СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как средство формирования картины мира у младших школьников

Категория: Литература
Тема: Сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство формирования картины мира у младших школьников»

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



«Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели»

В.Л.Сухомлинский.


Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость ответственности педагогов за формирование у младших школьников научной картины мира. Задача школы — раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.
Термин «картина мира» используется также для обозначения тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие «научная картина мира» используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в постижении различных научных дисциплин. Научная картина мира при этом выступает как «целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе».
Дети получают многообразную информацию об окружающем их мире в семье, в детском саду, в школе, из средств массовой информации, литературных источников, в том числе и из СКАЗОК и др.

Известно, что сказки возникли много тысячелетий назад, когда люди жили в основном за счет охоты и рыбной ловли, некоторых животных только еще приручали: лошадь, корову, овцу, свинью. А в дом взяли к себе служить только кошку и собаку. Наши предки слагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых они охотились. Но оружие для охоты у них было слабое, и поэтому нужно было долго сидеть в засаде, чтобы подкараулить зверя. Свой опыт наши предки и передали в сказках о животных. В далекие времена сказка нужна была, чтобы передать, как люди видели окружающий мир, создавали фантастические истории на основании своих наблюдений за животными. Из сказок о животных мы узнаем, почему лебеди белые, почему у сороки длинный хвост, почему у глухаря брови красные, откуда появились комары и мошки и т.д. [1]

Без сказок нельзя! Скучно жить без сказок! Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы дети знали родной край, в котором живут, знали птиц, зверей и рыб - всё, чем богата земля. Сказка нужна была им не только для трудовой деятельности, но и для развлечения и отдыха. Сегодня эти сказки помогают нам узнать, как видели мир наши предки. Сказки написаны ярким и образным языком. На их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами языка. В сказках отражена народная мудрость многих поколений. Как много интересного и познавательного черпаем мы из сказок. Но сказка дальше сказывается. Дорога у сказки гладкая, а след удачный и счастливый.

Так, например, бытовые сказки знакомят детей с жизненным укладом и обрядами разных народов. В некоторых сказках изложены наставления, как вести себя человеку по отношению к окружающему миру. Вместе с детьми надо искать ответы на вопросы: почему в сказках Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих старших братьев? Не за глупость ведь, а за какие-то другие черты характера и поступки? Что помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе? Почему, в конце концов, пострадал Колобок? Дети склонны одушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. Детям полезны не только фольклорные сказки, но и сказки, написанные поэтами и писателями.

Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не знавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. В самой прямой форме в сказке отражена борьба светлого и темного. Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит, что в детской душе что-то надломлено и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.[2]

В младшем школьном возрасте, при восприятии и понимании, например, волшебных сказок, дети не только занимательно проводят время и эмоционально сопереживают героям, но учатся соответствующему отношению к их поступкам. Детей надо приучать размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении, сами фантазируют.[3]

Сказки учат добру, верности, дружбе, учат оказывать помощь слабым. Наибольшее распространение получили сказки о животных: заяц -хвастливый, волк -жадный, лиса-хитрая хищница, медведь -добрый душой, в которых основные заповеди и отношение к природе. Человек-часть природы, береги и защищай полезных животных, растений. Дети не просто читают ту или иную сказку. Я стремлюсь к тому, чтобы они могли на доступном для них уровне понять, чему учит данная сказка и обязательно практическое дело: аппликация, лепка, рисование, инсценировка.

Но в своей работе я столкнулась с такой проблемой - родители считают, что сказки оказывают только нравственное значение (учат доброте, честности, справедливости). На первоначальном этапе родителям была предложена анкета:

-Надо ли современным детям читать сказки?

-Какие сказки знает ваш ребенок?

-Чему учат сказки?

-Помогают ли сказки сформировать у ребенка целостной картины мира

-Есть ли у вас дома детские книги, в том числе сказки?

-Вы читаете своим детям каждый день?

Отвечая на вопрос о необходимости знакомства со сказками наших детей, все родители ответили, что сказка необходима детям, у всех дома есть детские книги, в том числе и сказки. Родители считают, что сказки оказывают только нравственное значение(учат доброте, честности справедливости).

Таким образом, выявлено, что современные родители понимают значимость сказок в нравственном воспитании школьников и в их речевом обогащении. Но знания родителей о значении сказок в жизни ребенка стереотипны и односторонни. Для того, чтобы расширить их мною разработан цикл мероприятий, способствующий повышению родительской компетентности по данной теме.

А для выявления направления детской деятельности по теме «Сказка как средство формирования у дошкольников целостной картины мира», в мониторинге я использовала разные творческие задания, требующие от детей активизации познавательной, речевой, коммуникативной и творческой деятельности.

Хочу рассказать о некоторых из них.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, пиктографические изображения.

Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации (от греческого problema -задача, задание и латинского situation-положение) - это ситуации, для овладения которыми ребенок или коллектив должны найти новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: почему?

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете. Реальное начало - сказочное продолжение

Продолжи сказку.

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою концовку. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя

нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по - мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой- либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Дети показывают умение согласовывать свои действия с действиями другого.

Предлагаю ребятам дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (художественно-эстетическое развитие)

"Треугольник и квадрат" (познавательное развитие)

"Хорошо - плохо" (социально – коммуникативное развитие)

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка. И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.[4]

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу знаний и эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание детей помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочных ситуациях - все это, несомненно, стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, умение удивляться, видеть в обычном необычное.[5]

Как видим, сказка имеет большие возможности в познавательном и нравственно-эстетическом развитии и воспитании детей. В них содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, уважительного отношения к старшим и т.д.

Сказки развивают и наполняют речь ребёнка, знакомят с моделью русской и зарубежной национальной картины, развивает воображение и мир фантазий, формирует целостную картину мира, корректирует поведение детей, компенсирует отсутствие внимания, помогает снимать переживания.

Выбирая сказку, надо предъявить им такие требования: сказка должна иметь положительное нравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту и развитию ребенка. Надо иметь в виду, что далеко не все сказки полезны, а есть и вредные, негодные для детского чтения.[6]

Обобщая изложенное, я хотела бы подчеркнуть, что:

·     сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде набора и имеют основные познавательные зафиксированные сюжеты;

·     сказки оказывают влияние на человека преимущественно на бессоз­нательном уровне;

·     сказки являются одной из самых устойчивых форм передачи информации в культуре. Они отличаются от мифов тем, что сказки понятны ребенку, сказочные герои постижимы для него. Сказки добрее, сюжет чаще всего заканчивается счастливым, благополучным исходом;

·     сказки могут служить источником инфор­мации и алгоритмами при формировании основных норм поведения, что позволяет их считать инструментом воспитания и средством развития личности ребенка, особенно младшего школьника.



Литература

  1. Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. 2005. № 12.

  2. Мир детства: Младший школьник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987.

  3. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М.: Знание, 1987

  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

  5. Расскажи мне сказку / сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993.

  6. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку?. –СПб., 2000.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!