СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы-памятки по русскому языку для 5-6 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная папка предназначена для учащихся 5-6 классов  с целью закрепления и повторения материала по русскому языку. Находится постоянно в классе и раздается по мере необходимости.

Просмотр содержимого документа
«Схемы-памятки по русскому языку для 5-6 классов»



МОАУ «СОШ №17 г. Орска»













Справочный материал

по русскому языку

Учитель Волкова З.П.































2021











Памятки-схемы

для начальной школы

































































































































Памятки – схемы

для 5 класса



















Синтаксис. Предложение.





Синтаксис. Предложение.

































Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки сло­ва.

Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие , звонкие, глухие, какой буквой обозна­чены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить [адб'ил'ит'] - 3 слога

О -[а] — гласный, безударный;

Т - [д] — согласный, твёрдый, звонкий;

Б - [б'] — согласный, мягкий, звонкий;

Е - [и] — гласный, безударный;

Л - [л'] — согласный, мягкий, звонкий;

И - [и] — гласный, ударный;

Т - [т'] — согласный, мягкий, глухой.

Ь ----

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу

(морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является слово, в какой форме оно употреблено.

  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

  3. Выделить основу.

  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск-.





Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.


Образец разбора.


Ветер по морю гуляет…

I. (По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море;

II. Н.ф.- море,

пост. признаки: нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.;

непост. признаки: в дат. п., в ед. ч.;

III.В предложении является обстоятельством.


Морфологический разбор глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.


Образец разбора.


Работай до поту, так поешь в охоту.

I.Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,

II. Н.ф. – поесть;

пост. признаки: сов. в., разноспряг., невозвр., перех.

непост. признаки: в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.



Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой

I.Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;  

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

III. В предложении является определением.


Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в)  для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль


Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I.Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять;

II.Н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.






Морфологический разбор наречия


План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III.  Синтаксическая роль.


Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

I.Порывисто – наречие, обозначает признак действия, 

II.Дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.;

III. В предложении является обстоятельством.


Морфологический разбор

местоимения.

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки:

а) разряд,

б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число (если есть),

в) род (если есть).

III.Синтаксическая роль.

 

Образец разбора.

К кому-то3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

 

I.(К)кому-то — местоимение.

II.Принесли(к кому?) (к) кому-то. Н. ф.— кто-то.

Пост.— неопредел.; непост.— в дат. пад.

III. Принесли (к кому?) к кому-то (дополнение, пунктирная черта).



Морфологический разбор причастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид,     г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.


Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

I.Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшаяостыть + -вш-(ая);

II.Н.ф.-остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III.  Синтаксическая роль.


Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.


I.Окутывая - особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутываяокутывать + -я-;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.





Морфологический разбор предлога


План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.


Образец разбора.


По небу метались встревоженные галки.

I.По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.


Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.


Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I.Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.


Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.


Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.





Порядок синтаксического разбора простого предложения.

  1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).

  3. Грамматическая основа (главные члены) предложения.

  4. Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) 

  5. Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное)

  6. Находим и подчеркиваем второстепенные члены (если есть).

  7. Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением.

Образец синтаксического разбора.

На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег.

 

Устный разбор.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения — снег (подлежащее), упал (сказуемое). Простое двусоставное предложение.

В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Снег (какой?) ранний — определение.

Упал (куда?) на землю — обстоятельство.

На землю (какую?) сухую, твёрдую, мёрзлую — однородные определения, произносятся с интонацией перечисления.

Письменный разбор.

(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однород. чл.)







Памятки – схемы

для 6 класса

















Разряды местоимений.

Разряд. Значение.

Грамматические признаки.

Примеры.

Личные. Указывают на предмет, лицо, явление.

Лицо, род, число, падеж.

1 лицо: я, мы.

2 лицо: ты, вы.

3 лицо: он, она, оно, они.

Возвратное. Указывает, что действие обращен на говорящего.

Падеж (кроме именительного).

себя

Вопросительные.

Используются для выражения вопроса.

 

Падеж – у всех.

Род, число, падеж – у местоимений, похожих на прилагательные.

1.Вопросы падежей:кто, что, кого, чего, кому, чему, кем. чем, о ком, о чём.

2. вопросы определений: какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи, который.

3. вопрос обстоятельства: сколько.

Относительные.

Используются для соединения простых предложений в составе СПП.

 

Падеж – у всех.

Род, число, падеж – у местоимений, похожих на прилагат.

 

 кто, что, кого, чего, кому, чему, кем. чем, о ком, о чём; какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи, который; вопрос обстоятельства: сколько.

Притяжательные.

Указывают на принадлежность

Род, число, падеж.

Свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их.

Неопределённые.

Указывают на неизвестные, неопределённые  предметы, признаки, количества

Падеж (если похожи на существительные и числительные).

Род, число, падеж, если похожи на прилагательные

Нечто, некто, несколько, что-либо, какой-нибудь и др.

Отрицательные.

Отрицают наличие предмета, признака, количества

 

Падеж (если похожи на существительные и числительные).Род, число, падеж, если похожи на прилагательные

Никто, ничто, ничей, ничего, некого, нечего и др.

Указательные.

Указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества

Род, число, падеж.

Этот, сей, тот, такой, столько.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!