СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание.»

Словосочетание  5 класс Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» им.В.А.Капитонова, Быкова О.В.

Словосочетание 5 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №32» им.В.А.Капитонова, Быкова О.В.

Словосочетание  – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительная связь –  связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Теплое (какое?) утро – главное слово УТРО, от него задаем вопрос к зависимому слову (КАКОЕ?) – ТЕПЛОЕ.

Словосочетание  – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

  • Подчинительная связь –  связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
  • Теплое (какое?) утро – главное слово УТРО, от него задаем вопрос к зависимому слову (КАКОЕ?) – ТЕПЛОЕ.
Словосочетание строится из двух слов,  а предложение строится из словосочетаний. Словосочетания являются «строительным материалом» для предложений.    Составьте предложения из данных словосочетаний: пушистый снег; падает с неба; падает на землю, мокрую землю. Пушистый снег падает с неба на мокрую землю.

Словосочетание строится из двух слов, а предложение строится из словосочетаний. Словосочетания являются «строительным материалом» для предложений.

  • Составьте предложения из данных словосочетаний:
  • пушистый снег; падает с неба; падает на землю, мокрую землю.

Пушистый снег падает с неба на мокрую землю.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.  Как из слов «светить, яркий, солнце, окно,в »  построить словосочетания?  Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически.  Солнце (какое?) яркое Светит (куда?) в окно Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог. (какОЕ?) яркОЕ (куда?) В окно

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова. Как из слов «светить, яркий, солнце, окно,в »  построить словосочетания? 

  • Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. 
  • Солнце (какое?) яркое
  • Светит (куда?) в окно
  • Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
  • (какОЕ?) яркОЕ
  • (куда?) В окно
Рассмотрим предложение. «Яркий луч солнца выглянул из-за черной тучи ».    Выпишите словосочетания из этого предложения. Яркий луч Луч солнца Черной тучи Выглянул из-за тучи Что не является словосочетанием? Луч выглянул. Это грамматическая основа. Простое нераспространенное предложение.

Рассмотрим предложение. «Яркий луч солнца выглянул из-за черной тучи ».   Выпишите словосочетания из этого предложения.

  • Яркий луч
  • Луч солнца
  • Черной тучи
  • Выглянул из-за тучи
  • Что не является словосочетанием?
  • Луч выглянул.
  • Это грамматическая основа.
  • Простое нераспространенное предложение.
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо: выделить грамматическую основу; выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему; выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому; выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  • выделить грамматическую основу;
  • выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  • выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  • выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие  основные значения : определительные : предмет и его признак – «солнечный день, добрыми делами, мои тетради » ; объектные : действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину»   обстоятельственные : действие и место, время, причина совершения действия – «приехать домой, прыгать высоко, его костюм » .

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие  основные значения :

  • определительные : предмет и его признак – «солнечный день, добрыми делами, мои тетради » ;
  • объектные : действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину»  
  • обстоятельственные : действие и место, время, причина совершения действия – «приехать домой, прыгать высоко, его костюм » .
В словосочетании между главной частью и зависимой подчинительная связь. Выделяют три вида подчинительной связи: Согласование –  такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Любимые уроки, добрый взгляд, мамины руки. Управление –  такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Лежит на столе, принеси мне, работаем в тетради. Примыкание –  такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Приходи завтра, красиво написал, приехал учиться, сказал спокойно, его костюм.

В словосочетании между главной частью и зависимой подчинительная связь. Выделяют три вида подчинительной связи:

  • Согласование –  такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
  • Любимые уроки, добрый взгляд, мамины руки.
  • Управление –  такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
  • Лежит на столе, принеси мне, работаем в тетради.
  • Примыкание –  такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
  • Приходи завтра, красиво написал, приехал учиться, сказал спокойно, его костюм.
Согласование Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.   Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Зависимое слово может быть выражено именем прилагательным, местоимением, именем числительным, причастием: широкий двор; мои книги; первый урок; раскрытая книга   От главного слова задаем вопросы к зависимому: Какой? Чей?

Согласование

  • Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.  Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
  • Зависимое слово может быть выражено именем прилагательным, местоимением, именем числительным, причастием:
  • широкий двор;
  • мои книги;
  • первый урок;
  • раскрытая книга
  • От главного слова задаем вопросы к зависимому: Какой? Чей?
Управление Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. От главного слова к зависимому задаем падежные вопросы. Зависимое слово может быть выражено именем существительным:  читать (что?) книгу, говорить (с кем?) с мамой, лежит (где? в чём?) в столе.

Управление

Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

От главного слова к зависимому задаем падежные вопросы.

Зависимое слово может быть выражено именем существительным:

читать (что?) книгу, говорить (с кем?) с мамой, лежит (где? в чём?) в столе.

Примыкание  Вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.  От главного слова к зависимому слову задаем обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? с какой целью? зачем? Зависимое слово может быть выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, притяжательным местоимением (его): прийти поздно, говорил улыбаясь, его тетрадь. 

Примыкание

Вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. 

От главного слова к зависимому слову задаем обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? с какой целью? зачем?

Зависимое слово может быть выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, притяжательным местоимением (его): прийти поздно, говорил улыбаясь, его тетрадь. 

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо: назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос; определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово; назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог); определить тип связи.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо:

  • назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  • определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  • назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  • определить тип связи.
Тренировочные задания. № 1. Из данных предложений выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор выписанных словосочетаний. 1. Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. 2.Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги. 3.В осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую тёплую норочку.

Тренировочные задания.

1. Из данных предложений выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор выписанных словосочетаний.

1. Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке.

2.Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги.

3.В осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую тёплую норочку.

№ 2. Из данных предложений выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор и определите вид подчинительной связи.  1.Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий мох, засохшие травинки и веточки.  2. Накрыл норку снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом.

2. Из данных предложений выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор и определите вид подчинительной связи.

1.Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий мох, засохшие травинки и веточки.

2. Накрыл норку снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!