СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонности к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмперическое исследование. Изучение склонных к девиациям подростков и их акцентуации характера.

Просмотр содержимого документа
«Склонности к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера»

376.37


ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Хохлова К.Ю., студентка 2 курса

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Голубничая Елена Владимировна


Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, город Абакан, Российская Федерация


В настоящее время на решение задач, стоящих перед современными школьными педагогами и психологами, оказывает существенное влияние вариативность и динамичность процессов, которые происходят во всех сферах нашей жизнедеятельности. Активность социальных процессов, возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов детерминируют интересы науки и практики к вопросу исследования социальных отклонений, их профилактики и устранения. Особую важность при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении школьников, и в частности, девиантному поведению подростков [2].

Актуальность изучения девиантного поведения – это достаточно острая тема для любого цивилизованного общества и подростки, естественно, попадают в центр внимания исследователей, так как именно «данный возраст связан с кардинальными биологическими, психоэмоциональными и социальными изменениями и проявлениями» [1, c. 118]. Именно в подростковом возрасте чаще всего наблюдаются такие психологические феномены как акцентуации характера, находящиеся в основе формирования девиантного поведения у подростков, в связи с тем, что каждому типу характера соответствует определенный тип поведения [3]. В то же время проблема недостаточного внимания психофизиологическим аспектам формирования акцентуации характера подростков является актуальной при планировании и проведении работы с ними.

В настоящее время существует огромное количество работ, посвященных проблеме исследования девиантного поведения подростков (Г. С. Абрамова, Н. П. Аникеева, И. В. Дубровина, Е. Я. Иванова, А. Ф. Нефедова и др.), вместе с тем вопрос исследования склонности к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера остается недостаточно изученным.

С целью изучения и выявления склонности к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера, было проведено эмпирическое исследование на базе МОБУ «СОШ № 3 им. А.С. Пушкина» (город Минусинск, Красноярский край). В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся школы – подростки 9-11-ых классов. Для достижения цели и задач исследования использовались такие эмпирические методики как «Акцентуации характера» (А. Е. Личко), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Склонность к девиантному поведению» (Э. В. Леус, А. Г. Соловьев) и «Склонность к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений» (Е. В. Федосеенко).

В ходе проведения методики «Акцентуации характера» (А. Е. Личко) было выявлено, что среди подростков, принявших участие в исследовании, преобладают неустойчивый тип акцентуации характера (21,7%), смешанные типы (13,3%) и эпилептоидный тип (11,7%). Менее всего подростков с астеноневротическим типом акцентуации характера (3,3%), циклоидным типом (5,0%), сенситивным (5,0%), психастеническим (5,0%), истероидным (5,0%) и конформным типом (5,0%) (см. таблица 1).


Таблица 1

Типы акцентуаций характера среди подростков


Тип акцентуации личности

Подростки

Кол-во

%

Гипертимный

6

10,0

Циклоидный

3

5,0

Лабильный

4

6,7

Астеноневротический

2

3,3

Сенситивный

3

5,0

Психастенический

3

5,0

Шизоидный

5

8,3

Эпилептоидный

7

11,7

Истероидный

3

5,0

Неустойчивый

13

21,7

Конформный

3

5,0

Смешанные типы

8

13,3

В ходе проведения методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел, было вывялено, что наиболее склонны к нарушению норм и правил подростки с циклоидным типом акцентуации характера (100%), конформным типом (100%) и неустойчивым типом (71,4%). Склонны к аддиктивному поведению подростки с гипертимным типом акцентуации характера (83,3%), циклоидным типом (66,7%) и конформным типом акцентуации характера (66,7%). Проявляют наибольшую склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуся поведению подростки с истероидынм типом акцентуации характера (100,0%) и смешанным типом акцентуации характера (62,5%). Склонны к агрессии и насилию подростки с гипертимным типом акцентуации характера (83,3%) и неустойчиывм типом (71,4%). Склонны к деликвентному поведению подростки с гипертивным типом акцентуации характера (83,3%) и истероидным типом (66,7%) (см. таблица 2).


Таблица 2

Показатели исследования склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения (по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел)



Шкалы






Типы

акцентуаций личности

Подростки

Установка на социально-желательные ответы

Склонность к нарушению норм и правил

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуся поведению

Склонность к агрессии и насилию

Волевой контроль эмоциональных реакций

Склонность к деликвентному поведению

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

Гипертимный

1

16,7

3

50,0

5

83,3

1

16,7

5

83,3

1

16,7

5

83,3

Циклоидный

0

0

3

100,0

2

66,7

0

0

2

66,7

0

0

2

66,7

Лабильный

2

50,0

1

25,0

0

0

0

0

0

0

1

25,0

1

25,0

Астеноневротический

0

0

1

50,0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

50,0

Сенситивный

3

100,0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

33,3

0

0

Психастенический

3

100,0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

33,3

0

0

Шизоидный

1

20,0

2

40,0

1

20,0

1

20,0

1

20,0

4

80,0

1

20,0

Эпилептоидный

2

28,6

1

14,3

1

14,3

2

28,6

0

0

2

28,6

5

71,4

Истероидный

2

66,7

2

66,7

1

25,0

3

100,0

0

0

1

2,0

2

66,7

Неустойчивый

1

7,7

5

71,4

7

53,8

1

7,7

5

71,4

2

15,4

7

53,8

Конформный

0

0

3

100

2

66,7

1

33,3

0

0

0

0

1

33,3

Смешанные типы

5

62,5

4

50,0

4

50,0

5

62,5

2

25,0

5

62,5

4

50,0


В ходе проведения методики «Склонность к девиантному поведению» Э. В. Леус и А. Г. Соловьева, было выявлено что к деликвентному поведению наиболее склонны подростки с гипертимным типом акцентуации характера (83,3%), к аддиктивному поведению наиболее склонны подростки с гипертимным типом и циклоидным типом (66,7%), к проявлениям агрессивного поведения склонны подростки с гипертимным и неустойчивым типом акцентуации характера (83,3% и 71,4% соответственно) и наибольшее количество суицидальных проявлений выявлены у подростков с лабильным и шизоидным типом акцентуации характера (100% и 80% соответственно) (см. таблица 3).


Таблица 3

Показатели исследования склонности подростков к девиантному поведению (по методике «Склонность к девиантному поведению» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева)

Шкалы





Типы

акцентуаций личности

Подростки

Социально желаемое поведение

Деликвентное поведение

Аддиктивное поведение

Агрессивное поведение

Суицидальное поведение

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

Гипертимный

1

16,7

5

83,3

5

83,3

5

83,3

3

60,0

Циклоидный

0

0

2

66,7

2

66,7

2

66,7

0

0

Лабильный

2

50,0

1

25,0

0

0

0

0

4

100

Астеноневротический

0

0

1

50,0

0

0

0

0

0

0

Сенситивный

3

100,0

0

0

0

0

0

0

1

33,3

Психастенический

3

100,0

0

0

0

0

0

0

0

0

Шизоидный

1

20,0

1

20,0

1

20,0

1

20,0

4

80,0

Эпилептоидный

2

28,6

5

71,4

1

14,3

0

0

1

14,3

Истероидный

2

66,7

2

66,7

1

25,0

0

0

0

0

Неустойчивый

1

7,7

7

53,8

7

53,8

5

71,4

10

76,9

Конформный

0

0

1

33,3

1

33,3

0

0

1

33,3

Смешанные типы

5

62,5

4

50,0

4

50,0

2

25,0

3

37,5



В ходе проведения методики «Склонность к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений» Е. В. Федосеенко было выявлено, что к аддиктивному поведению склонны подростки с гипертимным типом акцентуации характера (83,3%), к деликветному поведению склонны подростки с гипертимным типом акцентуации характера (83,3%), к суицидам склонны подростки с лабильным типом (100%) и к девиантному поведению склонны подростки с эпилептоидным типом акцентуации характера (71,4%) (см. таблица 4).

Таблица 4

Показатели исследования склонности подростков к различным формам девиантного поведения (по методике «Склонность к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений» Е. В. Федосеенко)

Шкалы


Типы

акцентуаций личности

Подростки

Аддиктивное поведение

Деликвентное поведение

Суицидальный риск

Девиантное поведение

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

Гипертимный

5

83,3

5

83,3

3

60,0

3

60,0

Циклоидный

2

66,7

2

66,7

0

0

1

33,3

Лабильный

0

0

1

25,0

4

100

1

25,0

Астеноневротический

0

0

1

50,0

0

0

1

50,0

Сенситивный

0

0

0

0

1

33,3

0

0

Психастенический

0

0

0

0

0

0

0

0

Шизоидный

1

20,0

1

20,0

4

80,0

1

20,0

Эпилептоидный

1

14,3

5

71,4

1

14,3

5

71,4

Истероидный

1

25,0

2

66,7

0

0

1

25,0

Неустойчивый

7

53,8

7

53,8

10

76,9

7

53,8

Конформный

1

33,3

1

33,3

1

33,3

1

33,3

Смешанные типы

4

50,0

4

50,0

3

37,5

4

50,0


Далее мы устанавливали склонность к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера путем определения взаимосвязи девиантного поведения и типа акцентуации характера с применением критерия Пирсона.

Таблица 5

Склонность к отклоняющемуся поведению подростков с разным типом акцентуации характера (по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел)


Шкалы









Типы

акцентуаций личности

Подростки

Установка на социально-желательные ответы

Склонность к нарушению норм и правил

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуся поведению

Склонность к агрессии и насилию

Волевой контроль эмоциональных реакций

Склонность к деликвентному поведению

x2-критeрия Пирсона

Гипертимный

7.77

6.28

38.61*

-16.05

69.14*

-1.6

40.39*

0.169

Циклоидный

-13.03

24.38*

32.19**

-2.15

-2.86

-8.5

-18.51

11.049

Лабильный

-10,8

6.88

-3.69

-2.15

6.14

5

-2.01

18.59*

Астеноневротический

-1.53

-13.12

5.31

-2.15

6.14

-3

8.0**

11.629

Сенситивный

41.17*

-2.12

3.61

-2.15

-2.86

20.7

-14.31

6.604

Психастенический

41.17*

-2.12

-3.69

56.15*

-2.86

-12.7

-14.31

6.604

Шизоидный

-13.03

-13.12

30.31

-11.65

-18.36

54*

-18.51

11.049

Эпилептоидный

3.07

-23.82

-30.39

1.45

-2.86

-17.4

40.39*

52.607*

Истероидный

14.47**

1.88

-24.69

52.85**

6.1

3

1.6

2.606

Неустойчивый

-0.53

11.88

5.31

-2.15

69.14*

-21

8.0**

11.629

Конформный

10,6

24.38*

32.19**

10,2

4,0

10

-7,4

10,208

Смешанные типы

5,4

5,0

10,4

8,4

-8,8

54*

4,25

11,02

Примечание: * - взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению у подростков с разным типом акцентуации характера при p≤0, 05; ** - взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению у подростков с разным типом акцентуации характера при p≤0, 01

Таблица 6

Склонность к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера (по методике «Склонность к девиантному поведению» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева)

Шкалы




Типы

акцентуаций личности

Подростки



x2-критeрия Пирсона

Социально желаемое поведение

Деликвентное поведение

Аддиктивное поведение

Агрессивное поведение

Суицидальное поведение

Гипертимный

-42.62

6.88

32.14

-20.73

6.33

0.815

Циклоидный

-43.42

24.98**

-33.16

-24.83

-36.67

27.348**

Лабильный

-39.22

62.48*

-38.66

68.17*

50.83*

52.546*

Астеноневротический

-48.92

-12.52

54.34*

68.17*

-42.17

36.167

Сенситивный

-49.22

-30.52

37.64**

-24.83

-32.47

21.442

Психастенический

-48.92

-30.52

-28.96

-15.13

0.83

0.014

Шизоидный

89.08*

-12.52

29.34

-19.33

0.83

0.014

Эпилептоидный

24.08**

-23.22

-31.36

-24.83

10.83**

2.385

Истероидный

-35.92

2.48

-25.66

-24.83

-9.17

1.71

Неустойчивый

-40.92

12.48

4.34

18.17**

50.83*

52.546*

Конформный

-48.92

-30.52

-28.96

-15.13

0.83

0.014

Смешанные типы

89.08*

-12.52

29.34

-19.33

0.83

0.014

Примечание: * - взаимосвязь склонности к девиантному поведению у подростков с разным типом акцентуации характера при p≤0, 05; ** - взаимосвязь склонности к девиантному поведению у подростков с разным типом акцентуации характера при p≤0, 01


Таблица 7

Показатели исследования склонности подростков к различным формам девиантного поведения (по методике «Склонность к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений» Е. В. Федосеенко)

Шкалы


Типы

акцентуаций личности

Подростки

Аддиктивное поведение

Деликвентное поведение

Суицидальный риск

Девиантное поведение

x2-критeрия Пирсона

Гипертимный

32.14

6.88

6.33

6.28

5,00

Циклоидный

-33.16

24.98**

-36.67

24.38*

0.815

Лабильный

-38.66

62.48*

50.83*

6.88

27.348**

Астеноневротический

54.34*

-12.52

-42.17

-13.12

52.546*

Сенситивный

37.64**

-30.52

-32.47

-2.12

36.167

Психастенический

-28.96

-30.52

0.83

-2.12

21.442

Шизоидный

29.34

-12.52

0.83

-13.12

0.014

Эпилептоидный

-31.36

-23.22

10.83**

-23.82

0.014

Истероидный

-25.66

2.48

-9.17

1.88

2.385

Неустойчивый

4.34

12.48

50.83*

11.88

1.71

Конформный

-28.96

-30.52

0.83

24.38*

52.546*

Смешанные типы

29.34

-12.52

0.83

5,0

0.014

Примечание: * - взаимосвязь склонности к различным формам девиантного поведения у подростков с разным типом акцентуации характера при p≤0, 05; ** - взаимосвязь склонности к различным формам девиантного поведения у подростков с разным типом акцентуации характера при p≤0, 01

Итак, в ходе проведения эмпирического исследования с целью изучения и выявления склонности к девиантному поведению подростков с разным типом акцентуации характера, были получены следующие результаты:

- среди подростков, принявших участие в исследовании, преобладают неустойчивый тип акцентуации характера, смешанные типы и эпилептоидный тип;

- наиболее склонны к нарушению норм и правил подростки с циклоидным типом акцентуации характера, склонны к аддиктивному поведению, агрессии и насилию, делинквентному поведению подростки с гипертимным типом акцентуации характера, проявляют наибольшую склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуся поведению подростки с истероидынм типом акцентуации характера;

- к деликвентному поведению наиболее склонны подростки с гипертимным типом акцентуации характера, к аддиктивному поведению наиболее склонны подростки с гипертимным и циклоидным типом, к проявлениям агрессивного поведения склонны подростки с гипертимным и неустойчивым типом акцентуации характера и наибольшее количество суицидальных проявлений выявлены у подростков с лабильным и шизоидным типом акцентуации характера;

- к аддиктивному и делинквентному поведению склонны подростки с гипертимным типом акцентуации характера, к суицидам склонны подростки с лабильным типом и к девиантному поведению склонны подростки с эпилептоидным типом акцентуации характера.


Список использованных источников

  1. Андреев А. А. Особенности подросткового возраста. М., 2018. 380 с.

  2. Выбойщик И. В., Паршукова Л. П. Акцентуации характера. Учебное пособие. Челябинск, 2017. 84 с.

  3. Деветьярова И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки. 2019. № 3. С. 99-101.


Скачать

© 2023 102 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!