СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказочная страна шахмат

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие по шахматам

Просмотр содержимого документа
«Сказочная страна шахмат»





МБОУ «СОШ №1 им.Героя Советского Союза П.В.Масленникова»

ст.Архонская

План – конспект вводного занятия по шахматам

«Сказочная страна шахмат»

Подготовила учитель начальных классов Бадтиева Ф.Р.

Тема: “Сказочная страна шахмат

Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.



Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и фломастеры – у каждого ребёнка; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.



Ход занятия.



  1. Организационный момент. (5 мин.)

- Здравствуйте, дети!

- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

- Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Кто из вас знаком с шахматами? С кем приходилось вам играть? И где?



- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)



2. Основная часть. (20 мин.)

- Тогда, слушайте внимательно.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

- Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

- Если человек жадный, то он может и предать.

- А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

- Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

- Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

- Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

- Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

- А на что она похожа. (Ответы детей.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске.

- Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)



Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)



Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)



Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)



Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)



Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)



- Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

- Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

- Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)



Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.



- Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

- Давайте рассмотрим каждого из них.

- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

- А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

- Какой же вывод можно сделать?

- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.











- Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)

- А вы хотите, стать победителем? (Да)

3. Итог занятия. (7 мин.)

- Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!



В конце занятия вручаю детям на память красочные буклеты.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!