СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сквернословие 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект о "Силе слова или яде сквернословия".

Просмотр содержимого документа
«Сквернословие 7 класс»

XII-ой районный научный конкурс молодых исследователей

«ЗОНАДЫ ФИДÆH»







Направление: Литература











Название работы:

Сила слова или яд сквернословия .









Автор работы: Агузарова Арина

Место выполнения работы:

МБОУ СОШ №2, 7 «Б»

Научный руководитель:Шотаева Л.А.











2018.



Оглавление:

















  1. Введение

  1. Цели, задачи, предмет исследования, гипотеза ,

обоснование выбора темы.----------------------------------------------------- - 3

  1. Основная часть. Что такое сквернословие.

  1. Понятие «сквернословие».------------------------------------------------------ 4

  2. История возникновения сквернословия.----------------------------------- 5

  3. Интересные факты о сквернословии-------------------------------5

  4. Отрицательное влияние сквернословия на духовное и физическое развитие человека.-------6-8

  5. Отношение русских писателей к сквернословию.

  6. Мифы о сквернословии.-------8-9

  7. Школьники и сквернословие. Исследования в МБОУ СОШ №2

-Результаты анкеты «Мое отношение к сквернословию».------------------ 10-12

  1. Заключение. Выводы.-------------------------------------------------------------------------- 13

  2. Литература----------------------------------------------------------------------------------------- 14

  3. Приложения.----------------------------------------------------------------------------------- 15

  1. Памятка «Как избавиться от сквернословия?

  2. … «Дай ,Бог,нам мудрой тишины…»Р.Рождественский.

  3. Мудрые мысли о речи и языке

  4. А. Дементьев «У меня от хамства нет защиты…»

  5. «Нам бы про душу не забыть…» В.Шукшин.





















I. Введение:

  • 1.Цели и задачи:

  • 1.Формирование личной негативной позиции школьника к сквернословию через воздействие на его информационное пространство.

  • 2.Выяснение того, что является причиной сквернословия.

  • 3.Изучить литературу по данному вопросу.

  • 4.Выяснить ,как русские писатели относились к сквернословию.

  • 5.Понять , почему люди сквернословят, как сквернословие вредит здоровью, как бороться со сквернословием.

  • Изучить:

  • Причины и факторы социальной среды, влияющие на распространение сквернословия.

  • Предоставить как можно больше информации о вредном влиянии сквернословия на развитие и здоровье подрастающего поколения.

  • Провести анкетирование учащихся 5 – 11 классов на тему «Сквернословие в моей жизни». Выяснить отношение учащихся к сквернословию.

  • Разработать пошаговую реализацию системы мероприятий по предупреждению сквернословия.

  • Методы работы: анкетирование, работа с литературой, беседы

  • Объект исследования:

  • речь учащихся школы.

  • Предмет исследования:

  • бранные слова.

  • Гипотеза исследования:

  • Возможно, скверные слова появляются в речи школьников потому, что они подражают старшим.

  • Обоснование выбора темы и её актуальность:

  • Я выбрала тему «Сила слова или яд сквернословия », так как думаю, что проблема чистоты речи актуальна для общества. Она волнует не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, любящего свой родной язык. Меня тревожит проблема сквернословия ,особенно среди подрастающего поколения ,людей, от которых зависит будущее России.



  • В результате исследования вывела формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь , где говоришь и какие из этого будут последствия».









II.Основная часть .Что такое сквернословие.

Понятие «сквернословие».

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».



Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова "скверно".  Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.

Это определение – результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие – тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго.

Во всём мире известно, что русский язык — один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди , а также и осетины, отказываются от этого бесценного «клада и достояния», и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.

Причём матерные выражения человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы, а ведь это как раз является признаком духовной слабости. Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского: «Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят,– не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословного... Известно, что в хмелю первым делом связан и туго ворочается язык во рту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у всякого не как стелька пьяного человека, почти удесятеряется. А потому естественно, требуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворять этим обоим, противоположным друг другу состояниям... » (Дневник писателя).

Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.

Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу







История возникновения сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были

заклинаниями и обращениями к языческим божествам. Помимо этого, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, иначе они будут мучимы бесами. Ругаться в доме нельзя – бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же можно было человеку выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место-поле! Отсюда и пошло выражение «Поле брани». Употребляя мат в разговоре с друзьями и родными, современные люди сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Считалось, что матерным словом оскорбляется, во- первых: Матерь Божья, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-Земля.

В наше время же ненормативная лексика используется для:

1.Повышения эмоциональности речи;

2.Эмоциональной разрядки;

3.Оскорбления, унижения адресата речи;

4.Демонстрации агрессии;

5.Демонстрации отсутствия страха;

6.Демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

Интересные факты о сквернословии.

Многие люди периодически или часто ругаются матом и прочей ненормативной лексикой. Я решила собрать несколько интересных фактов о сквернословии.

1. Русский язык стоит на третьем месте по количеству нецензурных слов в мире. На первом месте стоит английский язык, а на втором голландский.

2. Однажды был проведен эксперимент с водой. На одну емкость с водой наорали матом, а другая емкость с водой была из церкви (святая вода). После этого этой полили семена пшеницы. В результате те из семян, которые были политы «Матной» водой, взошло лишь 48%, а из тех семян, которые были политы Святой водой взошло 93%.

3. Россияне считают, что с матом бесполезно бороться. Никакие законы или штрафы не уменьшат количество произносимых матерных и нецензурных слов. Оно и верно.

4. По мнению психологов, мат помогает снять стресс, но по статистике матом только для снятия стресса пользуются только 20% россиян.

5. В России действует закон о произнесении ненормативной лексики в общественных местах. Штраф за это составляет 500 рублей.

6. Знаете почему по этикету вилки принято класть зубцами вниз? Однажды английский король Георг V в гневе стукнул кулаком по столу, после этого нецензурная брань полилась из его уст, так как он напоролся своим кулаком на зубчики вилки. После этого был издан указ о том, что все вилки должны лежать на столе зубчиками вниз.

7. Громкая брань может повысить болевой порог до 15%, так что мат может быть даже очень полезен в некоторых случаях.

8. Почти все русские матерные слова имеют далеко не одно значение и употребляются всегда в разном контексте.

9. Раньше мат считали даже святыми словами, так как люди верили, что он отпугивает нечистую силу, но употреблять такие слова можно было только 16 раз в году, а потом они были под строжайшим запретом.

10. 250 лет назад термин «Зараза» являлся комплиментом и означал «Прелесть» или «Само очарование».

11. Статистика доказывает, что 17% граждан России используют мат для собственной разрядки, 5% — для связи речи и налаживания контактов, и 1% считают мат обязательным в любых местах и жизненных ситуациях.

12. Медики утверждают, что люди с параличом изъясняются исключительно матом. При этом даже самые простые слова, такие как «да» или «нет», недоступны для парализованных. Такое явление заставляет задуматься.

Отрицательное влияние сквернословия на духовное и физическое развитие человека.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

В конце двадцатого века, биолог Петр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности - ДНК. - Выяснилось, - рассказывает Петр Гаряев, - что некоторые слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Не рискуя экспериментировать на людях, подвергая их ругани, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Беда еще и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении сквернословов. А вот в тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП. Учёные наблюдают, что мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть ли не с момента рождения. Сегодня многие уже давно не реагируют на грубые, злые слова. Тесты показали, что более 60% людей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих стала нормой. Хотя никто не будет спорить и сомневаться в том, что мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали, начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. Это приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам, а последнее - к различным болезням.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а матерщина вызывает мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Ещё одна группа советских ученых доказала, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К такому же выводу пришли ученые из Красноярского центра медицинских технологий при Сибирском отделении наук. Их исследования подтвердили влияние словесной информации на иммунную систему человека. Специалисты объективно показали, что правы были наши предки, использовавшие при лечении заговоры и молитвы. «Добрая лексика», которую стали применять красноярские медики на своих пациентах, реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

Отношение русских писателей к сквернословию

А.С. Пушкин очень сожалел по поводу цензорских купюр в "Борисе Годунове”: "Все это прекрасно; одного жаль - в "Борисе” моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная; ” (Письмо П. А. Вяземскому 2 января 1831 г.). А.С. Пушкин умело и со вкусом использовал русский мат в своих произведениях.

Не чурался "крепких” слов и Н.А. Некрасов. А. Ф. Кони вспоминал: "За обедом, где из женщин присутствовала она (Фекла Анисимовна - жена Некрасова - Г.К.) одна, Некрасов, передававший какое-нибудь охотничье приключение или эпизод из деревенской жизни, прерывал свой рассказ и говорил ей ласково: "Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать”, - и она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут” (Кони 1989: 203).

И.А. Бунин, когда ему было присвоено звание почетного академика, "в благодарность решил поднести Академии "словарь матерных слов” и очень хвастал этим словарем в присутствии своей жены” (Чуковский 1991: 463). Для создания этого словаря "вывез он из деревни мальчишку, чтобы помогал ему собирать матерные слова и непристойные песни” (Там же: 464).

Отвергая мнение А. Б. Гольденвейзера, что Л.Н. Толстой никогда не употреблял матерщины, И.А. Бунин писал: ". употреблял и даже очень свободно - так же, как все его сыновья и даже дочери, так же вообще, как все деревенские люди, употребляющие их чаще всего по привычке, не придавая им никакого значения и веса” (Бунин 1967: 92).

В молодости матерился и наш известный писатель В.П. Астафьев. С горьким сожалением бывший солдат признался в этом. О семье своей жены, он сказал: "Отец ни разу в жизни их никого не ударил, ни разу матом не изругался. Это я уже восполнил пробел. Со мной она все услышала, и отец ее услышал от такого варнака, как я” (АиФ 2001: 19).

Однажды на родном для него мате "оскоромился” и В.М. Шукшин. Его коллега по ВГИКу Ю.В. Григорьев вспоминает: "А на маленькой сцене Шукшин поразительно играл Нагульнова и настолько вошел в роль, что в какой-то момент вдруг сочно выматерился. Такого вгиковские стены еще не слыхали. Мы все притихли. Но наша профессура промолчала” (Труд 2002: 10).

У всех наших крупных писателей всегда, кроме цензуры, был и свой внутренний редактор - совесть, который не позволял излишеств в лексике, как бы того ни хотелось. Итак, вся "нехорошая” лексика - исконно родная, славянская, связанная тысячами нитей с общенациональным лексическим богатством всех славянских языков. Писателям же можно ею пользоваться, когда без нее теряется содержательность и образность произведения.

Мифы о сквернословии.

Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Проблема по-прежнему остается актуальной?

Расхожей стала философия, что мы, люди, не можем жить без мата, что он-де у нас в крови. Существует мнение о том, что плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Тем, кто так думает, нужно знать еще и следующее.

Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор, отражающий состояние души. И каковы слова, таков и человек. Не стоит забывать, что слово – это уже конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Есть даже такая русская пословица: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое наполняется обидой или недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии. Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека на всеобщий обзор. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Если мысли, слова и поступки человека направлены на добро, то сам человек считается добрым. Если мысли, слова и поступки человека направлены на зло, то и сам человек – зол. Слова, как проявление мыслей, играют роль катализатора души.



Как бороться со сквернословием:

1.Самому не говорить плохих слов.

2.Не брать пример с тех, кто сквернословит.

3.Научиться просить прощение, если что-то вдруг сорвалось с языка.

4.Помнить: поведение-это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

5.Не поддаваться соблазну «все так говорят».

6.«Мы то, что мы говорим».

7.Читать художественную литературу.

8.Избегать общения с людьми, употребляющими бранные слова.

9.Не копировать других, сохранять свою индивидуальность.

Школьники и сквернословие. Исследования в МБОУ СОШ №2

Я провела социологический опрос среди учащихся 5-11 МБОУСОШ №2 по отношению к сквернословию. Для этого мною была составлена анкета «Мое отношение к сквернословию».

Приложение 1. Анкета для обучающихся.

1.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) Чтобы казаться «крутым», значимым

б) Для связки слов, как «слова-паразиты»

в) Чтобы оскорбить окружающих

г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции

д) Свой вариант (привычка, без них никак)

2.Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?

а) Постоянно

б) Часто

в) Иногда

г) Редко

д) Никогда

3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) Выражаю свои эмоции

б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого

в) Хочу оскорбить собеседника

г) Это придает мне значимости

д) Не использую

4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?

а) Никак не влияют

б) Плохо

в) Хорошо

г) Не знаю

5.Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?

а) Нет не перестал бы

б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы

в) Конечно, перестал бы

6.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?

а) Да

б) Нет

7.Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

а) Нужно самому сдерживать свои эмоции

б) Запретить их или ввести штраф

в) Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы и т. д.

г) Ничего не делать, пусть каждый решает сам, как разговаривать

д) Не знаю

Приложение 2. Результаты анкетирования.

1.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) Чтобы казаться «крутым», значимым

52%

б) Для связки слов, как «слова-паразиты»

11%

в) Чтобы оскорбить окружающих

8%

г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции

27%

д) Свой вариант (привычка, без них никак)

2%



2.Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?

а) постоянно

9%

б) часто

3%

в) иногда

21%

г) редко

51%

д) никогда

16%



3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) Выражаю свои эмоции

36%

б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого

41%

в) Хочу оскорбить собеседника

5%

г) Это придает мне значимости

2%

д) Не использую

16%



4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?

а) никак не влияют

39%

б) плохо

26%

в) хорошо

5%

г) не знаю

30%



5. Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?

а) Нет, не перестал бы

12%

б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы

50%

в) конечно перестал бы

14%



6. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?

а) Да

0%

б) Нет

100%



7. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

а) Нужно самому сдерживать свои эмоции

22%

б) Запретить их или ввести штраф

11%

в) Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы и т. д.

5%

г) Ничего не делать, пусть каждый решает сам, как разговаривать

44%

д) Не знаю

18%

















Заключение. Выводы.



Итак, я попыталась узнать , что такое сквернословие, каково его влияние на человека, каковы цели и причины употребления нецензурных слов учащимися нашей школы.

Моя гипотеза лишь получила частичное подтверждение, так как только каждый шестой школьник слышит матерную речь от взрослых, остальные от сверстников, друзей, одноклассников .Я подготовила памятку о том, как избавиться от сквернословия. (Зачитать памятку.)

Планирую и дальше работать над этой интересной темой.

Ведь овладение языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для тех, кто старается занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.

Подытоживая сказанное, выведу своеобразное кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России, Осетии.
Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки..

В заключение хотелось бы привести стихотворение «Слова» Щегловой Натальи:



Словно травы, шелестят слова…
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава —
Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если в речи всходят сорняки.

Словом можно душу покалечить,
Словом можно рану исцелить,
Бремя безысходности облегчить,
Веру и надежду воскресить.

Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров…
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из добрых, мудрых слов.

Литература

  1. Анисимов ВОбойдемся без выраже­ний // Здоровье детей. — 2009. — № 1. http://

  2. Гебелъ В., Глеклер МРебенок. От младен­чества к совершеннолетию: Книга для роди­телей, педагогов и врачей / Пер. с нем. Н. Фе­доровой. — М.: Энигма, 1999.

  3. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культу­рах мира: монография. — М.: Ладомир, 2001.

  4. Клавис КДетское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться // Первое сен­тября. — 2007. — № 9.

  5. Пословицы и поговорки русского наро­да / Сост. В. И. Даль. — М.: Эксмо, 2006.

  6. Толковый словарь живого великорус­ского языка В. И. Даля (тт. 1—4, 1863—1866).

  7. .Фромм ААзбука для родителей / Пер.с англ. И. Константиновой. — М.: Астрель,2003.

http://www.Novayagazeta.ru





Приложения.

Как же избавиться от сквернословия?

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

  1. Не употреблять в собственной ре­чи нецензурных выражений.

  2. Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж до­стойного и уважаемого человека.

  3. Уметь культурно отдыхать, вла­деть приемами снятия психологиче­ского напряжения.

  4. Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем при­сутствии.

5. Научиться просить прощения, прощать самому.

6. Тренироваться в вежливой и кра­сивой речи. Подобрать для себя лите­ратурные выражения для использова­ния в критических ситуациях.

7. Постоянно заниматься самосо­вершенствованием.

  1. Читать хорошую литературу.

  2. Быть разборчивым в выборе дру­зей.

  3. Искренне любить людей и боять­ся их обидеть.





…Дай ,Бог, нам мудрой тишины.

Закрой нам рты ,отверзи уши.

Из слов –лишь дай слова любви,

Чтоб пробуждались наши души.

Р.Рождественский.



МУДРЫЕ МЫСЛИ О РЕЧИ И ЯЗЫКЕ



Речь — это показатель ума (Сене­ка).

У короткого ума — длинный язык (Аристофан).

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для на­зидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Евангелие).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоцен­ней самой вещи (Н. В. Гоголь).

Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены (Ж.-Ж. Руссо).

Именно языку надлежит одно­временно и устанавливать пределы, и преступать их(Ж. Делез).

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять (С. Довлатов).

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, кото­рым он выражается (Дж. Свифт).

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен (А. П. Че­хов).

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущ­ной необходимостью (А. И. Куприн).

Язык — самое опасное оружие: ра­на от меча легче залечивается, чем от слова (П. К. де ла Барка).

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускаю­щийся цвет всей его духовной жизни (К. Д. Ушинскип).







У меня от хамства нет защиты.

И на этот раз оно сильней.

Звонкие хрусталики разбиты — .

Позывные доброты моей.



Только слышно, как в душе играет

На старинной скрипочке печаль,

И слова для мести выбирает,

Что забыты были невзначай.



Ну, а хамство руки потирает,

Все ему пока что сходит с рук.

Сколько мир от этого теряет?!

Только нам сплотиться недосуг.



У меня от хамства нет защиты.

Как обидно, что в душе моей

Звонкие хрусталики разбиты,

А ведь я берег их для людей.

А. Дементьев





Нам бы про душу не забыть , нам бы чуть добрее быть ,

Нам бы , с нашими скоростями , не забыть , что Люди мы.

В.Шукшин.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!