СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слова -паразиты в экологии речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на формирование речевой культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«"Слова -паразиты в экологии речи"»

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №18»










«Слова-паразиты в экологии речи»



Исследовательская работа




Выполнил:

Ангелина Новгородова,

10 класс

МБНОУ «Гимназия № 18»


Руководитель:

Евгения Васильевна Фомина,

учитель русского языка и литературы

МБНОУ «Гимназия № 18»


Содержание

  1. Введение

3

  1. Основная часть

II.I. Теоретическое содержание исследования

6

II.II. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей

13

III. Заключение

16

IV. Литература и электронные ресурсы

17

V. Приложения

19






















Введение

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело…» — писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Действительно, в речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Ведь наши современники говорят далеко не безупречно, с ошибками, искажают нормы языка, отсутствует уровень культуры речи. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется лишними словами, речь становится невыразительной. Можно даже сказать, что духовная, общественная, служебная и бытовая речь нашей страны поражена неким вирусом: распространением слов-паразитов. [Электронный ресурс 6]

Всё чаще в нашей жизни экология речи приходит в упадок. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет «мусорными» словами. Люди сами не замечают, как коверкают слова и используют лишние слова, так называемые слова-паразиты. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону, а наоборот ухудшили. «Э-э-э, ну это, ну как бы, значит, значит, получается, блин, типа…» Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Каждый день на экранах телевизоров от телеведущих и людей в обычной жизни мы встречаем эти слова. Из-за употребления слов-паразитов у людей может поменяться общение и отношение друг к другу. Если твой друг общается с тобой, но при этом ты не понимаешь его, в этом, возможно, виноваты слова-паразиты. Если ученик при ответе на уроке будет стоять и мычать, навряд ли учитель примет это за ответ. Также, если учитель мычит, естественно, ученики не будут серьёзно воспринимать речь учителя, ведь она не понятна. [Электронный ресурс 6]

Многие, конечно, даже не замечают этих слов, т.к. привыкли к ним или не придают этому большого значения, а бывает, даже думают, что слова-паразиты делают речь более многозначительной и замысловатой, модной и «прикольной». Почему слова-паразиты все больше и больше загрязняют нашу речь? Отчего это зависит? Я стала задаваться этими вопросами, все чаще обращая внимание на речь одноклассников, друзей, учителей и близких. Плохо ли употребление этих слов для нашей речи? Есть ли способы, как с этим бороться? Это и стало обоснованием выбора нами темы исследовательской работы «Слова-паразиты в экологии речи».


Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники и даже взрослые люди в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.


Объект исследования: речь учащихся 10г класса МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинск-Кузнецкий.

Предмет исследования: слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.









Цель: разработать рекомендации для сокращения слов-паразитов в устной речи.

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

  • изучить понятие «слова-паразиты»;

  • выявить наличие в речи учащихся и учителей школы слов-паразитов;

  • проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

  • выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

  • выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».

Методы исследования:

1. изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3. анкетирование;

4. анализ результатов исследования;

5. моделирование буклета-памятки.

 Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-паразиты, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.

Новизна работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем не было.

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи, психологии.






II. Основная часть

II.I. Теоретическое содержание исследования

Для исследования проблемы нам необходимо было уточнить и сформулировать некоторые термины и определения, на которые будем опираться в работе.

Экология: 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экология растений. Экология животных. Экология человека. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Экология леса. Экология водоёма, почвы. Экология человека или социальная экология. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перен.).

Принято считать, что экология – это, прежде всего "наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экология растений. Экология животных. Экология человека"[4;1216].

Но не случайно само это слово – экология – образованное от слияния греческих oikos (дом) и logos (учение) дало возможность и основания академику Д.С. Лихачеву создать работу об экологии культуры, Льву Скворцову – об экологии слова, Ф. Данешу и С. Чмейрковой – «Экология языка малого народа», ученым Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина – разработать направление «Проблемы экологии русского языка» и т.д.

Экология речи изучает речевое поведение человека в аспекте его экологичности – качества, отражающего способность речи и текста как ее результата не наносить вред адресату. В рамках экологии речи можно говорить экологии речевой коммуникации.

Чистая речь — это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. [3;105]

Получается, нашу речь нельзя назвать чистой, ведь в ней полно слов, которые съедают нашу речь.

По правилам языка все слова и высказывания в нашей речи должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе мы не нашли точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения, хотя вся имеющаяся информация, содержащаяся в ресурсах сети Интернет, указывает на то, что такие слова не несут смысловой нагрузки. [6; 78]

Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Паразит — организм, питающийся за счет другого организма; живущие за счет других организмов-хозяев [2;13]. 

Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются нашей речью.

Слова-паразиты – слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.

Слова-паразиты – лингвистическое явление, заключающееся в употреблении лишних и бессмысленных в конкретном контексте слов вроде типа, например, это самое, собственно, как сказать, в общем-то, понимаешь, а именно и других. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами [6; 78].

Слова-паразиты – негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени. [1;56]

В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «вставные элементы», «слова-заменители». Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: словосочетания, слова и звуки, засоряющие устную речь.

Проанализировав определения данного термина, мы пришли к выводу, слова-паразиты — это враги современного человека, съедающие смысл слов и мысли, которые хочет донести человек. Они опасны для экологии нашей речи.

Изучением данного явления в культуре нашей речи уже не один десяток лет занимаются филологи, учёные-лингвисты, психологи: лингвисты Вера Подлесская, Дараган. Ю.В., Левонтина И.Б., А.В.Захарова, Ю.А. Кабардина, психологи Ноа Зандан, Владимир Елистратов, Левонтина И.Б., Пальвелева Л., Сергей Семенов и т.д.

Они рассматривали вопросы возникновения, классификации, причины употребления слов паразитов в речи. [Электронный ресурс 4]



История рождения слов-паразитов в русском языке

Возможно, углубившись в историю происхождения этих слов, получится сократить их употребление до минимума. Но всё-таки, изучая многую литературу, учёные не могут определить именно историю возникновения. Но читая книги восемнадцатых-двадцатых годов можно заметить, что уже тогда люди употребляли эти слова.


Наиболее употребляемые слова-паразиты в разные годы

70-е годы

80-90-е годы

2000-е годы

На самом деле

Как бы

Ну, ну ваще  

Типа

 Да

Короче

Так сказать

Блин

Прикинь

Вот, вот так, ну вот

Это самое

Шикарно

Практически

М-м-м

Пипец

Фактически

 

Да не вопрос, без базара


Обычно человек, часто употребляющий их, или сам этого за собой не замечает или не придает этому большого значения, а бывает, даже думает, что слова-паразиты делают речь более многозначительной и замысловатой. [Электронный ресурс 3]

Возможно, углубившись в историю происхождения этих слов, получится сократить их употребление до минимума. Давайте рассмотрим некоторые из них.

«Ну». Наверное, самое часто употребляемое слово-паразит. Слово «ну» можно встретить во многих славянских языках. Точная этимология неизвестна. Большинство лингвистов считают, что изначально «ну» было звукоподражанием. Издавна выполняло мотивирующую функцию, со временем стало употребляться для придания высказыванию большей силы.

Филологи утверждают, что мы говорим «ну» в диалоге, побуждая собеседника к ответному речевому акту, то есть эта частица выполняет функции поддержания коммуникационного контакта. В хеттском языке «nu» ставилось практически перед каждой фразой.

«Нет». Начиная фразу со слова "нет", человек придерживается защитной стратегии. Подобная привычка, вероятно, имеет корни в ритуалах защитной магии, когда говорящий с помощью «отрицательного» начала утвердительной фразы пытался «застраховать» себя и свое утверждение от сглаза.

«Это самое». Как правило, сегодня употребление выражения "это самое" характеризует людей малообразованных, неспособных в речевой стихии оперативно правильно подобрать слова. В древности, вероятно, данный речевой «паразит» функционально заменял какие-то запретные, табуированные слова в языке.

«Пожалуй». В современном языке обозначает допущение определённой возможности или неуверенного согласия («Пожалуй, пойдет дождь; «Пожалуй, я готов это сделать»). «Пожалуй» происходит от древнерусского «жаловати», что означает «дарить что-либо из любви». Как произошла смена значения, не совсем ясно. «Как бы». Лингвисты утверждают, что употребление "как бы" в разговорной речи обозначает уход от ответственности говорящего с помощью создания атмосферы неопределенности. «Я как бы собираюсь в отпуск», «Я как бы сейчас сплю». Так человек избегает возможного столкновения с собеседником и оставляет себе пространство для маневра. Выражение получило большое распространение в последнее время. «На самом деле». В отличие от предыдущего слова, мода на выражение «на самом деле» пришлась на 60-ые, эпоху оптимизма и энтузиазма. Психолингвисты считают, что частое употребление «на самом деле» в разговорной речи говорит о самоуверенности говорящего. «Короче». Есть гипотеза, что этим словом мы обязаны военной среде. Так старшие по званию учили подчиненных более четко выражать свои мысли. [Электронный ресурс 3]

Получается, все слова паразиты пришли к нам с давнейших времён по разным причинам. Одни произошли и были востребованы во время каких-либо событий, повлиявших на историю нашей страны. Другие помогали людям для ведения бесконфликтного, защищённого диалога и являлись средствами общения между людьми. А в не которых случаях характеризуют людей, их поведение, образованность (Приложение 1)





Классификация слов-паразитов

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимениеэто, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там. Когда мы проводили опрос среди одноклассников, наиболее употребляемыми стали паразиты: частицы, вводные единицы иместоимения.


Причины употребления

Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».

Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово.

Также, считается, что эти слова появляются в речи из-за бедности словарного запаса говорящего. С этим утверждением можно не согласиться. Люди с богатым словарным запасом тоже употребляют в своей речи слова-паразиты. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». Подобного мнения придерживается и Квета Кожевникова. Она отмечает следующее: «слова, подобные «значит», «вот», «в общем» и т.д. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления». Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По этой причине и возникает в речи слово-паразит.

Некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты в своей речи. Их роль в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать», «всё дело в том…», «как бы Вам сказать», «стесняюсь сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, как ему правильно ответить на поставленный вопрос.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-паразиты говорят о психологических особенностях человека.

Также употребление слов-паразитов в речи можно объяснить привычкой или «модой» на слова. Чаще этой «моде» подвержены подростки, реже взрослые.

Следовательно, причинами употребления слов-паразитов являются:

1. бедность словарного запаса

2. ориентация на моду

3. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями

4. логофобия (страх перед публичным высказыванием) [Электронный ресурс 8]



II.II. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся


На уроках и во внеурочное время в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 10 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Даже десятиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи» (Приложение 2), проведены наблюдения «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп».

В анкетировании принимали участие 26 учащихся 10 класса Г.

Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

17 опрошенных (65,5%) учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты; 6 учащихся (23,5%) лишь иногда прибегают к употреблению слов-паразитов в своей речи. Только 3 учащихся (11%) полностью избегают слов-паразитов в разговоре.

На вопрос: «Какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить?», учащиеся ответили следующим образом.

Ребята писали, что нужно применять физические методы искоренения слов-паразитов («ругать», «наказывать»). Другие считали, что «нужно меньше говорить». Только 9 учеников отметили, что нужно повышать культуру речи и больше читать. Следовательно, большинство учащихся нашего класса не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними. На основании наблюдений на уроках и внеурочное время я составила частотный словарь слов-паразитов.

Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в лексиконе учащихся являются: «ну» и «эээ, ммм» (в общем, их использовали около 64 раз); а наименее используемым словом-паразитом на уроке можно назвать слово «однако» (использовали 8 раз), что достаточно мало, но всё равно не похвально.

Частоту употребления слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся 10 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 130 слов – 20 - слова-паразиты, что составляет 26 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну» было употреблено 12 раз. Слово «вот» и «так» по 6 раза.

Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые примеры из них.

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, мне уже пора....

Типа

Желание выделиться

        

Заменитель паузы

Ну типа, я пришёл, а там типа…

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Как бы вы нам не задавали этого к четвергу.

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

Как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Я не выучил, потому что ну, как его, ну как это...

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Пауза для того, чтобы вспомнить или осмыслить, понять какую-либо информацию

Во время кайнозойской эры были эти, ну эти, которые это…


Это совсем не это, а это, которое это...


И на самом деле, достаточно сложно и, в некотором понятии, невозможно не употреблять слова-паразиты, иногда они могут помочь, но при этом, к сожалению, портят речь и её смысл.



Выводы

Изучая употребление слов-паразитов учащимися нашей школы, мы:

  1. изучили лингвистическую литературу и электронные источники по теме исследования;

  2. изучили распространенность слов-паразитов среди учащихся 10г класса;

  3. в результате анкетирования, наблюдения проанализировали наиболее употребляемые школьниками 10г класса слова-паразиты и составили частотный словарь (Приложение 3)

  4. нашли способы снижения употребления слов-паразитов в речи (Приложение 4);

  5. составили информационный буклет-памятку «Слова-паразиты в экологии речи» (Приложение 5).

В ходе исследовательской работы мы убедились, что среди наших одноклассников существует такая проблема, как употребление слов-паразитов.  










III. Заключение

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова-паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты неконтролируемы. Слышащие могут только указывать на употребление слов-паразитов.

В ходе исследовательской работы мы убедились, что среди наших одноклассников существует такая проблема, как употребление слов-паразитов.  

Самыми распространенными словами-паразитами стали слова «ну», «блин», «короче», «эммммм…».

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.










IV. Литература

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – 2-е изд., стер. – М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. – 571 с.

  2. Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, B.C. Кучменко. — 5-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 288 с. : ил.

  3. Большой энциклопедический словарь в 2 т. Т.1 /гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1991. – 1338с.

  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.

  5. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века / В.П. Руднев — М.: «Аграф», 2001.- 608 с.

  6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). /Составитель М.В.Панов. Для среднего и старшего школьного возраста. - М.: Педагогика, 1984г. - 352 с.














Электронные источники

  1. Захарова А.В., Кабардина Ю.А. Новые слова и словосочетания-паразиты в русском языке [Электронный ресурс] / А.В. Захарова, Ю.А. Кабардина - https://cyberleninka.ru/article/n/novye-slova-i-slovosochetaniya-parazity-v-russkom-yazyke. - Вестник МГУП,  – Электрон. журн. – М., 2015

  2. Как избавиться от слов-паразитов в речи: эффективные советы [Электронный ресурс]/ Карина. – М: 2019 режим доступа: https://zaochnik.ru/blog/kak-raz-i-navsegda-rasproschatsja-so-slovami-parazitami

  3. Происхождение слов-паразитов [Электронный ресурс] – Электрон. журн. –– 2014 . – режим доступа к журн.: https://5sfer.com/7623-proisxozhdenie-slov-parazitov.html

  4. Что такое слова-паразиты и как с ними бороться? [Электронный ресурс] – Информационный сайт для студентов, аспирантов и абитуриентов. – 2014 . – режим доступа.: https://westud.ru/chto-takoe-slova-parazity-i-kak-s-nimi-borotsya

  5. Как избавиться от слов-паразитов? [Электронный ресурс] / Бен Денкер - https://www.adme.ru/svoboda-kultura/kak-izbavitsya-ot-slov-parazitov-701060/ - 2014

  6. Как слова-паразиты характеризуют человека? [Электронный ресурс] / Парфентий - https://iotvet.com/russkiy-yazyk/1801437.html - 2016

  7. Как слова-паразиты характеризуют человека? [Электронный ресурс] – Психология. Электрон. журн. –– 2014 . – режим доступа к журн.: https://estet-portal.com/statyi/kak-slova-parazity-kharakterizuyut-lichnost

  8. Литвинова Г.М. К проблеме употребления слов-паразитов [Электронный ресурс] / Г.М. Литвинова - https://cyberleninka.ru/article/n/novye-slova-i-slovosochetaniya-parazity-v-russkom-yazyke. - Вестник МГУП,  – Электрон. журн. – М., 2012




Приложение 1

Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

1."Это самое". Если человек "любит" вставлять в свой разговор подобную фразу, то он о нем можно сказать, что относится он к людям ленивым, старающимся при первой же удачной возможности свалить собственные обязанности на другого человека. Нередко люди, употребляющие такое "слово-паразит", выходят сухими из воды, виртуозно перекладывая свою вину и ответственности за поступки на других.

2. "Кстати". Это слово характерно для таких собеседников, которые ощущают неловкость, находясь в той или иной компании, и так пытаются хоть как-то обратить внимание на себя и на свою речь. Попробуйте провести небольшой эксперимент - вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова "кстати".

3.Вообще-то".  «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку. «Вообще-то» тоже присуще неуверенным людям. Но эти люди скрывают свою неуверенность за агрессией и могут устроить скандал по малейшему поводу.

4."Короче". Такое слово использует человек, который не расположен к общению, не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный- свидетельствует об излишней болтливости.. Также это слово часто использует неуравновешенный, а порой и склонный к агрессии человек, обладающий холерическим темпераментом.

5. "На самом деле". Собеседник, употребляющий такое "слово-паразит", полагает, что только его знания самые полные, а взгляды самые верные. Такие люди очень любят учить других всему, что "знают сами", при этом считая свой внутренний мир самым ярким и интересным не только для себя, но и для окружающих.

6."Значит", "типа". Люди, щедро разбавляющие свою речь подобными "словами-паразитами", достаточно агрессивны и очень не любят, когда с высказанной ими точкой зрения кто-то не соглашается. Они привыкли в любом случае оставаться при своем мнении.

7. "Просто". Как ни парадоксально, но человек, в речи которого встречается этот "паразит" любит все так или иначе усложнять и выдавать это за абсолютно простые, даже элементарные понятия, о которых известно даже младенцу. Нередко люди, произносящие слово "просто" личности зависимые, готовые при всех и везде оправдываться.

8. «Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность. У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.  «Как бы» является своеобразной лазейкой, оставляющей возможность маневрирования.

9. Еще одним «сорным» словом, характерным для слишком болтливых и экспрессивных людей является «так сказать». Так как мысли у этих людей порой не поспевают за словами, «так сказать» выступает в роли паузы и дает возможность синхронизировать мышление и речь. «Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

10. Слово «смотри» нередко использует человек – визуал, который хочет, чтобы его сказанное лучше поняли. Аналогично ведет себя аудиал, который часто говорит «послушай», тем самым призывая собеседника быть более внимательным к его сказанному.

11. «Ладненько» часто говорят фамильярные люди, ощущающие превосходство над собеседником, но не желающие его показать.

12. «Это…», «ну…», «э…», «это самое» – перед вами медленно соображающий человек, тугодум, малообразованный, которому сложно говорить связно. Некоторые люди в состоянии сильного волнения начинают часто использовать в своей речи частицу «ну». Зная это, можно понять, что человека что-то беспокоит, но он не хочет об этом говорить.

13. Словечки «вот» или «вот так вот» нередко говорят в конце предложения те, кому разговор наскучил или человек не знает, что бы еще сказать. «Ну» также берет начало в древности. Лингвисты считают, что в те далеки времена слово «ну» использовалось для того, чтобы к чему-то принудить собеседника. По всей вероятности, человек, постоянно использующий частицу «ну»,  неосознанно стремится придать своим словам большей значимости и побуждает собеседника к более активному диалогу.

14. Некоторые люди практически каждое предложение начинают с частицы «нет». Лингвисты считают, что привычка «отрицать утвердительное» уходит корнями в те далекие времена, когда говорящий таким способом стремился обезопасить свое утверждение от сглаза. «Нет, я согласен, давай пойдем в кино».

15. «Сами понимаете» – человек робкий, неуверенный, постоянно извиняется.

И слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. [Электронный ресурс 6, 7 ]








Приложение 2

Анкета «Слова-паразиты в вашей речи»

1. Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?






















Приложение 3

Частотный словарь слов-паразитов


Слова-паразиты, употребляемые учащимися 10 класса Г

ну – 70,5%

вот – 9,5%

короче – 39,6%

так– 8,7%

это – 14,5%

ваще – 12,2%

как бы – 10,8%

типа – 66%    

это самое – 14,5%

блин – 38%

эээ – 89%

ммм – 95%














Приложение 4

Способы избавления от слов-паразитов

В литературе мы нашли несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.

3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

5.  Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

7. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов» [Электронный ресурс 2, 4, 5]



























Приложение 5

Буклет-памятка «Слова-паразиты в экологии речи»


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!