СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова к мастер-классу "Повышение качественной составляющей современного урока английского языка через использование активных методов обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качественной составляющей современного урока английского языка через использование активных методов обучения. (слова к мастер-классу)

Просмотр содержимого документа
«Слова к мастер-классу "Повышение качественной составляющей современного урока английского языка через использование активных методов обучения"»

«Повышение качественной составляющей современного урока английского языка через использование активных методов обучения»

Я никогда не учу своих учеников. А только пытаюсь обеспечить им условия, в которых они могут учиться. (Альберт Эйнштейн)

Мысль, высказанная Альбертом Эйнштейном, звучит особенно актуально в современных условиях – мы всеми силами стараемся создать оптимальные условия для успешного обучения и гармоничного развития наших учащихся. Перед нами стоит задача подобрать

такие методы для эффективного и качественного обучения, такие формы организации процесса, которые способствовали бы развитию личности, повышению мобильности и обеспечили бы уверенное достижение поставленных новыми стандартами образовательных целей. Такие методы существуют, и называются они активные методы обучения

Напишите в чате, какие ассоциации возникают у вас с понятием «Активные методы обучения»

Я придерживаюсь следующего определения АМО, который дает Абрек Маркович Смолкин: Активные методы обучения –это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Основоположниками данного метода являются Ушинский, Коменский и Песталоцци.

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на классификации М. Новика.

Классификация методов активного обучения (по М. Новик)

Неимитационные

Имитационные

 

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.

Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.

Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). И М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.



Выделяют такие Этапы урока, на которых применяютя АМО:


  • Этап введения в атмосферу иноязычного общения (Инициация- начало урока);

  • Этап вхождения или погружения в тему;

  • Этап выяснения целей, ожиданий и опасений;

  • Этап введение учебного материала;

  • Этап отработки материала;

  • Этап обобщения изученного материала;

  • Этап релаксации

  • Этап рефлексии

Для каждого этапа урока я использую различные активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Я остановлюсь на каждом этапе урока и покажу наиболее интересные активные методы обучения, которые я применяю на своих уроках.

Итак, коллеги, давайте приступим!

Посмотрите фрагмент урока и напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

-фрагмент урока

- в данном фрагменте я использовала метод «Комплименты», напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

1.Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство).

Перед началом учебного дня и мне и моим ученикам необходимо время, чтобы настроиться на рабочий лад, создать позитивную атмосферу в классе и одновременно установить хороший контакт с обучающимися. Для этого я использую активные методы.

Метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Я спрашиваю детей, как они себя чувствуют, и прошу их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange - happy, glad (довольный, радостный) и т.д. После этого я говорю, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.

На данном этапе можно использовать и такой метод, как Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

Для начала урока хорошо использовать метод «Летающие поговорки»: Учащимся раздаю карточки с поговорками таким образом, чтобы одним досталось начало поговорки, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Данный метод даёт возможность развивать лексические, словопроизносительные навыки.

Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял книгу, мяч и карандаш. Он может сказать о себе следующее: I like to read. My favourite game is football. My hobby is drawing.

Посмотрите следующий фрагмент урока и напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

-фрагмент урока

- в данном фрагменте я использовала метод «Угадай тему», напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

2.Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока).
Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной сферы.

На данном этапе можно использовать и такой метод Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от меня и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется ко мне. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Weather».

Метод «Иллюстрация»: Я заранее скачиваю фильм. После просмотра фильма и обсуждения участники формулируют тему урока и его цели.

Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.

Посмотрите следующий фрагмент урока и напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

-фрагмент урока

- в данном фрагменте я использовала метод «Угадай тему», напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО



3.Этап выяснения целей, ожиданий и опасений

После того, как совершен плавный переход от одного этапа урока к другому, я перехожу к непосредственному погружению в содержание образовательного мероприятия.

Выяснение целей любого урока позволяет обучающемуся понять, каких результатов он должен достигнуть к моменту завершения урока, сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам и эффективно начать погружение в изучаемый материал.

На данном этапе можно использовать такие методы как:

«Исключение лишнего»

«Ключевые слова»
« Компот»

«Прогноз»

Метод «Исключение лишнего»

Учащимся предлагается найти лишнее слово в каждой строчке и из этих слов сформулировать основную цель.

1) apple bag study hat

2) bus nut jug how

3) frog to build not box

4) positive pet net ten

5) pig fix sentences sit

Метод «Ключевые слова»

После определения темы урока, я предлагаю учащимся в парах составить приблизительный план в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.

Метод «Компот»

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Участникам предлагается на липких листочках (по три каждого цвета) написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания

Метод «Прогноз»

Предлагаю ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее опрашиваю детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

Наблюдения показали, что ребятам часто непросто чётко сформулировать цели своего обучения, а через активные методы данного этапа они это вполне могут сделать. Я же в процессе обсуждения целей, ожиданий и опасений стараюсь уточнить их высказывания и мысли и перевести их в чёткие формулировки, а затем вместе с ребятами убеждаюсь в правильности их интерпретации.

4.Этап презентации учебного материала.

В процессе обучения мне регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Нередко я использую цифровые технологии. Но бывают случаи, когда я не имею возможности воспользоваться техническими средствами обучения, в этом случае не менее эффективным является использование активных методов передачи информации. Название у такой формы подачи информации – «инпут», т.е «ввод информации» или «исходные данные».

Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой совместной работы над уроком.

При подготовке инпута я соблюдаю следующие правила:

  • Длительность инпута не должна превышать более 20% общего времени урока. В процессе образовательного мероприятия может быть несколько небольших инпутов, но в сумме должны укладываться в эту цифру;

  • Инпут должен быть хорошо продуман и структурирован от начала до конца. Учитывая ограниченность времени инпута, необходимо отобрать самое важное.

  • Не стоит начинать с негативного вступления и говорить, что тема очень сложная. Это может заранее испугать обучающихся и отрицательно отразиться на их мотивации;

  • Инпут лучше разделять на несколько логических разделов. В конце каждого раздела следует подвести итог, подчеркнув основную мысль сообщения или сделав акцент на самом важном материале;

  • Монолог обязательно необходимо «разбавлять» демонстрационным материалом, т.е визуализировать основные моменты темы. Если вы собираетесь что-то записывать, делайте это крупными и печатными буквами;

  • Инпут не подразумевает монолог. Активно используйте обратную связь с обучающимися. Для этого можно запланировать в инпуте вопросы к обучающимся, попросить привести примеры на обсуждаемую тему.

А для того, чтобы инпут не получился утомительным и скучным, я использую активные методы презентации материала. К ним относятся:

Метод «Инфо-угадайка».

Он способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся. Это можно наблюдать на конкретном примере изучения темы «Present Perfect» в 6 классе.  

Урок начинается с целеполагания, я  называю тему урока – Present Perfect (написано в центре сектора)

 Теперь вы знаете, что это за время? Когда оно употребляется? В чем его особенности? – Нет, а что вам для этого нужно? Конечно, информация об этом времени. А какой конкретно информации вам не хватает? (как образуется, когда употребляется, слова-спутники)

Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, начинаем вписывать во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Я вывешиваю плакат или пишу на доске тему урока. Например, «Faces of London» («Достопримечательности Лондона»). Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т. д. и записать их на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.

Метод «Пометки на полях».

Следующий метод « Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику

отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он

достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и

предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или  специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или

предложения в тексте.

Знаком «галочка» ( V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.


Метод «Самый внимательный»

На доске написано слово. Игроки по очереди (или делятся на команды) придумывают слова, записывают их на доске. Правила:

1. Слова, начинающиеся на эту же букву. Напр., without – white.

2. Cлова, заканчивающиеся на такую же букву. Напр., match – birth.

3. Слова, подходящие по теме данному слову. Напр., mother – father.

4. Слова – синонимы. Напр., destroy - ruin.

5. Слова – антонимы. Напр., under – on.

Посмотрите следующий фрагмент урока и напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

-фрагмент урока

- в данном фрагменте я использовала метод «Автобусная остановка», напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

5.Этап проработки содержания темы.

При организации самостоятельной работы над новой темой мне важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Данный этап урока я также провожу при помощи активных методов!

Метод «Автобусная остановка». Данный метод помогает научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Материалом могут послужить листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Я определяю количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Ставлю задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении резюмирую сказанное всеми группами, при необходимости вношу коррективы и подвожу итоги работы.

Прием «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Учащиеся, объединенные в группы, знакомятся с материалом за своим столом и заполняют соответствующее поле в свое таблице. По истечении отведенного времени группы переходят к следующему столу. Группы работают до тех пор, пока не побывают за каждым информационным столом и не заполнят всю таблицу.

Метод «Хвастун» использую для тренировки грамматических навыков в устной речи. Необходимо подготовить карточки с названиями временных форм английского языка, возможен также вариант без вспомогательных средств. «Хвастун» вытягивает себе время, в котором он должен придумать предложение. Остальные должны опровергнуть его утверждение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (задать общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».

Метод «Светофор» также используется для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Метод «Кто больше напишет слов?»

Обучающиеся пишут в своих тетрадях (на отдельных листах бумаги) слова, которые помнят по изученной теме (после устной отработки), в течение трех минут. Затем обмениваются тетрадями с партнером для проверки и исправления ошибок.

Метод «Добавь слово»

Цель - составить рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по очереди добавлял к предыдущему одно слово, пока не получится рассказ на заданную тему. Например, натему “My Perfect School”. (1) I, 2) would, 3) like, 4) my, 5) school, 6) to be, 7) a brightly-colored, 8) building, 9) and…

Посмотрите следующий фрагмент урока и напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

-фрагмент урока

- в данном фрагменте я использовала метод «Снежинки», напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

6.Этап релаксации. Динамическая пауза. 

Мне важно не только обеспечивать высокий уровень вовлечённости ребят в процесс познания, но и внимательно контролировать степень эффективности их работы.

Поэтому если я чувствую, что учащиеся устали, накопилось психологическое напряжение, а впереди ещё много работы, я делаю паузу и провожу физминутки при помощи активных методов релаксации. К ним относятся:

"Четыре стихии"

"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Дирижер” 

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

«Снежинки»

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

«Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

 «Полет птицы»

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко на небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Она свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите себе, что эта птица – вы. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья легкие, вы наслаждаетесь свободой, прекрасным ощущением парения, прикосновением легкого, нежного ветерка… (пауза – поглаживание детей). Ветерок ласкает, поглаживает вас… А теперь медленно взмахните крыльями и приближайтесь к земле. Вот мы и снова на земле, в этой комнате. Улыбнитесь друг другу.

Посмотрите последний фрагмент урока и напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

-фрагмент урока

- в данном фрагменте я использовала метод «Три М», напишите в чате, на каком этапе лучше применить данный АМО

7.Этап подведения итогов. Рефлексия.

Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают участникам ещё раз пропустить через себя всё произошедшее на уроке, оценить приобретённые и реализованные знания и умения, выявить успехи и неудачи, определить степень достижение целей и ожиданий.

Для подведения итогов можно использовать метод «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают: «Хорошо…», «Интересно…», «Мешало…», «Возьму с собой с данного мероприятия…».

Метод «Ресторан»

Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…I would like to try…

- Больше всего мне понравилось…I liked most of all….

- Я почти переварил…I’ve hardly overeaten….

- Я переел…I’m fed up with….

- Пожалуйста, добавьте…Please give me some more…..

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Прием «Все у меня в руках». Обучающимся предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, а далее внутри изображения каждого пальца написать свои размышления по данным параметрам: «Мне здесь не хватало», «Психологическая атмосфера», «Возникли трудности», «Что мне необходимо сделать», «Оцениваю положительно».

Метод «Все дело в шляпе»

Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет), по сигналу учителя тот, у кого осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто работал у доски, и обосновывает ее.

Прием «Три М». Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Вывод: Хочу отметить, что нельзя каждый урок начинать с одного и того же метода, потому что вместо ожидаемых эффектов можно получить совершенно противоположные. Планируя этапы урока, подбирая или разрабатывая для него активный метод, я не забываю о цели применения АМО и учитываю закладываемые в него эффекты.

Важно учитывать, что сегодняшние требования к образованию, выраженные в новых стандартах, делают ставку не только на приобретение тематических знаний и умений обучающихся, но и на универсальные учебные действия, навыки работы в команде, умения эффективно коммуницировать, быть толерантным и другие важные навыки. Каждый этап урока должен обладать дополнительным образовательным потенциалом, и этот потенциал реализуется через активные методы обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!