СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа при изучении повести М.Горького "Детство"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа при изучении повести М.Горького «Детство»

 

Повесть «Детство» относится к автобиографическому жанру. Особенности психологии и миропонимания Алеши своеобразно отражаются не только в трактовке художественных образов произведения, но и в самой авторской речи, в употреблении специфических лексических средств. При изучении повести важно провести тщательную словарную работу.

Исходя из своеобразия детского мышления, Горький нередко заменяет названия предметов, лиц, явлений их описанием:

Черные мужики – факельщики (мальчик дает им название по одежде)

Синий мужик – матрос

Человек, запрещающий есть фрукты – речь идет о санитаре, который присутствовал на пароходе ввиду эпидемии холеры.

Верховой в медной шапке с гребнем – пожарный

Большие – взрослые

Окрасить – изменить цвета

Яма – могила

Вотчим – отчим

Зеленая дама (новая бабушка) – мать отчима

Садить в бока и спину – бить

Неумное племя – семья Кашириных

Вдругорядь – в другой раз

Большие дни жизни – дни нездоровья

Фармазон – вольнодумец

Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь – жизнь в доме Кашириных

В речи героев много просторечных и устаревших слов:

Помер – умер

Тятя – отец

Не в срок, не в свой час – преждевременно

Нишкни – молчи

Молоть – говорить вздор

Неслух – непослушный

Отрыгнуться – отозваться о ком-нибудь каким-нибудь образом

Бобылка – женщина, не имеющая ни дома, ни хозяйства

Заниматься – разгореться

Индо – даже

Ино – тогда

Могутный – могучий

Окститься – перекреститься

Почто – зачем

Пытать – расспрашивать

Седни – сегодня

Томаша – суета

Торкаться – толкаться

Буркалы – глаза

Семишник, трешница, пятишница – деньги

Христа ради – пожалуйста

Также следует обратить особое внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства языка, в частности, на особенности употребления сравнений:

«Ты гляди, каков отец-то, - козленок чистенький!» - говорит Акулина Ивановна о деде, а Цыганка именует «жуком».

Дед, советуя внуку быть хитрым, говорит: «Баран простодушен. Запомни!»

Сына Якова дед называет «хитрой лисой».

«Дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки».

«Вокруг глазастой вышки каланчи вертится пожарный сторож, как собака на цепи»

«Идет неуклюжий Валей, ступая по грязи, как старя лошадь»

«В сумраке дед странно увеличился; глаза его светятся, точно у кота»

«Он (дед) вдруг усмехнулся, повернул шею, точно козел»

«Золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка»

«Они пошли не торопясь и покорно, точно гуси»

«Бабушка уже загородила дорогу матери, махая на нее руками, словно на курицу»

«Они сидели плотно друг с другом, одинаковые, точно цыплята»

«Людей немного, двигаются они не спеша, подобно задумчивым тараканам на шестке печи»

«Баржа серая и похожа на мокрицу»

«Он (дед) зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька»

«А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку»

«Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу…».

Все события и герои повести изображаются писателем через восприятие маленького человека, через формирование его характера.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа при изучении повести М.Горького "Детство"»

Словарная работа при изучении повести М.Горького «Детство»


Повесть «Детство» относится к автобиографическому жанру. Особенности психологии и миропонимания Алеши своеобразно отражаются не только в трактовке художественных образов произведения, но и в самой авторской речи, в употреблении специфических лексических средств. При изучении повести важно провести тщательную словарную работу.

Исходя из своеобразия детского мышления, Горький нередко заменяет названия предметов, лиц, явлений их описанием:

Черные мужики – факельщики (мальчик дает им название по одежде)

Синий мужик – матрос

Человек, запрещающий есть фрукты – речь идет о санитаре, который присутствовал на пароходе ввиду эпидемии холеры.

Верховой в медной шапке с гребнем – пожарный

Большие – взрослые

Окрасить – изменить цвета

Яма – могила

Вотчим – отчим

Зеленая дама (новая бабушка) – мать отчима

Садить в бока и спину – бить

Неумное племя – семья Кашириных

Вдругорядь – в другой раз

Большие дни жизни – дни нездоровья

Фармазон – вольнодумец

Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь – жизнь в доме Кашириных

В речи героев много просторечных и устаревших слов:

Помер – умер

Тятя – отец

Не в срок, не в свой час – преждевременно

Нишкни – молчи

Молоть – говорить вздор

Неслух – непослушный

Отрыгнуться – отозваться о ком-нибудь каким-нибудь образом

Бобылка – женщина, не имеющая ни дома, ни хозяйства

Заниматься – разгореться

Индо – даже

Ино – тогда

Могутный – могучий

Окститься – перекреститься

Почто – зачем

Пытать – расспрашивать

Седни – сегодня

Томаша – суета

Торкаться – толкаться

Буркалы – глаза

Семишник, трешница, пятишница – деньги

Христа ради – пожалуйста


Также следует обратить особое внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства языка, в частности, на особенности употребления сравнений:

«Ты гляди, каков отец-то, - козленок чистенький!» - говорит Акулина Ивановна о деде, а Цыганка именует «жуком».

Дед, советуя внуку быть хитрым, говорит: «Баран простодушен. Запомни!»

Сына Якова дед называет «хитрой лисой».

«Дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки».

«Вокруг глазастой вышки каланчи вертится пожарный сторож, как собака на цепи»

«Идет неуклюжий Валей, ступая по грязи, как старя лошадь»

«В сумраке дед странно увеличился; глаза его светятся, точно у кота»

«Он (дед) вдруг усмехнулся, повернул шею, точно козел»

«Золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка»

«Они пошли не торопясь и покорно, точно гуси»

«Бабушка уже загородила дорогу матери, махая на нее руками, словно на курицу»

«Они сидели плотно друг с другом, одинаковые, точно цыплята»

«Людей немного, двигаются они не спеша, подобно задумчивым тараканам на шестке печи»

«Баржа серая и похожа на мокрицу»

«Он (дед) зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька»

«А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку»

«Сидя на краю постели в одной рубахе, вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу…».

Все события и герои повести изображаются писателем через восприятие маленького человека, через формирование его характера.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!