СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия в работе педагога-психолога в начальной школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок-школьник, ребенок первоклассник. Почему именно сказка поможет?

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия в работе педагога-психолога в начальной школе.»

« Сказкотерапия в работе педагога-психолога в начальной школе ». Педагог-психолог МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Щелканово Мециева Е. М.

« Сказкотерапия в работе педагога-психолога в начальной школе ».

Педагог-психолог

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Щелканово

Мециева Е. М.

Начальная школа – серьезный и ценный период в жизни каждого ребенка. Школьное обучение кардинальным образом влияет на образ жизни: необходимо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Такую новую деятельность, основанную на волевых усилиях легче переживать и «проживать» вместе со сказочными героями.

Начальная школа – серьезный и ценный период в жизни каждого ребенка. Школьное обучение кардинальным образом влияет на образ жизни: необходимо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Такую новую деятельность, основанную на волевых усилиях легче переживать и «проживать» вместе со сказочными героями.

 Сказкотерапия способствует становлению позитивного « Я – образа », усиливает личностный рост, гармонизирует отношения ребенка с социумом, развивает творческое мышление. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творческие способности. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений, учится справляться с «тупиковыми» ситуациями, которыми наполнены сказки.

Сказкотерапия способствует становлению позитивного « Я – образа », усиливает личностный рост, гармонизирует отношения ребенка с социумом, развивает творческое мышление. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творческие способности. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений, учится справляться с «тупиковыми» ситуациями, которыми наполнены сказки.

СКАЗКОТЕРАПИЯ . Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире.

СКАЗКОТЕРАПИЯ .

  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире.
Цель : оказание реальной помощи обучающимся младших классов в преодолении эгоизма, агрессии, страхов, активизации ресурсов потенциала личности, развитие духовного мира детей, создание гармонично развитой личности обучающихся. Создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый - ребенок» и «ребенок - ребенок», оказание помощи детям младшего школьного возраста в регуляции собственного поведения и выражении переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Цель :

  • оказание реальной помощи обучающимся младших классов в преодолении эгоизма, агрессии, страхов, активизации ресурсов потенциала личности, развитие духовного мира детей, создание гармонично развитой личности обучающихся. Создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый - ребенок» и «ребенок - ребенок», оказание помощи детям младшего школьного возраста в регуляции собственного поведения и выражении переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи :  1 . Создать условия для формирования у обучающихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.  2. Расширить знания детей о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. 3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. 4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей и путей их достижения. 5. Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.  6. Развивать умения управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Задачи :

  • 1 . Создать условия для формирования у обучающихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
  • 2. Расширить знания детей о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
  • 3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  • 4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей и путей их достижения.
  • 5. Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.
  • 6. Развивать умения управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
Планируемые результаты :   приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания.   формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Планируемые результаты :

  • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания.

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

 Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаков и символов, приобретения знаний без давления и назидания (экологично, не напрямую). С помощью сказки, возможно исследовать систему взаимоотношений в мире, запустить процесс активизации внутренних ресурсов, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, усвоив способы решения проблем.  В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя   художественные (народные и авторские ),  психотерапевтические , психокоррекционные,  дидактические,  медитативные.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаков и символов, приобретения знаний без давления и назидания (экологично, не напрямую). С помощью сказки, возможно исследовать систему взаимоотношений в мире, запустить процесс активизации внутренних ресурсов, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, усвоив способы решения проблем. В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя

  • художественные (народные и авторские ),
  • психотерапевтические ,
  • психокоррекционные,
  • дидактические,
  • медитативные.
В структуру сказкотерапии включены следующие формы работы: направленная (директивная)    ненаправленная ( недирективная).

В структуру сказкотерапии включены следующие формы работы:

  • направленная (директивная)

  • ненаправленная ( недирективная).
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую,  терапевтическую (коррекционная),   прогностическую.

Сказка обычно выполняет три функции:

  • диагностическую,

  • терапевтическую (коррекционная),

  • прогностическую.
Принципы работы со сказками:   Осознанность,  Множественность,  Связь с реальностью .

Принципы работы со сказками:

  • Осознанность,

  • Множественность,

  • Связь с реальностью .
Методы работы со сказкой   Анализ сказки. Сказочные задачи. Рассказывание сказки. Сочинение сказки. Метод «Рисование сказки». Метод «Изготовление кукол». Метод «Сказкотерапевтическая диагностика». Метод «Песочная терапия».

Методы работы со сказкой

  • Анализ сказки.
  • Сказочные задачи.
  • Рассказывание сказки.
  • Сочинение сказки.
  • Метод «Рисование сказки».
  • Метод «Изготовление кукол».
  • Метод «Сказкотерапевтическая диагностика».
  • Метод «Песочная терапия».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗОК .   Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка. Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром. Для  обучения  используются  дидактические  сказки.  Сюжет  этих  сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗОК .

  • Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости от выбранной цели.
  • Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты.
  • Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями.
  • На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка.
  • Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.
  • Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка.
Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо - большая роль и значение, ведь она:   может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы; развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание; способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности; дает возможность выявить забытые детские психологические травмы; эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания; способна изменить поведение человека.

Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо - большая роль и значение, ведь она:

  • может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
  • развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
  • способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
  • дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
  • эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
  • способна изменить поведение человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!