СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сколько существует профессий?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Просмотр содержимого документа
«Сколько существует профессий?»

В мире профессий

АДВОКАТ

Общая характеристика профессии.

Слово "адвокат" в переводе с латинского языка озна­чает "призываемый на помощь". Адвокаты - лица, избравшие своей профессией оказание юридической помощи нуждающимся в ней людям, предприятиям, учреждениям.

Адвокаты - знатоки права. Они дают консультации и советы по правовым вопросам, разъяснения и справки по законодательству: составляют жалобы, заявления и другие документы правового характера. Адвокаты выступают в ка­честве защитников подсудимых или представителей инте­ресов потерпевшего, истца, ответчика. В ряде случаев они принимают участие непосредственно в судебном процессе (по всем делам о преступлениях несовершеннолетних). Ад­вокат может участвовать в качестве защитника с момента предъявления обвинения лицам, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. В нашей стране каждый адвокат состоит членом коллегии адвокатов, через которую он и принимает все поручения по ведению дел и оказанию юридической помощи. Так, с учреждениями, организациями и т.д. коллегии адвокатов могут заключать договоры на ве­дение дел в судах, арбитражах.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Особенности работы адвокатов требуют от них таких качеств, как честность, высокое чувство ответственности, гражданственности, умения хранить профессиональные тайны.

Очень важно для адвоката умение логично мыслить и четко, грамотно, языком, понятным для окружающих, излагать свои мысли в устной и письменной форме. В своей деятельности адвокат постоянно опирается на организованную структуру знаний, поэтому ему необходима хорошая долговременная структурированная память, а также память эмоциональная, т.к. апеллируя к суду, он в эмоциональной фор­ме воспроизводит эпизоды из жизни обвиняемых, характери­зует их переживания. Помогают адвокату в работе и способность к концентрации внимания, выдержка, эмоцио­нальная устойчивость.

3.Требования к профессиональной деятельности.

Адвокат обязан использовать все предусмотренные за­конодательством средства и способы защиты в целях вы­яснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. Он не имеет права разг­лашать сведения, сообщенные ему обратившимся за помощью.

Должен знать: историю и современное состояние гражданского и уголовного права, психологию, логику, струк­туру и функции таких государственных органов, как суд и арбитраж, быть досконально знакомым с Конституцией РФ.

4. Медицинские противопоказания.

5. Пути получения профессии.

Профессию адвоката можно получить в юридических институтах и на юридических факультетах университетов.

А Р Х И Т Е К Т О Р

1. Общая характеристика профессии.

Застывшей музыкой называют архитектуру, и зодчий - творец этой музыки. Если же вы заглянете в словарь, то там архитектор опреде­лен как главный строитель. Действительно, в древности разницы меж­ду ними не было. Все строительство зодчий вел сам. Современный архитектор разрабатывает только проект здания в виде чертежей или макета. По ним конструктор выполняет расчеты, а прораб осу­ществляет строительство. Ведущая деятельность архитектора - соз­дание художественного образа и воплощение его на ватмане. Этим образом может быть городская застройка, промышленное здание, мост, ландшафт, реставрируемая церковь.

2. Содержание работ.

Основанием для начала проектирования служат материалы изысканий. Это глубина промерзания грунта, максимальные и минимальные температуры воздуха, скорость и направление ветров, количество людей (больных, пассажиров, жильцов, зрителей) и пр. На их осно­вании архитектор производит расчеты глубины заложения фундамен­тов, толщины стен, требуемых объемов здания. Цель следующего эта­па работы - вместить в ограниченное пространство систему архи­тектурных элементов, составляющих здание, в соответствии с опре­деленными правилами, которые архитектор должен знать; здесь сле­дует учитывать и инсоляцию, и акустику, и композиционные постpоения, четыре пpавила пpивязки конструкций к осям. Это - основа пpоектиpования. Пpи совpеменном типовом стpоительстве, когда за­воды выпускают опpеделенную номенклатуpу унифициpованных изде­лий, важно так подобpать констpукции по специальным альбомам, чтобы были соблюдены все pазмеpы, пpивязки, pасчеты, и пpи этом не постpадал бы художественный замысел аpхитектоpа.

Главные оpудия тpуда аpхитектоpа - каpандаш, pейсшина и ватман. Его pабочее место - в пpоектной мастеpской за кульманом. Архитектору подолгу пpиходится стоять на ногах в вынужденной позе, пос­тоянно напpягая зpение. Творческий процесс требует интенсивной pаботы мысли.

3. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Мысленное построение пространственных архитектурных образов и комбинирование ими тpебуют от человека художественого типа мышления, хоpошо pазвитого пpостpанственного вообpажения, Пеpенесение образа на бумагу пpи pазpаботке эскиза и чеpтежа - хоpошего глазомеpа, точной мотоpики pуки, зpи­тельно-мотоpной кооpдинации наpяду с эстетическим чувством. Рас­четная часть пpоцесса пpоектиpования невозможна без анализа и обобщения фактов, математических навыков. Профессиональный успех во многом зависит и от волевых качеств специалиста. Он должен быть твеpд и настойчив в отстаивании своей точки зpения, но пpи этом пpоявлять гибкость, пpислушиваться к мнению всего коллекти­ва, выбиpая из общего все самое лучшее, кpасивое, pациональное.

4. Медицинские противопоказания.

Аpхитектоpом нельзя pаботать человеку со слабым зpением, сеpьезными заболеваниями опоpно-двигательного аппаpата, наpушениями кооpдинации мелких движений.

5. Пути получения профессии.

Пpофессию аpхитектоpа можно получить в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, Пензенский строительный колледж.

БИЗНЕСМЕН

1. Общие сведения о профессии.

Бизнесмен - это человек, который "делает" деньги, владе­лец капитала, постоянно находящегося в обороте и приносящего доход. Деятельность бизнесмена чаще всего не связана с непосредст­венной организацией и руководством делами фирмы. Бизнесмен - это крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может состоять членом правления. Это отличает его от менеджера, который обязательно занимает постоянную должность и в его подчинении на­ходятся люди. В то же время бизнесмен может сочетать функцию собственника (капиталиста) и менеджера (управляющего).

Бизнесмен отличается и от предпринимателя. Предприниматель, осуществляя бизнес, затевает новое дело, реализует некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Сравнительно небольшая часть бизнесменов - это предприниматели, поднимающие дело на качественно новый уровень.

2. Характеристика трудового процесса бизнесмена.

Если бизнесмен является собственником значительного капита­ла, но сам не занимается управлением, то его деятельность сводится к постоянному отслеживанию ситуации на различных рынках, изучению курса ценных бумаг, цен на различные товары и товарные рынки и помещению своих средств в наиболее прибыльные виды ценных бумаг или других активов (землю, недвижимость, товары).

Если бизнесмен является в то же время и менеджером, то его деятельность имеет много общего с деятельностью управляющего. В этом случае бизнесмену приходится управлять финансами, заниматься производственным и управленческим учетом, вести финансовую отчетность. Бизнесмен занимается отбором кадров и приемом на работу, решает все вопросы, касающиеся использования работников.

Бизнесмен приобретает сырье, машины, оборудование, комплектующие и другие товары и услуги, необходимые для хозяйственной деятельности. Бизнесмен организует, контролирует, а часто и сам принимает участие в производственной деятельности предприятия - превращении сырья и других поставок в такие виды продукции, которые покупает клиент предприятия.

Бизнесмен занимается маркетинговой деятельностью, определяя нужды потребителя и организуя производство, рекламу и сбыт своих товаров.

Если предприятие небольшое, то бизнесмену приходится выполнять все виды перечисленных выше работ самому. Очевидно, это большая нагрузка на одного человека: во-первых, из-за большого круга обязанностей, во-вторых, из-за недостатка знаний при выполнении некоторых функций. Данная проблема может быть разрешена путем обращения в консультационную фирму, предоставляющую консультации по вопросам экономической деятельности предприятий, сотрудничества с другой фирмой, заключения партнерских соглашений, привлечения специалистов.

3. Санитарно-гигиенические условия труда.

Деятельность бизнесмена является очень напряженной. Даже если он не занимается управленческой работой, а только владеет частью акций фирмы, ему постоянно надо быть в курсе изменений, происходящих на рынке ценных бумаг, иначе он может не заметить ухудшения конъюктуры и потеряет состояние.

4. Психофизиологические требования к профессии бизнесмена.

Выше был дан анализ различий в деятельности бизнесмена, ме­неджера и предпринимателя. При этом отмечалось, что лишь небольшая часть бизнесменов выступает одновременно в роли бизнесмена, менеджера и предпринимателя. Поскольку характеристики менеджера и предпринимателя даются в специальных разделах, здесь речь идет о бизнесмене как таковом.

Основной целью деятельности бизнесмена является личное обогащение. Этим определяется прагматизм и рационализм личностной позиции бизнесмена в оценке складывающейся ситуации и выработке стратегии поиска решения. От бизнесмена требуются развитые анали­тико-синтетические способности мышления, основательность в предварительном планировании действий, способность к прогнозированию ситуации, гибкость мышления, необходимые как на стадии планирова­ния действий, так и в процессе их реализации.

5. Требования к профессиональной подготовке.

Для успешной деятельности бизнесмену нужны профессиональные знания, которые могут быть получены в бизнес-школах, бизнес-колледжах и в экономических высших учебных заведениях. К числу основных предметов, изучаемых в этих учебных заведениях, относятся: размещение производительных сил, микро- и макроэкономика, экономика природопользования, статистика, математическое модулирование экономических процессов, основы маркетинга, основы менеджмента, международные экономические отношения, финансы, деньги и кредит, банковское дело, рынок ценных бумаг, биржевое дело, страхование, хозяйственное и трудовое законодательство и др.

ВЯЗАЛЬЩИЦА ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

1. Общая характеристика профессии

Работает в системе "человек-техника" (обслуживание вязальной машины).

Осуществляет вязание трикотажного полотна и изделий (белье, перчатки, чулочно-носочные и др. изделия) из натуральной и синтетической пряжи на трикотажных машинах различных систем и классов (ручных, полуавтоматах и автоматах), а также вручную спицами и крючком.

Изделия отличаются сложностью рисунка и трудоемкостью изготовления: от одноцветных изделий с простым рисунком (2-3 разряд) до изделий со сложными видами переплетений, рисунком, расцветками по эскизам (4-5 разряды). При использовании самостоятельно построенных лекал на конкретное изделие (по индивидуальным заказам) и выполненных расчетов соответствующих заправочных карт присваивается высший (6) разряд.

Проверяет качество пряжи. Проводит контрольный осмотр оборудования. Заправляет и запускает вязальную машину. Меняет иглы, шпули, бобины, вводит дополнительные нити. Регулирует натяжение и плотность вязки, ликвидирует обрывы нитей, слеты полотна. Следит за работой механизмов. Проверяет качество и комплектует изделия.

Процесс вязания протекает под постоянным зрительным контролем: по внешнему виду вязальщица определяет номер пряжи, различает цвет, его оттенки, определяет причины появления брака. Связан с непрерывным перемещением в пределах обслуживаемой зоны и выполнением множества ручных операций.

Вязальщицы высокой квалификации, работающие в Домах моделей, модельных мастерских могут совместно с художником-модельером разрабатывать образцы трикотажных переплетений, изготавливать модели по эскизам.

Использует механическое средство труда - вязальную машину. В зависимости от полученного образования и ассортимента изделий обслуживает одну (типа "Симак", "Бразер") или несколько машин.

Деятельность характеризуется немногочисленными деловыми контактами (с наладчиками станков, мастером смены и др.).

Работает в помещении. в одно-двухсменном режиме, индивидуально (надомница) или в бригаде, в неблагоприятных условиях (шум, вибрация, запыленность воздуха, высокий заданный темп работы). Характерны рабочая поза "сидя" (вязальщица изделий вручную, на машинах типа "Симак", "Бразер") или "стоя".Особенностью работы является монотонность, сочетающаяся с необходимостью мгновенного перехода к точным исполнительским действиям.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для деятельности необходимы высокая скорость моторных реакций, хорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений пальцев рук), умение распределять внимание и длительно его концентрировать в условиях монотонии.

Необходимы физическая выносливость, хорошее зрение, координация движений рук, тонкая осязательная чувствительность и ловкость пальцев рук, умение распределять внимание, точный глазомер, образная память.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы (органические поражения клапанов и мышцы сердца с расстройством кровообращения), опорно-двигательного аппарата (при обслуживании нескольких машин), центральной нервной системы (с понижением интеллекта, эпилепсия с частыми припадками), органов зрения и слуха (пониженная острота, одноглазие), органов дыхания (тяжелая форма бронхиальной астмы, аллергия на пряжу.

При некоторых заболеваниях (гипертоническая болезнь 1 и 2 степени, хронические заболевания брюшной полости, сахарный диабет средней тяжести) профессия может быть рекомендована для вязальщиц изделий вручную.

4. Требования к профессиональной подготовке

Требуется определенная подготовка по физике (электротехника, механика), химии (органическая химия).

Вязальщица трикотажных изделий должна знать: сорта пряжи и их свойства; классы и устройство вязальных машин; виды (номера) игл и их влияние на качество изделий; модели и ассортимент изделий и полотен; виды дефектов и причины их возникновения.

Она должна уметь регулировать работу механизмов вязальной машины, плотность и натяжение вязки, ликвидировать обрывы нитей, предупреждать и устранять дефекты в изделии.

5. Пути получения профессии

Специальность можно получить в ПТУ на базе 9 классов средней школы, профессионально-техническом училище при трикотажной фабрике (срок обучения три года с получением среднего образования), учебно-курсовом комбинате (срок обучения шесть месяцев), а также на рабочем месте (срок обучения один месяц).

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно создание собственного дела (малое предприятие или индивидуальная деятельность на дому) по производству трикотажных изделий, коммерческих курсов по обучению вязанию вручную и на вязальных машинах.

7 Родственные профессии

Вышивальщица вручную, вышивальщица на вышивальных машинах полуавтоматах, вышивальщица на машине, кружевница, мастер народного промысла (художественная роспись, миниатюра), оператор микросварки, оператор расфасовочного автомата, сборщик полупроводниковых приборов, ткач, швея-мотористка, кеттельщица трикотажных изделий, крутильщица, машинист кружевных и тюлевых машин, оператор сновального оборудования, помощник мастера трикотажного производства, преподаватель на курсах по вязанию, швея трикотажных изделий.

БАРМЕН

1. Общая характеристика профессии.

Содержание деятельности

Основной целью труда бармена является обслуживание посети­телей за стойкой и столами. Работа осуществляется, главным обра­зом, в сфере "человек-человек".

Отпускает продукцию посетителям, производит расчеты с ними, подсчитывает выручку, оформляет документы на реализуемые продук­ты (сфера "человек-знак").

По установленным рецептурам составляет напитки (смешивает, взбивает, варит, охлаждает, разливает), украшает готовую продук­цию.

Получает продукты, обеспечивает их хранение в соответствии с санитарными нормами.

Орудия и средства труда

Использует ручные орудия труда (ложки, щипцы, ножи, лопатки), механические (миксер, кофеварку, холодильные установки, электроплиту), а также весы и микрокалькулятор.

Круг общения

Работу выполняет, как правило, индивидуально. Деятельность характеризуется наличием многочисленных кратковременных контак­тов с клиентами.

Ответственность

Несет материальную ответственность (за сохранность выруч­ки, продуктов, оборудования).

Условия труда

Работает в помещении. Работа характеризуется вынужденной рабочей позой ("стоя"). Возможно выполнение обязанностей в ве­чернюю и ночную смену, что может вызывать нарушения естественно­го циркадного ритма и переутомление.

Факторами, вызывающими эмоциональную напряженность, являют­ся выполнение трудовых действий в вынужденном ритме, в условиях

дефицита времени (при наплыве посетителей) и многочисленные меж­личностные контакты.

Квалификация

Профессия имеет 4-5 разряды.

Пути получения профессии

Возможно получение профессии в ПТУ, на курсах (при учебных комбинатах бытового обслуживания) на базе 9-11 классов.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешности деятельности необходимо наличие хорошей зри­тельно-двигательной координации, линейного глазомера, умения распределять внимание, способности к быстрому устному счету в условиях помех, хорошей оперативной памяти и способности к обще­нию, необходимому специалистам сферы обслуживания (толерантность к многочисленным контактам, навыки делового общения, конструк­тивное восприятие критики в свой адрес).

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями:

органов дыхания (туберкулез, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, пороки сердца и др.);

опорно-двигательного аппарата (деформации позвоночника, хронический ревматизм и др.);

нервной системы (обмороки, неврозы и др.);

кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.);

органов слуха (пониженный слух).

4. Требования к профессиональной подготовке

Должен знать:

виды и ассортимент напитков;

товароведческую характеристику продуктов, температурный ре­жим их хранения;

технологию и рецептуру приготовления;

правила отпуска продуктов;

правила оформления отчетных финансовых документов (наклад­ных, счетов).

Должен уметь:

работать на специальном оборудовании;

приготавливать напитки по рецептам;

оформлять отчетные финансовые документы;

быстро производить расчеты в уме и на микрокалькуляторе.

5. Родственные профессии

Повар, продавец продовольственных товаров, официант.

ВОДИТЕЛЬ ГРУЗОВЫХ МАШИН

1. Общая характеристика профессии

Управляет транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов, а при соблюдении определенных условий - людей.

Осуществляет контроль за правильностью погрузки и закрепления груза в соответствии с правилами дорожного движения и техническими характеристиками автомобиля.

Перед выездом из гаража водитель проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов машины и системы электрооборудования.

Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов. В случае появления посторонних шумов должен остановить автомобиль, установить причину появления неисправности и устранить ее.

По возвращению в гараж водитель выполняет работы ежедневного технического обслуживания (мойку, заправку топливом и маслом, смазку, осмотр и т.д.).

Работа преимущественно для мужчин, сменная, возможными командировками, в составе бригады или индивидуальная.

К неблагоприятным факторам относятся повышенный шум, вынужденная рабочая поза, загазованность воздушной среды.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Водитель должен быть физически крепким и выносливым, иметь хороший глазомер, слух, хорошую реакцию на движущиеся объекты.

Он должен обладать большим объемом внимания, высокой способностью к концентрации и распределению внимания, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением.

Ему нужны высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.

4. Требования к профессиональной подготовке

Водителю необходима хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы.

Он должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.

Водитель должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту.

5. Пути получения профессии

Специальность можно получить на курсах, в учебных комбинатах и центрах.

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной

трудовой деятельности

Возможно создание малых предприятий по перевозке грузов и оказанию других транспортных услуг частным лицам и организациям, осуществлять на собственной или арендованной машине транспортные перевозки в частном порядке, выступая как самостоятельное юридическое лицо.

7. Родственные профессии (специальности)

Автослесарь, бульдозерист, водитель пассажирского транспорта, комбайнер, тракторист.

АКТЕР

Театр - один из самых древних видов зрелищного ис­кусства, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. А ведущая фигура в театре - актер, который соз­дает образ человека с его радостями и горестями, действен­ными поступками, определяющими судьбу его собственную и окружающих людей. Профессия актера - одна из древнейших творческих профессий и ведет свою историю от того челове­ка, который впервые решил разыграть другого или рассказать ему о чем-нибудь с помощью показа, игры, посредством изоб­ражения возможной ситуации.

1. Общая характеристика профессии.

Прежде всего актер - лицедей, он изображает другого человека. Причем он должен изображать его так, чтобы ему верили зрители. А это означает, что на сцене актер должен вести себя по каким-то особым правилам. Первое из них- актер должен сам верить в то, что он делает на сцене, а для этого надо понять, почему изображаемый им человек ведет себя так, а не иначе. Как только актер поймет героя, тотчас включают все отпущенные ему природой средства выразительности: естественными станут его движения, правдивыми интонации, обретает свободу мимика.

Актер должен постоянно работать над собой. Он укрепляет и развивает внимание и память, воображение и фантазию, работает над голосом: ведь сценическая речь должна звучать правильно и красиво.

Актер занимается и пением, и танцем, и ритмикой. Одним сло­вом, в понятие актерской техники входит много различных элементов, которые в момент непосредственно актерской дея­тельности должны слиться, слаженно заработать, чтобы ак­тер, творящий на сцене, не думал о них, чтобы они лились свободно.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Какими же профессионально важными качествами должен обладать актер, чтобы развить в себе эти способности?

Прежде всего, актер должен обладать определенным складом психики. Ему нужна особая эмоциональная подвижность, спо­собность мгновенно включаться в ситуацию, тонко сымитиро­вать нужное так, чтобы ему поверили. Актер должен обладать хорошей памятью, ведь ему постоянно приходится разучивать наизусть большие тексты. Внимание - также неотъемлемая черта актера: надо вовремя подавать реплики, замечать ма­лейшие движения своих партнеров, т.к. на сцене все имеет значение. Немаловажное значение для актера имеют хороший музыкальный слух, наличие голоса, чистая, правильная речь, пластика. Очень важное качество актера - наблюдательность. Актер старается замечать в жизни все, что может ему при­годиться, запоминать, как ведут себя люди в тех или иных ситуациях и копить это в себе. Рано или поздно такие на­копления могут быть использованы в роли.

3. Медицинские противопоказания:

Картавость, шепелявость, т.е."грязная речь", выраженные заболевания нервной системы (психастения, отсталость умственного развития, некоторые психические заболевания), заболевания опорно-двигательного аппарата, ведущие к нарушению двигательных функций.

4. Пути получения профессии.

Получить профессию актера можно: в Высшем театральном училище им.Щукина, в Государственном институте театрально­го искусства, в театральном училище им.Щепкина, школе-студии им.Немировича-Данченко.

АУДИТОР

1. Общие сведения о профессии

Слово "аудитор" в переводе с латинского означает должностное лицо, которое выполняет роль советника, подсказчика, наблюдателя за расходованием средств собственниками в пределах установленных

законом норм и прав. Профессия аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и на­логовая служба вынуждены были искать независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.

Возрождение рыночных отношений в России создает условия для развития аудиторской службы, а принятие Закона об аудите создает обширный и устойчивый спрос на услуги этих специалистов.

Аудиторы (или аудиторские фирмы) проводят финансовую экспер­тизу, дают оценку хозяйственной деятельности, организации учета и отчетности. Аудитор может осуществлять как полную проверку всех сторон деятельности предприятия, так и отдельных участков (состо­яния бухгалтерских работ, организация кассы, деятельность по вы­даче кредитов и др.).

Существует внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит проводит специальный контрольный орган, со­зданный внутри предприятия. Наряду с внутренним аудитом для повышения достоверности учета и отчетности используется внешний аудит, не зависящий ни от какого влияния со стороны и проводимый частно практикующими

аудиторами или аудиторскими фирмами. Аудиторы, как правило, специализируются: существует аудит банковской деятельности, торговых и промышленных предприятий.

Бухгалтер-аудитор может работать самостоятельно как представитель свободной профессии, а может, объединившись с коллегами, образовать аудиторскую фирму. Аудиторская фирма - это независимая вневедомственная коммерческая организация, оказывающая платные услуги.

Аудиторская деятельность престижна и прибыльна. Аудиторы, контролирующие учет внутри организации, имеют высокие оклады, а внешние аудиторы - высокие гонорары

торами данные принесут убытки заинтересованным лицам (акционерам, кредиторам и т.п.), так как отчетные данные вводили их в заблуж­дение, аудиторская фирма, если она допускала ошибки в своей рабо­те, должна вернуть убытки. Таким образом, смысл аудиторства - это не просто проверка в нашем понимании, но и своеобразная форма страхования пользователей от возможностей фальсификации отчетных данных

2. Характеристика трудового процесса

Аудиторы проводят регулярные проверки и анализ платежеспособ­ности предприятий, организации учета, финансового состояния, рен­табельности и использования оборотных средств, дебиторской и кре­диторской задолженности.

Аудиторы оценивают эффективность коммерческой деятельности, выявляют недостатки в бухгалтерском учете, расчетах с поставщика­ми и заказчиками, дают рекомендации по их устранению.

Специалисты по аудиту выполняют функции финансовых ревизоров, если помогают финансовым и бухгалтерским отделам в коммерческой деятельности, предупреждая нарушения и ошибки.

Аудиторы дают консультации специалистам предприятий по вопро­сам совершенствования организации финансовой деятельности.

Аудитор несет ответственность за неправильное освещение дей­ствительного состояния дел на обследуемом предприятии (в учрежде­нии, в банке), преднамеренное искажение фактов или сокрытие выяв­ленных нарушений или ошибок, допускаемых работниками.

Аудиторы выполняют и другие виды работ. Так, по заказам об­служиваемых предприятий аудиторские фирмы подготавливают информа-

цию о состоянии и перспективах изменения рынка сбыта продукции и за ее пределами, движении цен, возможностях и условиях проведения кредитных операций и т.д.

3. Санитарно-гигиенические условия

труда аудитора.

Рабочее месо аудитора находится в общей комнате с другими специалистами этой же специальности. Современные аудиторы исполь зуют в совей работе компьютер. Работа, как правило, односменная, связанная с большой нагрузкой на зрение и монотонией.

4. Психофизиологические требования к профессии аудитора

Основная часть рабочего времени аудитора связана с анализом информации, представленной рукописным либо машинописным текстом.

Доля рукописного текста сегодня в работе аудитора постепенно со­кращается.

Машинописный текст, в свою очередь, хранится в двух вариан­тах: в традиционном, "бумажном", и в автоматизированном. Совре­менное развитие автоматизированных систем обработки информации обусловливает все чаще необходимость ее анализа за экраном дис­плея. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к со­стоянию зрения аудитора. Продолжительность рабочего дня за экра­ном дисплея не должна превышать 5 часов, включая промежуточные перерывы.

Необходимость анализа большого объема информации требует вы­сокой устойчивости, концентрации и распределяемости внимания, развития оперативной, логической памяти.

Задачи определения путей совершенствования финансовой дея­тельности предприятия с учетом существующих нормативно-правовых актов, с одной стороны, и с учетом перспектив изменения рынка сбыта продукции и движения цен, с другой, требуют от аудитора способности к гибкому, системному мышлению. Условие конфиденци­альности в деятельности аудитора определяет в качестве необходи­мой способность к самостоятельному принятию решений и чувство от­ветственности.

Функция консультирования специалистов проверяемого предприя­тия предполагает развитие специальных навыков делового общения с людьми

5. Требования к профессиональной подготовке

Для того, чтобы поступить на курсы, готовящие специалистов по аудиту, необходимо иметь высшее экономическое образование и стаж работы бухгалтером, экономистом, ревизором не менее 5 лет.

В программу подготовки аудиторов, кроме общеобразовательных дисциплин, входят экономические: размещение производительных сил, микро- и макроэкономика, основы природопользования, статистика, математическое моделирование экономических процессов, основы мар­кетинга, основы менеджмента, международные экономические отноше­ния, финансы, деньги, кредит, рынок ценных бумаг и биржевое дело, страхование, кредитование и финансирование, хозяйственное и тру­довое законодательство. Значительное место в подготовке аудитора высокой квалификации занимают бухгалтерские дисциплины: теория бухучета, бухгалтерский учет в промышленности и отраслях народно­го хозяйства, анализ хозяйственной деятельности, внутренний аудит, основы использования

Различают несколько видов аудиторства. Наибольшее распространение получило финансовое аудиторство, представляющее собой неза­висимую экспертизу доходов и расходов предприятия, компании или фирмы. При финансовом аудиторстве проверяется отчетность, причем аудитор имеет право потребовать от проверяемого представления всех имеющихся учетных и других финансовых документов, проведения инвентаризации.

Аудиторство экономической эффективности деятельности предпри­ятий, компаний и фирм вызвано потребностью в разработке альтерна­тивных подходов к повышению экономической эффективности предприя­тий, фирм, отраслей.

При этом досконально анализируются недостатки в работе пред­приятия, компании или фирмы, которые стали следствием определен­ных управленческих решений.

Аудиторство производственной деятельности состоит в оценке производственных затрат и полученных конечных результатов. Основ­ная его цель – способствовать увеличению выпуска конечной продук­ции с возможно более низкой себестоимостью. Аудитор при этом дол­жен предложить конкретные направления работ по повышению рента­бельности производства.

Существует также аудиторство, цель которого - проверка нару­шения экономической дисциплины и исполнения законов. При его про­ведении изучаются основные направления финансового и экономичес­кого развития предприятия или отрасли. Рекомендации аудиторов в этом случае сводятся к одобрению или неодобрению тех или иных тенденций развития, предвидению возможных последствий принимаемых решений. Этот вид аудиторства очень трудоемок, поскольку требует изучения многих аспектов проблемы, подвергаемой экспертизе.

СТАНОЧНИК ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ

1. Общая характеристика профессии

Работает в системах "человек-техника" (обработка технических объектов) и "человек-знак" (использование справочных материалов, чертежей, произведение измерений, расчетов).

Работает на металлообрабатывающем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различных производств.

Специальность возникла в связи с необходимостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов.

Станочник широкого профиля обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках, а также использует измерительные приборы.

Руководствуясь чертежом детали, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали.

Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки.

Для деятельности характерны немногочисленные контакты с коллегами по работе. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение "стоя".

Вредными факторами являются высокий уровень шума и запыленность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.

Профессия имеет 2-6 разряды.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для деятельности необходимы физическая сила, нормальная острота зрения и слуха, точное цветоразличение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, имеющим болезни:

  • · сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, сердечная недостаточность и др.);

  • · органов пищеварения (язвенная болезнь, хронический гастрит и др.);

  • · опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации грудной клетки и др.;

  • · нервной системы (обмороки, менингит и др.);

  • · органов зрения (пониженные острота зрения и цветоразличение, нарушение бинокулярности и др.);

  • · органов слуха (пониженная острота слуха);

  • · кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.).

4. Требования к профессиональной подготовке

Станочник широкого профиля должен знать:

  • геометрию, тригонометрию, физику,черчение (в объеме средней школы), основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических измерений;

  • устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инструментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента;

  • принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.

Он должен уметь:

  • "читать" чертежи;

  • используя справочные материалы, рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов;

  • производить наладку и подналадку станков;

  • выполнять обработку деталей их разных материалов на различных станках;

  • выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

5. Пути получения профессии

Профессию можно получить в ПТУ (3 разряд).

На производстве действуют курсы повышения квалификации, по окончанию которых присваивается очередной разряд.

На экспериментальном производстве станочникам высокой квалификации может быть присвоен 7 и 8 разряд.

6. Родственные профессии

Заточник, строгальщик, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик.

БРОКЕР

1.Общие сведения о профессии.

Брокер - это официальный посредник при заключении сделок ме­жду покупателями и продавцами товаров, ценных бумаг, валют и дру­гих ценностей на фондовых и товарных биржах, валютных рынках.

Профессия брокера возникла вместе с появлением бирж - посто­янно действующих организаций оптовой торговли, заключающих торго­вые сделки между покупателями и продавцами.

Брокеры обладают местом на бирже, заключают сделки от своего имени по поручению и за счет клиентов.

В зависимости от вида биржи, на которой работает брокер, вы­деляются брокеры фондовой, товарно-сырьевой, валютной биржи. Бро­керы и брокерские конторы могут заниматься и другими посредничес­кими операциями: например, при торговле недвижимостью они подыски­вают для клиента дом, квартиру, земельный участок и получают за это комиссионные.

По мере развития рыночных отношений, роста операций с ценны­ми бумагами, валютой, недвижимостью, товарами - профессия брокера становится все более распространенной. Сейчас брокеры, как прави­ло, совмещают различные виды посреднических услуг, расширение масштабов приватизации, быстрое пополнение рынка ценных бумаг по­ставит перед каждым его профессиональным участником вопрос о спе­циализации. Наиболее эффективными являются специализированные фирмы, занимающиеся, например, ценными бумагами одной отрасли или одним определенным видом бумаг, или одним видом товаров и т.д.

2. Характеристика трудового процесса.

Брокеры и брокерские конторы, фирмы консультируют своих кли­ентов, дают им советы по покупке или продаже

ценных бумаг, валют, партий товаров на основе анализа состояния рынка и прогнозирова­ния его изменения.

Брокеры выполняют поручения своих клиентов по купле и прода­же товаров или ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Действуя по поручению и за счет своего клиента, брокер фондовой биржи, на­пример, принимает ценные бумаги к продаже или заказы на их покуп­ку, заключает сделки, документально их оформляет. Он оформляет также операции по передаче прав собственности от продавца к поку­пателю.

За каждую сделку брокер получает комиссионное вознагражде­ние, которое зависит от суммы сделки.

Взаимоотношения брокера с клиентом, т.е. с предприятием-про­давцом или покупателем товаров оформляются специальным договором, а поручение на выполнение конкретной сделки обычно дается клиен­том в форме биржевой заявки или приказа. Если отношения клиента и брокера эпизодические, то каждый приказ оформляется в письменном виде, а при постоянных связях и доверительных отношениях нередко приказы отдаются по телефону. Но при всех случаях соблюдается правило: клиент не может отказаться от сделки, заключенной броке­ром.

Брокер заинтересован в том, чтобы иметь большую и устойчивую клиентуру, поэтому он должен заботиться об интересах клиента: в противном случае к нему больше не обратятся, и его репутация бу­дет испорчена. Поэтому брокеры, которые в погоне за сиюминутной прибылью сбывают клиенту ценные бумаги, курс которых падает, не будут иметь успеха.

3. Санитарно-гигиенические условия труда.

Деятельность брокеров осуществляется на товарных, фондовых, валютных биржах.

Брокеры собираются в специально отведенном для работы месте, называемом биржевой ямой, где они обеспечиваются поступившей информацией и определяют ценовые условия реализации товара.

Для брокеров характерен очень напряженный ритм работы.

4. Психофизиологические требования профессии брокера.

Операции с ценными бумагами, заключение сделок, документаль­ное их оформление требуют от брокера высокой устойчивости и пе­реключаемости внимания, хорошо развитой оперативной памяти, гиб­кого, разностороннего мышления. Деятельность брокера протекает в постоянно меняющихся условиях, при определенном дефиците времени и недостатке необходимой информации, по этому он должен обладать развитой интуицией, готовностью к обдуманному, рациональному рис­ку в условиях неопределенности. Успешность деятельности брокера зависит также от уровня развития "самодостаточности": умение по­лагаться на самого себя, быть независимым, подчинять свое поведе­ние внутренним ориентирам.

Посреднические функции брокера требуют от него развитой об­щительности, способности налаживать контакты одновременно с боль­шим количеством людей, организовывать групповую работу, учитывать индивидуально-психологические особенности клиентов.

Брокер должен обладать сильным, подвижным типом нервной сис­темы, способностью быстро восстанавливать свою работоспособность, готовностью к напряженному ритму работы.

От успешности деятельности брокера зависит не только его ма­териальное благополучие, но и в значительной мере уровень благо­состояния его клиентов, следовательно, цена его ошибки является высокой. Это предъявляет особые требования к самоорганизации, умению правильно принимать решения, планировать и отвечать за свои поступки, контролировать развитие ситуации.

5. Требования к профессиональной подготовке.

Для успешной деятельности на бирже брокеру необходимы не то­лько интуиция и быстрая реакция, но и профессиональные знания. Среди наиболее важных для брокеров предметов - микро- и макроэко­номика, банки, ценные бумаги, валюты и валютные отношения. Броке­ры должны уметь работать с компьютером, чтобы быстро и качествен­но обрабатывать информацию.

Для того, чтобы начать брокерскую практику, надо получить соответствующее образование и сертификат, дающие право на занятия брокерской деятельностью.

ЭКОНОМИСТ.

1. Общая характеристика профессии.

Современное предприятие - это крупное, многосложное хозяйство. Для его нормального функционирования необходимо точно взаимоувязать все звенья производственного организма.

Этим и занимаются экономисты. Они участвуют в составлении планов выпуска продукции, в определении номенклатуры изделий, планируют основные показатели производственного цикла, рассчитывают расход материалов, топлива, электроэнергии, се­бестоимость продукта, прибыли, фонды экономического стиму­лирования, занимаются повышением производительности труда. Экономисты не только собирают необходимый статистический материал, сводят его в таблицы, считают, планируют, но и сами являются организаторами производства. Полученное плановое задание они распределяют по цехам, планируют по кварталам, месяцам, суткам и даже часам. Рассчитывают технологическую цепочку, по которой движется производство. Определяют сис­темы оплаты труда и поощрения и систему санкций за наруше­ние технологии, за брак.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Какими же качествами личности надо обладать, чтобы успешно освоить специальность экономиста? Прежде всего. это внимательность, четкость, собранность, потому что экономисту приходится обрабатывать большое количество информации. Уси­ление и углубление хозяйственных связей требуют от эконо­миста масштабности мышления. Такой специалист должен быть человеком смелым, мужественным и принципиальным, умеющим отстаивать интересы общества, коллектива, т.к. он, как прави­ло, занимается вопросами, от которых зависят судьбы людей. Он должен обладать эмоциональной устойчивостью, логичным и конструктивным мышлением, т.к. от него зависит будущее предприятий. Необходимое качество экономиста - организа­торские способности, т.к. люди с таким образованием преи­мущественно работают на руководящих должностях и им прихо­дится управлять коллективом.

3. Требования к профессиональной подготовке.

Экономист должен хорошо овладеть знаниями специальных экономических наук: планирования народного хозяйства, учета и анализа хозяйственной деятельности, научной организации труда, статистики, финансов, кредита, ценообразования и т.д., а также математики, т.к. в экономику внедряются современ­ные математические методы планирования и анализа.

4. Медицинские противопоказания:

  • выраженные нервные и психические заболевания,

  • поздние стадии гипертонической болезни,

  • ощутимые изменения сердечной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!