СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"»

Тема урока: « Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.»

Автор урока: Амбалова Марина Казбековна

Место работы: МБОУСОШ №5

Должность: учитель математики
Предмет: математика

Класс: 5 «б»

Автор УМК : А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / 2-е изд., – М.: «Вентана-Граф», 2017 г.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Планируемые результаты: Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки – смайлики.

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику А.Г. Мерзляк

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.





Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)



Закрашивают смайлик, который соответствует их настроению.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества


Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.


II . Актуализация знаний.


- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались, кто из них прилетел в гости?

( Мила к Лунтику)

-Лунтик у нас любознательный, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Мила попала в дом к Лунтику нужно поработать. Поможем ей, ребята? (да)

- Окно у Лунтика волшебное. Ответим верно, значит окно откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть фигуры закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым? А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке убывания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть окно.


-Лунтик знает, что Мила очень любит мед! Вот он и приготовил две банки с медом. Поможем ей определить какое количество меда находится в банках. В первой - от 90г (40г), во второй - от 70г (50г).


- Мила съела весь мед за 15 минут. Какую часть часа она затратила? ( ч)

Молодцы!

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Устно решают задачи.


Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.


Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка учебной задачи на основе известного.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.


Личностные: самоопределение.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.





- Лунтик приглашает Милу на чай с тортом.

Мила съела торта, а сам Лунтик съел торта.


- Ребята, ещё один гость! Лунтик у нас воспитанный, он заботится обо всех гостях, волнуется, сможет ли он угостить Кузю тортом?

- Как узнать? (надо посчитать, сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.


– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)


– Запишите число и тему урока.

(На доске учитель записывает тему урока)

Определяют цель урока.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


Личностные: самоопределение.

IV. Первичное усвоение новых знаний.


- Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей ?

Вспомним, что показывает числитель? Значит, Лунтик съел 7 кусочек торта, а Мила 1. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.(4)

- Ну что, ребята, Лунтик сможет угостить Кузю? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте откроем учебник на странице 187 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

И прочитайте правило (Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).


Вспоминают названия компонентов дроби. Делают выводы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями. Делают записи в тетрадь. Работают с текстом в учебнике.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов,

построение логической цепи рассуждений, анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывании.


Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

планирование, прогнозирование.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


Личностные: самоопределение.

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.


VI.Первичная проверка понимания


- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья.

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует _ , ответ «нет» - ^.

1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым.

2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых равна семи семнадцатым.

3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы.

4) Верно ли, что = .

5) Верно ли, что .

6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

Самостоятельно решают примеры. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения, самооценка.


Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция, самооценка.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости).


Личностные: ориентация в межличностных отношениях.



VII.Первичное закрепление

Работа по вариантам.

У доски два ученика, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.

1.Стр. 189, №743(1,3,5) – 1 вариант

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

2. Стр. 189, №743(2,4,6) – 2 вариант

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)


-Закончили? Проверяем. Открываем доску и сравниваем.

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

Работа в парах. (Одна пара у доски)

№ 747, стр.189.


Заслушивают решения, комментируют действия, проговоривают провила сложения и вычитания дробей, работают в парах, выставляют оценки.



Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.


Личностные: осознание ответственности за общее дело, профессиональное самоопределение, смыслообразование.




VIII.Контроль и самопроверка знаний


Самостоятельно решают задания на листах


Учащиеся самостоятельно.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция.


Коммуникативные: коллективное обсуждение проблем (при необходимости).


Личностные: ориентация в межличностных отношениях.


IX Подведение итогов урока.


– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

– Наши задачи выполнены? (да)

–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок.


Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.


Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Личностные: жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся.

X.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Сегодня мы говорили о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.27 на стр. 187 (выучить правила), № 744, 748. А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей.

Спасибо за работу на уроке!


Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, самооценка.


Личностные: нравственно -этическая ориентация.


XI.Рефлексия.

- Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению от урока.




Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха


Регулятивные: оценка своей деятельности и других людей.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничеств.


Личностные: смыслообразование.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!