Просмотр содержимого документа
«Словосочетание.»
Словосочетание 5 класс
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №32» им.В.А.Капитонова, Быкова О.В.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
- Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
- Теплое (какое?) утро – главное слово УТРО, от него задаем вопрос к зависимому слову (КАКОЕ?) – ТЕПЛОЕ.
Словосочетание строится из двух слов, а предложение строится из словосочетаний. Словосочетания являются «строительным материалом» для предложений.
- Составьте предложения из данных словосочетаний:
- пушистый снег; падает с неба; падает на землю, мокрую землю.
Пушистый снег падает с неба на мокрую землю.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова. Как из слов «светить, яркий, солнце, окно,в » построить словосочетания?
- Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически.
- Солнце (какое?) яркое
- Светит (куда?) в окно
- Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
- (какОЕ?) яркОЕ
- (куда?) В окно
Рассмотрим предложение. «Яркий луч солнца выглянул из-за черной тучи ». Выпишите словосочетания из этого предложения.
- Яркий луч
- Луч солнца
- Черной тучи
- Выглянул из-за тучи
- Что не является словосочетанием?
- Луч выглянул.
- Это грамматическая основа.
- Простое нераспространенное предложение.
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения :
- определительные : предмет и его признак – «солнечный день, добрыми делами, мои тетради » ;
- объектные : действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину»
- обстоятельственные : действие и место, время, причина совершения действия – «приехать домой, прыгать высоко, его костюм » .
В словосочетании между главной частью и зависимой подчинительная связь. Выделяют три вида подчинительной связи:
- Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
- Любимые уроки, добрый взгляд, мамины руки.
- Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
- Лежит на столе, принеси мне, работаем в тетради.
- Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
- Приходи завтра, красиво написал, приехал учиться, сказал спокойно, его костюм.
Согласование
- Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
- Зависимое слово может быть выражено именем прилагательным, местоимением, именем числительным, причастием:
- широкий двор;
- мои книги;
- первый урок;
- раскрытая книга
- От главного слова задаем вопросы к зависимому: Какой? Чей?
Управление
Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
От главного слова к зависимому задаем падежные вопросы.
Зависимое слово может быть выражено именем существительным:
читать (что?) книгу, говорить (с кем?) с мамой, лежит (где? в чём?) в столе.
Примыкание
Вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
От главного слова к зависимому слову задаем обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? с какой целью? зачем?
Зависимое слово может быть выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, притяжательным местоимением (его): прийти поздно, говорил улыбаясь, его тетрадь.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо:
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
Тренировочные задания.
№ 1. Из данных предложений выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор выписанных словосочетаний.
1. Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке.
2.Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги.
3.В осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую тёплую норочку.
№ 2. Из данных предложений выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор и определите вид подчинительной связи.
1.Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий мох, засохшие травинки и веточки.
2. Накрыл норку снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом.