СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скетчноутинг как нескучный приём запоминания информации на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы. Скетчноутинг как нескучный приём запоминания информации на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Скетчноутинг как нескучный приём запоминания информации на уроках русского языка и литературы»

Скетчноутинг как нескучный приём запоминания информации на уроках русского языка и литературы

Бурло Елена Николаевна

Учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа №223 г. Минска»


В современном быстроменяющемся мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности. Главным звеном в этом новом подходе по-прежнему остаётся чтение, которое становится ключом к веку информации, помогает учащимся приобретать знания, способствующие развитию личности. Как показывают исследования учёных, чтение имеет значительное влияние на жизнь людей. Однако чтение – это не просто наслаждение, а наслаждение в труде. Книга не раскрывает своих сокровищ любому. Как можно слушать музыку и «не слышать её», смотреть картину и «не видеть её», так можно читать книгу, не понимая её. Научиться читать – значит научиться думать.

Основная задача учителя-словесника – помочь детям научиться читать художественные произведения, находить в книге разнообразный мир человеческих чувств, взаимоотношений, дать возможность почувствовать слово. Именно в этом и заключается задача учителя: найти такие методы и приёмы, которые будут наиболее эффективными для реализации этих целей.

Доказано, что воображение выступает главным условием эмоционально-образного постижения текста, поэтому в процессе развития литературно-творческих способностей учащихся актуальными становятся задания, направленные на воссоздание художественных образов и домысливание.

Недавно мы с детьми познакомились с новым методическим приёмом, который совмещает в себе текстовую и визуальную составляющую. Это скетчноутинг.

В 1970 году Алан Пайвио разработал теорию двойного кодирования, согласно которой мозг использует для обработки данных два канала – вербальный и визуальный. Скетчноутинг задействует сразу оба канала. А началось всё со скетчинга – скоростного рисунка, набросков, без особой детализации, зато точно передающих суть. Однажды студенты попробовали фиксировать с помощью скетчей лекции, и появился скетчноутинг. Скетчноутинг – это история, рассказанная на одном листе или слайде при помощи визуализации, цитат, собственных мыслей; это такая техника конспектирования, при которой используются короткие тексты, иллюстрации, знаки, символы и т. д. .

Роль визуальных изображений в скетчноутинге многообразна: они могут частично заменять в тексте слова или некоторые словосочетания в тексте, а также использоваться «вместо» слов. При использовании вместе с текстом визуальные изображения усиливают и углубляют смысл сказанного. Они придают тексту наглядность, достаточно успешно выполняя иллюстративную функцию. Кроме того, такие иллюстрации (скетчи) позволяют экономить время, которое расходовалось бы на конспектирование. Всё, что учащийся отображает в скетчах, может носить как хаотичный, так и упорядоченный характер. Наиболее важной в скетчноутинге является познавательная функция иллюстраций, что обусловлено информационной насыщенностью визуального образа.

Этот метод переработки информации очень эффективен для понимания авторского текста, успешного разностороннего анализа текста (выявление темы, микротем, идеи, авторской позиции, проблематики), а также побуждению к речевому творчеству, которое способствует формированию читательской грамотности, универсальных учебных действий, а также духовному развитию личности. Такой вид работы на уроке позволяет учащимся разного возраста, от 5 до 11 класса, активно включаться в процесс обучения и добиваться хорошего и даже отличного результата в освоении материала. На уроках с использованием скетчноутинга каждый учащийся получает возможность выразить свою индивидуальность, проявить фантазию, почувствовать себя успешным независимо от уровня владения языком. Таким образом, при использовании скетчноутинга на уроке создается ситуация успеха для каждого учащегося, формируется положительная мотивация к обучению и интерес к учебным предметам. Использоваться же скетчноутинг может на любых уроках, что позволяет говорить о формировании метапредметных компетенций.

Рассмотрим структуру скетчноутинга на примере изучения повести И.С. Тургенева «Ася».

Скетчноутинг включает в себя следующие элементы:

1. Заголовок - это тема, которая лежит в основе скетча. Например, образ Аси или образ господина Н.Н. из повести И.С. Тургенева «Ася».

2. Изображения – мелкие рисунки, которые раскрывают тему. Например, рядом с образом господина Н.Н. учащиеся рисовали мелкие детали: немецкий флаг, так как именно в немецких городах произошли самые важные события в жизни Н.Н.; компас – ведь господин Н.Н. любил путешествовать; плачущую мадонну, лодку, горы и др. Изображая Асю, ребята рисовали хамелеона, разбитое сердце, крылья любви и крылья мёртвой птицы, вольтеровское кресло, виноградную лозу и другие детали.

3. Написание текста от руки. Так, учащиеся рядом с мелкими рисунками сделали следующие записи: господин Н.Н. богат, ему легко в толпе, любит наблюдать за людьми, зависим от общественного мнения, романтик, образованный, созерцатель, путешествовал без цели, «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно»! Надписи около рисунков, характеризующих Асю, были следующего характера: в первые дни встречи с Гагиным пряталась в тёмной комнате за вольтеровским креслом; любила и умела танцевать; девушка-хамелеон; «привлекательное, но странное существо…»; «она глубоко чувствует»; «Скажите мне, что я должна читать? Скажите, что я должна делать?..», «А я умна?..», «Вы ещё не летали?..».

4. Стрелочные указатели. Они дают возможность направлять внимание читателей в нужные места и выявлять взаимосвязи между деталями и надписями.

Таким образом, работа, проделанная учащимися, показала, насколько глубоко они поняли художественное произведение, какие детали привлекли их внимание и как интерпретировали художественный образ.

Преимущество скетчноутинга заключается в том, что ребятам для этого не обязательно быть художником или уметь рисовать. Самое главное в скетчноутинге – развить способность смотреть, видеть, понимать. Идея, нарисованная на бумаге, мгновенно «оживает» в сознании ученика, а нам, учителям, остаётся лишь уточнить детали, поэтому предлагаем защитить свою работу словесно. Скетчноутинг – работа творческая, самостоятельная, даёт возможность высказать свою точку зрения, отстаивать своё понимание и своё толкование произведения. Таким образом, характерными особенностями скетчноутинга являются импровизация, уникальность, проявление личности автора.



Список литературы

  1. Белова, З. С. Визуализация теоретического знания как познавательный метод: Дисс. ... докт. филос. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vizualizatsiya-teoreticheskogo-znaniya-kak-poznavatelnyi-metod. – Дата доступа: 28.02.2020.

  2. Визуализация как средство формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceproblems.ru/sketchnouting-kak-metod-treninga/2.html. – Дата доступа: 22.02.2020.

3. Манько, Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов – детерминант развития обучающегося / Н. Н. Манько //Образование и наука. – 2013. – № 6. – С. 90–105.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!