Баранова Татьяна Владимировна,
учитель истории Чернышевской средней школы
ЭССЕ
«Слово учителя в воспитании духовности детей».
« О, слово - жарче ты огня, и слаще мёда.
Ты сердце жалишь как пчела, ты словно молот.
Ты вознести могло б меня вплоть до Олимпа,
Иль свергнуть в бездну бытия в «ущелье жизни».
Знай, слово, что во всём ты виновато
В печальной песни пастуха и в звоне злата,
В победном крике и в победном марше,
А также в горестном, прощальном плаче».
Баранова Т. В.
Слово - великое орудие, с помощью, которого учитель имеет возможность изменить восприятие ребёнком окружающего мира, людей и самого себя. Живое слово учителя на уроке играет огромную роль. Прежде чем начать говорить, я задаю себе три вопроса: что хочу сказать, как сказать и для чего сказать. Доброе, светлое слово, обращенное к ребёнку, помогает ему понять необходимость милосердия, уважения к другим людям. Становится для него образцом духовности и опорой в этом большом и сложном мире, полном горестей и проблем. Духовное воспитание, так необходимое сейчас, когда пред обществом стоят такие глобальные проблемы, как алкоголизм, наркомания и религиозный экстремизм, должно проводиться с помощью мудрых и тактичных слов. Учитель должен обращаться к словам Библии и Корана, предостерегающих детей от ошибок. Поступки и деяния людей направленные на общее благо являются нравственным и духовным богатством народа, которое свято хранится памятью человеческой. Мы знаем и помним многих деятелей, внесших наибольшее количество добра в своё общество. Дети проникаются мыслью об ответственности перед великими предками, ибо нравственное чувство человека и гражданина есть чувство долга. Например, творя память предков отдавших свои жизни на благо народа и Отечества и ставших нравственными и духовными образцами, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, обновляем его. При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, ведь политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады, положенные в живую душу народа. Нельзя в благородной миссии обучения и воспитания детей обойтись без «Слов назидания» Абая Кунанбаева. Это замечательные морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. Детей привлекает разнообразная тематика «Слов», мысли Абая о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума, о значении образования и культуры для развития общества. Многие «Слова назидания» воспитывают в человеке благородные качества, например, в «Семнадцатом слове» высказывается мысль о том, что гармоническое единство разума, чувства и воли формирует Личность. «Назначение человека - познавать жизнь, то, что неизвестно ему», - к такому выводу приходят дети после знакомства со «Словами назидания». «Слова назидания» учат глубоко любить свой народ, беспокоиться о его судьбе, не быть равнодушным. «Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно». Приобщение детей к культуре и духовности невозможно без обращения к народной мудрости, фольклору русского и казахского народов. Прав казахский народ говоря: «Жақсы тәжірибе көпке ортақ», и к этому опыту посредством выразительного эмоционального слова должен приобщать детей учитель. Но используя слово, учитель не должен забывать, что слово может обидеть, унизить, уничтожить, поэтому с ним нужно обращаться так же осторожно, как с открытым пламенем. В подтверждении этого я читаю детям стихотворение «О словах»:
Никогда не бросайся словами Словом можно утешить и душу согреть
Они ранят порой глубоко, Слово может заплакать, слово может запеть.
То они расцветают цветами, От обидных слов каменеет внутри
То от них тяжело и горько. Ты сначала подумай - затем говори.
Необходимо помнить - «Айтқан сөзің – атқан оқ» («сказанное слово - выпущенная пуля»), поэтому нам нельзя забывать, что сформировать нравственную Личность можно лишь с помощью уважительных, тактичных и душевных слов. Поэтому никогда не могут устареть, никогда не отзвучат на уроках такие слова, как счастье, долг, подвиг, любовь, дружба, идеал, никогда не наскучит говорить о призвании, творчестве, и каждый старшеклассник, заканчивая школу, серьёзно задумается над тем, что значит быть настоящим Человеком. Разными путями, разными методами и приёмами надо воспитывать у ребят духовную культуру, требовательное отношение к себе и окружающим, учить их отстаивать свою правоту, вызывать непримиримость к равнодушию. Это ведёт к постоянной внутренней неудовлетворённости, переосмыслению того, что пройдено, а иногда и к серьёзной ломке, отказу от ложных идеалов, подсказывающих неверное поведение. Этот процесс можно наблюдать уже в школе, хотя бы на примере отношения к некоторым литературным героям, к историческим деятелям, к поступкам окружающих людей.
К зрелости ведёт не только число прожитых лет, а и способность зрело рассуждать, опираясь на сложившиеся убеждения, широта взглядов, более трезвое и в то же время глубокое восприятие окружающей действительности. Именно формирование этих качеств является для меня важнейшей задачей, которую я стараюсь решить на своих уроках истории.
Учитель должен быть для детей образцом отношения к слову и его использования, показателем культуры слова. Сформировать нравственную высоко духовную личность можно лишь с помощью уважительного и доброго отношения к ребёнку выраженного в душевных словах. Поэтому советую вам, мои коллеги, как можно чаще говорить детям о том, что вы их любите. Для этого есть много замечательных слов: молодец, хорошо, великолепно, незабываемо, экстракласс, поразительно, ты одарённый, талантливый, здорово, ты просто чудо!
Дарите добрые слова, дарите как улыбки,
И пусть не хмурятся глаза, ведь это лишь ошибка.
Пусть словно эхо среди гор, добро к вам возвратится,
И многократно средь детей пусть слово повторится.
Баранова Т. В.