СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарный урок: "Великое русское слово".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словарный урок: "Великое русское слово".»




Всероссийский конкурс «Словарный урок»









Тема: «Великое русское слово»




Автор: Морозова Марина Борисовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

" Новопетровская средняя общеобразовательная школа"

заведующая библиотекой,

учитель русского языка и литературы









с. Новопетровское, 2021 год

Пояснительная записка


Тема внеурочного мероприятия: «Великое русское слово».

Актуальность: работа со словарями была важна в любое время, а сейчас особенно. В 21 веке настоящей бедой стало то, что ученики не понимают прочитанного, а это ведёт к снижению знаний. Трудно представить себе, что было бы в нашей жизни без словарей. Именно поэтому я выбрала данную тему, так как считаю, что она актуальна вдвойне.

Целевая аудитория: 5-6 класс (11-12 лет).

Роль и место внеурочного мероприятия: данное внеурочное мероприятия предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, библиотекарем.

Цели:

Образовательные: формировать лингвистические, культуроведческие компетенции, пробудить интерес к словарям, заинтересовать учащихся в их изучении.

Развивающие: формировать коммуникативные, исследовательские компетенции; дать возможность проявить творческие способности; продолжить работу по развитию речи учащихся, проводящуюся на уроках и во внеурочное время.

Воспитательные: формировать социальную компетенцию, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку, словарям.

Задачи:

1.Расширить знания обучающихся о жизни и деятельности В.И.Даля, продолжить знакомить с видами словарей русского языка.

2.Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы

3.Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе и парах.

4.Способствовать сохранению здоровья детей

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание личностных качеств: исполнительности, добросовестности, самостоятельности, уверенности в себе; воспитание интереса к слову.

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формировать навык самостоятельной работы; оценивать достигнутые результаты;

познавательные: формировать умение вести самостоятельный поиск информации, структурировать её, делать обобщения и выводы; строить речевое высказывание;

коммуникативные: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; развивать речевую культуру;

Предметные: совершенствовать навыки работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формировать потребность в использовании словарей различных типов.

Форма проведения: внеклассное мероприятие (КВН).

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: Игровые технологии; словесные, наглядные, практические методы и приёмы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, плакат с заданием, карточки с заданиями.










Ход мероприятия:

1.Вступительное слово.

-Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы начинаем наше внеклассное мероприятие… «Великое русское слово»

В нашей игре принимают участие две команды 6 класса, но прежде, чем мы познакомимся с ними, внимание на экран. (Мини-фильм о В.И.Дале).

-Что ещё вы знаете о Владимире Ивановиче Дале?

2.Разминка (загадки, вопросы).

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но все знает. 

Кто его открывает, 

Тот все понимает.

Ответ: Словарь (толковый словарь).

Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво...
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот... (орфографический словарь)

-Ребята, а какие словари русского языка вам ещё известны?

-К каким из них мы обращаемся чаще всего?

-В каких случаях словари приходят вам на помощь?

3.Представление команд (приветствие).

Капитан 1 команды

Вас приветствует команда “Лингвисты”!

Наш девиз:

Мы лингвисты – активисты,

Нам все хочется познать!

Где? Как? Правильно писать,

Чтоб ошибок избежать

И в борьбе не проиграть!

Капитан 2 команды

Вас приветствует команда «Лексики».

Наш девиз:

Наш язык сложнее всех,

Знай его и ждет успех!

Жюри оценивает приветствие. Максимальное кол-во 5 баллов.

4.Домашнее задание.

1 команда. (Сценка).

Жили в старом шкафу Толковый словарь и Словарь синонимов. Жили

хорошо, друг другу дарили разные слова. Но однажды появилась в шкафу

пыль, и словари стали ссориться.

– Я самый лучший словарь! – сказал Толковый.

– Ты не лучше, чем я, – возмутился Словарь синонимов и добавил: – И

вообще, самые лучшие слова – это синонимы.

– А спорим, что я любое слово смогу тебе объяснить, – произнес Толковый

словарь.

– Не верю этой чепухе! – с неуважением сказал Словарь синонимов.

Долго ссорились словари.

Вдруг открылся старый шкаф и сказал:

- Чего вы спорите? Все словари нужны человеку, и каждый по-своему.

И тут пыль, ссорившая словари, исчезла. А словари стали дружить, как

дружили. Недаром древняя мудрость гласит: «Не держи словари в темнице

– пыль поссорит!»

2 команда.(Чтение стихотворения).

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю, Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

Жюри оценивает домашнее задание. Максимальное кол-во 5 баллов.

5.Конкурс капитанов.

Ответить на вопросы – шутки. (За каждый правильный ответ, команда получает 1 б.)

Капитану 1 команды

Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

Капитану 2 команды

Что общего у слов день и ночь? (“Ь” знак на конце)

Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)

6.Конкурс знатоков ударений.

(За каждые три правильных слова -1 б.)

Команды получают карточки со словами, в которых нужно поставить ударение (1 мин. на выполнение).

(Звонит, торты, банты, свекла, сирота, сироты, копировать, красивее, средство, жалюзи, столяр, баловать).

7.Раз словечко, два словечко.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть огромное количество слов. Но, к сожалению, мы не всегда правильно употребляем слова, не зная их смысл. А иногда используем слова иностранного происхождения, забывая о синонимах, которые есть в родном языке. Например, хобби – увлечение, блеф – выдумка, ложь. Сейчас каждой команде будет предложено шесть слов и три варианта их толкования. Нужно выбрать верный ответ, пользуясь словарём, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Казус (кактус, случай, котенок).

Дрезина (тележка, шина, калоша).

Антиквар (участник квартета, продавец старинных предметов, ящерица).

Блиндаж (новинка, картина, укрытие)

Амброзия (пища, ржавчина, цветок)

Кавалькада (украшение, группа всадников, стихотворение).

8.Конкурс «Фотоглаз»

На доску вывешивается плакат, на котором написано восемь слов.

Капитанам дается одна минута, чтобы запомнить их. Затем они записывают их на листочках. Побеждает тот, кто запишет больше слов и сделает меньше ошибок (3б.)

Антенна

Телеграмма

Искусство

Директор

Трамвай

Кроссворд

Галерея

Компьютер

9. Конкурс «Чужак»

В нашем следующем конкурсе речь пойдёт об однокоренных словах. Каждая команда получает 2 одинаковых текста, в которых должны найти однокоренные слова и слово «чужак» - с омонимичным корнем. Команда, справившаяся с заданием первой, получает два балла, второй - один балл.

Текст.

«Собрались у воды родственники. Подводник с водицею беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водолей закинул невод, хочет рыбку поймать. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?»

10. Конкурс «Языкознание» (Продолжи фразеологизм).

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …;

(За каждый правильный ответ, команда получает 1 б.)

11. Будущие студенты. (Макс. кол-во 5б.)

По 3 человека от команды выходят, чтобы за 3 минуты составить рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву - К, М. Начало текста:

1. Когда Катя…

2. Мы можем…

12.Рефлексия.Итоги.

- Ребята, надеюсь, что и вы не будете забывать о своих помощниках- Словарях!

-Что нового узнали сегодня? Какое задание было самым сложным? Какое было самым лёгким?

Закончен КВН.

Пришла пора итоги подвести:

Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать. Всем спасибо!





















Заключение


Я считаю, что одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся является работа со словарями не только на уроках русского языка, но и во внеурочное время. Ребята с удовольствием принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить положительные эмоции, новые знания, закрепить пройденный материал. Такие мероприятия способствуют значительному обогащению словарного запаса школьников, таким образом, повышают уровень их речевого развития. При условии систематического использования на уроках, внеурочных мероприятиях словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития. Рекомендую применять в практике учителям начальных классов, педагогам среднего звена, классным руководителям, библиотекарям.















Список использованной литературы

1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.Т.3 – М.: Дрофа; Рус. яз. - Медиа, 2011. – 555 с.

3. Жуков А.В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка.– М.: Дрофа, 2010. – 508 с.

4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2018. –168 с.

5. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка 21 века. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 413 с.

6. Журнал «Непоседа», 2016, №20

7. Ресурсы интернет:

https://www.youtube.com/watch?v=yoXnIbGVrdI












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!