МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» г.АЧИНСКА
Согласовано: зам.директора по УВР МБОУ «СОШ № 18» _________/_________/ ФИО от «__»________2015г. | | |
Рабочая программа
курса «Мои первые шаги»
10 часов
Программу составила
Маненкова Татьяна Михайловна
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля социальной направленности для старших дошкольников с 6 до 7 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального предшкольного образования МБОУ «СШ № 18», проводится в рамках работы по преемственности ДОУ –начальная ступень .
Рабочая программа опирается на учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100».Данная программа основана на программе М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Это я».
Образовательная деятельность по социальному развитию проводится 5 раз в неделю, активная фаза занятия 25минут, в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Социализация», направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на выделение своего Я.
Цель:обеспечение ребенку развития нового уровня его самосознания.
Задачи:
- Формировать начала опыта нравственной деятельности.
- Развивать адекватное отношение к себе, потребность в ценностном общении.
- Упражнять в поиске ребенком своего места в обществе сверстников,
Основные формы организации занятий:индивидуальная, парная работа, работа в микрогруппе (3-4), работа в группе.
В совместной деятельности на занятиях дети совершают открытия своего Я, они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы.
Содержание
Модуль «Мои первые шаги»
10 занятий по 25 минут
для детей 6-7 лет.
Раздел «Я среди других Я» - 10 часов:
«Кто я?» 1 ч., «Какой я?» 1ч., «Мы все разные» 1ч., «Я умею…» 1ч., «Если надо – я научусь» 1 ч., «Я и мои друзья» 1ч., «Мои мечты»1ч., «Мои сказочные сны» 1ч., «Веселые сказки»1 ч., «Рассказ о себе» 1ч.
Тематическое планирование
Модуль «Мои первые шаги»
10 занятий по 25 минут
для детей 6-7 лет.
№пп | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел: «Я среди других Я» 10 часов |
1 | Знакомство: «Кто я?» | 1 |
2 | «Какой я?» | 1 |
3 | «Мы все разные» | 1 |
4 | «Я умею…» | 1 |
5 | «Если надо – я научусь» | 1 |
6 | «Я и мои друзья» | 1 |
7 | «Мои мечты» | 1 |
8 | «Мои сказочные сны» | 1 |
9 | «Веселые сказки» | 1 |
10 | «Рассказ о себе» | 1 |
ИТОГО | 10 |
Проекты занятий.
Знакомство. «Кто я?»
Цель: научить детей знакомиться др с др., быть вместе, группой выполнять указания учителя.
Оборудование: мяч большой, малый
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
Игра в мяч «Знакомство» | Перекидывая мяч др-др дети называют себя | Дети называют своё имя, возраст, говорят о своих интересах |
Кто ты? | Перекидывая др-др мяч дети называют того, кому мяч бросают. | Продолжают знакомиться др-др. |
Подвижная игра | 4-й лишний. Объяснить правила игры | Играют, выполняя правила |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? | Дети отвечают (каждый) |
Итог занятия | Чему учились сегодня на занятии? | Дети отвечают(каждый) |
«Какой я?»
Цель: научить детей рассказывать о себе, слушать товарища, запоминать информацию о своём товарище.
Оборудование: мяч, сосновая шишка, материалы по выбору детей. Фотоаппарат.
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
Игра в мяч «Знакомство» | Перекидывая мяч др-др дети называют себя | Дети называют своё имя, возраст. |
Какой я? | Объяснение игры. Сесть в круг, передавая др-др предмет говорить о своих интересах: Чем люблю заниматься? В какую игру играть? Что люблю рисовать? И т.д. Говорить пока у тебя предмет в руках. Как только передал – слушаешь своего товарища. | Сидя на стульчиках, говорят 2-3 предложения о себе, соблюдая правила игры. |
Рефлексия | Есть в группе дети с похожими интересами? Хотите познакомиться с ними поближе и сделать вместе к-л работу, поговорить об интересующем предмете? | |
Работа в микрогруппе | Учитель даёт возможность объединиться, вести разговор в рамках темы не отклоняясь, переходит от группы к группе, задавая вопросы, уточняя что-то. | Объединяются в микрогруппы, для беседы по интересам, совместного занятия. |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? | Дети отвечают (каждый) |
Итог занятия | Чем хотели бы заняться завтра, о чём узнать? | Дети отвечают передавая др-др предмет(каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Мы все разные»
Цель: показать детям, что при кажущейся похожести мы все разные, научить принимать другого.
Оборудование: песок: морской, речной, озёрный, сахарный
Пронумерованные непрозрачные сосуды с песком, такие же № на прозрачных сосудах содержимоеподписано. Лотки для наблюдения, лупы по кол-ву детей. Фотоаппарат.
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
1. Приветствие. Представление. | Здравствуйте, дети! | Ответы детей. |
2. Мы все разные. Опыты с песком. | Учитель достаёт пронумерованные непрозрачные сосуды. Что там? | Дети пытаются отгадать: нюхают, трясут, манипулируют всеми сосудами по очереди. Выдвигают версии. |
Учитель достаёт прозрачный сосуд с тем же номером, даёт рассмотреть. Работа ведётся с каждым видом песка отдельно. | дети начинают рассматривать в лупу, говорят что это, мелкий/крупный, тёмный/светлый, и.т.д. |
Перед вами сосуды с песком. Чем отличается песок в разных сосудах? Чем похож? Можно ли людей сравнить с песком? Почему? | Дети отвечают на вопросы. |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? | Дети отвечают (каждый) |
Итог занятия | Выразите своё отношение к тому, что происходило на занятии знаками «хорошо», «плохо». | Дети выражают своё отношение(каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Я умею…»
Цель: научить детей показывать своё умение, объединяться в группу и создавать вместе продукт.
Оборудование: по выбору детей карандаши, бумага, клей, тесто для лепки, интересная книга с картинками и т.д. фотоаппарат.
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
2. Что я умею делать? | Учитель показывает, что умеет делать он, | Дети, передавая шишку говорят о своих умениях |
Рефлексия | Есть дети с похожими умениями? Хотели бы объединиться и сделать что-то вдвоём, втроём? Договоритесь. | Дети отвечают, обсуждают предложение, договариваются |
Групповая работа по интересам | Учитель даёт необходимое оборудование. | Дети выполняют работу в подгруппе |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? | Дети отвечают (каждый) |
Итог занятия | Чем хотели бы заняться завтра? Подвести к теме завтрашнего занятия. | Дети отвечают (каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Если надо – я научусь»
Цель: научить детей принимать своё неумение и прилагать усилия для того, чтобы научиться.
Оборудование: по выбору детей.
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
1.Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
2. «Если надо – я научусь» | Ребята, а что вы делать не умеете? | Дети говорят. |
Для активизации учитель говорит, что не умеет делать он. | Дети определяют своё неумение |
3. Работа в группах | Есть ли дети, которые как и вы хотели бы чему-то научиться, объедините усилия, научитесь вместе. | Дети объединяются в группы и пробуют научиться говорить скороговорку, писать своё имя, рисовать что-либо и т.д. |
Рефлексия: | Чему научились? | Дети отвечают(каждый) |
Итог занятия | Чем будем заниматься на следующем занятии? | Дети отвечают(каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Я и мои друзья»
Цель: формировать понимание сплочённости, адекватные формы поведения, уточнить правила совместной деятельности
Оборудование: магнитофон, запись песни В.Шаинского «Песня о дружбе»,
клей, ножницы, альбомный лист, цветная бумага, трафарет круга.
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
Рефлексия | Чему учились на прошлом занятии? Чему пришли учиться сегодня? | Дети отвечают (каждый) |
2. Я и мои друзья Определение темы занятия. | Звучит «Песня о дружбе» В.Шаинского | Слушают песню |
| О чём песня? Как вы думаете, что такое дружба? Друг? У тебя есть друг? А откуда ты знаешь, что он тебе друг? А какой ты друг? С кем ты подружился во время занятий? Правила дружбы (формулируются и фиксируются на доске) | Дети отвечают (каждый) |
3. Практическая работа | Проверим, как вы усвоили Правила дружбы. С кем хотите подружится? Разбейтесь на группы. | Выполняя правила дружбы, по заданию учителя выполняют аппликацию «Бусы». |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? | Дети отвечают(каждый) |
Итог занятия | Чем хотели бы заняться завтра? | Дети отвечают (каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
7. «Мои мечты»
Цель: создать положительное эмоциональное настроение, преодолеть негативные переживания, воспитывать уверенность в себе.
Оборудование: карандаши цветные, альбомный лист (каждому)
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
2.Мои мечты. | У вас есть мечта? О чём мечтаешь? Чтобы мечта сбылась, её надо нарисовать, а пока рисуешь, надо очень хотеть исполнения своей мечты. | Дети отвечают (каждый) |
3. Самостоятельная индивидуальная работа | Нарисуй свою мечту | Дети работают После делятьсядр с другом своими мечтами. |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? Выразите своё отношение знаками «хорошо» или «плохо». | Дети отвечают(каждый) |
Итог занятия | Чему научились? | Дети отвечают (каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Мои сказочные сны»
Цель:создать положительное эмоциональное настроение, преодолеть негативные переживания, воспитывать уверенность в себе.
Оборудование: карандаши цветные, альбомный лист (каждому)
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
2. Рефлексия | Чему учились на прошлом занятии? Чему пришли учиться сегодня? | Ответы детей |
3.Мои сказочные сны | Снятся ли вам сны? Припомните свои самые хорошие сны. Расскажите нам. | Ответы детей |
4. Индивидуальная самостоятельная работа | Хотите нарисовать свой самый хороший сон? | Дети рисуют |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? | Дети отвечают(каждый) |
Итог занятия | Чему научились? Что хотели бы делать завтра? | Дети отвечают (каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Веселые сказки».
Цель: формировать адекватные формы поведения, развивать умение осознавать своё поведение, работать над выразительностью движений.
Оборудование: реквизит по запросам детей, для 3-4 группы куклы и игрушки, ширма.
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
Рефлексия | Что делали на прошлом занятии? Чем будем заниматься сегодня? | Дети отвечают |
2.Весёлые сказки | Назовите весёлые сказки, какие весёлые сказки вам читали родители, после какой сказки вы смеялись | Дети отвечают |
3. Работа в группах | поделитесь с нами радостью, хотите инсценировать сказку, показать нам. | Дети в группах готовятся инсценировать сказку |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? | Дети отвечают |
Итог занятия | Чему научились? Что хотели бы делать завтра? | Дети отвечают (каждый) |
Итог дня | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
«Рассказ о себе»
Цель:создать положительное эмоциональное настроение, уточнить знания ребёнка о себе, воспитывать уверенность в себе, показать значимость каждого ребёнка в глазах других детей.
Оборудование:
Ход занятия:
Этапы | Деят-ть учителя | Деят-ть воспитанников |
Приветствие. Представление | Здравствуйте, дети! | Ответы детей |
Рефлексия | Что делали на прошлом занятии? Чем будем заниматься сегодня? | Дети отвечают |
2. | Обсудить план рассказа о себе: - моё имя - что я люблю делать? - что умею делать? - чему я хочу научиться в школе? План-рисунок на доске. | Дети составляют план с помощью условных знаков. |
3.Рассказ о себе по плану | Расскажите о себе по составленному плану | Дети следуя плану, рассказывают о себе. |
Рефлексия: | Что нового узнали? Что было интересно? Выразите своё отношение к занятиям. | Дети отвечают |
Итог занятий | На карте настроения отмечают, как прошёл день (последняя группа) |
В результате работы дети знают:
• что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
• собственные возможности и характерные особенности;
• способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
• что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.
Дети могут:
• понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
• проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
• видеть друг в друге сходные черты и различия;
• описывать свое настроение, понимать настроение других;
• делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
Материально-технические условия
Для учителя: мячи разного диаметра, природный материал, песок, лупы, карта мира, России, фотоаппарат
Для детей: расходные материалы.