СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словесное рисование как средство формирование функциональной грамотности четвероклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словесное рисование как средство формирование функциональной грамотности четвероклассников»

Словесное рисование как средство формирование функциональной грамотности четвероклассников

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития у четвероклассников функциональной грамотности в процессе словесного рисования. Целью данной работы является выявление педагогических условий развития функциональной грамотности у четвероклассников впроцессе словесного рисования. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: охарактеризован навык функциональной грамотности; охарактеризовано словесное рисование как средство развития навыка функциональной грамотности в начальной школе; представлена практическая работа по развитию у четвероклассников функциональной грамотности в процессе словесного рисования мифов; определена ее эффективность.

Ключевые слова:функциональная грамотность, смысловое чтение, словесное рисование, мифы, развитие смыслового чтения, литература.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.Наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Требования, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, включают смысловое чтение как один из обязательных компонентов метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Овладение смысловым чтением имеет особое значение для формирования всех групп универсальных учебных действий, так как их усвоение базируется на осмыслении цели чтения, выборе вида чтения, определении главной и второстепенной информации, формулировании проблемы и ведущей идеи прочитанного [3].

Одним изспособом по формированию функциональной грамотности является смысловое чтение.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Обучение смысловому чтению заключается в овладении следующими умениями. К ним относят умение предвосхищать содержание предметного плана текста по названию; понимать основную идею текста; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; выражать информацию текста в виде кратких записей; выделять не только главную, но и избыточную информацию; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения, переработки информации и её осмысления; понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать [14].

Словесное рисование как один из методических приемов творческого чтения, заключавшийся в создании словесных картин на основе прочитанного текста, традиционно для русской школы. Оно развивает творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально-образной речью, влияет на литературное развитие в целом. Использование словесного рисования на уроках литературы содействует более глубокому восприятию литературного произведения. Чтобы создавать словесные картины, учащиеся должны овладеть минимумом знаний об образных средствах языка - эпитете, метафоре, сравнении - и таких элементах словесной картины, как художественная деталь, эмоционально-личностная оценка изображаемого. Учитель вводит основные понятия и через серию упражнений помогает осознать их.После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе начинают воспринимать изучаемые произведения. У них развивается способность «входить» в мир героев литературного произведения, рисовать в воображении картины на основе воспроизведенных в тексте деталей. Развивается образное мышление, устная и письменная речь учащихся, их творческие способности [11, с. 154].

Словесное рисование способно помочь детям осмыслить содержание мифов. Иллюстрирование развивает у ребёнка способность эмоционально откликаться на прочитанное. Пробуждая воображение и фантазию, словесное рисование приближает читателя к эпохе, о которой идет повествование. Драматизация представлений позволяет узнать, как думали герои и что они чувствовали, а конкретизация отсеивает ложную и надуманную информацию. А упражнения, способствующие выражению личностных отношений, покажут ученикам, что, несмотря на давность событий, во многом герои мифов похожи на современного человека [13].

С целью выявления первоначального уровня сформированности у четвероклассников навыка смыслового чтения мифов было проведено экспериментальное исследование.

База исследования: МОАУ Лицей № 21 г. Кирова, в исследовании принимали участие ученики 4 «Б» и 4 «В» класса.

С целью формирования навыка смыслового чтения у четвероклассников была проведена серия занятий в виде разных форм работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

По результатам проведения серии уроков, направленных на формирование навыков смыслового чтения был проведен контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики развития у четвероклассников навыка смыслового чтения мифов.

Результаты исследования показывают, что ученики на контрольном этапе с достаточной точностью определяют главную тему произведения, составляют полноценный план произведения, умеют восстанавливать последовательность событий в тексте, четко высказывают свое мнение и отношение к тексту или описываемым событиям в нем, что говорит о повышении уровня сформированности указанных навыков. Также видна динамика развития умений смыслового чтения в классе от первой диагностической работы - ко второй. Большинство учащихся класса повысили уровень сформированности навыков смыслового чтения. А у тех учащиеся, которые продемонстрировали средний уровень сформированности навыков смыслового чтения, за короткий период практики нам удалось сохранить этот уровень освоения. Некоторые дети демонстрировали при этом повышение интереса к работе с текстом на уроках литературного чтения. Полученные данные говорят о результативности целенаправленной работы над совершенствованием умения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!