СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь терминов для подготовки к ВПР по обществознанию. 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь терминов для подготовки к ВПР по обществознанию. 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов для подготовки к ВПР по обществознанию. 6 класс»

СЛОВАРЬ

Антипатия – чувство неприязни, нерасположения. Противоположное – симпатия.

Безнравственный – так говорят о человеке, который не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Безопасность – это отсутствие каких-либо опасностей и угроз. Способных нанести ущерб жизненно важным интересам человека.

Биологический – природный; связанный с живой природой.

Вежливость – моральное качество человека, которое характеризуется доброжелательностью, внимательным отношением, тактом, уважением к другим людям, готовность оказать помощь желающим.

Возвышение потребностей – переход человека от удовлетворения низших потребностей (материальных) к высшим (духовным, социальным).

Волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.

Воля – способность делать выбор и нести ответственность за свои действия и поступки.

Воспитание – направленный процесс влияния одного человека на другого с целью привить ему нужные правила поведения и нравственные нормы.

Гарантия – условие, обеспечивающее что-либо.

Государственная социальная помощь – предоставление государством денежных выплат, социальных услуг и жизненно необходимых благ безработным и нетрудоспособным гражданам, людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, малообеспеченным и многодетным семьям.

Гражданин – человек, принадлежащий к определённому государству на законных основаниях.

Гражданство – политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях; принадлежность человека к определённому государству.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед обществом и государством.

Группа – совокупность людей, объединённых общим признаком: интересами, деятельностью и т.д.

Групповые нормы – правила, по которым живёт группа.

Гуманизм – человеколюбие, уважение к человеку.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети в возрасте до 18 лет, у которых родители умерли или были лишены родительских прав, так как не занимались их воспитанием и содержанием.

Деятельность – способ отношения человека к окружающему миру, в результате которого происходит его изменение и преобразование, создаётся то, чего нет в природе.

Достоинство – осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Она играет очень важную роль на всех этапах жизни человека.

Дружеские отношения – искренние позитивные отношения, основанные на доверии, взаимопомощи, взаимопонимании, общности интересов, равенстве.

Закон – нормативный акт, принимаемый законодательным органом страны, обладающий высшей юридической силой.

Здоровый образ жизни – образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья.

Знания – результат познавательной деятельности; усвоенная человеком информация о мие и самом себе.

Игра – это деятельность, которая осуществляется в воображаемой обстановке ради развлечения, забавы, а не для достижения практических результатов, доставляет радость сама по себе. В детском возрасте преобладает среди других видов деятельности.

Иерархия – последовательное расположение частей (элементов) от низшего к высшему, от второстепенного к главному.

Инвалид – человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями, связанными с нарушениями здоровья.

Инвалидность – ограничение или полное отсутствие способности человека трудиться, требующее специальных условий для организации труда.

Инклюзивное образование – совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Интеллект – способность к познанию и использованию имеющихся знаний для решения практических задач.

Интерес – осознанная потребность в чём-либо или ком-либо; намерение ознакомиться с каким-либо предметом, стремление изучить его.

Карьера – продвижение в профессиональной деятельности, достижение известности, славы, почёта.

Конституция – основной закон общества и государства, устанавливающий основы гражданского общества и государства.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьёзное разногласие, спор.

Культура – всё, что создано человеком; это совокупность норм. правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.

Культурные нормы – это правила поведения человека в обществе.

Культурология – наука, изучающая культуру.

Личность - характеристика человека как члена общества, способность брать на себя ответственность за свои поступки, готовность к сознательной деятельности.

Логика – стройность и последовательность мышления.

Любовь к Родине – чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми; любовь к месту, где ты родился, живёшь.

Малая группа – группа, состоящая из людей, хорошо знающих друг друга.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки семей, имеющих детей.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Миграция – переезд человека из одного места в другое (в пределах одной страны) или из одной страны в другую, связанный с переменой места жительства.

Мораль – нормы поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Мотивы – побудительные причины поведения и действий человека. Возникающие под воздействием его потребностей и интересов.

Мышление – высшая форма человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Национальность – принадлежность к какой-либо нации, народу.

Неразумные (ложные, мнимые) потребности – искусственно созданные человеком потребности, удовлетворение которых часто ведёт к физическому и духовному разрушению личности, наносит ущерб природе и обществу.

Несовершеннолетние – это те, кто по закону не является взрослым; в РФ это лица, не достигшие возраста 18 лет.

Общение – взаимодействие людей с целью передачи информации, эмоций, чувств.

Общество – это

  1. группа людей, связанных между собой определённым признаком;

  2. этап в истории человечества;

  3. всё человечество в целом.

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания с целью реализации интересов личности, общества, государства.

Обязанность – должностное поведение.

Опасность – явление, способное причинить вред жизни, здоровью человека.

Ответственность – обязанность принимать последствия своих действий и поступков.

Официальные отношения – деловые отношения; возникают в процессе трудовой, административной деятельности, в связи с обращением в государственные учреждения, регулируются нормами права.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к родине и готовность пожертвовать ради неё своими интересами.

Поведение – действия человека, направленные на удовлетворение определённых потребностей, подвергающиеся контролю и оценке со стороны общества.

Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует школьному возрасту учащихся 5-8 классов; этап в жизни человека, который характеризуется переходом человека из детства во взрослую жизнь.

Поколение – люди, родившиеся и живущие в один временной период (примерно 25 лет); за один век сменяются 4 поколения: родители, дети, внуки, правнуки. Смена поколений обеспечивает развитие общества.

Потребность – нужда человека в чём-либо. Потребности бывают биологические, в стабильности и безопасности, социальные, престижные и духовные.

Политология – наука, изучающая политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента, правительства).

Права человека – обеспеченная государством возможность граждан делать всё, что соответствует их потребностям и не причиняет вред другим людям, обществу и государству.

Привычка – это присущая человеку форма поведения, которая приобретает характер потребности (например, чистить зубы по утрам).

Психология – наука о внутреннем мире человека и его поведения.

Правозащитник – активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.

Принцип – внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, правило поведения.

Разумные потребности – потребности, удовлетворение которых способствует развитию человека, приносит ему пользу.

Рациональное познание – это познание окружающего мира и самого себя в результате мыслительной деятельности, на основе логики.

Ребёнок – человек, не достигший 18 лет.

Родство – кровная связь людей, происхождение от общих предков.

Самообразование – образование, получаемое человеком самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей; впечатление или мнение человека о самом себе.

Самопознание – познание человеком самого себя.

Сверстники – это люди одного возраста.

Семейные роли – выполнение членами семьи своих обязанностей и осуществление своих прав.

Семейные традиции – принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Семейные ценности – часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Семья – малая социальная группа людей, основанная на браке или кровном родстве, связанных общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Симпатия – внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное – антипатия.

Совесть – способность человека к самооценке и самоконтролю на основе моральных норм; это внутренний нравственный судья действий, поступков, мыслей человека.

Сознание – способность человека мыслить, рассуждать и определять свой отношение к окружающей жизни, действительности.

Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социальная роль – способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе.

Социальное положение – характеристика человека по следующим позициям: образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности, демографические свойства (пол, возраст).

Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт государственного бюджета.

Социальный – общественный; связанный с обществом.

Социальный статус – социальное положение человека в обществе.

Социология – наука, изучающая устройство общества. взаимодействие групп людей, входящих в него.

Способности – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что-либо делать, в склонности к определённым занятиям или профессии.

Сферы общественной жизни – экономика (сельское хозяйство, промышленность, торговля, финансы); духовная сфера (культура, религия, искусство, образование, наука); социальная сфера (взаимоотношения различных социальных групп), политика (вопросы власти и управления, отношения государства и общества).

Темперамент – индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент характеризует биологическую природу человека, является признаком индивида.

Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, чувствам, традициям, верованиям, мнениям.

Традиции – социальное и культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение и существует в течение длительного времени.

Труд – форма деятельности людей, направленная на преобразование окружающего мира.

Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного.

Учение – форма деятельности, связанная с овладением новыми знаниями, умениями.

Ущерб – вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.

Философия – наука, изучающая наиболее общие вопросы устройства мира.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Цель жизни – мысленный образ желаемого результата деятельности человека на протяжении жизни.

Ценности- социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества личности, доброе имя человека, незапятнанная репутация.

Чувственное познание – познание при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Этикет – принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т.д.)

Экономика – наука, которая изучает организацию производства и экономическую деятельность людей.

Экстернат – форма получения образования. Которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении.

Юриспруденция – наука, изучающая право – систему общеобязательных правил поведения, записанных в законах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!