СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе (выступление на МО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение 4х лет младший школьник должен изучить  достаточное количество слов в которых безударная гласная не проверяется. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Словарной работе в школе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер. Отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

В течение 4х лет младший школьник должен изучить  достаточное количество слов в которых безударная гласная не проверяется. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Словарной работе в школе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер. Отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе (выступление на МО)»









Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.

































Учитель начальных классов

Николаева М.В.



В течение 4х лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов в которых безударная гласная не проверяется. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Словарной работе в школе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер. Отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11класс» - писал известный ученый – методист А.В. Текучев.

Что надо сделать, чтобы лучше усваивали написание таких слов, меньше допускали ошибок?

Необходимо в начальном курсе грамматики, правописания и развития речи уделить больше внимания на словарно – орфографическую работу, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1 классе. Они наблюдают над написанием таких слов как: воробей, сорока, ворона, пенал, карандаш. Запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.

В каждом последующем классе количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой – изучение таких слов и проведение словарно – орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Работа над каждым словом из «словаря» непосредственно связана с изученным на уроке грамматико – орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить его в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связанные тексты – отрывки из художественных произведений.

Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений остаются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное трудное слово с выделенной безударной гласной, записывают его по памяти, выясняют значение слова.

Картинный диктант

- учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

- учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения.

- учитель показывает карточку – картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.


Выборочный диктант

(картинный, слуховой, зрительный)

Учитель предлагает детям карточки – картинки, либо карточки – слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания

- записать в первый столбик слова названия животных, во второй названия растений.

- записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную «е», во второй слова, в написании которых надо запомнить гласную «о», в третий слова, в написании которых надо запомнить гласную «а».

- из предложенного текста выписать только словарные слова.

«Урожай! Урожай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха!

Огурцы как на подбор!

На грядке сорвать не плохо

крупный красный помидор!

Пробежишься мимоходом – съешь морковку мимоходом!

Е. Трутнева

Диктант с использованием загадок

Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем учащиеся записывают слово – отгадку и выделяют в нем орфограммы.


Диктант по памяти

- слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор)

- слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву «е»


Диктант с комментированием

Учитель называет слово из словаря или однокоренное ему слово, один ученик комментирует написание этого слова, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.


Творческий диктант

-заменить развернутое определение одним словом (четвертый день недели – четверг; прием пищи в середине дня – обед; плод яблони – яблоко; помещение для торговли чем - нибудь - магазин.

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться с помощью сигнальных карточек.

Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно – орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Наиболее совершенным приемом объяснения значения изученного слова является показ предмета или его изображения. Например. Дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор) , называют их, определяют их значение, объясняют отличительные признаки этих предметов.

Не менее интересным приемом объяснением значения слова является работа с загадками. Ученики читают загадку, отгадывают ее и доказывают, что разгадка правильна. Однако эти приемы учитель использует при знакомстве с новым словом.

Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике.

Вот некоторые примеры упражнений:

1) прочитать и объяснить значение изучаемого слова в каждом предложении.

В каком предложении говориться о сирени, как о кустарнике, а в каком о сирени как о цветке этого растения.

«Сирень посадили у нас под окном.

Весною красивым становится дом» (М. Рудерман)

«Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень» (А. Плещеев)

2) прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

«Вот и лето подоспело – земляника покраснела» (М. Ивенсен)

«Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек» (В. Малков)

«Но ежели вы жили возле землянички, значит, земляничное варенье вам привычное»

Этот вид упражнений заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

3) запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям

- молодая осина

- осиновый лес

- гриб с красной или коричнево – красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

4) объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.

5) впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря

Сапоги, ботинки – это обувь, а ……… это одежда.

Заяц, ………это звери, а ……, ……- это птицы.

Пенал, ……, - это учебные принадлежности, а …….., …….. – это овощи.

6) рассмотрите картинки и расскажите об этих птицах.


Организация словарно – орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят и такие слова, выясняют их значения, составляют с ними словосочетания и предложения.

Упражнения подобного типа:

1) объясните значение выделенных слов

- «Весело сияет месяц за окном, белый снег сверкает синим огоньком» (И. Никитин)

- «Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот» (Ю. Коринец)

2) Найдите в предложениях слова, близкие к слову солдат.

«Только взял боец трехрядку, сразу видно – гармонист (А. Твардовский)

«Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою» (В. Качурин)

«Советский воин бережет родной страны покой и славу» (Е. Трутнева)

3) Найдите в предложениях слова противоположные по значению.

«У Лукаморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом

Идет направо – песнь заводит

Налево сказки говорит» (А.С. Пушкин)

4) подберите к каждому из слов близкое по значению слово

Друг – товарищ, узор - ….., труд - ……, торжество - …….., холод - ……., боец - ……..

5) подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа – слева, сверху - ………. здравствуй - ……, пожалуйста - …….., день - ……

6) вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Снег …… под лучами зимнего солнца. Солнце …….., а месяц ……


После выполнения перечисленных заданий учитель предлагает детям как грамматикоорфографические задания – подчеркнуть буквы, написание которых нужно запомнить; определить часть речи и т. д. так и задания по развитию речи (написать по памяти, составить словосочетания, предложение с любым из слов)


Задания типа «Знаешь ли ты?»

1. Знаете ли вы происхождение слова «библиотека»

Это слово пришло в русский язык из греческого языка. Сложено оно из двух древнегреческих частей библион – книга, тэке – хранилище. Теперь вам понятно значение этого слова. Можете ли вы, зная происхождение этого слова, объяснить написание первой гласной «и» (бИблия)

2. Знаете ли вы, что слово «завтра» образовалось путем слияния предлога «за» и существительного «утро» в форме Р.п, ед. числа.

Лет 200 назад так и говорили «заутра» т.е. на следующий день. Вспомните слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

«Были все готовы заутра бой затеять новый»

Постепенно слово «заутра» претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог, а гласный звук «у» заменился согласным «в» Теперь в нашей речи употребляется только слово «завтра». Это слово не изменяется.

3.Подумайте, какое из слов в каждой группе слов появилось в нашей речи недавно, а какое раньше других

- электровоз, паровоз, тепловоз

- космонавт, авиатор, летчик, пилот ( обоснуйте свой ответ)

Задания типа «Это интересно»

1. Слова «комбат», «комдив», «комбриг» это сложносокращенные слова. Сложными их называют потому, что они образованы путем сочетания двух слов.

Комдив – командир дивизии

Комбат – командир батальона

Комбриг – командир бригады

2. Как появилось в нашем языке слово «агроном» истоки этого слова мы находим в греческом языке. По гречески «агрос» - поле, пашня, земля, а «номос» - закон. Значит «агроном» - знающий законы земледелия. Пришло же к нам слово агроном из французского языка. А сколько в нашем языке появилось сложных слов, первой частью которых стала часть «агро» Агротехника, агрообъединение совхозов и колхозов.

Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволит учителю показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи.

Доступные фразеологизмы для младших школьников:

Прокатить с ветерком; воробью по колено; ни свет ни заря, бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там; яблоку негде упасть.

Вот примеры упражнений:

1. Прочитайте и объясните значение выделенных выражений

«Не ссорьтесь, помните о том,

Что может быть беда.

В дым разругаетесь, потом

Сгорите со стыда» (А. Шибаев)

2. Объясните, когда так говорят

- исчезнуть с горизонта

- появиться на горизонте

3. «Попутный ветер» в каком значении употребляется?

- в прямом – пожелание кораблю попутного ветра

- в переносном - пожелание кому-нибудь попутного ветра, значит пожелать удачи.

4. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употреблять одно из данных выражений.

- медведь на ухо наступил

- бежать во все лопатки

- воробью по колено

5. Когда так говорят, объясните смысл пословицы.

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

6. Замените выражения данными сочетаниями слов

Зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатиться с ветерком.

(слова для справок: обмануть; очень много; неизвестно когда; очень давно; очень быстро; свободный для транспорта путь.)

При знакомстве детей с написанием трудных слов учитель имеет большие возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах, правильного употребления в речи неизменяемых имен существительных.

(пальто, метро, шоссе, кино, кофе, радио)

Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова”.


Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз – бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь,
воин – боец – солдат – витязь,
желать – хотеть,
извините – простите,
иногда – изредка – подчас – порой,
комната – светлица – горница – каморка,
космос – вселенная,
красивый – прекрасный,
путешественник – путник – турист,
рассвет – восход,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium “головка”)

карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

шахматы (персидское выражение “шах умер”)

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,
В
барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали
обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно
серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет
влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки
вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-
великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение,
А в
классетишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало,
Улетела
простыня.
И подушка,
как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда
горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его
границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)





Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)

Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!