Давайте вспомним, что такое химическая реакция и каковы её признаки? Проведём первый опыт: к раствору сульфата меди прильем раствор гидроксида натрия. Протекает реакция? Каков признак? Уравнение реакции на слайде ( уравнение содержит ошибку – отсутствие коэффициента). Если учащиеся не заметили ошибку, то просит её найти. Что изначально было в растворах? Что теперь в растворе? С какой скоростью протекала реакция? Как определить, что такое скорость? Изменение какого параметра во времени мы будем отслеживать? Как вы считаете, способны ли мы изменять скорость химической реакции? В каких случаях нам это необходимо? А теперь нам предстоит узнать, какие факторы, и каким образом влияют на скорость химической реакции. Демонстрация опыта взаимодействия натрия и цинка с водой, в которую добавили несколько капель фенолфталеина. Проблемный вопрос: ведь нам уже известно, что и натрий и цинк реагируют с водой. Почему же мы не видим признаков реакции во второй системе? В чём причина разной скорости реакции этих металлов с водой? Какой общий вывод мы можем сделать? Демонстрация опыта «Вулкан» Вопросы к обсуждению по итогам ЛО №5: в чем разница условий протекания реакции в двух случаях? Прочитайте информационную карту, и заполните графы листа. Демонстрация опыта « разложение перекиси водорода», введение термина «катализатор» | Делают вывод об изменении концентраций веществ ( важно, чтобы учащиеся уяснили, что концентрация реагентов уменьшается, а продуктов - возрастает), записывают определение термина « скорость химической реакции» в маршрутный лист. Исправляют ошибку на слайде – недостающий коэффициент. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои предположения. Высказывают предположения, приводят примеры. Наблюдают за демонстрационным опытом, делают вывод о различии скорости реакции взаимодействия натрия и цинка с водой. По РАМ сравнивают активность металлов, делают вывод о влиянии природы вещества на скорость химической реакции, фиксируют выводы в таблице маршрутного листа. Выполняют лабораторный опыт№2, согласно инструктажу листа, повторив правила Т.Б. Фиксируют результаты наблюдений в таблицу маршрутного листа. Делают вывод о влиянии концентрации веществ на скорость химической реакции. Делают вывод о влиянии температуры на скорость реакции, причины данного влияния. Фиксируют выводы в таблице. Выполняют ЛО №5, вносят данные в таблицу, делая соответствующие выводы. Знакомятся с понятием о гомо- и гетерогенной реакции, заполняют облака схемы, Изучают теоретический блок информационных карт, знакомятся с видами катализаторов. Во время работы с таблицей, вписывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты, заполняют строки. |