Просмотр содержимого документа
«"Сказки для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова-Щедрина»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»
История создания
- Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
- Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 г.
- В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :" Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».
- В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
- Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг.
Список сказок
1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3. «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5. «Премудрый пискарь» 6. «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8. «Карась-идеалист»
9. «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13. «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15. «Коняга» 16. «Кисель»
Список сказок
17. «Баран-непомнящий»
18. «Здравомысленный заяц» 19. «Соседи» 20. «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22. «Христова ночь» 23. «Путем-дорогою» 24. «Приключение с Крамольниковым» 25. «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27. «Рождественская сказка» 28. «Ворон-челобитчик» 29. «Медведь на воеводстве» 30. «Орел-меценат» 31. «Богатырь» 32. «Вяленая вобла»
Подзаголовок
«Сказки для детей
изрядного возраста»
«Для детей от 7 до 70»
- Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
- Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
- Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
- Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Обращение к жанру сказки
Причины интереса к жанру сказки:
- условия цензуры;
- воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
- появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
- популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
- органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Традиции и новаторство
- С народной сказкой сказку Салтыкова - Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
- Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.
Тематика
Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:
I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем
Тематика
I. Тема власти:
- ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
- псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
- взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);
Тематика
II. Тема народа:
- его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
- покорности (“Повесть о том, как...”, “Коняга”),
- стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
- вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,
“ Добродетели и пороки”).
Значение
«Диагност наших общественных зол и недугов», -
так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.
В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.