СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Славное море - священный Байкал

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена к уроку литературы  писателей Восточной Сибири при изучении творчества Дмитрия Павловича Давыдова. 

Просмотр содержимого документа
«Славное море - священный Байкал»

«Хань-Хай» или «Бэн-Хай» (китайский) – «северное море» «Тенгис» (др. тюркский) – «море», «океан» «Ламу» (евенкийский) – «море» «Байгаал Далай» ( монгольский) – «богатый огонь», «большое озеро» «Байхал» (якутский) – «море» «Байгал Нуур» ( бурятский) – «озеро Байкал» «Бай-Куль» (курыканский) – «богатое озеро»

«Хань-Хай» или «Бэн-Хай» (китайский) – «северное море»

«Тенгис» (др. тюркский) – «море», «океан»

«Ламу» (евенкийский) – «море»

«Байгаал Далай» ( монгольский) – «богатый огонь», «большое озеро»

«Байхал» (якутский) – «море»

«Байгал Нуур» ( бурятский) – «озеро Байкал»

«Бай-Куль» (курыканский) – «богатое озеро»

Длина – 636 км Ширина – 81 км Над уровнем моря- 455 м Длина береговой линии – 2000 км Глубина – 1640 м Впадает 336 рек и ручьев Вытекает только Ангара Островов 30 Самый крупный остров Ольхон Возраст озера 20-25 млн. лет

Длина – 636 км

Ширина – 81 км

Над уровнем моря- 455 м

Длина береговой линии – 2000 км

Глубина – 1640 м

Впадает 336 рек и ручьев

Вытекает только Ангара

Островов 30

Самый крупный остров Ольхон

Возраст озера 20-25 млн. лет

БАЙКАЛ – место ссылки и каторги В ъезд в Акатуйскую тюрьму 1898 г. – 310 тыс.ссыльных всех категорий. Забайкалье – основное в Восточной Сибири место отбывания наказания приговоренных к каторжным работам. В XIX – XX веках г.Нерчинск ( находится между реками Нерча и Шилка) – место политической каторги и ссылки.

БАЙКАЛ – место ссылки и каторги

В ъезд в Акатуйскую тюрьму

1898 г. – 310 тыс.ссыльных всех категорий.

Забайкалье – основное в Восточной Сибири место отбывания наказания приговоренных к каторжным работам.

В XIX – XX веках г.Нерчинск ( находится между реками Нерча и Шилка) – место политической каторги и ссылки.

Ссыльные Забайкалья и Иркутской области С 1910 по 1913 - в ссылке Григорий Котовский. Первый ссыльный Забайкалья – протопоп Аввакум. С январь 1792 г. по ноябрь 1796 А.Н Радищев - ссыльный Илимского острога.

Ссыльные Забайкалья и Иркутской области

С 1910 по 1913 - в ссылке Григорий Котовский.

Первый ссыльный Забайкалья – протопоп Аввакум.

С январь 1792 г. по ноябрь 1796 А.Н Радищев - ссыльный Илимского острога.

С.Г.Волконский, С.П.Трубецкой, В.М. Голицын, Е.П.Оболенский, А.И.Одоевский – декабристы Сибири.

С.Г.Волконский, С.П.Трубецкой, В.М. Голицын, Е.П.Оболенский, А.И.Одоевский – декабристы Сибири.

? Байкал – синее око планеты. Священный Байкал. Байкал – жемчужина Сибири. Славное море – привольный Байкал.

?

Байкал – синее око планеты.

Священный Байкал.

Байкал – жемчужина Сибири.

Славное море – привольный Байкал.

Дмитрий Павлович Давыдов  Родился 23 сентября 1811 года в г.Каинске Томской губернии.Племянник поэта-партизана Дениса Давыдова. В 1829 г. принят в иркутскую губернскую гимназию « кандидатом учительского звания».  Через год- учитель 1класса Троицкославского уездного училища.  Литературная деятельность начинается в Кяхте.  В декабре 1856 г. переезжает в Иркутск. В 1879г. Переселяется с семьей в Тобольск.  Умер 1июня 1888 г.

Дмитрий Павлович Давыдов

Родился 23 сентября 1811 года в г.Каинске Томской губернии.Племянник поэта-партизана Дениса Давыдова. В 1829 г. принят в иркутскую губернскую гимназию « кандидатом учительского звания».

Через год- учитель 1класса Троицкославского уездного училища.

Литературная деятельность начинается в Кяхте.

В декабре 1856 г. переезжает в Иркутск. В 1879г. Переселяется с семьей в Тобольск.

Умер 1июня 1888 г.

Д.П.Давыдов «Думы беглеца на Байкале»

Д.П.Давыдов «Думы беглеца на Байкале»

Привольный – 1) широко, свободно раскинувшийся;  2) свободный, ничем не стесненный, не ограниченный,  вольный Баргузин – северо-восточный ветер, дующий на озере Байкал Дебри – места, заросшие густым непроходимым лесом Махорка – 1) растение, из которого приготавливают курительный  табак;  2) курительный табак низшего сорта Карга – 1) песчаная отмель на Байкале;  2) место, где рыбаки стоят лагерем Дресва – мелкий щебень, крупный песок, образующийся при  разрушении некоторых горных пород Армяк – старинная мужская верхняя одежда из толстого сукна (грубой ткани) в виде долгополого кафтана Бес – злой дух, нечистая сила, дьявол Акатуй - самая высокая гора в Забайкалье

Привольный – 1) широко, свободно раскинувшийся;

2) свободный, ничем не стесненный, не ограниченный,

вольный

Баргузин – северо-восточный ветер, дующий на озере Байкал

Дебри – места, заросшие густым непроходимым лесом

Махорка – 1) растение, из которого приготавливают курительный

табак;

2) курительный табак низшего сорта

Карга – 1) песчаная отмель на Байкале;

2) место, где рыбаки стоят лагерем

Дресва – мелкий щебень, крупный песок, образующийся при

разрушении некоторых горных пород

Армяк – старинная мужская верхняя одежда из толстого сукна (грубой ткани) в виде долгополого кафтана

Бес – злой дух, нечистая сила, дьявол

Акатуй - самая высокая гора в Забайкалье

1-я группа О ком рассказывается в стихотворении? Каков путь беглеца? Какие опасности и препятствия встречаются на пути? Находит ли беглец сочувствие и помощь кого-либо? 2-я группа В каком месте проходила каторга беглеца? Как долго шел беглец до Байкала? Через какую местность пришлось ему идти? Как долго плывет беглец по Байкалу? Как вы думаете, далеко ли от берега пролегал его путь? Почему именно так? Куда направляет беглец свою лодку? 3-я группа От чьего имени ведется рассказ? Почему герой пустился в столь трудное путешествие? Откуда и куда лежит его путь? Что можно узнать о свойствах характера беглеца, его настроении? Проследите, как меняется настроение беглеца, как оно связано с испытаниями, которые ему предстоит преодолеть?

1-я группа

  • О ком рассказывается в стихотворении?
  • Каков путь беглеца?
  • Какие опасности и препятствия встречаются на пути?
  • Находит ли беглец сочувствие и помощь кого-либо?

2-я группа

  • В каком месте проходила каторга беглеца?
  • Как долго шел беглец до Байкала?
  • Через какую местность пришлось ему идти?
  • Как долго плывет беглец по Байкалу?
  • Как вы думаете, далеко ли от берега пролегал его путь? Почему именно так?
  • Куда направляет беглец свою лодку?

3-я группа

  • От чьего имени ведется рассказ?
  • Почему герой пустился в столь трудное путешествие? Откуда и куда лежит его путь?
  • Что можно узнать о свойствах характера беглеца, его настроении?
  • Проследите, как меняется настроение беглеца, как оно связано с испытаниями, которые ему предстоит преодолеть?
 Беглецы с необыкновенной смелостью преодолевают естественные препятствия в дороге. Они идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные реки на каком-нибудь обломке дерева; и были примеры, что они рисковали переплывать Байкал в бочках, которые иногда находят на берегу моря, в которых обыкновенно рыболовы солят омулей. Д.П.Давыдов. 1848 г . – стихотворение «Думы беглеца на Байкале» 1850 г . – первые переложения этого стихотворения на музыку

Беглецы с необыкновенной смелостью преодолевают естественные препятствия в дороге. Они идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные реки на каком-нибудь обломке дерева; и были примеры, что они рисковали переплывать Байкал в бочках, которые иногда находят на берегу моря, в которых обыкновенно рыболовы солят омулей.

Д.П.Давыдов.

1848 г . – стихотворение «Думы беглеца на Байкале»

1850 г . – первые переложения этого стихотворения на музыку

Домашнее задание:  1)Со слов родителей или из песенника записать слова песни в тетрадь и сравнить со стихотворением Д.П.Давыдова. Отметить различия.  2)Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Домашнее задание:

1)Со слов родителей или из песенника записать слова песни в тетрадь и сравнить со стихотворением Д.П.Давыдова. Отметить различия.

2)Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!