СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока в 8 классе "скорость реакции и факторы, на неё влияющие"

Просмотр содержимого документа
«Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие.»

Тема урока: « Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие»

8 класс.

Цели урока: сформировать представление о скорости химической реакции; изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции, выявить зависимость скорости реакции от некоторых факторов.

Задачи урока: Образовательные: ввести понятие о скорости химической реакции; изучить влияние различных факторов на скорость химической реакции; научить прогнозировать изменения скорости реакции в зависимости от изменения условий её протекания. Развивающие: продолжать формировать: навыки анализа экспериментальных данных, формулирования умозаключений, самостоятельной работы с терминологией; умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление. Воспитательные: формирование: коммуникативных умений (коллективная работа, работа в парах); умений следовать инструкции; экологического сознания. Показать связь знаний по химии с умением объяснить многие природные явления и процессы. Через деятельностный подход повысить интерес к предмету.

Сценарий урока по химии.

Подготовительный этап:

За время перемены кабинет проветривается, на парты раскладываются маршрутные листы (индивидуальные), конверты с информационными карточками, карточка инструктажа по технике безопасности, карточка описания лабораторных опытов. На столе для демонстрационных опытов поднос с оборудованием и реактивами для проведения демонстрационных опытов. На партах учащихся подносы с набором реактивов и оборудования для проведения лабораторных опытов. Настроен проектор, выведена презентация на первый слайд.



Организационный этап:

Перед началом урока дежурные подают рапорт об отсутствующих.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Перед вами на партах лежат маршрутные листы, подпишите их, пожалуйста. В конвертах – информационные карты, извлекать которые вы будете в строго определенные моменты урока. Без моего разрешения лабораторное оборудование не трогать. Как видите, работы нам с вами предстоит много, и чтобы всё успеть за урок, необходимо… - работать быстро и чётко.

Активация опорных знаний, постановка цели и задач урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первый слайд.

Как вы считаете, какое ключевое слово зашифровано на этих картинках? А на следующих?


Давайте попробуем угадать тему урока, зашифрованную на двух слайдах.


Как вы считаете, какие вопросы, связанные с темой урока, нам следует сегодня обсудить?

Отгадывают ключевые слова: скорость, химическая реакция





Определяют тему урока « Скорость химической реакции» и фиксируют её в маршрутных листах.

Что такое скорость реакции, как она измеряется, и какие факторы на неё влияют.

Первичное усвоение знаний:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним, что такое химическая реакция и каковы её признаки? Проведём первый опыт: к раствору сульфата меди прильем раствор гидроксида натрия. Протекает реакция? Каков признак?



Уравнение реакции на слайде

( уравнение содержит ошибку – отсутствие коэффициента). Если учащиеся не заметили ошибку, то просит её найти.



Что изначально было в растворах? Что теперь в растворе? С какой скоростью протекала реакция? Как определить, что такое скорость? Изменение какого параметра во времени мы будем отслеживать?


Как вы считаете, способны ли мы изменять скорость химической реакции? В каких случаях нам это необходимо?


А теперь нам предстоит узнать, какие факторы, и каким образом влияют на скорость химической реакции.


Демонстрация опыта взаимодействия натрия и цинка с водой, в которую добавили несколько капель фенолфталеина.

Проблемный вопрос: ведь нам уже известно, что и натрий и цинк реагируют с водой. Почему же мы не видим признаков реакции во второй системе? В чём причина разной скорости реакции этих металлов с водой? Какой общий вывод мы можем сделать?






Демонстрация опыта «Вулкан»




Вопросы к обсуждению по итогам ЛО №5: в чем разница условий протекания реакции в двух случаях? Прочитайте информационную карту, и заполните графы листа.



Демонстрация опыта « разложение перекиси водорода», введение термина «катализатор»

Делают вывод об изменении концентраций веществ ( важно, чтобы учащиеся уяснили, что концентрация реагентов уменьшается, а продуктов - возрастает), записывают определение термина « скорость химической реакции» в маршрутный лист.


Исправляют ошибку на слайде – недостающий коэффициент.






Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои предположения.





Высказывают предположения, приводят примеры.








Наблюдают за демонстрационным опытом, делают вывод о различии скорости реакции взаимодействия натрия и цинка с водой. По РАМ сравнивают активность металлов, делают вывод о влиянии природы вещества на скорость химической реакции, фиксируют выводы в таблице маршрутного листа.


Выполняют лабораторный опыт№2, согласно инструктажу листа, повторив правила Т.Б. Фиксируют результаты наблюдений в таблицу маршрутного листа. Делают вывод о влиянии концентрации веществ на скорость химической реакции.


Делают вывод о влиянии температуры на скорость реакции, причины данного влияния. Фиксируют выводы в таблице.


Выполняют ЛО №5, вносят данные в таблицу, делая соответствующие выводы.

Знакомятся с понятием о гомо- и гетерогенной реакции, заполняют облака схемы,


Изучают теоретический блок информационных карт, знакомятся с видами катализаторов.


Во время работы с таблицей, вписывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты, заполняют строки.

Этап осмысления содержания урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, давайте попробуем составить рассказ о скорости химической реакции.

Что нужно сделать, чтобы понизить скорость химической реакции? И в каких случаях это необходимо?

Одна из глобальных проблем человечества заключается в поиске способов повысить скорость именно этой реакции…

Дают определение понятию, описывают факторы, влияющие на скорость реакции.

Предлагают свои варианты ответа (например, увеличить срок годности продуктов питания и т.п.)

Разложение пластикового и другого видов мусора.

Первичная и проверка усвоения материала:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Просит учеников ответить на вопросы маршрутного листа.

Спрашивает, кто согласен со всеми утверждениями? С четырьмя? С тремя и т.д.

( все утверждения верны)

Число верных утверждений и есть первичная оценка усвоения материала.

Отвечают на вопросы (согласен, или нет, с утверждением)


Самооценка, корректировка знаний.

Учитель просит оценить, насколько реализованы цели урока, насколько комфортно было учащимся.

Задаёт домашнее задание:

  1. Выучить теоретический блок по информационным карточкам, оформить маршрутный лист, повторить ключевые теоретические блоки.

  2. Подготовить сообщение о том, где и как в повседневной жизни человек изменяет скорость химической реакции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!