СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи"»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Тема: «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи»

Цели урока:

- вспомнить и закрепить правописание не и ни с различными частями речи;

- воспитывать самостоятельность, интерес к изучению предмета;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать обогащению лексического состава речи, совершенствовать мыслительные операции.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовская, тетради и ручки для записей учащихся, проектор для показа слайдов.

Основные виды деятельности: развернутые ответы по теме урока, письменная работа, самостоятельная работа учащихся.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. На повторение изученного в 5-6 классах предполагается по программе 39 часов.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, сегодня, ребята, тему урока вы определите сами. Для этого запишем под диктовку словосочетания и определим общую орфограмму для записанных слов. А в конце урока, когда повторим правило, проверим правильно ли вы записали все словосочетания и объясним написание.

Небольшой дом,

не думать ни о чем,

вовсе не интересно,

не сделав задание,

быть неряхой,

непридуманная история.

Итак, нашей сегодняшней темой будет «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи». Запишите ее у себя в тетрадях. И сейчас мы постараемся систематизировать правила употребления частиц не и ни.

На слайде — таблица с примерами употребления частиц не и ни. Глядя на примеры, вы должны сами сформулировать правила, когда не и ни употребляются слитно или раздельно.


СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Глагол,

деепричастие

1. - ненавидеть, негодовать;

- ненавидя, негодуя;

2. - недоумевать;

- недоумевая.

(не употребляется без не)


1.- не знать, не читать;

- не зная, не читав.

(в остальных случаях не употребляется раздельно)

Существительное,

прилагательное,

наречие

1. - неряха, невежа;

- небрежный, неряшливый;

- нелепо, небрежно;

(не употребляется без не)

2. - неправда (ложь),

недруг (друг);

- немаленький (большой),

немолодой (старый);

- неглупо (умно);

(не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)


3. Весьма (чрезвычайно, крайне) неинтересный фильм;

(не употребляется слитно, если есть специальные слова)


4. Некогда, негде, никогда, нигде. (не и ни употребляются слитно с отрицательными наречиями)

1. - не друг, а враг;

- не большой, а маленький;

- не смешно, а грустно;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)


2. - вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не правда;

- вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не умный;

- вовсе (далеко, ничуть, отнюдь) не смешно.

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)

Причастие

1. Незаконченное письмо,

недописанный роман,

нетронутый снег.

(не употребляется слитно, если полные причастия не имеют при себе зависимых слов)

1. Не законченное вовремя письмо,

не дописанный автором роман,

не тронутый птицами снег;

(не употребляется раздельно, если полные причастия имеют при себе зависимые слова)


2. Не законченное, а только начатое письмо;

(не употребляется раздельно, если есть или предполагается противопоставление)


3. Письма не прочитаны,

роман не дописан.

(не употребляется раздельно с краткими причастиями)

Местоимение

1. - некому, нечем, некто;

(не употребляется слитно с неопределенными местоимениями без предлогов; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)


- никому, ничем, никто, никакой.

(ни употребляется слитно с отрицательными местоимениями без предлогов; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

1. - не для кого,

не о чем;

(не употребляется раздельно с неопределенными местоимениями с предлогами; частица не употребляется, если она в местоимении под ударением)


- ни у кого,

ни о чём;

(ни употребляется раздельно с отрицательными местоимениями с предлогами; частица ни употребляется, если она в местоимении не под ударением)

2. Не нам судить,

не мой кабинет.

(не употребляется раздельно с местоимениями других разрядов)



Теперь давайте проверим написание частиц в словосочетаниях, которые мы записали в начале урока.

Небольшой (слитно, т.к. можно подобрать синоним маленький) дом,


не думать (раздельно, т.к. не с глаголами употребляются раздельно) ни о чем (раздельно, т.к. отрицательное местоимение употреблено с предлогом; частица не под ударением, поэтому ни),


вовсе не интересно (раздельно, т.к. наречие употреблено со специальным словом вовсе),


не сделав задание (раздельно, т.к. деепричасия употребляются с не раздельно),


быть неряхой (слитно, т.к. данное существительное без не не употребляется),


непридуманная история (слитно, т.к. данное полное причастие не имеет при себе зависимых слов).

Сейчас на доске вы видите поговорки, в которых нужно выделить орфограмму на сегодняшнюю тему и определить правильное написание.

Друг познаётся в несчастье. (не употребляется без не)

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. (есть противопоставление)

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи. (не употребляется без не)

Головня на шесток упала – нечаянный гость. (не употребляется без не)

Небольшой дождишко, а лодырям отдышка. (можно подобрать синоним маленький)

И зубы есть, да нечего есть. (неопред. местоимение без предлога, под ударением)

Лодырю всегда нездоровится. (не употребляется без не)

Не давши слова – крепись, а давши – держись. (не с деепр. раздельно)

Не убив медведя, шкуры не дели. (не с глаг. и деепр. раздельно)

Итак, мы разобрали новый материал. В качестве проверки и закрепления сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу, а перед этим давайте еще раз повторим пройденный материал.

С какими частями может употребляться частица не? (с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, наречием, причастием, местоимением)

С какими частями речи может употребляться частица ни? (с наречиями, местоимениям) От чего зависит написание частиц не и ни в наречиях и местоимениях? (частица не употребляется, если она в местоимении или наречии под ударением, частица ни употребляется, если она в местоимении или наречии не под ударением)

В каких случаях употреблении частицы не зависит от синонима к слову, с которым употребляется частица? (существительное, прилагательное, наречие; частица не употребляется слитно, если можно подобрать синоним)

В каком случае не или ни употребляется с местоимениями раздельно? (не или ни употребляется раздельно с местоимениями с предлогами)


Тест

1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. Эта книга (не)интересная.

Б. Новая папка оказалась (не)нашей.

В. Я допустил (не)простительную ошибку.

Г. Мы с Ваней (не)разлучные друзья.


2. В каком ряду во всех словах пишется НЕ? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. н...сколько часов, н...которые вопросы, н...сколько н... устал.

Б. н...кто н... знает, н...где н... видел, н... о чём н... спрашивал.

В. н...где сесть, н...куда идти, н... разу н... опоздал.

Г. н... мог н... понимать, гулять н... пойдёшь, н... отдыхать.


3. В каком ряду во всех словах НЕ пишется раздельно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана.

Б. (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро.

В. (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья.

Г. совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово.


4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Определите написание частицы во всех случаях и обозначьте.

А. Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Андреев Л.)

Б. Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(Тендряков В.)

В. Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Тынянов Ю.)

Г. Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.



Домашним заданием у вас будет упр. 25. В данном упражнении вы также должны будете определить правильно написание не и ни с разными частями речи и объяснить написание. Выполнить упражнение нужно письменно в рабочей тетради. (Комплексное употребление правил в предложениях; повторение материала, пройденного в классе; закрепление знаний и навыков)

В качестве проверки того, как учащиеся усвоили предыдущий материал, учитель проводить проверочную работу. Под диктовку учащиеся записывают несколько предложений (в тетрадях, в которых выполняли домашнюю работу), определяют орфограмму. Учащиеся меняются тетрадями с соседями по партам. Учитель точечно спрашивает у учащихся объяснить орфограмму, учащиеся должны исправить ошибки в предложениях соседа. Затем ученики сдают рабочие тетради на проверку домашнего задания и проверочной работы учителю.

Проверочная работа

1. Силы коняге набраться неоткуда. (М. Салтыков-Щедрин)

2. В рот ничего не возьму в вашем буфете! (М. Булгаков)

3. Короче говоря, полемизировать мне не с кем и не о чем. (Т. Толстая)

4. Неторопливым шепотом начала она объяснение.

5. Эти места почти не исследованы.

6. На столе лежала непрочитанная книга.

7. Ученик зашел в класс, не объяснив причину своего опоздания учителю.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!