СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слово года", нпр "Старт в науку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена исследованию  информации об  истории, значении, употреблении слова «пандемия»  в русском языке, фольклоре и литературе, живописи.

Просмотр содержимого документа
«"Слово года", нпр "Старт в науку"»


Управление образования администрации Бековского района Пензенской области





Научно-практическая конференция «Старт в науку»


«СЛОВО ГОДА»

(на примере слова «пандемия»)

Выполнила:

учащаяся 9 класса МБОУ СОШ с. Покровка Сидоркина Лидия .


Руководитель:

Орлова Н.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Покровка.






























с. Покровка, 2021




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3-4


ГЛАВА 1. Этнография слова «пандемия»…………………………………………………5-6


ГЛАВА 2. Лексикография слова «пандемия»………………………………………………..7-8


ГЛАВА 3. Этимология слова «пандемия»……………………………………………………..9


ГЛАВА 4. Сочетаемость слова «пандемия»……………………………………………...10-11


ГЛАВА 5. Словообразование………………………………………………………………12-14


ГЛАВА 6. Литературная страница………………………………………………………...15-16


ГЛАВА 7. Искусство и пандемия…………………………………………….....................17-18


ГЛАВА 9. Пандемия и символика…………………………………………………………….19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………20


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….21


ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..22-28





















ВВЕДЕНИЕ


Объект исследования.


Работа посвящена исследованию информации об истории, значении, употреблении слова «пандемия» в русском языке, фольклоре и литературе, живописи.

Актуальность исследования.

Иногда только одно слово может определить эпоху. Этот исключительно трудный год отличился именно словом «пандемия». Американский словарь Merriam-Webster, известный во всем мире как словарь Уэбстера, назвал «пандемию» (pandemic) словом 2020 года, потому что этот термин часто использовался в новостях всего земного шара.     По словам, редактора словаря Питера Соколовски, интерес к этому слову возник в самом начале 2020 года, а 11 марта 2020 года, когда Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку коронавируса на территории всех без исключения государств и континентов - глобальной пандемией, количество запросов резко возросло. Этот год в истории человечества запомнится молниеносным распространением вируса, который создал новую реальность, реальность, к которой мы бы не пришли так быстро. Пандемия СOVID-19 оказала и продолжает оказывать своё действенное влияние на все сферы жизни общества во всех странах мира: политику, экономику, образование, науку, здравоохранение, культуру. Даже такая область человеческих знаний, как этимология – один из разделов лингвистики, изучающей происхождение слов и устойчивых оборотов речи, ощутила на себе это воздействие. Пандемия СOVID-19 вызвала изменения в словарном составе языка, которые уже произошли в нём за этот короткий промежуток времени. Две тысячи двадцатый год отмечен не только новациями в обычной лексике людей – новые слова стали повседневными и на официальном уровне. Российские лингвисты отметили чрезвычайную активность творческой деятельности людей в придумывании новых слов. Не все они надолго задержатся в лексиконе россиян, но заметный след в истории языка пандемия оставит несомненно. Этот период будет одной из ярких страниц в языковой истории образования новых слов и устойчивых оборотов речи русского языка.

Наша работа ориентирована на комплексное описание слова «пандемия» В ходе исследования мы попытаемся овладеть навыками лингвистического анализа, научимся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических источников, узнаем происхождение слова, его лексическое значение, употребление в произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Цель исследования: выявить многогранность слова «пандемия».


Задачи исследования:

1.Проанализировать дефиниции слова «пандемия» в отечественных и зарубежных

толковых словарях.

2. Изучить употребление слова «пандемия» в пословицах и поговорках.

3. Изучить способ образования и лексическое значение неологизмов, связанных со

словом «пандемия».

4. Рассмотреть особенности сочетаемости слова «пандемия».

5. Описать некоторые особенности употребления слова «пандемия» в фольклоре и

художественной литературе.


Гипотеза: предположим, что важные общественные события и потрясения мирового масштаба, связанные с пандемией коронавируса, повлияют на самую живую и чувствительную систему человеческих знаний – язык, а новые языковые единицы станут неотъемлемой частью жизни современного человека, повлекут за собой сокрушительные изменения в культуре речи.


Научная новизна исследования связана с  возможностью изучить смысловое значение единиц языка, характер употребления их в устной и письменной речи, деривационные особенности лексем (образование новых языковых единиц (дериватов)), а также их графическое и орфографическое освоение.

Материал исследования. Исследование построено на изучении материалов толковых, этимологических, фразеологических, словообразовательных словарей, словарей-справочников, интернет-ресурсов.


Метод исследования. В качестве главного метода исследования использован метод комплексного описания слова «пандемия».


Теоретическое значение.

Изучив литературу, описать значение данного понятия в русском языке;

сопоставить толкование данного слова в различных отечественных и зарубежных толковых словарях;

собрать сведения о происхождении слова;

определить какие новые слова образуются в связи со словом «пандемия», какие значения они имеют;

найти устойчивые выражения, включающие слово «пандемия» и все, что связано с ним;

определить какую роль играет образ рассматриваемого предмета в фольклоре, литературных произведениях, в произведениях живописи, символике.


Практическое значение. Собранные материалы и полученные результаты исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, для расширения кругозора.


Продукт результата исследования. Кроссворд «Словарь пандемии», мини-словарь пандемии.









Глава 1. Этнография слова «пандемия»

Слово «пандеми́я»  пришло к нас из от греческого языка и обозначает необычайно сильную эпидемию (Приложение 4), распространившуюся на территории всех континентов, то есть высшую степень развития эпидемического процесса. Пандемия является наиболее опасной формой, чем эпидемия, потому что охватывает подавляющую часть мира или весь мир. Обычно под  пандемией подразумевают болезнь, принявшую массовый, повальный характер, поражающую почти всё население.

Произношение: слово «пандемия» правильно звучит как панд[э]мия, то есть с твёрдой д и ударением на и.


Данный термин входит в следующую группу терминов:



-демия

-зоотия

-фития

Эн-

Эндемия

Энзоотия

Энфития

Эпи-

Эпидемия

Эпизоотия

Эпифития

Пан-

Пандемия

Панзоотия

Панфития

-демия

Человек общественное существо, обладающее разумом и 

сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.  Возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться.


Эндемия

Эндемическое заболевание — заболевание, характерное для определённой местности. Часто связано с резкой недостаточностью или избыточностью содержания какого-либо химического элемента в среде. Может развиваться у растений, животных и человека. Например, при недостаточности йода в пище возникает простой зоб (эндемический зоб) у животных и людей, при избыточности селена в почвах — появление ядовитой селеновой флоры и многие другие эндемии.



Эпиде́мия 

Эпиде́мия (греч. επιδημία — повальная болезнь, от ἐπι — на, среди и δῆμος — народ) — прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать источником чрезвычайной ситуации.

-зоотия

Живо́тные (лат. Animalia) — традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

Энзоотия

Энзоо́тия (греч. ἐν- — в, на; ζῷον — животное) — вспышка инфекционной или инвазионной болезни животных. Истинная  энзоотия обусловлена природными условиями. Статистическая энзоотия связана с хозяйственной деятельностью человека и ветеринарным обслуживанием животных.

Эпизоотия

Эпизоо́тия (греч. ἐπι — на, среди; ζῷον — животное) — широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (следует отличать от энзоотии), значительно превышающее уровень заболеваемости, Говоря простым языком, эпизоотия — это «эпидемия у животных». Эпизоотия является одним из факторов, сдерживающих рост популяции при её излишней плотности и слишком большой численности особей.

Панзоотия

Панзоотия (греч. παν- — все; ζῷον — животное) — необычайно широкое распространение инфекционной болезни среди животных, охватывающее страну, группу стран, континент. Является высшей степенью эпизоотии.

Панзоотия может начаться при:

  • появление новой, ранее не наблюдавшейся болезни;

  • происходит заражение нескольких распространённых видов животных, и заражение

  • вызывает тяжелую болезнь;

  • инфицирующий агент легко и жизнеспособно распространяется среди животных.


-фития

Расте́ния (лат. Plantae) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхипапоротникихвощиплауныголосеменные и цветковые растения.

Эпифития

Эпифито́тия (также эпифити́я, от греч. ἐπι — на, среди; φυτόν — растение) — распространение инфекционной болезни растений  на значительной территории или увеличение активности вредителей растений. Термин образован по аналогии с эпидемия, эпизоотия. ГОСТ 21507-2013 определяет эпифитотию как массовое заболевание растений.

Таким образом, слово «пандемия» в 2020 году вошло в наш ежедневный словарный запас, произошло из греческого языка, означает соединение двух слов: «пан» – весь, «демия», от демос – народ. Входит в особую группу терминов, которые обозначают инфекционные заболевания у растений, животных, человека.









Глава 2. Лексикография слова «пандемия»

В Большом толковом словаре русского языка С. А. Кузнецова:

Пандемия -и; ж. [от греч. pandemia всеобщий, всенародный]Мед. Эпидемия, охватывающая население целой области, значительной части страны или ряда стран.

П. гриппа. Холерная п. Пандеми́ческий, -ая, -ое.


В словаре под редакцией Д.Н. Ушакова:

Пандемия  [дэ], пандемии, жен. (от греч. pandemos - всенародный) (мед.). Эпидемия, принявшая широкие, всеобщие размеры.

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

Пандемия [дэ], и, ж. Повальная эпидемия, охватывающая население целой области, страны или ряда стран. Глобальная п./прил. пандемический, ая, ое.


В толковом словаре Т.Ф.Ефремовой:

Пандемия, ж.  Распространение какой-л. инфекционной болезни на целые страны и материки. 

В словаре русского языка А.П. Евгеньевой:

Пандеми́я -и, ж.,  Мед. Эпидемия, охватывающая целую область, страну или ряд других стран [От греч.  — всеобщий, всенародный]

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

Пандемия (παν — весь, δημος — народ) — заразная болезнь, принявшая очень большие размеры и охватившая почти все население данной местности.

В экологическом словаре: Пандемия (от греч. pandemia — весь народ), эпидемия, охватывающая подавляющую часть населения какой-либо страны, группы стран или целого континента.  

В Большой медицинской энциклопедии (1970): 

Пандемия (от греч. pan-весь, целый и demos-народ), высшая степень развития эпидемии. По точному смыслу слова и принятому его употреблению под ПАНДЕМИЕЙ разумеется такая степень распространения инфекционного заболевания, которая выражается в чрезвычайно широком («поголовном») охвате всего населения определенной области. Однако во многих случаях рассматриваемое понятие употребляют и для характеристики таких эпидемических состояний, при которых одновременно или последовательно той или иной инфекционной болезнью поражается несколько или много стран, хотя бы в каждой из них жертвой инфекции и становилась сравнительно незначительная часть всего населения. Еще чаще понятие П. применяется не в прямом смысле, т. е. не для определения состояния поголовной заболеваемости всего населения, а лишь для характеристики состояния особо сильного, необычного для данной местности эпидемического распространения того или иного инфекционного заболевания.

В «Большой российской энциклопедии» слово «пандемия – это эпидемия, при которой инфекционное заболевание распространяется на территорию всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира».

В толковом словаре Медицинских терминов:

Пандемия (pandemia; греч. pandemos всеобщий, всенародный) категория интенсивности эпидемического процесса, характеризующаяся массовым распространением инфекционной болезни, когда ею охвачено население страны, нескольких стран или континентов.


В толковом словаре иностранных слов:

Пандемия {дэ}, и, ж., мед. Распространение какой-нибудь инфекционной болезни на целые страны и материки, более широкое, чем при эпидемии. П. чумы. Пандемический - относящийся к пандемии. ПАНЗООТИЯ,  ЭНДЕМИЯ,  ЭНЗООТИЯ, ЭПИЗООТИЯ.


В словаре терминов МЧС:

Пандемия

1) категория интенсивности эпидемического процесса, характеризующаяся массовым распространением инфекционной болезни, когда ею охвачено население страны, нескольких стран или континентов;

2) эпидемия, имеющая распространение в ряде стран и значительно превосходящая по своей интенсивности эпидемии, обычные для данной местности и данных условий.

Таким образом, мы видим, что в толковых словарях русского языка, в словарях иностранных слов, энциклопедиях разного рода слову «пандемия» дается толкование его значений, приводятся основные грамматические формы, слово снабжено нормативным ударением, стилистическими пометами. Именно оно используется в речи при распространении нового заболевания в мировых масштабах, когда у большинства населения отсутствует иммунитет к его возбудителю.

















Глава 3. Этимология слова «пандемия»


«Пан» – приставка, породившая миф.

«Пан либо пропал» - «Всё либо ничего». Данное выражение в последнее время мы почти не слышим. А вот в литературе 19 века оно встречается довольно часто.

Сейчас мы не изучаем в школах греческий язык, а когда - то он входил в число обязательных предметов. Поэтому русский человек, с присущей ему сообразительностью, брал короткие лаконичные греческие слова, вставлял их в свою речь и придумывал новые понятия. Так и рождались крылатые фразы. В нашем выражении слово пан это и есть по-гречески всё.

Примером может служить известная «пандемия» (πανδημία), что буквально означает «всё» или «весь народ». Но пан в Литве, Польше и на Украине – человек-господин. Многие исследователи считают, что пан в данном случае трансформировался из санскритского языка1 «пати» - глава дома, отец. В греческой мифологии Бог леса и Покровитель пастухов тоже носит имя ПАН (Приложение 5). В Греции, вместо латинского термина «фауна» употребляют своё – «панида» в честь Бога Пана. Согласно этимологии и это слово уходит своим корнями в санскрит и означает «па» - охрана, забота. Считается, что от пана произошло понятие паника.

Существует легенда, что Бог Пан помог афинянам в сражении при Марафоне. Своим ужасающим видом и пронзительным голосом он навёл ужас на персов и те в страхе бежали с поля битвы. После этого случая чувство сильного страха и растерянности приобрело эпитет «панический». Но гораздо ранее греков рогатых богов почитали этрусски2. Они называли их богами леса и олицетворяли первородную стихию и сексуальную энергию.

Точно такими же качествами обладает и герой славянских сказок Леший. У славян он дух и хозяин леса. Способен менять свой облик и становиться человеком. Может быть невидимым и превращаться в ветер. Звуки, которые он рождает, порой вызывают тревогу и страх. В славянских народных верованиях лешие добрые и злые, весёлые и грустные. Они переменчивы, как и погода.

Также покровительствуют лесным животным, охотникам и пастухам. Но для того, чтобы получить поддержку от лесного духа, нужно с ним договориться. К нему относились очень уважительно и никогда не называли вслух его настоящего имени. Так как верили, что так возможно накликать на себя его гнев.

Наверное, именно поэтому на картине Врубеля леший назван Паном. И в отличие от латинского и греческого бога Пан наделён всеми чертами, которые присущи дикой природе. В греческой мифологии часто встречается слово «пандемоний», которым обозначают  место сборища злых духов. 

Итак, слово «пандемия», пришедшее к нам из греческого языка, часто встречалось в литературе девятнадцатого века, а часть слова пан- обозначает «всё». Пан в Литве, Польше и на Украине – человек-господин. Бог Пан в греческой мифологии является Богом леса, он обладает такими же качествами, как и герой славянских сказок Леший.

_____________________________________________________________________________

  1. Санскри́т — древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Само слово «санскрит» означает «обработанный, совершенный». Грамматика санскрита чрезвычайно сложна и архаична. Санскрит считается одним из самых флективных языков мира.

  2. Этру́ски   — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова  (древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибром и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Глава 4. Сочетаемость слова «пандемия» Слова, с которыми может сочетаться слово «пандемия», относятся к общеупотребительным. Прежде всего, это имена прилагательные, обозначающие различные качества, существительные, конкретизирующие инфекционное заболевание, причастия, глаголы.
С прилагательными Новая пандемия (главное слово «пандемия» (именное), вид связи в словосочетании согласование, словосочетание выражает определительное грамматическое значение).
С существительными Пандемия гриппа Пандемия чумы (главное слово «пандемия» (именное), вид связи – управление, словосочетание выражает грамматическое дополнительное значение).
Характер пандемии Масштабы пандемии (зависимое слово «пандемия», вид связи - управление).
С причастиями Распространяющаяся пандемия неизбежная пандемия (главное слово «пандемия», вид связи - согласование)
С глаголами Идёт пандемия Слово «пандемия» выступает в роле главного члена предложения – подлежащего.
С числительными Вторая пандемия (главное слово «пандемия» (именное), вид связи - согласование, зависимое слово – порядковое числительное)
С местоимениями Каждая пандемия (главное слово «пандемия» (именное), вид связи - согласование, зависимое слово – определительное местоимение)


Подбор прилагательных к слову «пандемия» на основе русского языка.

- Какой может быть пандемия?

- Глобальной, великой, черной, последней, очередной, чудовищной, вирусной, специфической, первой, тяжелой, неизлечимой и т.д.

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

- Что может пандемия?

- Начаться, свирепствовать, затронуть, вызывать, сопровождаться, охватить, распространиться, смениться, коснуться, перекинуться, повторяться, распространяться, носить и т.д.


Синонимы к слову «пандемия» и близкие по смыслу слова и выражения:

  • эпидемия, эпизоотия, чума, болезнь

  • эпидемия, чума, поветрие

  • явление

  • повальная болезнь


Антонимов на базе словаря не найдено.

Пандемия - здоровье


Слова и выражения, связанные со словом «пандемия»:


  • пандемия, инфекция, патоген, иммунодефицит, чума, карантин, эпидемия, малярия,лейкемия, краснуха, заболевание, дизентерия

  • микроорганизм, вирусология, микроб, штамм

  • прививка, иммунизация, вакцина, вакцинация

  • бациллоноситель, вирусолог, эпидемиолог, эпизоотия

  • бубонная чума

  • натуральная оспа

  • синдром приобретённого иммунодефицита

  • экологическая катастрофа

  • жёлтая лихорадка

  • чумная палочка

  • стихийное бедствие

  • биологическое оружие

  • инфекционная болезнь

  • свиной грипп

  • эпидемический паротит

  • очаг заражения

  • высокая смертность

  • брюшной тиф

  • кишечные инфекции

  • массовая гибель

  • летальные исходы


Слова, связанные со словом «пандемия», по тематикам.
  • Люди: население, микробиолог, эколог, носитель, житель.

  • Места: чум, лепрозорий, планета, мегаполис, торнадо.

  • Предметы: вакцина, антитело, антибиотик, стрептомицин, пенициллин.

  • Действия: пандемия, эпидемия, вакцинация, грипп, заражение.

  • Абстрактные понятия: чума, холера, зараза, инфлюэнца, полиомиелит.

Итак, слово «пандемия» сочетается со всеми самостоятельными частями речи, многие проанализированные значения слов известны обычным носителям языка. Но больше всего удалось подобрать прилагательных и глаголов. Для характеристики слова «пандемия» можно подобрать как синонимы или близкие по смыслу слова и выражения. Многие из них относятся к медицине и науке.

Глава 5. Словообразование

В возникновении новых «коронавирусных» слов ведущую роль сыграло словообразование. Сложные слова появляются путём сложения основ. Так, к основам «ковид», «корона» присоединяется множество других основ, и появляются, например «ковиддиссиденты», «коронаситуация». Написание: встречается как слитное, так и дефисное, например «ковиддиссиденты»/«ковид-диссиденты». При словообразовании используются как заимствованные, так и русские корни, что наблюдается в словах «удалёнка», «зумиться», «самоизолюция», «сидидомцы». Есть и полные заимствования, например, слово «ковидиот» пришло к нам из английского языка.

При образовании слов меняются и оттенки значения. Например, добавочное значение слова «намордник». Оно приобретает в контексте разную полярность – от лёгкой иронии до сарказма, например: «Ввели этот масочный режим – всем велели надеть намордники! Даже в автобус без них не пускают!». Хотя данное слово содержало такие оттенки и раньше, но чаще использовалось в отношении животных. Просто настоящая ситуация актуализирует уже имеющиеся в языке значения.

Учёные-неологи (специалисты, изучающие новые слова) из Института лингвистических исследований Российской академии наук активно изучают новые слова, связанные с пандемией и включают их в ежегодный Словарь неологизмов – 2020. Но в фундаментальные словари «коронавирусные» слова не попадут, потому что обслуживают конкретную ситуацию. Будем надеяться на то, что ситуация исчерпает себя и они уйдут в историю.


Словарь пандемии (Приложение 1)

Слова, которые появились в нашей речи из-за пандемии COVID-19

Удалёнка. Слово употребляли и раньше, но с наступлением тотальной самоизоляции употребление стало повсеместным.

Самоизоляция. С одной стороны, слово нам хорошо знакомо, с другой – оно поменяло оттенок смысла на противоположный. В Национальном корпусе русского языка есть всего 12 примеров употребления слова «самоизоляция», первое из которых относится к 1940 году. Примеры употребления в основном относятся к экономике и политике, причем с явно негативной коннотацией, например, «Самоизоляция национальных культур приводит к их неизбежному вырождению»; «Самоизоляция в современном мире, превращение самих себя в изгоев». В современном значении «самоизоляция» – это не только не плохо, но и необходимо. 

Зумиться. Общаться в Zoom – приложении, которое теперь повсеместно используется для проведения вебинаров, уроков, зачётов и даже вечеринок. Приложение, кстати, стало самым скачиваемым в США, обогнав даже пресловутый TikTok.

Морфологические и синтаксические свойства слов, образовавшихся в результате пандемии.

Ка-ран-ти́-ку-лы – существительное, неодушевленное, используется только в форме множественного числа. Морфемное строение слова ка-ран-ти́-ку-лы сходно со словом ка-ни́-ку-лы, корень: -каранти́кул-; окончание: -ы; основа: карантикул-.


падеж

ед. ч.

мн. ч.

Именительный

каранти́кулы

Родительный

каранти́кул

Дательный

каранти́кулам

Винительный

каранти́кулы

Творительный

каранти́кулами

Предложный

(о) каранти́кулах


Дис-та̀нт - существительное, неодушевленное, мужской род, 2 склонение. Морфемное строение словакорень: диста̀нт-; окончание: нулевое; основа: дистант-. Способ образования слова бессуффиксальный.

Са-мо-и-зо-ля́-ци-я - существительное, неодушевленное, женский род, 1 склонение. Морфемы слова – корни: -сам-, -изол-; -о- – соединительная гласная (интерфикс); -яциj- – суффикс; -я – окончание; основы: -сам-, -изоляци-. Слово сложное, так как образовано от подчинительного словосочетания самостоятельная изоляция, пишется слитно.

падеж

ед. ч.

мн. ч.

Именительный

самоизоля́ция

самоизоля́ции

Родительный

самоизоля́ции

самоизоля́ций

Дательный

самоизоля́ции

самоизоля́циям

Винительный

самоизоля́цию

самоизоля́ции

Творительный

самоизоля́цией
самоизоля́циею

самоизоля́циями

Предложный

самоизоля́ции

самоизоля́циях


Ма̀-соч-но-пер-ча̀-точ-ный – прилагательное именительного падежа единственного числа мужского рода, относительное. Морфемы слова – корни: -масоч-, -перчаточ-; интерфикс: -о-; суффиксы: -н,-н; окончание: -ый; основы: масочн-, перчаточн-. Сложное слово, образованное от сочинительного словосочетания масочный и перчаточный, пишется через дефис.


падеж

ед. ч.

мн. ч.

м. р.

ср. р.

жен. р.

Именительный

ма̀сочно-перча́точный

ма̀сочно-перча́точное

ма̀сочно-перча́точная

ма̀сочно-перча́точные

Родительный

ма̀сочно-перча́точного

ма̀сочно-перча́точного

ма̀сочно-перча́точной

ма̀сочно-перча́точных

Дательный

ма̀сочно-перча́точному

ма̀сочно-перча́точному

ма̀сочно-перча́точной

ма̀сочно-перча́точным

Винительный

ма̀сочно-перча́точного

ма̀сочно-перча́точное

ма̀сочно-перча́точную

ма̀сочно-перча́точные

Творительный

ма̀сочно-перча́точным

ма̀сочно-перча́точным

ма̀сочно-перча́точной

ма̀сочно-перча́точными

Предложный

ма̀сочно-перча́точном

ма̀сочно-перча́точном

ма̀сочно-перча́точной

ма̀сочно-перча́точных

Про́-ти-во-ко-вид-ный - прилагательное именительного падежа единственного числа мужского рода, относительное. Морфемы слова – корни: -против-, -ковид-; интерфикс: -о-; суффикс: -н; окончание: -ый; основа: против-, ковидн-. Сложное слово образовано путём сложения основ с помощью соединительной гласной –о- и суффикса –н-, поэтому способ образования слова сложносуффиксальный.

Об-сер-ва́-тор – существительное, неодушевленное, мужской род, 2 склонение. Морфемное строение словакорень: обсерва́тор-; окончание: нулевое; основа: обсерватор.

Ко-ви́д-ник - существительное, одушевленное (больной человек)/неодушевленное (специальное медицинское учреждение для больных COVID-19), мужского рода, 2 склонение. Морфемное строение словакорень: -ковиид-; суффикс: -ник -; окончание: нулевое; основа: ковидник. Способ образования слова: суффиксальный.

Ко-ро́-на-фо́-би-я – существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение. Морфемы слова – корни: -корона-, -фоб-; суффикс: суффикс: -иj; окончание: я; основа слова: коронафоби-. (Ко-ро́-на (COVID-19) - корень: -корон-; окончание: -а; основа: корон-. Фо-би-я (греч.:страх, боязнь),  корень: фоб; суффикс: -иj; окончание: я; — основа слова: фоби -). Способ образования слова: сложение целых слов.

Са-ни-та́й-зер (англ.) - существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение 

Состав слова - корень: -санит-; интерфикс: -айз-; суффикс: -ер; окончание: нулевое. Способ образования слова: суффиксальный.

Ко-ви-ди-о́т – существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.  Состав слова - корень: -ковидиот-; окончание: нулевое; основа слова: ковидиот. Образовано от слияния двух слов: COVID (коронавирусная болезнь) и идиот.

Ко-ро̀-на-ви́-рус-ный - прилагательное именительного падежа единственного числа мужского рода, относительное. Морфемное строение слова – корни: -корона-, -вирус-; суффикс: -н; окончание: -ый; основа: коронавирус (корень: -корон-; интерфикс: -а-; корень: -вирус-; суффикс: ; окончание: -ый; основа: -корон-вирус-). Слово образовалось путем сложения целых слов корона, вирус и суффикса –н-. Способ образования сложносуффиксальный.

Позумиться – глагол, 2 спряжение. Морфемное строение слова – приставка: по-; корень: -зум-; суффикс: -и-; окончание: -ть-; основа слова: позуми-,-ся. Приставочно-постфиксальный спо­соб образования слова. 


Таким образом, в нашу жизнь сейчас входит большое количество неологизмов, которые являются способом адаптации к современной реальности. Слова, образованные в результате пандемии помогают нам ее воспринять и направить свои действия в нужное русло. Если известные события будут продолжаться, то и слова у нас задержатся. Как правило, они имеют эмоциональную окраску. Их задача – не только передать смысл, но и подчеркнуть отношение к ситуации. Одни из них у нас вызывают улыбку, другие призывают к ответственности за себя и своих близких. Способы образования новых слов: суффиксальный, сложносуффиксальный, приставочно-постфиксальный, сложение целых слов, бессуффиксальный. Все слова запомнили? Предлагаю проверить себя в  кроссворде? (Приложение №2).

Глава 6. Литературная страница

Даже в трудное время люди не могут без юмора и самоиронии! Пандемия коронавируса нашла своё отражение в фольклоре. Народный фольклор и чувство юмора всегда помогали людям переживать даже самые тяжёлые времена. Насыщение лексикона эвфемизмами1, связанными с коронавирусом, началось ещё весной 2020 года. С самого начала пандемии люди придумывают новые слова и выражения или придают нужный смысл и окрас уже закрепившимся в языке. В период пандемии родилось много  пословиц и поговорок.

Вирусолог академик РАН Феликс Иванович Ершов сказал: «Помните, как четыре-пять месяцев назад, когда пандемия COVID-19 была в самом разгаре, и  было, на первый взгляд, не до шуток, юмор как вечный «спасательный круг» российского человека помогал людям жить. Именно поэтому я  взялся коллекционировать эти шуточки».

Вот несколько «парадоксальных» умозаключений, которые ушли в народ и стали шутками: "Этот вирус смертельный, но в принципе не страшный",  "Маски вообще не помогают – но их обязательно носить", «Есть много симптомов того, что ты болеешь, но вообще переболевают без симптомов", "Из дома выходить нельзя, но, если нужно, – то можно". А за такими шутками пришли пословицы.

Вот список высказываний "народной мудрости", которые собрал Феликс Ершов:

Вирус не воробей, вылетит - не поймаешь. 

Друг познается на социальной дистанции.

Где родился – там и сиди на карантине.

Незваный гость – хуже инфицированного.

Вирус в бороду - пневмония в ребро. 

Дорогая туалетная бумага — к эпидемии.

На бога надейся, а руки помой!

Обещанной вакцины три года ждут.

Один пашет, семеро на карантине пляшут.

Переболела – гуляй смело!

Бойся китайцев, дары приносящих.

Век живи – век лечись.  

С кем поведешься, от того и заразишься.  

Уже коронавирус на пороге, а ВОЗ и ныне там.

«В целом, весь этот фольклор как-то уравновешивал ту растерянность и панику, которая царила в течение 2020 года, - считает Феликс Ершов.

Самые известные книги об эпидемиях.

Пандемии сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Внезапность их появления и ужасающие последствия, которые они несли, будоражили воображение еще писателей античности, которые склонны были видеть в пандемиях проявление гнева богов. Так, в «Илиаде» (IX–VIII вв. до н. э) Гомера Аполлон насылает на греков чуму, чтобы освободить похищенную ими Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Образ чумы присутствует также в трагедии Софокла «Царь Эдип» (V в. до н.э.) — боги наказывают Фивы мором за преступление отцеубийства, совершенное их царем.

В пандемиях, как и во многом другом, у России особый путь. Чума не раз опустошала ________________________________________________________________________________

1.Эвфеми́зм (от греч. ἐυφήμη «благоречие» ← др.-греч. εὖ «хорошо» + φήμη «речь, молва») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке»слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.


русские города с XIV по XVIII вв., однако в этот период отечественная литература была

относительно не развита. Пожалуй, самым значимым произведением о чуме в России можно

назвать исторический роман графа Евгения Салиас-де-Турнемира «На Москве (Из времени чумы 1771 г.)» (1880 г.).

Главным же эпидемическим заболеванием в русской литературе является холера, не раз охватывавшая Россию в XIX–XX вв. Практически все писатели отечественного «золотого века» в тот или иной период жизни оказывались в самоизоляции, пережидая очередную вспышку инфекции. Среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Грибоедов, В. Жуковский, Н. Гоголь, Ф. Тютчев, И. Гончаров, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский. В свою очередь писатели-врачи А. Чехов и В. Вересаев принимали активнейшее участие в борьбе с холерной эпидемией 1892 г.

Александр Пушкин будучи изолированным в своем имении в Нижегородской губернии из-за холеры 1830–1831 гг. за 3 месяца завершил работу над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написал поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения. Перевёл фрагмент из пьесы шотландского писателя Джона Вильсона «Чумной город», который получил русское название «Пир во время чумы» (одна из «Маленьких трагедий»). Этим произведением А. Пушкин, в том числе, выразил порицание тем, кто недостаточно серьезно отнесся к холере и продолжал вести обычный образ жизни. А. Пушкин посвятил поэму «Герой» Николаю I, который приехал в Москву и предотвратил панику среди людей.

Холера играет значительную роль в «Отцах и детях» (1862 г.) Ивана Тургенева, упоминается в «Бесах» (1872 г.) Федора Достоевского и многих других произведениях русской литературы XIX в. Значительная часть «мертвых душ» в одноименном романе Николая Гоголя — это жертвы холеры 1830–1831 гг. Для Максима Горького в его рассказе «Супруги Орловы» (1897 г.) холера стала поводом поговорить о социальном неравенстве и тяжелом положении простых русских людей.

Интересно, что одно из лучших описаний холерного бунта в русской литературе принадлежит перу художника. В автобиографических пьесе «В маленьком городе» (1905 г.) и повести «Хлыновск» (1930 г.) Кузьма Петров-Водкин рассказал историю убитого в 1892 г. жителями Хвалынска правительственного врача Александра Молчанова, который самоотверженно и едва ли не в одиночку защищал город от холеры. Гибель А. Молчанова вызвала значительный резонанс в российском обществе, о ней много писали газеты. Писатель Викентий Вересаев посвятил этим трагическим событиям свою повесть «Без дороги» (1895 г.).

Произведения, которые можно почитать (краткая информация о литературных произведениях, посвященных самым известным эпидемиям, в приложение №3):

Джованни Боккаччо «Декамерон».

Даниэль Дефо, «Дневник Чумного года».

Людмила Петрушевская, «Гигиена», «Новые Робинзоны».

Макс Брукс, «Мировая война Z»

Яна Вагнер, «Вонгозеро»

Соня Шах, «Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов»


Обобщая исследованный материал, можно сказать, что пандемия дала некоторым выражениям и словам новый смысл. Учёные лингвисты работают над составлением современных словарей коронавирусных поговорок, пословиц, фразеологических оборотов. Многие отечественные и зарубежные писатели не раз обращались к теме, которая подробно рассказывает о том, как повальная болезнь влияет на поведение одного человека и на человечество в целом.

Глава 7. Искусство и пандемия: взгляд художников.


Вирусы, бактерии, микробы, болезни, эпидемии и пандемии — казалось бы, что может привлекать художников в этих малосимпатичных «нечеловеческих агентах» и последствиях их бурной жизнедеятельности? Однако история искусства дает нам немало примеров того, как возбудители инфекционных заболеваний вдохновляли художников. Предлагаю небольшую подборку таких работ из ресурса «Артгид».

Картина Питера Брейгеля старшего "Триумф смерти", около 1562 г.

В апокалиптическом видении Смерть во главе своей армии расправляется с человечеством всеми возможными способами. Избежать гибели не удается никому — ни простому люду, ни монарху. Не спасают ни любовь, ни вера, ни тем более оружие. Полотно было написано в период испанского владычества в Нидерландах, отмеченного особой жестокостью инквизиции, и считается, что так Брейгель откликнулся на происходившие вокруг ужасы. Художник утверждает напрасность любых конфликтов и их полную ничтожность перед лицом Смерти. Поскольку неизменный триумф Смерти становится своеобразным синонимом земной жизни.

Картина Жан-Антуана Гро. Наполеон Бонапарт посещает чумной барак в Яффе. 1804.

Гро снискал себе этой картиной триумфальный успех на Салоне в Париже в 1804 году — когда Наполеон был провозглашен императором. Примечательным было то, что художник, в противовес всем традициям исторической живописи, обратился к событиям современности: сама история, представленная в картине, произошла в марте 1799 года во время Египетской военной кампании. Захватив Каир, Наполеон начал поход на Сирию и взял штурмом Газу и Яффу — последняя была крупнейшим портом на морском пути в Иерусалим. Но победа в Яффе обернулась кошмаром. И пленные и армия Наполеона заразились чумой.В армии нарастали недовольство и страх, и тогда Бонапарт лично отправился в барак, чтобы поднять моральный дух войск. Сам Наполеон не заразился, но эвакуировать чумных солдат не было никакой возможности, и он приказал под видом лекарства дать им яд.

Гравюра. Суп с монстрами. Вода Темзы. 1828. Британский музей, Лондон.

В начале XIX века вода лондонцам поступала из Темзы, куда сливались нечистоты, поэтому фантазии автора гравюры о причудливой фауне местного водопровода не лишены оснований. Полное название карикатуры гласит: «Суп с монстрами, обычно называемый водой Темзы, является точным представлением подаренной нам бесценной субстанции». Посвящается лондонским компаниям по водоснабжению, породившим всех страшных и жутких существ, гидр, горгон и ужасных химер». Примерно после 1858 года было решено построить новую канализацию, заработавшую спустя несколько лет и отчасти решившую проблему с загрязнением реки.

Литография. 1831. Роберт Сеймур. Холера попирает и победителей, и побежденных. В этой литографии Сеймур запечатлел одно из сражений Польского восстания 1830–1831 года, совпавшего с разгулом холеры, которая здесь в образе жуткого костлявого существа без разбора топчет русских и польских солдат.

Литография. 1839. Император Николай I усмиряет холерный бунт в Санкт-Петербурге в 1831 году.

Пандемия холеры, зародившаяся в Индии, захватившая Европу, США и Японию и продолжавшаяся около двадцати лет, к 1831 году добралась и до Петербурга. Ее распространению способствовала аномальная жара, стоявшая в городе тем летом. Основной источник холеры — сырая вода с холерным вибрионом, так что зараза распространялась даже в случае строгого карантина. Поднялся холерный бунт. 23 июня 1831 года в Петербург прибыл из Петергофа, где император Николай I, отправился в открытой коляске без охраны прямо на Сенную и мановением руки и вразумляющей речью усмирил бунт. С того момента холерные бунты в Петербурге прекратились, а эпидемия в столице сошла на нет осенью 1831 года. Менее чем за полгода в городе умерло от холеры семь тысяч человек.

Картина Арнольда Бёклина. Чума. 1898.

В последние годы жизни Бёклин обосновался в Тоскане. В этот период он создал два произведения, в которых часто видят предвестие грядущих бед XX века — картины «Война» (1896) и «Чума» (1898). Последняя была навеяна воспоминаниями о пандемии холеры, которая бушевала в Европе в течение 1863–1875 годов.

Тициан «Пьета» (1575–1576)

Последняя работа венецианского художника, которую он писал, ухаживая за больным чумой сыном. В правой нижней части произведения изображена незаметная рука, взывающая о помощи. Заразившись, художник вскоре умер в своей мастерской.

Эдвард Мунк «Автопортрет после испанки» (1919)

Художник и до испанки был ипохондриком. Он часто болел в детстве и рано потерял близких: мать Мунка умерла от туберкулеза, когда ему было 5 лет, а в 15 лет он потерял сестру Софи. Однако, переболев испанским гриппом, Мунк стал еще больше бояться болезней и смерти.


Таким образом, пандемии прошлого и настоящего наложили глубокий отпечаток на человечество, которое их переживало, сформировав таким образом "дух времени", который был отражен в изобразительном искусстве. Самые яркие работы с мрачными сюжетами, написаны художниками в тревожные времена. На каждой картине отражена трагедия гибели людей от неизлечимых болезней, боль и страх (Приложение 4).



















Глава 9. Пандемия и символика


Образ пандемии - один из мрачных образов в символике. Эмблемы пандемии связаны с безопасностью и ограничительными мерами, которые вводят правительства всех стран мира против распространения инфекции.


1. Маски и перчатки в и общественных местах.

2. Дистанционное обучение, продлили каникулы в школах.

3. Соблюдение гигиены.

4. Ограничительные меры на посещение выставок, публичных лекций, рекламных акций, музеев, концертных залов, театров и других мероприятий.

5. Соблюдение социальной дистанции.

6. Проведение онлайн-конференций, вебинаров и.т.д.

7. Массовые спортивные мероприятия с участием зрителей проводятся только по согласованию.

8. Мероприятия для детей в помещениях приостановлены.

9. Доставка лекарств, продуктов, дров тем, кто соблюдает домашний режим.

10. Бесплатные лекарства и анализы для больных COVID-19.


Таким образом, эмблемы, которые напоминают нам о безопасности во время пандемии, можно увидеть на рекламных щитах, на магазинах, на остановках, в школе, в транспорте и т.д.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование продемонстрировало, что новые слова в основном образуются по традиционным национальным моделям, существующим в русском языке, хотя в некоторых случаях было обнаружено отступление от словообразовательных традиций. Новые слова с течением времени осваиваются носителями языка и подстраиваются под национальную языковую систему. Некоторые неологизмы приобретают несколько значений (ковидник / ковидница – ‘больница’; ковидник / ковидница – ‘человек, зараженный коронавирусной инфекцией’), имеют грамматические признаки русского слова (склоняется). Способы образования новых слов: суффиксальный, сложносуффиксальный, приставочно-постфиксальный, сложение целых слов, бессуффиксальный.

Сопоставив толкование слова «пандемия» в различных толковых словарях выявлено, что слову дается толкование его значений, приводятся основные грамматические формы, слово снабжено нормативным ударением, стилистическими пометами. Именно оно используется для обобщающего значения болезни, охватывающей  население всего мира.

Слово «пандемия», пришло к нам из греческого языка и активно использовалось в 2020 году в речи людей и средствах массовой информации. Быстро распространившееся инфекционное заболевание дало толчок образованию не только неологизмов, но и пословиц, поговорок, устойчивых сочетаний, которые используются в разговорной речи и на официальном уровне. Слово имеет синонимы, эпитеты и сочетается со многими частями речи. Изучив пословицы, поговорки, фразеологизмы нашли выражения, включающие слово «пандемия». Они несут как сатирический, так и трагический смысл.

Собрав сведения о происхождении слова, определили, что слово «пандемия» связано с греческой мифологией.

В художественной литературе, в изобразительном искусстве тема пандемии широко освещена отечественными и зарубежными писателями и художниками.

В то же время у слова есть свои символы, которые предостерегают от опасности.

Таким образом, выполнив исследование, мы убедились, что слово «пандемия» в современном языке многогранно и отражает жизнь общества, по-прежнему остается привлекательным и часто используется в различных видах искусства. Факт изменений в системе русского словообразования также отмечают и лингвисты.












ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая Медицинская Энциклопедия. Б. В. Петровский, 3-е изд. – М. 1996
  2. Большая Российская энциклопедия. Т.19. – М., 2012

  3. Брокгауз-Ефрон. Большая советская энциклопедия : гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. :Советская энциклопедия, 1926—1947.

  4. Говердовская И.Б. Словарь ударений. – М., 2010

  5. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1998

  6. Денисова П.Н., Морковкина В.В. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983

  7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся. – М., 1980

  8. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М., 2000

  9. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка. – М., 2003

  10. Ефремова Т.Ф Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.-М., 2011

  11. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: М., 1998

  12.  Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—1996 гг.

  13. Молоткова А.И. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1987

  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2000

  15. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 

  16. Руднева А.В. Словарь-справочник школьника: 1-4 классы. Русский язык. – М., 2010

  17. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995

  18. Слаутина Н.В., Жемерова А.Г. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы. Русский язык. – М., 2010

  19. Толковый словарь иноязычных слов: 25000 слов и словосочетаний. Л. П. Крысин. - М: Рус. яз., 1998. - 846 с.

  20. Толковый словарь медицинских терминов : 2000 слов и выражений. А. В. Криничанский, Л. А. Богданова. - Сочи : МП "Сонет" ; М. : Росбланкиздат", 1992. - 61 с.

  21. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Астрель, 2003. 

  22. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2000

  23. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Т.2. - М., 1968

  24. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997

  25. Фастер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 2000

  26. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

Интернет-ресурсы:

1.«АРТГИД» — интернет-ресурс, посвященный художественной жизни.

2.http:// wikipedia.org/wiki/

3. http:// vslovare.ru/slovo/

4.Интернет-издания «Медуза»

5.Материалы сайта «Теории и практики»: «Язык катастрофы: как пандемия влияет на коммуникацию»; «Новый лексикон: слова, которые появились из-за COVID-19»

6.Материал сайта «Лайфхакер»: «13 новых слов, которые появились из-за пандемии коронавируса.

Приложение № 1


Словарь пандемии

Санитайзер. В обиходе закрепилось английское название антисептика – санитайзер. Восходит оно к латинскому «sanitas» – «здоровье». Так что знаменитую фразу «In vino veritas in aqua sanitas – истина в вине, здоровье в воде» можно перефразировать в соответствии с вызовом времени: «здоровье ещё и в антисептике».

Курьёзный случай произошел в середине июня в Самаре: сотрудницы загса едва отговорили местную жительницу называть новорождённого сына Санитайзером.

ИнфодЕмия. Информационная эпидемия. Этот термин начала использовать Всемирная организация здравоохранения для обозначения фейковых, сеющих панику текстов о пандемии, которые заполонили информационное пространство. Слово «инфодемия», впрочем, в нашем лексиконе уже было и просто актуализировалось.

Наружа. Самоизоляцию приходится соблюдать всем, даже героям мультфильмов. 142-й эпизод «Масяни» под названием «Изоляция» обогатил офлайн-лексикон новым словечком. «Да ну эту наружу, одни неприятности от неё», – говорит главная героиня.

Карантикулы. Вынужденные каникулы из-за перехода школьников и студентов на онлайн-обучение. Справедливости ради: каникулами это назвать сложно, потому что количество заданий, судя по отзывам родителей и студентов, наоборот увеличилось.

Корониалы, или представители поколения C. Так в Америке называют детей, зачатых во время пандемии коронавируса. Впрочем, к Generation C относят всех детей от шести до 16 лет, переживших пандемию. У этих детей собственные привычки и особенности медиапотребления.

Ковидиот (слияния двух слов «ковид» и «идиот») Слово имеет два противоположных значения. Так, ковидиотами сегодня называют тех, кто отрицает наличие пандемии и ее опасности, пренебрегает мерами предосторожности, а также и те, кто, напротив, чересчур паникует: кинулся закупать гречку и туалетную бумагу, моет руки до ран, панически боясь заражения, постоянно все моет и чистит.

Карантье (по аналогии с "рантье") называют обладателей домашних собак. Появились карантье - люди, сдающие собак в аренду для прогулок, - ведь за появление на улице с псом не штрафуют.

В России возникли и такие неожиданные словосочетания, как «курс лимона» и «курс имбиря». Это связано с тем, что во время пандемии выросла цена на эти продукты.

Социальная дистанция теперь уже говорит не о дистанции по социальному статусу, а о физической дистанции в два метра, чтобы не заразиться.

Слово «расхламинго» стало синонимом «генеральной уборки». Ведь многие, оказавшись в вынужденной самоизоляции, занялись именно «расхламлением» своих захламленных квартир. Как надолго остаются неологизмы в языке? Это зависит от того, насколько прочно слово войдет в обиход. "Самоизоляция" уж точно окажется в словарях. Режим самоизоляции стал новым понятием, зафиксированным в документах. А это уже история.

Обсерватор - место, куда помещают зараженных людей под наблюдение

К слову «доставка»  добавилось устойчивое выражение - «бесконтактная доставка». Также появились ранее не употребляющиеся выражения: «масочно-перчаточный режим», «индекс самоизоляции»,  «ковидник», «противоковидный», слово, связанное с дистанционными технологиями, «дистант». В период первой нерабочей недели родилось слово «карантикулы», однако почти сразу же оно было вытеснено общеупотребительным «карантин» и практически уже в разговорной речи не встречается.


Приложение 2


Кроссворд «Словарь пандемии»

















10.























У























Д


















1.

Д

И

С

Т

А

Н

Т





















Л



















13




Е



















К




Н














2.

Г

И

М

Н

А

С

Т

И

К

А















8.



Р




А











11.





Э



А






15









С





П



Н






К



9.




4

П

А

Н

Д

Е

М

И

Я


Т



14



О



И






М





Д



И



К



В



М






О


12



Е


3.

К

А

Р

А

Н

Т

И

Н


М






И


З



М



У



Р



Д



У






З

5

А

Н

т

И

Т

Е

Л

А

6.

А

Н

Т

И

Г

Е

Н

Ы





О


Р



Я



Ы



Н



О



И






Л


А









Т



Т



Т






Я


З









Ь






Е


7.

В

А

К

Ц

И

Н

А








Е






Т






И


Ы





















Я


Й









































По горизонтали:

  1. Обучение на расстоянии.

  2. Система физических упражнений, предназначенных для укрепления здоровья, физического развития.

  3. Комплекс мероприятий, направленных на изоляцию инфицированных людей.

  4. Эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всего земного шара.

  5. Белки сыворотки крови, которые синтезируются в ответ на введение антигена и обладают способностью взаимодействовать с ним, помогая подавить заболевание.

  6. Биоорганические вещества, обладающие признаками генетической чужеродности, при введении в организм вызывают развитие иммунного ответа.

  7. Вакцина

По вертикали:

  1. Распространение инфекционной болезни, значительно превышающее уровень заболеваемости в данной местности.

  2. Невосприимчивость организма к вирусам, обладающим чужеродными антигенными свойствами.

  3. Работа на расстоянии.

  4. Как самим себя сберечь?

  5. Заболевший (просторечное)

  6. Вынужденные каникулы

  7. Люди, сдающие собак в аренду для прогулок

  8. Человек, отрицающий наличие пандемии

Приложение 3

Произведения, которые можно почитать

Джованни Боккаччо «Декамерон».

Герои «Декамерона» - трое достойных юношей и семеро благородных молодых женщин – удаляются из Флоренции на виллу во Фьезоле, чтобы там рассказать друг другу сто занимательных историй. Они прячутся от чумы 1348 года, охватившей Италию. «Черная смерть», вторая в истории пандемия чумы. В прологе «Декамерона» Джованни Боккаччо (сам потерявшей в ходе пандемии отца и дочь) оставил блестящее и страшное ее описание. «Начало заболевания ознаменовывалось и у мужчин, и у женщин опухолями под мышками и в паху, разраставшимися до размеров яблока средней величины — народ называл их бубонами. Потом у многих обнаружился новый признак вышеуказанной болезни: у этих на руках, на бедрах, а равно и на остальных частях тела проступали черные или же синие пятна — у иных большие и кое-где, у иных маленькие, но зато сплошь. Вернейшим признаком скорого конца являлись бубоны или пятна».


Даниэль Дефо, «Дневник Чумного года».

Роман Дефо «Чумной год» - это период с 1665-го по 1666-й, когда в Лондоне в результате эпидемии погибла пятая часть жителей (роман написан спустя полвека по документам, но стилизован под рассказ очевидца). В самом начале те, кто может себе это позволить, уезжают из Лондона прочь, рассказчик же остаётся и описывает поведение людей перед лицом чудовищной опасности. Бедняки обращаются к шарлатанам за амулетами. Городские власти предпринимают все, что могут, чтобы предотвратить распространение заразы – например, приставляют дозорных к зараженным домам. Больные ужасно страдают: «вздутия, обычно на шее и в паху, когда затвердевали и не прорывались, становились столь болезненными, что могли сравняться с самой изощренной пыткою… Не в силах сдержаться зараженные, заглушали боль безумным воем; и столь громкие и жалобные крики раздавались на улицах, что кровь стыла в жилах».


Людмила Петрушевская, «Гигиена», «Новые Робинзоны».

Два маленьких шедевра выдающейся писательницы. Общий объем – страниц 30, а впечатлений – на всю жизнь: в русской литературе никто так не управлялся с темами эпидемий, апокалипсиса и всего, что наступает потом.

В первых строках «Гигиены» в обычной квартире раздается звонок: на пороге появляется молодой человек и сообщает, что «вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее». «Я переболел этой болезнью, – сказал молодой человек и снял шляпу, под которой был совершенно голый розовый череп, покрытый тончайшей, как пленка на закипающем молоке, кожицей. – Мне удалось спастись, я не боюсь повторного заболевания и хожу по домам, ношу хлеб и запасы, если у кого нет. У вас есть запасы?»

В «Новых Робинзонах» Петрушевская даже не сообщает, что за беда случилась с человечеством: эпидемия? Война? Просто обычная городская семья уезжает подальше от «всех дел» в деревню, а затем и в лес, чтобы с нуля построить новую жизнь. По радио сначала передают лживую информацию, а потом оно навсегда глохнет. Доносятся новости с округи: бензина уже нет, лошадей перебили еще раньше, государственные учреждения «навеки и безнадежно закрыты», из города приезжают шалые мародеры – и в этих условиях надо выживать.

Макс Брукс, «Мировая война Z»

Этот фантастический роман о зомби-апокалипсисе конечно, не имеет никакого отношения к доказательной медицине – и все же обойти его невозможно. Это, все равно, книга об эпидемии, возможно, самая знаменитая из написанных в XXI веке.

Начинается эпидемия в Китае, «нулевым пациентом» становится 12-летний мальчик: его кожа становится холодной и серой, глаза выпучены, он стремится кусаться и не замечает, как у него ломаются кости. Оказывается, он с отцом ныряет в водохранилище, чтобы достать ценные вещички из затопленных при его строительстве домов. Вынырнул с укусом на ноге. И вскоре начался «величайший конфликт в истории человечества» между кровожадными зомби и отчаянно обороняющимися людьми.


Яна Вагнер, «Вонгозеро»

Действие разворачивается в современной России. И Яна Вагнер, когда сочиняла ее в начале 2010-х, живо вообразила, как в российских условиях могла бы начаться эпидемия «какой-то респираторной ерунды», и к чему бы могла привести. Впечатлительных и тревожных натур ее роман напугает до дрожи.

Героиня, живущая за городом, говорит о своей матери: «Полтора месяца назад я была у нее последний раз, Мишкину школу к тому времени уже закрыли на карантин, институты тоже уже были закрыты, и, кажется, шла речь о том, чтобы закрыть кинотеатры и цирк, но все это еще не выглядело как катастрофа, скорее — как внеурочные каникулы, люди в масках на улице по-прежнему встречались редко и чувствовали себя неловко (…) По-настоящему мы испугались в тот день, когда объявили о закрытии метро».

В России «все плохо, и тоже везде — на Дальнем Востоке особенно, китайскую границу не закроешь, они говорят, там треть населения инфицирована; Питер закрыли, Нижний закрыли».

Итак, Москва оцеплена, в нее не прорваться. Но некоторые прорываются. И в Подмосковье появляются вооруженные грабители. Люди становятся опасны. И единственное, что может придумать семья героини – спешно ехать в Карелию, на Вонгозеро, посреди которого, на острове, стоит дом, до которого можно добраться только на лодке. В лесах там полно грибов и брусники, а главное – нет людей. Необыкновенные приключения героев на пути к этому пустынному убежищу теперь описаны еще и в экранизации романа, «Эпидемии» - самом ярком отечественном сериале прошлого года.


Соня Шах, «Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов»

Документальная книга рассказывает о том, как возникают и как влияют на человечество пандемии. В самом начале книги Соня Шах, научный журналист из Балтимора, посещает китайский рынок диких животных – именно на таком зародился вирус атипичной пневмонии в 2002-м. К счастью, он быстро исчез - «как полыхнувшая в небе звезда, он выработал все имеющееся топливо, поскольку убивал слишком быстро и не успевал распространиться». Но Шах, чья книга на английском вышла в 2016 году, догадывается, что именно с такого рынка может пойти еще одна пандемия вируса. Она права! Главная героиня этой книги – холера.



Приложение 4

«Пандемия» и «эпидемия» – в чем разница?

Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку короновирусной инфекции «пандемией», но почему не «эпидемией», в чем разница между этими понятиями?

В древнерусском языке эпидемию называли словом «мор».

Эпидемия распространяется сначала только по одному району, городу, стране. И только потом переходит в пандемию! Эпидемия случается, когда в одном регионе инфекционное заболевание настигло около 5 % людей.

Слово «пандемия» образовано от греческого πανδημία «весь народ», то есть касается всего народа. Пандемия не имеет границ, она охватывает весь мир. Пандемией мы называем вспышки нового вируса гриппа (птичий, свиной) и сюда же относим коронавирус, который захватил всю планету. Некоторые полагают, что за «эпидемией», «пандемией» следует «эндемия». Но это не совсем так, «эндемия» касается, опять же, одного конкретного региона, где постоянно случаются вспышки какого-то заболевания, например, из-за сезонности. Эндемией можно назвать малярию в Латинской Америке и Африке.

За всю историю человечества, мир множество раз переживал разнообразные эпидемии и пандемии, но мало кто знает, какие последствия они несли за собой, и как они продолжают влиять на нашу жизнь сегодня.

Наиболее существенные эпидемии и пандемии ХХ и ХХI веков


Год

Подтип

Штамм





Эпидемии

1972—1973

H3N2

A/Англия/72

1976

H3N2

А/Виктория/75

1977

H3N2

А/Техас/77

2003

H5N1

Птичий грипп







Пандемии

1918

H1N1

«Испанка»

1947

H1N1


1957

H2N2

Азиатский грипп

1968

H3N2

Гонконгский грипп

1976

А/H1N1

Свиной грипп

2009

H1N1

Свиной грипп

Приложение 5 Пан, греч. (все) — сын нимфы Дриопы и Гермеса (или нимфы Ойнеиды и Зевса); бог лесов, охотников и пастухов.



Пан родился с козлиными ногами, с рога­ми и бородой, поэтому его мать пришла от него в ужас, который и сегодня называется ’’паническим”, и убежала, бросив младенца. Но Гермес подобрал его и принес на Олимп. При виде Пана боги разразились весе­лым смехом, Пан устыдился и спрятался в аркадийских лесах. Там он вырос в оди­ночестве и в дальнейшем больше всего лю­бил именно эти места. Охотнее всего Пан пас скот и играл на свирели. Любимыми това­рищами Пана были сатиры, любимыми под­ругами — нимфы; кроме того, Пан охотно присоединялся к веселой компании, сопро­вождавшей Диониса. Из богов Пан больше всего любил Аполлона и научил его проро­чествовать, хотя знал, что Аполлон учре­дит собственный оракул в Дельфах, кото­рый окажется опасным конкурентом ораку­ла Пана в Аркадии.

Сохранилось множество историй о Пане, в основном о его безуспешных ухаживаниях за нимфами. Он влюбился в нимфу Питию, но она из страха перед ним превратилась в сосну. Он преследовал прекрасную нимфу Сирингу (Сиринкс), красотой равную Ар­темиде, но и она спаслась от любви обильного козлоногого божка: бросилась в воды реки Ладон и умолила сестер-наяд превра­тить ее в тростник. Из тростинок, слеплен­ных воском, Пан изготовил музыкальный ин­струмент — пастушескую свирель, которую назвал в честь нимфы (греч. ’’сиринкс”— свирель). Успех он имел лишь у нимфы Эхо, которая даже родила ему дочь Иингу (Иинкс) — птицу вертишейку; но Эхо, кото­рую Гера лишила дара речи, даже разгова­ривать с ним не могла, а лишь откликалась на его слова. Известна история музыкально­го состязания Пана, на которое он вызвал Аполлона. Конечно, бесхитростная свирель Пана не шла ни в какое сравнение с золотой лирой светоносного бога, и Пан проиграл. Один только царь Мидас, случайно оказав­шийся на горе Тмол, отдал предпочтение Пану — за что и был награжден ослиными ушами.

К людям Пан относился дружелюбно, осо­бенно к пастухам (и к их стадам). Но плохо приходилось тому, кто нарушал его сон: потревоженный Пан насылал на него жуткий, необъяснимый, ’’панический” страх. Этот страх был способен обратить в бегство да­же целую армию, как это случилось с пер­сами в битве под Марафоном в 490 г. до н. э. Благодарные афиняне создали святили­ще, посвященное Пану, оно находилось в пе­щере на северном склоне Акрополя, где оно и было найдено археологами в конце про­шлого века.

Первоначально Пан обитал в лесах Арка­дии, затем люди стали’ встречать его во всем греческом мире, а со временем и в римском, где он слился с древним бо­гом Фавном. В древнейшие времена Пан был просто богом — покровителем лесов и па­стухов, затем вырос в покровителя всей природы и в этом качестве пользовался особым почетом у деревенских жителей. Великий Пан умер вместе с античным миром и воскрес во времена Ренессанса; правда, из почитаемого бога он превратился в укра­шение аристократических парков. В эпоху барокко и рококо Пан попал во многочислен­ные дворцы и сады, где играл незавидную роль нынешних гипсовых гномов.

Античные изображения и небольшие ста­туи Пана, дошедшие до нас, насчитываются сотнями. Из статуй отметим ”Пан со свире­лью” — греческую копию оригинала, со­зданного в 4 в. до н. э., эллинистическую скульптурную группу ”Пан и Дафнис” и римскую копию греческой скульптуры ”Пан и Олимп” 2 в. до н. э. Пожалуй, наибо­лее выдающееся поэтическое произведение в честь Пан содержится в ”Гомеровских гим­нах” (6—5 вв. до н. э.). Вместе с нимфами, сатирами и прочими низшими божествами он присутствует чуть ли не на всех картинах художников Ренессанса, барокко и рококо (за исключением портретов). В 19 в. Пан изображался на картинах Бёклина, Бёрн-Джонса, Редона, Пан де Шаванна, а та­кже чешского художника Швабинского. ”Пан” Врубеля (1899) находится в Третья­ковской галерее в Москве.








34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!