Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Биритская средняя образовательная школа
Классный час
«Сказка о том, как сигарета искала друзей»
Старновская Елена Константиновна
учитель биологии, географии
высшая кв.категория
МБОУ Биритская СОШ
Балаганский район
Тел:89041260989
2021
Тема: «Сказка о том, как сигарета искала друзей»
Актуальность занятия.
Выбранная тема очень актуальна. Курение расширяет свои границы. Пробуют курить и курят постоянно не только взрослые, подростки, но и дети. Поэтому борьба с этой вредной привычкой является значимой. С этой проблемой должно бороться и государство, и общество, и школа. К сожалению, мало времени уделяется этой теме на уроках биологии, ОБЖ. Дети нечасто задумываются о своем здоровье, для них важно мнение сверстников, их роль в социуме.
Новизна занятия
Дети воспринимают информацию через игру-драматизацию. Что способствует более глубокому запоминанию полученных знаний. Играя роль, дети эмоционально подходят к проблеме. Такой метод решает и ряд других задач: развитие навыков говорения, улучшение качества речи, снятие психологического барьера
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов
Продолжительность занятия по времени: 40 мин
Форма проведения занятия: открытый классный час
Методы работы: игра-драматизация, беседа, убеждение
Глоссарий занятия: сигарета, никотин, зависимость, вредные вещества, инсульт, цирроз, гепатит, бронхит, злокачественная опухоль
Место проведения: актовый зал
Материалы, оборудование: костюмы героев, плакаты, рисунки детей по теме «Влияние сигареты на организм человека», проектор, презентация
Цель занятия: показать воздействие сигареты на организм человека
Задачи занятия: расширять и систематизировать знания детей о вреде курения; рассказать о последствиях у курильщиков; формировать отрицательное отношение к сигарете; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью
Ход занятия
I. Орг.момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Что такое привычка? Какими бывают привычки? (ответы детей)
- Сегодня мы поговорим об одной из них. Назовите ее по описанию: она приносит только вред человеку, продается в магазине, в маленькой коробочке, ее Родина – Америка (ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о сигарете, о вредной привычке - табакокурении.
- Какая главная задача стоит перед нами? (узнать, как сигарета влияет на организм человека).
- А поможет нам в этом сказка.
Герои сказки: Сигарета
Головной Мозг
Легкие
Сердце
Желудок
Печень
Почки
Ребенок
Взрослый человек
На сцену выходит грустная Сигарета, плачет.
Слайд 1(из истории появления сигареты)
- Я бедная, несчастная, многими брошенная, друзьями забытая. А так все хорошо начиналось. Родилась я в Америке. Мое счастливое детство прошло с друзьями. Со временем мой внешний вид и содержимое сильно изменилось. А в детстве я выглядела в виде трубочки из высушенных на солнце листьев растения «петум».
- Однажды в далеком 15 веке Христофор Колумб со своей командой пожаловал к нам в гости. Я им очень понравилась, и они взяли меня с собой. С того времени я путешествую по миру. Побывала на всех континентах и островах. Была знакома со многими людьми: с мужчинами и с женщинами, с подростками и с детьми, с молодыми и старыми.
- Но в последнее время многие от меня отвернулись. Мне стало скучно. Я решила найти новых и вернуть старых друзей и отправляюсь в путь.
На сцене встречается Сигарета и Головной Мозг.
Слайд 2 (картинки, показывающие воздействие сигареты на головной мозг)
- Здравствуй, Мозг. Ты забыл меня? Мы были хорошими друзьями! Что случилось? Почему отвернулся от меня?
- Да, раньше ты была моим другом, сначала после перекуров я начинал работать лучше, но недолго. Кровеносные сосуды ты сильно сузила, кровь стала мало приносить мне кислорода и питательных веществ. Я стал сильно «тормозить». Память стала давать сбой, я не могу запомнить даже детское стихотворение, с трудом выполняю вычисления.
- Но, чтобы справиться со стрессом, ты часто обращаешься ко мне!
- Да. В стрессовых ситуациях ты мне помогала, но на некоторое время. У меня появилась никотиновая зависимость. Часто болит голова, возникает головокружение. Мои интеллектуальные способности снижены. Поэтому я отказываюсь с тобой дружить! Ищи себе товарищей в другом месте.
На сцене встречается Сигарета и Легкие.
Слайд 3(вид легких курильщика и некурящего человека)
-Приветствую тебя, дорогой мой друг. Пойдем подышим несвежим воздухом!
- Что ты! Мы с тобой дышать не будем. После таких встреч, у нас возник бронхит курильщика, нас мучает сильный кашель. Мы потеряли эластичность, наша ёмкость уменьшилась и испытываем постоянную нехватку воздуха. Организм не может долго бегать, выполнять физическую работу, появляется одышка.
- У меня есть сигаретный фильтр, который очищает дым и делает его безвредным.
- Это не так! В сигаретном дыму содержится несколько тысяч вредных веществ. Самые опасные - это никотин и синильная кислота. Эти яды фильтр задержать не может, они оседают на стенках альвеол.
- С этим многие живут!
- Ты содержишь в своем составе деготь и бензопирин, которые вызываю страшное заболевание – рак. Тебя не зря называют аналогом нейтронной бомбы. Я очень боюсь тебя! (убегает)
На сцене встречается Сигарета и Сердце.
Слайд 4 (воздействия сигареты на сердце)
- Добрый день, Сердце! Как твои дела?
- После нашей встречи день кажется не таким уж и добрым. А дружба с тобой плохо повлияла на мои дела!
- А при чем тут я?! Не вини меня зря!
- Окись углерода из дыма и никотина увеличивают мою нагрузку, мне приходится работать еще больше, от этого я старею быстрее. А многие мои приятели пострадали от инсульта, ишемической болезни, стенакордии. Как жить с образующимися тромбами? Разве так поступают с друзьями? Нам с тобой не по пути! Прощай! (Сердце убегает)
На сцене встречается Сигарета и Желудок. Желудок старается пройти мимо незамеченным.
Слайд 5.(последствия табакокурения)
- А ты что от меня решил тоже сбежать? Давай поговорим, вспомним былые времена, нам было весело вместе.
- От такого веселья я до сих пор страдаю! Меня мучает язва. А все потому, что после выкуренной сигареты начинается обильное выделение пищеварительного сока, который разъедает мои стенки. Врач сказал, что может возникнуть злокачественная опухоль. Изжога постоянно не дает покоя. Возникает часто тошнота и рвота.
- Можно выкурить сигарету и после ед.
- Но у меня пропал аппетит, кушать совсем не хочется. Мои коллеги, язык и кишечник, тоже жаловались на тебя.
- А что им-то я сделала?
- Язык перестал ощущать вкус, а у кишечника проблемы со стулом. Нам с тобой не по пути! (убегает)
На сцене встречается Сигарета и Печень. Сигарета с радостью приближается к Печени. А Печень отстраняется от нее.
Слайд 6. (картинки печени курильщика и некурящего человека)
- Сигарета, ты пришла посмотреть на результат своей работы?
- Нет, я просто хочу с тобой дружить, мне стало скучно.
- А мне не приходится скучать, ведь я – выполняю большую работу в организме. Я задерживаю все вредные вещества, токсины. При курении вредные вещества сигаретного дыма забивают меня. У курильщиков я быстро начинаю разваливаться, появляются неизлечимые болезни – цирроз, сахарный диабет, гепатит.
Мне некогда с тобой беседовать. Прощай. Я должна быть здоровой. А вместе с тобой это невозможно!
На сцене встречается Сигарета и Почки.
Слайд 7. (воздействие сигареты на почки)
- Здравствуйте, Почки. Наверное, только вы остались моими друзьями. У нас хорошие отношения?
- Здравствуй, Сигарета. Мы тоже не хотим с тобой дружить. Ты и нам причиняешь вред. Мы выводим из организма лишнюю жидкость и вредные вещества, очищаем кровь. А ты вызываешь почечную недостаточность, воспаления, онкологические заболевания. Благодаря тебе у нас появились камни. Нам врач запретил с тобой общаться. Прощай!
На сцену выбегает веселый ребенок с мячом и скакалкой. За ним плетется Сигарета
Слайд 8. (картинки, показывающие внешние проявления воздействия табака на взрослых и детей)
- Мальчик, возьми меня с собой. Я буду хорошим другом. Пожалуйста!
- Нет! Родители сказали, чтобы я с тобой не общался, ты плохая. Ты негативно влияешь на умственное и физическое развитие растущего организма.
- Но, ребенок с сигаретой выглядит взрослым, самостоятельным.
На сцене появляется взрослый человек.
- Ребенок с сигаретой выглядит жалко и смешно
- А курящий человек стройнее, чем некурящий
- А это решается с помощью правильного питания, спорта, режима дня, а не с твоей помощью. Ты укорачиваешь жизнь человека. А жизнь так прекрасна! (взрослый машет рукой на сигарету, отгоняет ее)
Сигарета садится на край сцены и начинает горько плакать.
Слайд 9. (картинки на тему «Скажи сигарете НЕТ!»)
- Теперь я стала никому не нужна. Все решили вести здоровый образ жизни, отказались от курения.
Обращается к зрителям.
- Может, кто-то из вас будет моим другом? (ответы детей)
- Тогда мне здесь делать нечего! Пойду поищу друзей в другом месте. Но с вами я не прощаюсь, а говорю: «До скорых встреч».
- Ребята, что мы ответим Сигарете «До свидания» или «Прощай»?
- Конечно, мы говорим «Прощай!»
Активизация аудитории
Для привлечения и удерживания внимания детей на протяжении всего мероприятия использовались следующие приемы:
1. Оригинальная интерпритация известных фактов и нового материала
2. Вопросно-ответный ход
3. Прием жестикулирования. Детям заранее было предложено с помощью жестов показывать их согласие или несогласие с мнением и вопросами Сигареты
Рефлексия (анализ занятия)
Слайд 10. Детям предлагается заполнить пустые клетки таблицы
КУРЕНИЕ (примерные варианты ответов)
«ЗА» | «ПРОТИВ» |
Модно | Болезни |
Стройная фигура | Трата денег |
Любопытство | Укорачивает жизнь |
Казаться взрослым | Не модно |
Подражать кумирам | Причина пожаров |
Действие рекламы | Зависимость |
Подведение итогов
- Сегодня вы узнали много нового о курении. Можно сделать вывод, что сигарета – это яд, отравляющий не только курильщика, но и всех, кто рядом. Я надеюсь, что вы никогда не возьмете сигарету в руки, а кто попробовал навсегда откажется от этой вредной привычки. Мир прекрасен! И смотреть на него нужно ясным взглядом, а не затуманенным сигаретным дымом