СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склярова Е.В. Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика" для детей 11-15 лет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Склярова Е.В. Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика" для детей 11-15 лет»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Михайловская общеобразовательная школа»

Киквидзенского муниципального района Волгоградской области



Введено в действие

приказом директора

МКОУ «Михайловская ООШ»

от _____________________№____


Утверждено на педагогическом

совете МКОУ «Михайловская ООШ»

протокол от ________________№____

Председатель педагогического совета














Программа

дополнительного образования

естественно - научной направленности

«Занимательная грамматика»




Срок реализации: 3 года

Возраст детей: с 11 до 15 лет

Количество детей: 15 человек










Руководитель: Склярова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы





2013 год


Пояснительная записка



Мы часто слышим и говорим о реформе школьного процесса, о внедрении технических средств обучения в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения грамотностью, к сожалению, с каждым годом увеличивается.

Помочь в решении этого вопроса может курс «Занимательная грамматика», в котором предусмотрено поэтапное игровое развитие, так как именно в игре формируются все механизмы, необходимые для успешного усвоения знаний.

В базисном курсе, на обычных уроках, учителями - предметниками тоже используют игровые моменты, но именно «моменты», которые, как правило, призваны не столько научить, сколько «оживить» урок. Настоящий курс основан на принципе творческого поиска, его изучение требует от обучающихся логических решений и проблемного анализа.


Новизна программы.

Особенностью данного курса является опора на то, что погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

Игровые формы работы позволяют разнообразить деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся. Игра позволяет создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает обстановку.

Таким образом, актуальность курса обусловлена тем, что, во- первых, тем, что игровые технологии делают процесс занятия более интересным, способствуют усиленному усвоению изучаемого материала; во-вторых, повышают познавательный интерес к предмету и улучшают взаимоотношения в коллективе; в-третьих, развивают у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

Педагогическая целесообразность.

Посредством игры можно выявить, развить и усилить творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности; интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся.

Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

  • принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

  • формах и методах обучения (дифференцированное обучение, ролевые игры, соревнования, эстафеты);

  • методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.);



Цель программы:

  • Повышение орфографической зоркости и грамотности учащихся;

  • Развитие культуры письменной речи;

  • Развитие мыслительной и речевой деятельности;

  • Применение полученных знаний в практической деятельности.


Задачи курса:

  • Формирование навыков грамотного письма;

  • Восполнение пробелов в знаниях учащихся;

  • Развитие интереса к русскому языку в процессе игры;

  • Расширение и углубление знаний программного материала;

  • Активизация интеллектуальной деятельности учащихся.



Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 15 лет (учащиеся 5-9 классов).


Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий используются следующие формы работы:

  • групповая, когда учащиеся выполняют задание в группе;

  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;

  • работа в парах, когда более сильные учащиеся помогают слабым.


Технологии и формы обучения

  • развивающие игры;

  • творческие задания;

  • виртуальные путешествия;

  • занимательные материалы;

  • ролевые игры;

  • тестирование.



Режим занятий:

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу (итого 34 часа в год). За весь срок обучения 102 часа.



Ожидаемые результаты освоения программы.

После завершения курса обучения обучающийся будет иметь следующие навыки:

  • умение работать в парах и группах;

  • знание орфографических правил русского языка;

  • знание морфологических категорий;

  • знание синтаксических функций;

  • умение анализировать предложение;

  • знание пунктуационных норм;

  • умение организовывать самостоятельную деятельность;

  • толерантное отношение к товарищам;


Способы проверки результатов освоения программы: после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют тестовые задания по теме в виде игры «Кто хочет стать отличником?», а так же в игре – путешествии по изученной теме.



Сроки реализации образовательной программы 3 года.


















Учебно-тематическое планирование


1-й год обучения

п/п

Тема

Количество

часов

Из них:

Теория

Практика

1

Меня зовут Фонема. Игра «Метаграмма». (фонетика)

1


1

2

Игра «Разгадай шараду». (фонетика)

1

1


3

Из истории русской графики и алфавита.

1


1

4

Игра «Легкая головоломка». (двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я)

1


1

5

Варианты морфем.

1

1


6

Игра «Легкая головоломка». (чередование звуков)

1


1

7

Составление кроссвордов. Игра «Парочки». (синонимы, омонимы, антонимы)

1


1

8

Викторина «Праздник фразеологизмов».

(фразеологизмы)

1


1

9

Лексическая викторина. (тропы)

1


1

10, 11

Правописание ПОЛ- с именами существительными.

2

1

1

12, 13

Составление кроссвордов.

(мягкий знак после шипящих)

2


2

14, 15

Мягкий знак ищет слова.

(О, Е, Ё после шипящих)

2

1

1

16, 17

Орфографический турнир. (непроверяемые безударные гласные)


2


2

18, 19

Игра «Лотограм», «Орфо – эстафета»

(непроизносимые согласные)

2


2

20

Ребусы «Угадай слово».

(Удвоенные согласные.

1


1

21, 22

Игра «Граммино»

(правописание разделительных Ъ и Ь знаков)

2


2

23

Игра «Орфо – шашки», «Орфо – альпинизм».

(Правописание приставок на З-С)

1


1

24

В гостях у частей речи.

(самостоятельные и служебные части речи)

1

1


25

Игра «Кто больше?»

(имена существительные общего рода)

1


1

26

Разносклоняемы существительные.

1

1


27

Викторина для любопытных.

(имя прилагательное)

1


1

28

Достойная замена.

(местоимение)

1

1


29, 30

Научно – исследовательский институт имени Числительного. (числительное)

2


2

31

Сказка о царе Глаголе и его сыновьях. (личные окончания глагола)

1


1

32

Синтаксический разбор словосочетания.

1


1

33

Игра «Королевство предложений».

(простое предложение)

1


1

34

Путешествие по стране Выученных уроков.

(итоговый контроль)



1


Итого:

34

7

27



















2-й год обучения


п/п

Тема

Количество

часов

Из них:

Теория

Практика

1, 2

Игра «Орфо – лото».

(чередующиеся корни)

2


2

3

Игра «Граммино».

(Ы-И после приставок)

1


1

4, 5

Игра «Посчитай–ка. (правописание приставок ПРЕ-ПРИ)

2


2

6, 7

Игра «Орфо – пасьянс».

(правописание Н-НН в различных частях речи)

2


2

8, 9

Игра «Магический квадрат». (НЕ с различными частями речи)

2

1

1

10, 11

Корректурная правка. Психологический тест.

(частицы НЕ и НИ)

2


2

12, 13

Игра «Что? Где? Когда?» (правописание производных предлогов)

2

1

1

14, 15

Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи.

2

1

1

16, 17

Путешествие по стране Лексике. (группы слов по происхождению и употреблению)

2


2

18, 19

Тайны словообразования.

(основные способы образования слов)

2

1

1



20-22

Исследовательская работа «С кем подружились причастия?»


3

1

2

23,24

Путешествие по стране Деепричастие.

2

1

1

25, 26

Загадки – шутки. Грамматическая викторина.

(наречие)

2

1

1

27

Каким способом подчиниться?

(виды подчинительной связи в словосочетаниях)

1


1

28, 29

Таинственный ЦИОВ.

(двусоставные предложения)

2


2

30, 31

Соревнование «Два корабля». (односоставные предложения)

2


2

32, 33

Игра «Грамлабиринт».

(осложненное простое предложение)

2


2

34

Путешествие по стране Новых открытий.

(итоговый контроль)

1


1


Итого:

34

7

27



































3-й год обучения


п/п

Тема

Количество

часов

Из них:

Теория

Практика

1,2

Дом или том?

(фонетический анализ слова)

2


2

3,4

Лексический анализ

2


2

5,6

Анализ текста.

(средства речевой выразительности)

2


2

7, 8

Сложное предложение

2

1

1

9,10

Игра «Грамконструктор». (сложносочиненные предложения)

2


2

11-13

Сказка о подчинительных союзах. (сложноподчиненные предложения)

3

1

2

14, 15

Бессоюзные сложные предложения

2

1

1

16-18

Сложносочиненные предложения с несколькими придаточными

3

1

2

19, 20

Сложные предложения с разными видами связи

2


2

21, 22

Сочини сказку.

(способы передачи чужой речи)

2

1

1

23-25

Игра «Грамлабиринт».

(знаки препинания в осложненном предложении)

3

1

2

26, 27

Игра «Киндер – сюрприз».

(знаки препинания в сложносочиненных предложениях)

2

1

1

28-30

Игра «Дуэль».

(знаки препинания в сложноподчиненных предложениях)

3

1

2

31, 32

Игра «Киндер – сюрприз». (знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях)

2

1

1

33, 34

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

(итоговый контроль)

2


2


Итого:

34

9

25

Содержание программы:

1-й год обучения


Тема 1. Фонетика (4 часа)

Содержание материала: Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Двойная роль Е, Ё, Ю, Я.

Формы занятий: упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал.


Тема 2. Морфемика (2 часа)

Содержание материала: Варианты морфем. Чередование звуков.

Формы занятий: упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал.



Тема 3. Лексика (3 часа)

Содержание материала: Синонимия. Омонимия. Антонимия. Фразеологизмы. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал.


Тема 4:Словообразование и орфография (15 часов)

Содержание материала: Правописание ПОЛ- с именами существительными. Мягкий знак после шипящих. О, Е, Ё после шипящих. Непроверяемые безударные гласные.

Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З-С.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, тематические карточки.


Тема 5. Морфология (7 часов)

Содержание материала: Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Числительное. Глагол.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, дидактический материал, тематические карточки.


Тема 6. Синтаксис (2 часа)

Содержание материала: Словосочетание. Простое предложение.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


Итоговый контроль (1 час)

Формы занятий: контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.
















2-й год обучения


Тема 1. Орфография (15 часов)

Содержание материала: Чередующиеся корни. Ы-И после приставок. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Правописание Н-НН в различных частях речи. НЕ с различными частями речи. Частицы НЕ и НИ. Правописание производных предлогов. Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


Тема 2. Лексика и фразеология. (2 часа)

Содержание материала: Группы слов по происхождению и употреблению.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


Тема 3. Морфемика (2 часа)

Содержание материала: Основные способы словообразования.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, тематические карточки.


Тема 4. Морфология (7 часов)

Содержание материала: Причастие. Деепричастие. Наречие.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, инструктивные карты, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.




Тема 5. Синтаксис (7 часа)

Содержание материала: Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Двусоставные предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал.


Итоговый контроль (1 час)

Формы занятий: контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.




























3-й год обучения


Тема 1. Фонетика (2 часа)

Содержание материала: Фонетический анализ слова.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


Тема 2. Лексика и фразеология. (2 часа)

Содержание материала: Лексический анализ.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


Тема 3.Лексика (2 часа)

Содержание материала: Средства речевой выразительности.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, тематические карточки.



Тема 4. Синтаксис (16 часов)

Содержание материала: Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.




Тема 5. Пунктуация (10 часов)

Содержание материала: Знаки препинания в осложненном предложении. Знаки препинания в союзных сложных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


Итоговый контроль (2 часа)

Формы занятий: контроль

Методическое обеспечение: наглядный, практический методы, раздаточный материал, техническое оснащение – компьютер, мультимедийный проектор.


























Методическое обеспечение программы.



Особенности учебной методики работы с детьми.

Проведение занятий планируется на основе педагогических технологий, активизирующих учебную деятельность обучающихся путем использования учебных, ролевых и развивающих игр, создания проблемных ситуаций, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения, работы в парах, выполнения творческих заданий.

Формы обучения.

Основной формой работы являются игровые технологии, творческая и учебно-практическая деятельности учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на повышение орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся.

Подбор игрового материала должен быть обусловлен особенностями коллектива, уровнем подготовки и возрастными показателями.

В процессе игры необходимо развивать у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (кроссворд, текст, картина, рисунок, схема, таблица, компьютер). Учить детей в ходе подготовки к игре самостоятельно составлять вопросы, создавать ситуацию успеха, поощрения.

Чтобы дети «не заигрались», нужно основательно продумывать предлагаемый материал и четко ставить задачи и условия к каждой игре.

Хорошо организованное занятие должно содержать в себе стимулы для саморазвития. Каждый очередной шаг в учебной деятельности должен быть производным от предыдущего шага и побудительной причиной для последующего.

Главное - помнить, что игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, направленный на раскрытие умственных и творческих способностей учащихся.





Примерная структура занятия:

    1. Организационный момент ( 1-2 мин )

    2. Проверка имеющихся знаний, умений и навыков по теме ( 6-8 мин)

    3. Разбор нового материала. Выполнение заданий ( 10-15 мин )

    4. Физкультминутка (1-2 мин)

    5. Закрепление полученных знаний ( 8-10 мин )

    6. Подведение итогов занятия ( 3 мин )


Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

  1. Компьютера (1 шт.)

  1. Мультимедийного проектора

Из дидактического обеспечения необходимо наличие индивидуальных карточек, текстов, дифференцированных и занимательных игровых заданий.

Для занятий необходимы следующие средства и материалы:

тетрадь, ручка (для обучающихся), мультимедийные презентации, демонстрационный материал (схемы, таблицы, алгоритмы).

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Александрова Г. Занимательный русский язык СПб., 1998г.

  2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М., 2001г.

  3. Крамаренко Н.О. Русский язык. Нетрадиционные уроки. Волгоград, 2003г.

  4. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. Волгоград, 2002г.

  5. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. М., 2002г.

  6. Сычева Н. Пишем без ошибок, С. Пб., 2009г.



































ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ




Корректурная правка.



Дорогая мамочка!

Ты спрашиваешь как мне тут живется. Скажу откровенно нельзя ни восхититься живописностью здешней природы ни похвалить персонал лагеря. Что касается развлечений тоже могу сообщить. В плане мероприятий числилось много разных экскурсий и всюду где нам не удалось побывать и где без сомнения так интересно хотелось бы непременно оказаться в ближайшем будущем много- много раз и все что не увидели за это время рассмотреть подробнее.

Если ты соберешься оставить меня здесь и на вторую смену то знай не могу не возражать против твоего решения не мечтать о другом месте отдыха потому что все кто ни побывал в этом лагере скажу прямо несчастные люди.

Твой сын Алеша.





Игра «Грамлабиринт»


  1. Все вокруг утонуло в снегу наконец- то выпавш… в эту ночь начавш…ся нудным осенним дождем и закончивш…ся обильным снегопадом означающ… долгожданный приход сильно задержавш….ся в этом году зимы.



  1. К остро пахнущ… листьям берез растущ… вдоль аллеи в старом парке уже сильно одичавш… от времени по вечерам слетаются десятки проснувш…ся после долгой зимы майских жуков радостным жужжанием встречающ… весеннее тепло.



  1. В сильно обмелевш… пруду почти сплошь заросш… всякой болотной травой стелющ… в частую сеть свои загнивающ… в стояч… воде побеги еще водится кое- какая рыба.







Игра «Киндер- сюрприз»


Смышленые детишки девчонки и мальчишки и также их родители с забавами да играми учиться не хотите ли


Вас ждет встреча с маленьким существом. Выполните действия по заданию. Кроме запятых, вам могут встретиться и другие изученные знаки. Определяя число в интервале между двумя поставленными знаками, применяйте следующий шифр:

  • Если встретится двоеточие, вычитайте из числа четыре единицы;

  • При постановке тире, вычитайте из числа пять единиц;

  • При постановке точки и запятой число не меняется;

  • При постановке восклицательного или вопросительного знаков разделите число пополам.

Приятной встречи!



Игра «Грамконструктор»



ДОЖДЬ

ШУМНО

В ЛИСТВЕ

СМОЛКАЕТ

1 .

ДРОБНО

В ТРАВЕ

ШУРШИТ






ТО И И , ТО








СОЛНЦЕ

ВОЗДУХ

ПРОГРЕЛО

ЗЕМЛЮ

2.


ДЕЛОВИТО

ВЫГЛЯНУЛО

БЫСТРО






И И И




Игра «Лотограм»





ЧЕСТНЫЙ



РАДОСТНЫЙ



ВЕСТНИК



ИНТЕРЕСНЫЙ



МЕСТНЫЙ



УЧАСТНИК



СЧАСТЛИВЫЙ



НЕНАСТНЫЙ



ПРЕЛЕСТНЫЙ



ПОЗДНО



УСТНЫЙ



ТРОСТНИК



ВКУСНЫЙ



СЕРДЦЕ



ЧУДЕСНЫЙ



ЗДРАВСТВУЙ



ПРЕКРАСНЫЙ



СОЛНЦЕ



ОПАСНЫЙ



ЗВЕЗДНЫЙ



ОКРЕСТНОСТЬ



УЖАСНЫЙ



ГРУСТНЫЙ



ЯРОСТНЫЙ













ЧЕСТЬ



ВКУС



РАДОСТЬ



СЕРДЕЧКО



ВЕСТЬ



ЧУДО



ИНТЕРЕС



ЗДРАВИЕ



МЕСТО



КРАСА



УЧАСТИЕ



СОЛНЫШКО



СЧАСТЬЕ



ОПАСЕН



НЕНАСТЬЕ



ЗВЕЗДА



ПРЕЛЕСТЬ



КРЕСТ



ОПОЗДАТЬ



УЖАС



УСТА



ГРУСТЬ



ТРОСТЬ



ЯРОСТЬ









Игра «Посчитай-ка»

Если вы употребили букву И, то из заданного слова вычтите 5 единиц, если букву Е, то прибавьте 5 единиц. Замените числа буквами алфавита, чтобы получилось предложение.



ПР_КРЕПКИЙ СОН

10

ПР_УРАЛЬСКАЯ ДОЛИНА

11

ПР_УКРАСИТЬ КОСТЮМ

20

ПР_ДУМАТЬ РАССКАЗ

6

ПР_КРАСНЫЙ ДЕНЬ

14

ПР_СЛЕДОВАТЬ ЗВЕРЯ

15

ПР_ТУПИТЬСЯ ОТ РЖАВЧИНЫ

35

ПР_БАВКА К ЗАРПЛАТЕ

11

НЕПР_СТАННО ГРОХОТАТЬ

26

ПР_ОБРЕСТИ ТОВАР

25

ПР_БЕРЕГАТЬ НА ЗИМУ

21

ПР_КРАТИТЬ РАЗГОВОРЫ

10

ПР_ВРАТИТЬСЯ В СТАРИКА

1

ПР_ТВОРИТЬСЯ ГЛУХИМ

22

ПР_БАУТКА

21

ПР_ГОТОВИТЬСЯ К РАБОТЕ

9

ПР_ВЫШАТЬ ВЛАСТЬ

11

ПР_КРЕПИТЬ К ДОСКЕ

10

ПР_БРЕЖНЫЙ РАЙОН

6

ПР_ЛЕЧЬ ПОСПАТЬ

10

ПР_УВЕЛИЧИВАТЬ ОПАСНОСТЬ

11

ПР_ПЯТСТВИЕ НА ПУТИ

3

ПР_СЛОНЯТЬСЯ К СТЕНЕ

10

ПР_ЛОМИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ

25

ПР_СЫТИТЬСЯ СЛАДКИМ

5

ПР_ЛАСКАТЬ СОБАКУ

18

ПР_ОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ

5

НАПР_РЫВНО БОЛЕТЬ

14

ПР_НУДИТЬ К РАБОТЕ

20

НЕПР_МЕННО СДЕЛАТЬ

1

ПР_ГОРЕТЬ К СКОВОРОДКЕ

9

ПР_СЕЧЬ РАЗГОВОРЫ

14

ПР_МОРСКИЙ КРАЙ

8

ПР_ВОЗМОЧЬ БОЛЕЗНЬ

1

ПР_ДАНОЕ К СВАДЬБЕ

25

ПР_ОБРАЗИТЬ ЖИЗНЬ

13

ПР_ВОСХОДИТЬ ВСЕХ

11

ПР_ВОЗНОСИТЬ ДО НЕБЕС

9























Игра «Граммино»



1 2 3 4



ъ

ы


ы

ы


ы

и


и

ъ

5



6



7



8


ъ

ь


ь

ы


ы

ъ


ъ

ъ

9



10



11



12


ъ

ъ


ъ

ь


ь

ъ


ъ

ъ

13



14



15



16


ъ

и


и

ь


ь

ь


ь

ъ





(сверх)естественый- (дез)информация

(в)юнок- (пред)история

(с)измала- (вз)имать

(ар)ергард- (без)ядерный

(сверх)интеллигентный- (об)ектив

(пред)утренний- (п)едестал

(из)ян- (пред)идущий

(об)ятый- (ад)ютант

(вин)етка- разнотрв(е)

(ин)екция- (интер)ер

(без)исходный- (под)итожить

(с)издавна- (в)явь

(зав)южить- (меж)этажный

(двух)ярусный- (с)ориентировать

(с)экономленный- (в)едливый

(сверх)изысканный- (нав)юченный




Игра «Дуэль» (работа в парах)


1.Записываю предложение:

Сверкнула молния и вслед за ней послышался резкий удар грома.


2.Определяю вид сложного предложения.


1.Если предложение сложносочиненное, нахожу части сложного предложения, выделяю союзы.


2.Если предложение сложноподчиненное, нахожу главное и придаточное предложения, выделяю союзы в придаточном предложении, указательные слова в главном (если есть).


1.Если предложение бессоюзное, нахожу предложения, входящие в его состав, определяю структуру бессоюзного предложения.


2.Выбираю нужные знаки препинания, соответствующие условиям написания.


1.Сверкнула молния, и вслед за ней послышался резкий удар грома.






Шарады.

С буквой Р – она тече,

С буквой П – для вас печет

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки.

(речка - печка)






Кроссворд.


По горизонтали:

Выпр_миться (на линейке), од_леть (врага), созн_вать (ошибку), Ф_рсить (обновкой), изв_нить (проступок), оч_ровать (зрителей), ист_щиться (т.е. уменьшиться), устр_няться (с пути), уг_сать (на ветру), разл_пить (веки), зап_сной (игрок), отт_ргаться (от тела), опов_щать (о событии), м_сти (пол), согл_датай (т.е. шпион, сыщик).


По вертикали:

Исс_кать (т.е. пересыхать), уд_ляться (на покой), переем_щать (в другой отдел), от_желеть (от груза), зап_дня (для зверей), согл_шаться (с кем-либо), рассв_р_петь (от ярости), сотр_сение (мозга), отстр_чить (складку), сост_влять (список), сл_паться (от усталости- глаза), пав_док (на реке весной), д_лина, восп_ление (легких), оп_здать (на урок), восх_титьс (красотой), ув_дание (цветов), понасл_ждаться (природой).





Метаграмма.

С третьей буквой алфавита

Я больных лечу,

А с четвертой –

Я весною прилечу (грач – врач)


Орфо-домино.


К концу игры фишки расположились следующим образом. Замените их соответствующими тройками слов, учитывая, что узор фишки демонстрирует ту приставку, которая в них пропущена.



**е*



1. Заб_стовать – просв_тить

2. Посв_щение – насл_ждение

3. М_новать – согл_шаться

4. Изв,яние – нав_сать

5. Прил_пить – укр_шать.

6. Ор_шать – зап_х

7. Сохр_нять – оп_здать

8. Зат_иться – препод_вать

9. Укр_пить – осл_пить

10. Ут_мленный – исц_лить

11. Оп_ленный – оск_рбить

12. Воскл_цать – сотр_сение

13. Изв_нить – од_левать

14. Упр_стить – прибл_жать

15. Погл_щать – б_гровый

16. Стст_влять – прил_пать




Что? Где? Когда?

Вопросы красного сектора:

1. С каким падежом употребляется каждый из предлогов?

Без, благодаря, для, согласно, про, на.

2. В каком случае допущена речевая ошибка?

Беспокоиться за сына, тормозить колонну, оплатить за проезд, потребность в знаниях.

3.В каком предложении допущена речевая ошибка?

Наши воины дали достойный отпор для врага. В этом заседании участвовал представитель с завода. Нас попросили занять места в соответствии с купленными билетами.

4.С каким падежом употребляется каждый из предлогов?

Вопреки, до, в, через, к, из-под.

5.В каком случае допущена речевая ошибка?

Приехать из Новгорода, возвратиться с Сахалина, согласно протокола, потребность в знаниях.


Вопросы синего сектора.

1.Укажите словосочетания со слитным написанием слова.

Разговоры (на)счет земли, встретиться (в)последствии, медальон (в)виде сердечка, (из)под стола.

2. Укажите словосочетания со слитным написанием слова.

Перевести деньги (на)счет в банке,(в)отличие от поклонников, нечто (в)роде шара, (не)смотря на неудачу.

3. Укажите словосочетания со слитным написанием слова.

(В)след за тем, (в)связи с изложением, жить (за) счет родителей, (как)будто верно.

4.Укажите словосочетания со слитным написанием слова.

Рассказал то(же) самое, (в)следствии ошибки, (в)виду недостатка времени, (в)силу привычки.

5.Укажите словосочетания со слитным написанием слова.

(Не)смотря по сторонам; мал, (за)то дорог; так(же), как и все; пришел(бы) на помощь.


Вопросы зеленого сектора.

1. Найдите пространственные предлоги: жить в городе, сказать о нем, ответить с улыбкой, быть в доме, бледнеть от страха, отдать в ремонт, заниматься с утра до вечера, банка для варенья, к пяти часам, опоздал из-за дождя, налить через край, разговаривать с другом.

2. Найдите временные и целевые предлоги: жить в городе, сказать о нем, ответить с улыбкой, быть в доме, бледнеть от страха, отдать в ремонт, заниматься с утра до вечера, банка для варенья, к пяти часам, опоздал из-за дождя, налить через край, разговаривать с другом.

3. Найдите причинные предлоги: жить в городе, сказать о нем, ответить с улыбкой, быть в доме, бледнеть от страха, отдать в ремонт, заниматься с утра до вечера, банка для варенья, к пяти часам, опоздал из-за дождя, налить через край, разговаривать с другом.

4. Найдите предлоги образа действия: жить в городе, сказать о нем, ответить с улыбкой, быть в доме, бледнеть от страха, отдать в ремонт, заниматься с утра до вечера, банка для варенья, к пяти часам, опоздал из-за дождя, налить через край, разговаривать с другом.

5. Найдите объективные и уступительные предлоги: жить в городе, сказать о нем, ответить с улыбкой, быть в доме, бледнеть от страха, отдать в ремонт, заниматься с утра до вечера, банка для варенья, к пяти часам, опоздал из-за дождя, налить через край, разговаривать с другом.


Вопросы желтого сектора.

1.Восстановите фразеологические сочетания.

Предлоги: вокруг, без, на, по, во, за.

Зарубить, нос; обвести, палец; язык, кости; вилы, вода, писано; заткнуть, пояс; все, лопатки.

2.Выпишите из словаря фразеологизмов 5 устойчивых выражений с производными предлогами.

3. Восстановите фразеологические сочетания.

Предлоги: к, за, до, с

Сбиться, ноги; прибрать, руки; тянуть, язык; покраснеть, уши.

4. Составьте три предложения с фразеологическими единицами и сделайте их синтаксический разбор.

5. Восстановите фразеологические сочетания.

Предлоги: под, до, на, за, в

Покраснеть, уши; держать, язык, зубы; путаться, ноги; дать, рука, отсечение; говорить, правда, глаза.


Вопросы черного сектора.

1.Предлог- это…

2.Как образуются производные предлоги?

3.Какие вы знаете непроизводные предлоги?

4.Что выражает предлог?

5.В каком стиле речи употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!