для ребёнка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положитель­ные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъек­тивной оценке. Нужно придумать — почему этот объект может оцени­ваться противоположно.

Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадёт. Но она может быть хоро­шей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, ска­зала, где смерть Кощея лежит, и т. д.

6. Сказочные нелепицы

Рисуется картинка по любому сказочному сюжету. На этой картин­ке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано с использованием предметов персонажей из других сказок. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.

Дети должны показать, что нарисовано неверно.

7. Рисуем

Вариант I. Детям предлагается дорисовать неоконченные изобра­жения.

Вариант II. На листе бумаги обозначен человек. Это художник не дорисовал картину. Детям предлагается дорисовать картину, придумав, какой это сказочный персонаж, а затем рассказать про него сказочную историю.

Найти как можно больше самых разных, оригинальных примене­ний хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газе­ту и т. п. или какое-либо явление (например, вода: купаться, пить, ва­рить, стирать и т. д.).

8. Коллаж

Приготовить коллаж из старых журналов вырезать фигуры разных форм и наклеить их на листок картона.

Необходимо найти на коллаже больше аналогий со сказочными пер­сонажами. Коллаж можно поворачивать как угодно.


9. Найдите общие признаки

Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например: Винни-Пух — баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т. д.).

Колобок - Снежная Королева (слова Колобок и Королева на­чинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).

Репка - Мальчик-с-пальчик. (Репка тоже вначале была малень­кой, обоих объединяет земля: Репка в земле растет, Мальчик-с-паль­чик помогал отцу пахать землю).

10. Составьте предложение

Нужно составить как можно больше предложений из слов, назва­ний сказочных персонажей, предметов из разных сказок. Например: Золушка, невод, золотое яблочко. Вариант ответа: «Забросила Золуш­ка невод и вытянула золотое яблочко».


11. Поиск причин событий

Детям предлагается определить причины возникновения некоторых сказочных ситуаций. Например:

Ослику Иа было смешно...

Весь день Бармалей бегал по лесу...

Золушка не смогла поехать на бал...

12. Расскажи другими словами

Предлагается пересказать рассказ языком разных пер­сонажей (языком маленького ребёнка, кота Матроскина или почтальо­на Печкина).

13. Без плагиата

Дети получают кружки разного цвета, для начала по два-три. Нуж­но сказать, на кого (или на что) они похожи, и придумать историю с их участием. Детям необходимо объяснить, что такое плагиат и что не надо повторять чужие сказки, а придумать что-то своё. Кружки можно увеличивать, цвета менять.

14. Невиданное животное, цветок, дерево, рыба и т. д.

Нарисовать своё животное (цветок, дерево, рыбу и т. д.), никем не виданное. Назвать его.

15. Необычная ситуация

Дети придумывают варианты развития различных сказочных ситу­аций.

Например:

Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке у Людоеда?

Как поведёт себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах?

К тебе прилетел Карлсон, что ты будешь делать?

А если ты встретишь Маугли? И т. д.

16. Перепутанные названия

Дети отгадывают сказки, названия которых перепутал волшебник: «Царевна-пчела»; «Мальчик-великан»; «Гадкий котёнок»; «Домик-домок»; «Редиска»; «Волк и семеро поросят»; «Три волчонка»; «Шар, трубочка и ботинок»; «По карасьему приказу»; «Иванушка-умник»; «Иван-царевич и зелёный крокодил»; «Зажигалка».

Выберите одну из сказок и расскажите её в новом варианте.




17. «Необыкновенные сказки»

Дети выбирают две картинки, на которых изображены различные предметы или написаны их названия и придумывают словосочетания. Например, ребёнок вытягивает две карточки:

Получаются такие словосочетания: шоколадная луна и лунный шо­колад.

Можно предложить детям выбрать одно из словосочета­ний и придумать сказку. Например, «Шоколадная луна»:

«Однажды на небе я увидел большую шоколадную луну. На ней были ореховые горы, изюмные леса, молочные реки. Очень вкусная луна. А еще туда возят детей на экскурсию на ковре-самолете. Им дают маленькие лопатки, и они могут, когда им захочется, накопать себе шоколада с орехами или изюмом, или сливочной помадкой. Очень вкусная экскурсия получается».

18. Дом для сказочного героя

Дети вспоминают сказочных героев и рисуют для одного из них сказочный дом. Затем каждый ребёнок по очереди описывает дом, ко­торый он нарисовал, а остальные дети пытаются определить, какой сказочный герой живет в этом доме.

19. Домик для сказочных животных

Дети вспоминают сказки «Теремок» и «Рукавичка». Затем им пред­лагается подумать, что еще может быть домиком для сказочных жи­вотных. Например: гриб, кувшин, полено, яблоко, тыква, груша, пень и т. д.

Дети придумывают сказку об этом домике и рисуют его.



20. Любимые блюда сказочных персонажей

Дети задумывают какого-нибудь сказочного персонажа. Затем при­думывают и рисуют его любимое блюдо. По окончании работы дети рассказывают, какое блюдо они нарисовали и для кого. Из рисунков детей можно сделать выставку «Любимые блюда сказочных персо­нажей».

21. Сказочные планеты

Дети рисую и лепят из пластилина сказоч­ные планеты, а затем отвечают на вопросы:

- Как называется ваша планета? Какие деревья, цветы, необыкновенные существа на ней живут? Какая там погода? Какие сказочные герои могут там жить? Что ещё интересного можно увидеть на этой планете? Веселые или грустные жители этой планеты? Почему?

После того как все дети расскажут о своих планетах, можно предложить им ответить на вопрос: «С жителями какой из планет они хоте­ли бы подружиться?», а затем нарисовать жителей своих сказочных планет.


22. Волшебные вещи

Дети рассматривают картинки с изображением сказочных атрибу­тов: волшебная палочка, волшебное колечко, скатерть-самобранка, са­поги-скороходы, шапка-невидимка, цветик-семицветик, ковёр-самолёт и др.

Каждый ребёнок выбирает один волшебный предмет, а затем представляет, что он превратился в эту волшебную вещь. Затем каж­дая «сказочная вещь» рассказывает о себе, отвечая на вопросы педаго­га:

-Когда и где вы родились?

-Что волшебного вы умеете делать?

-С кем из сказочных героев вы дружите? Какому сказочному ге­рою вы могли бы еще помочь?

-Какое настроение у вас бывает чаще всего?

-Какое ваше самое заветное желание?

23. Заколдованный замок

Детям предлагается побывать в заколдованном замке, в котором злой волшебник сделал так, что все предметы стали невидимыми, и совершить опредёленные действия с этими невидимыми предметами:

-поиграть с невидимым мячиком; побросать мячики друг другу;

-полистать невидимую книгу;

-поиграть на невидимой скрипке;

-поднять невидимое тяжелое ведро с водой, поставить его на скамейку;

-взять невидимый стакан с водой, принести и поставить его на стол;

-примерите невидимую шляпку;

-съесть невидимый пирожок и т. д.

24. Оправдание поступка

Детям предлагается «превратиться» в какого-либо сказочного ге­роя. По сигналу дети должны совершить определенное действие (под­прыгнуть, спрятаться, закрыть лицо руками, закричать «Ура!» и т. д.). Затем у каждого «сказочного героя» спрашивают, почему он это сде­лал. Например:

-Винни-Пух, ты почему закричал «Ура!»?

-Я мёд нашел.

«Сказочные герои» должны дать оправдание своим действиям.

25. Заколдованные горы

Ученикам рассказывают о том, как однажды злая колдунья разозлилась на некоторых животных и превратила их в горы. Перед детьми раскла­дываются рисунки гор, контуры которых напоминают различных жи­вотных. Дети должны отгадать, кто заколдован в каждой горе.


26. Сказочный телевизор

Детям рассказывают, что «сказочный телевизор» — это такой фан­тастический прибор нашего воображения, который способен по звуку показать любой предмет, любую сказку, любое событие.

Вариант I. Дети отворачиваются педагог стучит каран­дашом по любому предмету в комнате и предлагает им увидеть на сво­ём сказочном телевизоре, что это за предмет.

Вариант II. Детям дают послушать в записи различные звуки (шум прибоя, журчание ручья, пение птиц, лай собаки, биение сердца, зву­чание колокольчиков, шум дождя, завывание волка, стук колес поезда и т. д.) и предлагают увидеть на экране сказочного телевизора сказку, где встречается этот звук или придумать сказку с этим звуком.

27. Аленький цветочек

Дети вспоминают сказку с указанным названием и придумывают сказочный цветок другого цвета, используя названия промежуточных цветов. Например, лимонный цветочек, малиновый цветочек, кашта­новый цветочек, апельсиновый цветочек, салатовый цветочек, мышиный цветочек, небесный цветочек и т. д. Затем дети рисуют его и рас­сказывают, какими сказочными свойствами он обладает.



28. Сказки о цветных камешках

Дети закрывают глаза, отводят назад руку и раскрывают ладошку. Каждому ребенку на ладошку кладётся цветной камешек (покрашенный краской), а дети должны, не открывая глаза, определить, какого цвета камешек.

Дети называют цвет, открывают глаза и смотрят, угадали они или нет.

Дети придумывают сказку о камешке любого цвета: сказка о синем камешке, сказа о зеленом камешке, сказка о красном камешке и т. д. Рассказывают, из какой страны их камешек, что это за страна, почему он такого цвета, хотелось бы ему поменять свой цвет на другой или нет, на что он похож и т. д.

Затем детей просят нарисовать сказку о своем цветном камешке, используя как можно больше оттенков этого цвета.


29. Подарок для золотой рыбки.

Дети представляют, что они — золотые рыбки. Пусть каждая рыб­ка расскажет о себе. Как ей живется в морской пучине, с кем она дру­жит, кто ее враги, нравится ли ей исполнять желания других людей? Какие желания ей нравится исполнять, а какие — нет, хотелось бы ей превратиться в простую рыбку? Есть ли у нее самой заветное жела­ние? Кому из сказочных героев она помогла? Что она хотела бы полу­чить в подарок?

Дети представляют, что у золотой рыбки день рождения и ей нужно приготовить подарок. Они придумывают подарки, рисуют их, а затем объясняют, для чего золотой рыбке пригодится их подарок. Например: «Я подарю золотой рыбке фонарик. Когда ей будет в глубине темно, она его достанет и посветит себе дорогу».

30. Где находится волшебная сила золотой рыбки?

Дети рисуют контур золотой рыбки. Затем дети фантазируют где у золотой рыбки находится её волшебная сила (в голове, хвостике, плавничках, чешуе, глазах).

Детям предлагается разукрасить рыбку, выделяя то место, где расположена волшебная сила, другим цветом.



31. Сказочный совет

Детям рассказывают о том, что для решения важных проблем в ска­зочной стране существует сказочный совет. На обсуждение совета вы­носятся разные вопросы, важные для жителей этой страны. Детей про­сят представить, что они советники и должны найти решение про­блем. Например:

-Как помочь Страшиле стать умным?

-Что сделать, чтобы Снегурочка летом не растаяла? Как спасти птичку или зверя ,которые дотронулись до посоха Морозки?

-Как победить Дракона?

-Как найти в лесу избушку Бабы Яги?

-Как отучить гусей-лебедей воровать маленьких детей?

-Как перевоспитать Шапокляк?

-Как быстро доставить доктора Айболита в Африку к больным зверятам?

  • Как растопить сердце Снежной королевы? И т. д.

32. Шкатулка сказок

В шкатулке лежат картинки с изображениями разных предметов, растений, животных, птиц, явлений природы и т. д. Каждый ребенок по очереди достаёт из шкатулки 3 картинки и придумывает по ним сказку.

33. Чудо-дерево

Дети вспоминают сказку К. Чуковского «Чудо-дерево». Им предла­гается придумать своё чудо-дерево и рассказать о нем. Дети рассказы­вают, что это за дерево, где оно растёт, большое оно или маленькое, почему оно называется «чудо-дерево». Затем дети рисуют его, либо делают поделку

34. Добрая Баба Яга

Дети представляют, что Баба Яга стала доброй, и пытаются приду­мать, какие добрые дела в лесу она могла бы совершить.

35. Космический корабль

Каждый ребёнок получает альбомный лист, на котором изображён космический корабль с тремя иллюминаторами. Детям предлагается представить, что они могут полететь на другую планету, с собой им можно взять двух сказочных персонажей. Нужно подумать и нарисо­вать себя и тех сказочных персонажей, которых дети хотели бы с со­бой взять. После этого объяснить, почему они хотели бы взять того или иного персонажа.

36. Тарабарская страна

Детям рассказывают о том, что где-то далеко-далеко, в каком-то ска­зочном мире существует Тарабарская страна. Там растут тарабарские деревья, бегают тарабарские животные, летают тарабарские птицы, и тарабарские люди говорят на тарабарском языке. Детей просят пред­ставить, что они оказались в этой стране, и чтобы жители их поняли, разговаривать нужно на тарабарском языке. Дети разбиваются на пары и в течение трех-пяти минут «разговаривают» друг с другом на этом непонятном языке (различные сочетания букв). После окончания упраж­нения детей просят рассказать, догадались ли они, что спрашивал или что отвечал их собеседник.

37. Журналист сказочной газеты

По считалке выбирается журналист. Остальные дети выбирают кар­тинки с изображениями сказочного персонажа. Журналист берёт во­ображаемый микрофон, приходит в гости к сказочным героям и задает им вопросы. Например: у старухи с разбитым корытом спрашивает, сделал ли ей дед новое корыто; у Буратино - где сейчас находится золотой ключик; у Карлсона - купил ли он себе телевизор, у Шапо­кляк - нашла ли она себе друзей, и т. д. Если детям еще сложно при­думывать вопросы, несколько вопросов может задать педагог.

37. Мудрый Змей Горыныч

Педагог рассказывает: «В некотором царстве, в некотором госу­дарстве правителем был мудрый Змей Горыныч. Все подданные шли к нему со своими проблемами и разными вопросами. И мудрый прави­тель помогал им решить их. А так как у него было три головы, то каж­дая голова могла произносить только по одному слову и по очереди. Например, одна из голов начинает, вторая продолжает, затем третья и т. д., пока предложение не будет закончено». Три ребёнка изображают головы мудрого Змея Горыныча. «Головы» произносят по одному сло­ву, не заботясь о том, что получится в результате. Они должны просто говорить друг за другом, но, следя за тем, чтобы ответ попадал в тему. Вопросы тоже должны быть сказочными. Например: «В каком море живёт золотая рыбка?», «Что подарить на день рождения Красной Шапочке?», «Что сделать, чтобы Мальчик-с-пальчик вырос?».

38. Чем пахнет сказка?

Каждый ребёнок задумывает про себя название какой-нибудь сказ­ки. Водящий подходит к нему и спрашивает: «Чем пахнет твоя сказ­ка?» Например, ребёнок, задумавший сказку «Колобок», отвечает: «Хле­бом». Водящий пытается отгадать, что это за сказка. Если отгадывает, меняется местами с игроком и задумывает свою сказку. Если не дога­дывается, спрашивает у другого ребёнка, чем пахнет его сказка.

Например, сказка «Красная Шапочка» может пахнуть пирожками, земляникой, цветами; сказка о Винни-Пухе — сгущёнкой, мёдом, ва­реньем, «Двенадцать месяцев» — подснежниками, «Горшочек каши» — манной кашей, «Сказка о двух жадных медвежатах» — сыром и т. д.







































Литература:

1. Светлова И.Н. Развиваем воображение и фантазию Ш / Художники Г. Кравец, Ю.Кравец. – М.: Эксмо, 2007. – 104 с.

2. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 128с.

3. Психологический словарь / Под общей научной редакцией П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800с.

4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.

5. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – (15 – 25)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!