Урок по литературному чтению в 3-Б классе по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Подготовила учитель:Решетняк О.Н.
Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Тип урока : «открытие» нового знания (изучение нового материала).
Образовательная технология : технология продуктивного чтения.
Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и
творчестве поэта.
Задачи:
- пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха
учащихся;
- учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.
Игра «Собери сказку»
«Сказка о
прекрасной
Салтане,
о его
славном царе
и богатыре
князе Гвидоне
Салтановиче и сыне
Царевне о могучем
Лебеди».
Слово о писателе:
Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
Слова из первого отрывка сказки.
*Молвить - (говорить)
*Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
*Позадь забора - (за забором)
*К исходу сентября (к концу сентября)
*Светлица (см. словарь Ожегова)
*Сени (см. словарь Ожегова)
*Красная девица (красивая)
Слова из второго отрывка сказки.
*Аршин (см. учебник)
*Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
*Сума (см. словарь устаревших слов)
*Бояре (см. учебник)
Беседа по содержанию сказки
- - Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
- - Что заставило Гвидона превратиться в комара?
- - Как наказал свою тетку Гвидон?
- - Осуждает ли автор своего героя?
- - Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
- - В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
- - О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
- - Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?
- - О каком чуде рассказала повариха?
- - О каком чуде рассказала ткачиха?
Физминутка: 1,2,3,4,5 -Надо нам присесть и встать. -Руки вытянуть пошире, -Наклониться-три,четыре. -На носок,потом на пятку. -Все мы делаем зарядку.
Корабли по морю плыли,
К чудо- острову спешили.
Ждали там давно гостей
Распрекрасных малышей .
Характеристика основных героев сказки
Царь Салтан * Царь Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. * Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице. - Как относится автор к царю?
Князь Гвидон *Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
Царевна Лебедь *Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
*Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)
Игра «Сказки перепутались»
- Задание: Найти строчки к подходящей сказке.
- А. Князь Гвидон ей отвечает:
- 1) «Грусть-тоска меня съедает…»
- 2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,
- Не дает старику мне покою»
- 3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…»
- Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил:..
- 1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе»
- 2) Старуха сидит под окошком ,
- На чем свет стоит мужа ругает:
- 3) «Распроклятая ты, мошка!»
- В. Видит: весь сияя в злате,
- 1) Царь Салтан сидит в палате
- 2) В дорогой собольей душегрейке,
- Жемчуги огрузили шею,
- На руках золотне перстни,
- На ногах красные сапожки,
- 3)На престоле и в венце,
- С грустной думой на лице.
- Г. Князь Гвидон тогда вскочил,
- Громогласно возопил:
- «Что ты, баба, белены объелась?
- Ни ступить, ни молвить не умеешь,
- Насмешишь ты целое царство»
Подведение итогов урока: Рефлексия.
- Какой эпизод из сказки вам
особенно понравился?
- Есть ли у вас любимый герой?
- Кто он? Почему он понравился?
Домашнее задание:
- Чтение сказки.
- Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
УРОК ОКОНЧЕН!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!