СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слова категории состояния"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

объяснение нового материала. разные виды работ

Просмотр содержимого документа
«"Слова категории состояния"»

Урок русского языка по теме "Слова категории состояния". 7-й класс

Цель:

  • Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.

  • Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

  • Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.

  • Развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация

Ход урока

1. Орг. момент

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Постановка проблемной ситуации

На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).

- Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.

- Какое предложение вызвало затруднение?

- Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?

- Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?

- Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)

Слово учителя:

Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.

Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.

(слайд 3), заголовок

Запишите тему урока.



3. Усвоение новых знаний

- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)

1) определять значения ......

2) отличать ....... от других частей речи

3) употреблять в речи .....

- Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)

- СКС чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.

- Теперь обратите внимание на экран, рассмотрите различные фотографии детей. Как вы думаете, что ответил бы каждый из них, если бы его спросили: «Почему у тебя такое выражение лица?»(Мне весело. Мне грустно. Мне это удивительно.)

- Эти слова передают их состояние? Посмотрите на следующие иллюстрации, что вы можете сказать о них. (В них отражено состояние природы: светло и темно.)

- Верно, слова Весело, Грустно, Темно, Светло – это слова категории состояния.



Таким образом, мы можем выделить следующие группы СКС (Слайд )

Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда легко и отрадно”. (Тургенев);

2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и жарко”);

3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);

4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).



ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно. 
На душе у ребят было радостно.

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)

-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?

Рассмотрим первое предложение.

- Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).

- От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)

- На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)

Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).

- Во втором? – наречие, так как обозначает признак действияСветились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

- В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния..

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

- Ребята, А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 128. &49

- Итак, подведем итоги.

- Что представляют собой слова категории состояния.

СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические признаки категории состояния – не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Синтаксическая роль – сказуемое, в каких предложениях? (слайд 9)

- Как же мы рассуждаем, находя слова категории состояния в предложении? Читаем рассуждение стр. 129.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

- А теперь мы с вами должны научиться отличать категорию состояния от прилагательного и наречия. ( слайд 11)

- Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.

Вопросы

Краткое прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? Какова? Каковы?

Как? Где?

Как? Каково?

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется



4. Закрепление.

Задание 1.

(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.

Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка... (А.С.Пушкин)

И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин «Медный всадник»)

“Эй! Пошёл, ямщик!..” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело...” (А.С.Пушкин «Бесы»)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.

  1. Его лицо было грустно.
    2. Он грустно улыбнулся.
    Мне грустно.
    На него смешно смотреть.
    Такое поведение смешно.
    Он смешно выглядит.
    Сочинение интересно написано.
    С ним интересно спорить.
    Соревнование интересно составом участников.

(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе.

Проверяем.

________________

Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.

Состояние человека

Состояние окружающей среды

Оценка состояния

скучно

тихо

плохо

душно

ветрено

хорошо

стыдно

сыро

красиво

Взаимопроверка

5. Подведение итога.

Слайд 16. Подведём итоги.

  • Каково значение слов категории состояния?

  • Назовите морфологические признаки категории состояния?

  • В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?

  • Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?

6. Домашнее задание. Текст и к нему задание.(слайд 17)

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле...о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м...шают!   Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н...кому (не) м...шает: вот исти...ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Спасибо за урок!





РЕЗЕРВ

1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.

2. Тихо в моей обители.

3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.

4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.

5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.

6. К ночи стало сумрачно и холодно.

Задание №1.

1. Заполни таблицу, вписав нее слова категории состояния, данные в предло­жениях.

В избе было тепло и сухо. Мне грустно и легко. На Волге так хорошо, спокойно, свежо. По утрам было еще темно. В обществе этих людей ему было скучно. Но нашим дамам, видно, лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В поселке спокойно. Можно написать это покрупнее. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя.


Душевное состояние человека


Физическое состоя­ние человека


Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!