Урок русского языка по теме "Слова категории состояния". 7-й класс
Цель:
Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
Развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация
Ход урока
1. Орг. момент
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Постановка проблемной ситуации
На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).
- Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.
- Какое предложение вызвало затруднение?
- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?
- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?
- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)
Слово учителя:
Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.
Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.
(слайд 3), заголовок
Запишите тему урока.
3. Усвоение новых знаний
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)
1) определять значения ......
2) отличать ....... от других частей речи
3) употреблять в речи .....
- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)
- СКС чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.
- Теперь обратите внимание на экран, рассмотрите различные фотографии детей. Как вы думаете, что ответил бы каждый из них, если бы его спросили: «Почему у тебя такое выражение лица?»(Мне весело. Мне грустно. Мне это удивительно.)
- Эти слова передают их состояние? Посмотрите на следующие иллюстрации, что вы можете сказать о них. (В них отражено состояние природы: светло и темно.)
- Верно, слова Весело, Грустно, Темно, Светло – это слова категории состояния.
Таким образом, мы можем выделить следующие группы СКС (Слайд )
Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда легко и отрадно”. (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и жарко”);
3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);
4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ
- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят было радостно.
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
- Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).
- От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)
- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)
- Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
- Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
- В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния..
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Ребята, А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 128. &49
- Итак, подведем итоги.
- Что представляют собой слова категории состояния.
СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)
- Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 129.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
- А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. ( слайд 11)
- Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? Какова? Каковы? | Как? Где? | Как? Каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
4. Закрепление.
Задание 1.
(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка... (А.С.Пушкин)
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин «Медный всадник»)
“Эй! Пошёл, ямщик!..” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело...” (А.С.Пушкин «Бесы»)
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.
Его лицо было грустно.
2. Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
На него смешно смотреть.
Такое поведение смешно.
Он смешно выглядит.
Сочинение интересно написано.
С ним интересно спорить.
Соревнование интересно составом участников.
(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе.
Проверяем.
________________
Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.
Состояние человека | Состояние окружающей среды | Оценка состояния |
скучно | тихо | плохо |
душно | ветрено | хорошо |
стыдно | сыро | красиво |
Взаимопроверка
5. Подведение итога.
Слайд 16. Подведём итоги.
Каково значение слов категории состояния?
Назовите морфологические признаки категории состояния?
В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?
6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле...о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м...шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
Спасибо за урок!
РЕЗЕРВ
1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.
2. Тихо в моей обители.
3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.
4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.
5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.
6. К ночи стало сумрачно и холодно.
Задание №1.
1. Заполни таблицу, вписав нее слова категории состояния, данные в предложениях.
В избе было тепло и сухо. Мне грустно и легко. На Волге так хорошо, спокойно, свежо. По утрам было еще темно. В обществе этих людей ему было скучно. Но нашим дамам, видно, лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В поселке спокойно. Можно написать это покрупнее. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя.
Душевное состояние человека | Физическое состояние человека | Состояние природы и окружающей среды | Оценка действий |
| | | |