СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста».»

Конкурсное испытание «Защита реализуемой психолого-педагогической практики» педагога-психолога Вагановой Инны Константиновны КГБОУ «Ачинская школа №3»

Тема: «Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста».

Цель: поделиться опытом с участниками конкурса по выбранной теме.

Задачи:

- актуализировать знания о теоретических основах сказкотерапии;

- содержание сказкотерапевтического занятия;

- проанализировать собственный опыт использования сказкотерапии.

Добрый день, уважаемые эксперты, коллеги!

Ваганова И.К., педагог-психолог, работаю в краевой школе №3 города Ачинска.

Категория обучающихся нашей школы это дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды. Мы работаем с детьми, которые имеют разные нозологии – слепые и слабовидящие дети, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Сегодня, я представляю вам тему своего выступления – «Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста».

Считаю, что данная тема актуальна. О сказкотерапии давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический эффект. Но, я считаю, что «все новое – это хорошо забытое старое».

Тема «Сказкотерапия» стала для меня актуальной в 2012 году, когда моя старшая дочь пошла в детский садик и у нее тяжело проходил адаптационный период. Мы с дочерью начали читать и сочинять сказки. Не прошло и месяца как мой ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием. В сентябре 2012 года я вышла на работу после декретного отпуска и начала практиковать сказкотерапию с детьми в школе.

Сказкотерапия:

- наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми; 

- снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;

- создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;

- способствует развитию речевой активности детей;

- подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере. Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.    

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и ребенка. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.

По типологии, предложенной Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, бывают сказки следующих типов:

1) Художественные народные сказки

2) Художественные авторские сказки

3) Дидактические сказки

4) Психокоррекционные сказки

5) Психотерапевтические сказки

6) Медиативные сказки.

В своей работе я часто использую психотерапевтические сказки. Об использовании, которых я сейчас расскажу.

Каждое мое коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие с детьми содержит:

1. Ритуал вхождения в сказку (Провожу коллективное упражнение. Например, все дети встают в круг и передают друг другу мячик, т.е. совершается любое сплачивающее действие).

2. Повторение (задаю детям вопросы о том, что было во время предыдущей встречи, что они помнят, использовали ли полученный опыт в период между прошлым и настоящим занятиями, помогло ли как-нибудь то, чему научились во время предыдущей встречи).

3. Расширение (читаю детям новую сказку. Спрашиваю, хотят ли они помочь какому-либо герою из сказки и пр.).

4. Закрепление (провожу игры, помогающие детям приобрести новый опыт, совершаем символические путешествия, преображения и пр.).

5. Интеграция (обсуждаем и анализируем вместе с детьми, в каких ситуациях жизни они могут использовать полученный на данном занятии опыт).

6. Резюмирование (подвожу итоги занятия. Четко проговариваю последовательность происходившего на занятии, отмечаю детей за их заслуги, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт).

7. Ритуал «выхода» из сказки (Повторяем ритуал «вхождения» в занятие с дополнением. Говорю детям: «Мы берем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились. Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, будто берут что-то из круга, прикладывают руки к груди (можно передавать по кругу мяч, по очереди прижимая его к груди).

В своей работе с детьми я использую книгу О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души: терапевтические сказки». Читая детям сказки, я внимательно смотрю за тем, как они слушают, затем вместе с ними обсуждаем сказку. Также соблюдаю следующие правила:

  1. Даю ребенку возможность сказать все, что он думает. Не оцениваю ни одного слова из того, что он говорит. Не употребляю выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно».

  2. Подталкиваю ребенка на обсуждение истории, чтобы ребенок сам высказал свое мнение. Иногда дети задают мне вопросы, а я с удовольствием на них отвечаю.

После обсуждения истории, я прошу детей нарисовать рисунок к этой сказке и сама рисую вместе с ними. Ведь рисование является важным закрепляющим фактором, а так же расслабляет и успокаивает ребенка, снимает напряжение, которое вызвано обсуждением проблемной темы. После рисования (не обязательно сразу же, это может быть, завтра или послезавтра), обсуждаем с детьми нарисованные ими рисунки. И последний этап в работе со сказкой – драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей.

Сказкотерапевтические занятия проводятся как в группе (5 человек) так и индивидуально. Такие занятия посещают дети, которые испытывают трудности школьного адаптационного периода в 1 классе и тревожные детки. Дети с удовольствием посещают мои занятия, на занятиях активны и заинтересованы.

В своей работе я также использую сочетание техник: песочная терапия и сказкотерапия. Мы с детьми создаем сказки, ребенок выбирает интересные ему фигурки – сказочных героев, которые символизируют значимых персонажей и события его внутреннего мира. Герои волшебного мира помогают ребенку самоорганизоваться, отразить свои чувства, тем самым «заземляя» в песок весь негативный спектр эмоциональных состояний, и найти пути выхода из трудной для него ситуации.

«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!