Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ»
Цели: повторить и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
∙ образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
∙ развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
∙ воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций:
1) учебно-познавательная – анализ и рефлексия, самооценка деятельности;
2) информационная – поиск информации и ее обработка;
3) предметная (математическая) – умение проводить вычисления, округление результатов действий.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент (1 мин).
Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)
II. Сообщение темы и целей сегодняшнего урока (2 мин).
На доске числа: 4,5 7,03 0,5 22,5 4, 109
– Какие задания с этими числами вы можете предложить выполнить? (Перечисляют возможные задания.)
– Все знания и умения, необходимые для выполнения этих заданий, нам нужно повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.
III. Проверка домашнего задания (3 мин).
Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на этапе самоподготовки.
IV. Актуализация опорных знаний. Устные упражнения (10 мин).
1) Игровой момент «Экзамен».
«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения):
∙ Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?
∙ Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
∙ Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
∙ Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.
2) Устные упражнения.
Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:
а)
,62 ≈ 5 г)
,
35 ≈ 6,8
б)
,26 ≈ 8 д)
,
3 ≈ 9,35
в)
,
53 ≈ 7,2 е)
,
5 ≈ 4,24
Игра «Молчанка».
В таблице приведены результаты забега участников соревнований. Норматив считается выполненным, если показан результат не хуже чем 14,7 мин. Кто из спортсменов выполнил норматив?
Участник | Результат |
А | 14,65 мин |
Б | 14,75 мин |
В | 14,7 мин |
Г | 14,6 мин |
1) А и Г
2) А, В и Г
3) Б и В
4) только Б
V. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера (15 мин).
– Ребята, слово «рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».
Сравните:
2,1 и 2,009;
0,4486 и 0,45.
Выполните действия:
56,31 – 24,246 – (3,87 + 1,03);
100 – (75 + 0,86 + 19,34).
Решите задачу:
Скорость катера против течения 11,3 км/ч. Скорость течения 3,9 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость по течению.
Округлите числа:
до десятых: 6,235; 23,1681; 7,25;
до сотых: 0,3864; 7,6231;
до единиц: 135,24; 227,72.
Вырази в тоннах:
4т 247 кг; 73 кг; 598 кг; 8465 кг.
Текст.
Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгийский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года.
(Показать фотографии героев текста на экране.)
Физкультминутка. (2 мин)
VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо) (5 мин).
VII. Формулирование выводов по изученному материалу (5 мин).
– А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?
VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).
Можно предложить ребятам такую ситуацию:
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Задание для самоподготовки: п. 30–33, повторить; В-2.