СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа над языком рассказа И. Тургенева «Муму».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Сравнить значения слов день и вечер в данных отрывках рассказа.
  2. Указать случаи, когда эти слова имеют переносный смысл.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа над языком рассказа И. Тургенева «Муму».»

Словарная работа над языком

рассказа И. Тургенева «Муму».

1 задание

  1. Сравнить значения слов день и вечер в данных отрывках рассказа.

  2. Указать случаи, когда эти слова имеют переносный смысл.




  1. В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворнёй. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл, но вечер её был чернее ночи.

  2. В течение дня никто не видал Герасима. Он дома не обедал. Настал вечер; собрались к ужину все, кроме его.




2 задание

  1. Подобрать литературные синонимы к выделенным устаревшим и просторечным словам в данных предложениях.




  1. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё.

  2. Герасим … возился и хлопотал так. что даже барыня обратила внимание на его радение.

  3. Через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно.

  4. – Экой чудной этот Герасим! – пропищала толстая прачка, - можно лиэдак из –за собаки проклажаться.




3 задание

Объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний.

  1. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости еёдержали в чёрном теле; работала она за двоих , а ласки никакой никогда не видела.

  2. И всё это ему (Герасиму) сходило с рук.

  3. В день отъезда он (Капитон0 сперва очень храбрился и уверял, что куда его не пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадёт; потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог.

  4. Она (барыня) была в духе, смеялась и шутила.

  5. Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросилсясломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из – под его пальцев.

  6. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой – какие пожитки в старую попону, связав её узлом. взвалил на плечо да и был таков.

  7. – Ну да. По- моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять.




4 задание

  1. Определить, эти слова от одного корня или нет:

дворня, дворник, дворецкий, дворняжка, дворовые, дворянка.

  1. Объяснить значение каждого из них.

  2. Составить предложения со словами дворяне и дворовые.




5 задание

  1. Составить небольшой рассказ о Герасиме, используя некоторые из данных слов.

- Герасим, дворник, господский слуга;

- Муму, собачка, питомица Герасима, его любимица, спасённый щенок;

- барыня, госпожа;

- приказание барыни, повеление госпожи, господская воля;

- исполнить, сдержать слово, подчиниться;

- смотреть, глядеть, не сводить глаз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!