СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 кл Урок 9. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»

Урок 9. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи


Цели: обобщить и систематизировать изученный материал по написанию не с различными частями речи; развивать умение различать частицу и приставку не, воспитывать интерес к предмету.


Тип урока: повторительно-обобщающий


Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора слитного и раздельного написания частицы не с глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными; способствовать формированию умения различать частицу не и приставку не-, развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку


Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)


Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях


Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Ход урока

I. Организационный момент


II. Анализ изложения


III. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант

Ненавидеть неправду; не здоровый, а больной зуб; неприятное происшествие; несколько незнакомцев; нетрудно понять; обязательства не выполнены; не глядя в глаза; невыглаженная рубашка; не твоё дело; не проще ли выучить; не купленный, а самодельный подарок; не кожаная обувь.


IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений

Прочитайте теоретические сведения на с. 21, 22 учебника и ответьте на вопрос: почему слитное и раздельное написание не с разными частями речи вызывает трудности?


2. Упр. 28 — заполнение таблицы с последующей проверкой.


3. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 22).

Рассмотрите таблицу на с. 22 учебника. Слова данных частей речи употребляются только с отрицательной частицей не. Как можно озаглавить эту таблицу? (Пример. Всегда раздельно с не.)


V. Закрепление изученного материала

1. Запись под диктовку

1) Лес наполняли неразличимые шорохи и шумы. 2) Говорливый ручеёк не обложен, не расчищен. 3) На краю стола остывал ещё не тронутый стакан чая. 4) Дорога неровная, зато самая короткая. 5) Не малый убыток, а огромный вред причинил град. 6) Умный знает и всё-таки спросит, а невежда и не знает, и не спросит.

(Объяснение орфограмм и знаков препинания.)


2. Работа с алгоритмом

Учитель обращает внимание учеников на таблицы с правилами написания существительных, прилагательных, наречий и причастий с не. (См. Ресурсный материал.) Дает задание рассказать правило, опираясь на алгоритм


Ресурсный материал

не с причастиями и отглагольными прилагательными

Слитно

Раздельно

1. Без не не употребляется.

2. Нет условий

1. С краткой формой.

2. С полной формой, если:

• есть противопоставление;

• есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени;

• слово внутри причастного оборота


не с прилагательными

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь


не с наречиями на -о, -е

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь



3. Работа по учебнику

1. Упр. 29 - выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.

2. Упр. 30 - Проанализируйте примеры, опираясь на таблицы.

3. Упр. 31 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.

4. Упр. 32 — комментированное письмо.

5. Упр. 34 — самостоятельное выполнение.


4. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 23, 24).

— Объясните лексическое значение слов.

— Составьте с ними предложения.


5. Письменная работа

Диктует предложения:

1) Читать (не)размышляя () - все равно что есть и (не)переваривать ().

2) Тиран жаждет (не)справедливости (), а согласия.

3) Ум, (не)имеющий () никакой определенной цели, теряется.

4) Засыпьте пропасть (не)вежества (), и вы уничтожите притон преступлений.

5) (Не)правду () молвили его уста, а гнусную ложь.

6) Великая общая (не)нависть () создает крепкую дружбу.

7) (Не)обходимость () - аргумент тиранов.

8) Самое великое из всех благ - это (не)зависимость ().

9) Жаловаться на (не)рриятную вещь () - это удваивать зло.

10) Свет смотрит, (не)видя (), судит, (не)зная (), осуждает, (не)давая () пощады



VI. Подведение итогов урока

— В каких случаях не с различными частями речи пишется слитно, а в каких — раздельно?


Домашнее задание

1. Повторить § 1—5, подготовиться к контрольному диктанту.

2. Упр. 33 (устно), 35.

Ресурсный материал

не с причастиями и отглагольными прилагательными

Слитно

Раздельно

1. Без не не употребляется.

2. Нет условий

1. С краткой формой.

2. С полной формой, если:

• есть противопоставление;

• есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени;

• слово внутри причастного оборота


не с прилагательными

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь


не с наречиями на -о, -е

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь


_________________________________________________________________


Ресурсный материал

не с причастиями и отглагольными прилагательными

Слитно

Раздельно

1. Без не не употребляется.

2. Нет условий

1. С краткой формой.

2. С полной формой, если:

• есть противопоставление;

• есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени;

• слово внутри причастного оборота


не с прилагательными

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь


не с наречиями на -о, -е

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!