Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе № 2
«Слово, речевые и неречевые звуки, слог. Звук и буква А»
Цель: закрепить с детьми значения понятий «предложение», «слово», «слог», «звук»; дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить их с неречевыми звуками; учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; формирование акустического образа звука [а], графического образа буквы А/а.
Здравствуйте, ребята. Сейчас всё внимание на меня. Я хочу Вас познакомить с Мишуткой. Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего-то состоит. Книга из бумаги, дом из кирпичей, салат из овощей. Мы даже знаем, из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений).
- А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов).
- Мишутки не было в прошлый раз, поэтому он не знает, что слова делятся на части. Как они называются? (Слоги). Сколько в слове «Мишутка» слогов? (3 слога)
- А вот слова из чего состоят?
Сообщение и работа по теме занятия.
На этом занятии мы узнаем, что же является строительным материалом для слов.
- Как ты думаешь, Мишутка, из чего состоят слова? (из букв)
- А вы как думаете, дети, из чего состоят слова?
Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.
Игра «Молчанка».
- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого (логопед включает аудио разных звуков, дети угадывают).
Есть замечательный стишок про звуки, послушайте:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами и т. д. это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
- Мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны – это речевые или неречевые звуки?
Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).
Можно ли считать это речью? Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А мы с вами – люди – говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения. Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
А теперь для сравнения произнесем: дддд, оооо, мммм. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
А сейчас давайте поставим звуки в определенном порядке и соединим их: д-о-м. Что получилось? Что значит это слово?
Давайте попробуем определить количество звуков в слове ШАР. Для этого нужно обязательно произнести слово медленно, при этом тянуть каждый звук. Какой в этом слове первый звук? Какой второй? Какой третий?
Буква А: - Слышу, слышу, кто-то обо мне говорит. (появляется игрушка – бука А)
Логопед: - Ребята, а вы знаете, кто к нам пришел в гости? А то Мишутка не знает.
Звук и буква А.
- Посмотрите на рисунки (распечатки) и слушайте слова: астры, арбуз, аист.
- Какой первый звук вы слышите в этих словах? (звук [а])
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: метла, лиса, пила.
- Какой последний звук вы слышите в этих словах? (звук [а])
- Посмотрите в зеркало и четко произнесите звук [а]. Когда мы его произносим, наш
рот широко открыт, воздух проходит свободно, потому что во рту нет никакой преграды. Звук [а] — гласный. При этих словах педагог показывает красный кружок.
Звук [а] может находиться:
- в начале слова: аист, ангел, адрес;
- в конце слова: луна, зима, лиса;
- в середине слова: мак, кран, перчатки.
Педагог произносит слово, выделяя голосом звук [а], и одновременно показывает
соответствующую схему.
- Слушайте внимательно и хлопайте в ладоши каждый раз, когда услышите звук [а]:
[а], [у], [р], [а], [о], [а], [ы], [с], [а], [и], [а], [н], [о], [а], [а], [ы]; ам, ум, ас, им, ан, ма, но, cа, ку, ва, ом, та, да; бак, кот, стул, лиса, рак, бак, суп, бык, лыжи, страх, утка.
Распечатка:
- Смотрите на рисунки и слушайте первое слово: юла. Скажите, где находится звук [а]: в начале слова, в середине или в конце. Продолжаем: мак, книга, груша, рак, апельсин, миска, абрикосы, перчатки.
Посмотрите ниже, какой буквой обозначают звук [а]. Педагог демонстрирует букву А/а.
- Посмотрите на эти буквы. Под каждой из них стоит точка. Ставьте пальчик на каж-
дую точку и читайте по порядку каждую букву. Педагог следит, чтобы ребенок читал буквы в строгой последовательности: слева направо, ряд за рядом, сверху вниз, без пропусков и перестановок.
Практическое задание 1
- Смотрите на рисунки и слушайте слова: книга, рак, аист, мак, арбуз, пила. Слушайте слово и определяйте, где находится звук [а]: в начале слова, в середине или
в конце. Закрасьте треугольник красным цветом в нужном месте (в начале слова, в сере-
дине или в конце).
Педагог повторяет слова: книга, рак, аист, мак, арбуз, пила.
Практическое задание 2
- Найдите букву А/а среди других букв и выделите ее по образцу. Педагог следит, чтобы ребенок анализировал ряды букв в строгой последовательности: слева направо, ряд за рядом, сверху вниз.
Практическое задание 3
- Напишите букву А по образцу.
Подведение итогов.
- Какие бывают звуки? (речевые и неречевые).
- Из каких звуков состоят слова? (из речевых)
- С какой буквой мы познакомились сегодня? (буква А/а)
- Какой звук обозначает буква А? (звук [а])
- Звук [а] гласный. Что это значит?
4