СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сказочные" задачи по генетике

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для использования на факультативных  занятиях по химии по теме "Моногибридное скрещивание"

Просмотр содержимого документа
«"Сказочные" задачи по генетике»

«Сказочные» задачи по теме «Моногибридное скрещивание»



Задача 1.



У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая Колобиха выкатилась замуж за лысого Колобка, имеющего лысого брата и лысого отца. У них родилась лысая Колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый Колобок?



Дано:

А – лысос.

а –  волос.

Р:  ♀  аа

     ♂  Аа

F1:  А* 

       Решение:

1)  Р:  ♀  аа     х    ♂  Аа

     G:       а                  А

                                     а



       F1:    Аа,  аа

F -  ?                                л.     в.

                          

                           2) F1:   ♀ Аа    х   ♂аа

                               G:         А              а

                                             а



                                F2:    Аа,  аа

                                          л.    в.   



Ответ: вероятность рождения лысого колобка – 50%.





Задача 2.



Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?



Дано:

А – лень

а –  работ.

Р:  ♀ аа

     ♂ А*

     Решение:

Р:  ♀ аа   х   ♂ А*



F1:   Аа

Один аллель (одна буква) в генотипе   у Емели от мамы, а второй – от папы,

F -  ?                следовательно, он может быть

                           гетерозиготным       



Ответ: генотип Емели может быть Аа.













Задача 3.



Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?



Дано:

Р:  ♀ желт.

     ♂ син.

F1:   син.

          Решение:

Р:  ♀ желт.  х   ♂ син

F1:     син.

Т.к. все птенцы оказались синего цвета, А – синяя окраска оперения, а – желтая.

А - ?                  Следовательно, ♀ аа  и  F1: Аа.   

а - ?                   Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе 

Р - ?                   у гибрида от мамы, а второй – от папы и что все 

F -  ?                птенцы – синего цвета, делаем  вывод, что ♂ АА.



Ответ: у птиц доминирует синее оперение,

 генотипы родителей ♀ аа  и ♂ АА,

генотипы потомства – Аа.





Задача 4.



Конек-Горбунок родился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-Горбунка два брата тоже были нормального роста?



Дано:

А – норм.

а – карл.

Р:  ♀ А*

     ♂

F1: аа, А*, А*

       Решение:

Р:  ♀ А*    х     ♂



F1: аа, А*, А*



Один аллель (одна буква) в генотипе   у Конька-Горбунка  от мамы, а второй – от

 Р - ?                     папы, значит, у родителей в генотипе есть «а».

                             Зная, что братья у Конька- Горбунка имеют

                             генотипы Аа, делаем вывод, что генотип папы -             

                              Аа.



Ответ: родители Конька – Горбунка гетерозиготны.











Задача 5.  «Сказка про драконов»



У исследователя было 4  дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

1.  Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.

2.  Неогнедышащие родители – всё потомство

     неогнедышащее.

3.  Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в

     потомстве примерно поровну огнедышащих и

     неогнедышащих дракончиков.

4.  Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё

     потомство неогнедышащее.

  Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.



Решение и ответ:

  • по скрещиванию №4 определяем:

А – неогнедыш., а – огнедышащ.  = огнедышащие: ♀аа  и ♂аа;

неогнедышащий самец - ♂ АА

  • по скрещиванию №3: неогнедышащая самка - ♀ Аа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!