- Ребята, у нас остались ещё не вычисленные суммы: 7+4 и 6+5. Попробуем их вычислить. - В тетради отступаем одну клетку вниз и одну клетку вправо от полей тетради, ставим точку. - Записываем вместе со мной. - 7+4. Дополню первое слагаемое до 10 – 3. Заменю число 4 числами 1 и 3. Прибавлю сначала 3, (7+3=10). Осталось прибавить 1. Ответ 11. - Отступаем одну клетку вниз и одну клетку от полей тетради ставим точку. - Ребята, кто хочет решить второй пример с полным объяснением? Начинай (Ученик проговаривает решение, я записываю на доске). (6+5. Дополню первое слагаемое д 10 – 4. Заменю число 5 числами 4 и 1. Прибавлю сначала (6+4=10). Осталось прибавить 1. Ответ 11 - Молодцы ребята! Вы хорошо помогли Винни-Пуху. Теперь он собрал все шарики! Решение выражений. - Откройте учебник на странице 65, на полях учебника рассмотрите примеры. Что в них не так? (в них пропущены знаки). - Какие знаки? (плюс, минус, равно). - То есть, знаки арифметических действий, верно? (Да) - Ребята, ваша задачу будет заключаться в том, чтобы устно с подробным объяснением определить, какой знак арифметического действия пропущен в каждом из неравенств). - Кто хочет объяснить первое неравенство? (Имя), рассказывай. (9 * 1 8. Если из девяти вычесть один, получится восемь. Восемь равно восьми, значит, если поставить знак «минус», то неравенство будет неверным. Работа над задачами. – Откройте в учебнике страницу 64 задание под №3. - Я прочту задачу, а вы внимательно слушайте и следите. Задача: «Саша получил за упражнения на кольцах 10 баллов, а на турнике на 1 балл меньше. Сколько баллов он получил за упражнения на турнике? Измени вопрос задачи так, чтобы она решилась в два действия». 1 этап: Восприятие и анализ содержания задачи. - Ребята, о чём эта задача? (О баллах, которые получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике). – Что в задаче известно? (сколько баллов Саша получил за упражнения на кольцах). - Что неизвестно? (неизвестно количество баллов, которое получил Саша за упражнения на турнике). - Что сказано о баллах на турнике? (что их на один меньше, чем баллов, которые получился Саша за упражнения на кольцах). - Что нам нужно найти в задаче? (найти количество баллов, которое получил Саша за упражнения на турнике). 2 этап: Поиск пути решения задачи и составление плана её решения. - В тетради отступаем Одну клетку вниз и одну клетку вправо от полей тетради. Ставим точку во второй клетке. - Ребята, какие опорные слова мы возьмём в краткую запись? На чём занимался Саша? (на кольцах и на турнике). - Верно! Кольцо мы обозначим буквой «К», а турник буквой «Т». На доске запись с комментированием:
? К. – 10 б. Т.–?, на 1 б. - Сколько баллов Саша получил за упражнение на кольцах? (10). - А сколько на турнике? (неизвестно, но сказано, что на один балл меньше, чем за упражнение на кольцах. Столько же, но без одного). - Верно! Значит, каким действием ответим на вопрос задачи? (вычитанием). - Как будет звучать действие? (10-1=…) Равно (9). - 9 это что? (9 баллы, которые получил Саша за упражнения на турнике). - Какой ответ у нас получился? (9 баллов). - Молодцы, ребята! - Скажите мне, это задача – простая или по действиям? (простая, так как она решается одни действием). - Тогда, какой вопрос нужно задать, чтоб задача стала решаться по действиям? Подумайте хорошо. (Сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и турнике?) - Верно! - Ребята, очень важно научиться правильно, рассуждать, когда решаешь задачу. Сейчас мы будем все вместе рассуждать и строить схему рассуждений: я – на доске, а вы карандашом. Возьмите простой карандаш. Отступите две клетки вниз от примеров, и две клетки от полей, поставьте точку. Записываем. Появляется в ходе рассуждений: 10-1 10+? - Ребята, какой вопрос задачи? (Сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике). - Хорошо. Отступите от краткой записи вправо 5 клеток и нарисуйте вопрос. - Верно. - Так как это главный вопрос задачи, обведём его кружком. - Обведите. - Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (указываю указкой на краткую запись) (Надо знать, сколько баллов получил Саша за упражнение на турнике и всего баллов за упражнения на кольцах и турнике). - Хорошо. - Что из этого известно? (указываю указкой на краткую запись) (Известно, сколько балов Саша получил за упражнение на кольцах – 10, а сколько на турнике неизвестно). (Указываю указкой на краткую запись) (Сколько баллов за упражнение на кольцах и на сколько баллов меньше получил Саша за упражнение на турнике) - Какие это числа? (10 и 1) Вопросы синтеза: - Зная, сколько баллов Саша получит за упражнение на кольцах и на сколько баллов меньше получил Саша за упражнение на турнике, что может узнать? (сколько баллов получил Саша за упражнение на турнике). - Каким действием? (вычитанием) - Почему вычитанием? (потому что, отношение «на сколько меньше»). - Зная, количество баллов за упражнение на кольцах и турнике, что можем узнать? (сколько баллов получил Саша за упражнения на кольцах и турнике). - Каким действием? (сложением). - Почему сложением? (потому что, в вопросе сказано «всего», а значит надо сложить). - Ребята, давайте составим план решения задачи. - Во сколько действий задача? Посмотрите на схему (в 2 действия). - Что находим первым действием? (сколько баллов получил Саша за упражнение на турнике). - Верно! Что находим вторым действием? (сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и турнике). - Хорошо, молодцы! 1) 10 - 1 2) 10 + ?
? - Ребята, кто мне будет диктовать решение задачи, а я его буду записать?! 10 – 1 = 9 (б.) – на турнике. 10 + 9 =19 (б.) – всего. Ответ: 19 баллов. |