СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание. Табличное сложение

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математика в соотвестивии ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание. Табличное сложение»

Конспект урока

Предмет: Математика

Класс: 1 «В»

Тема: «Сложение и вычитание. Табличное сложение»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Создать условия для: ознакомления с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток; формировать вычислительные умения; умение решать составные задачи.

Формирование универсальных учебных действий:

Метапредметные:

Регулятивные (Р): контролировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; формулировать тему и цели урока, планировать собственную деятельность, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.

Познавательные (П): поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы; оформлять мысли в устной форме; формирование двигательных умений;

Коммуникативные (К): умение слушать и слышать учителя; умение использовать речь для регуляции своих действий; умение формулировать собственное мнение; умение понимать задаваемые вопросы; умение выражать и обосновывать свою точку зрения; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные (Л): Иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу); уметь слышать и слушать собеседника; обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека; формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; умение организовать себя и свое учебное место; развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта.

Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), практические (упражнения, работа у доски)

Средства обучения:

- для учителя: учебник математики М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова 1 класс, 2 часть, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

- для учащихся: учебник математики, М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова 1 класс, 2 часть, тетрадь, счётные палочки, пенал.













ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Предметные (Пр.) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р)

Осуществляемые действия

Формируемые умения

  1. Организационно - мотивационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2 мин.

Приветствие

–Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво возле своих парт. Сегодня мы с вами проведем урок математики. Тихо садитесь.

Проверка готовности к уроку

– Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

– Сядьте правильно.

Эмоциональный настрой.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

- Откройте свои тетради, найдите показ. Написание, каких цифр вы видите?

Положение тетради, посадка.

- Подчеркните аккуратно карандашом одну цифру … и одну цифру …, которая получилась лучше всего.

Приветствуют учителя.





Проверяют готовность к уроку.





Настраиваются на дальнейшую работу.

Умение слушать и слышать учителя (К.)




Умение организовать себя и свое учебное место. (Л.)



Осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов, формирование своей жизненной позиции в отношении самого себя и своего будущего (Л.)






  1. Актуализация знаний.

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 3мин.

Устный счёт в презентации.


  1. «Помоги медвежонку поймать рыбку»

- Ребята, нам нужно помочь медвежонку найти примеры с ответом 5.

  1. «Собери сладкие яблочки»

- Продолжаем собирать яблочки.


Выполняют задания в презентации.


Умение оформлять мысли в устной форме (П.)



Умение слушать и слышать учителя (К.)





  1. Постановка темы и целей урока.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

4 мин.

  1. «Помоги Винни-Пуху собрать шарики»

Создание проблемной ситуации.

- Все ли результаты удалось найти? В каких случаях возникли затруднения? (9+4, 7+4, 6+5).

- Почему не справились с заданием в этих случаях? (Такие суммы ещё не вычисляли).

- Чем отличаются эти суммы чисел от других? И там и там складываться однозначные числа. В чём отличия?

- Кто уже знает ответ? Что мы будем делать сегодня на уроке? (Складывать однозначные числа, чтобы получилось больше 10).

- Верно, молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.







Определяют тему урока.

Ставят цели урока.

Осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления (Р.)




Формулировать тему и цели урока (Р.)


  1. Открытие нового знания.

Цель этапа: знакомство с новыми понятиями, включение их в активный словарь.

13 мин.

- Ребята, так давайте узнаем, как складывать числа с переходом через десяток, за одно и поможем нашему другу, Винни-Пуху!

- У Винни-Пуха есть волшебные карманы и магниты двух разных цветов – синего и красного.

(Обвожу клетчатую часть доски)

- Сосчитайте, сколько карманов в верхнем ряду (10), а сколько в нижнем (тоже 10).

- Сколько всего карманов в этих двух рядах? (20).

- Давайте подумаем, как эти карманы и разноцветные магниты помогут нам вычислить сумму 9+4.

- Магниты у нас двух разных цветов, и в сумме два слагаемых.

- Остались ли свободные карманы? (Да, один в верхнем ряду и в 10 в нижнем).

- Надо, чтобы все карманы верхнего ряда были заполнены.

- Разложим красные магниты. Как мы это сделаем? (Сначала заполним свободные карманы в верхнем ряду, в него поместим 1 магнит).

- Сколько стало магнитов в верхнем ряду? (10).

- У нас есть ещё 3 красных магнитов. Куда разместим их? (В нижний ряд).

- Сколько магнитов в нижнем ряду? (3).

- Сколько всего магнитов в карманах, если в верхнем ряду их 10, а в нижнем? (13).

- Как же мы к 9 прибавили 4? (По частям: сначала к 9 добавили 1 – получили 10, затем к 10 прибавили оставшиеся 3 магнита, значит, всего 13 магнитов).

- В тетради отступаем две клетки вниз от показа и одну клетку от полей тетради, ставим точку.

- Попробуем это записать на языке математики:

9+4

- Сколько прибавляем сначала? (Сначала прибавляем такое число, чтобы в сумме с первым слагаемым получить 10, в нашем случае – прибавляем 1).

На клетчатой части доски запись: 9+1=10

- Что делаем дальше? (Второе слагаемое 4, вспоминанием, что 4 – это 1 и ещё 3. Один уже прибавили, значит, к 10 надо прибавить ещё 3).

На клетчатой части доски: 10+3=13

- Можно записать короче:

9+4=13 9+4=13


1 3 9+1+3

- Ребята, мы будем учиться объяснять по опорным словам….

  1. Дополню…

  2. Заменю…

  3. Прибавлю сначала…

  4. Осталось прибавить…

  5. Ответ…


Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.










































Читают опорные слова.

Умение слушать и слышать учителя; умение использовать речь для регуляции своих действий (К.)
























Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;

  1. Физминутка (1 мин)

- Ребята, вы очень активно работаете, и пора бы нам отдохнуть

- Вышли из-за парт и повторяем движения.

Мультимедийная физминутка.


Выполняют задание

Формирование двигательных умений (П.)

  1. Формирование первичных умений и навыков.

Цель этапа:

Сформировать первичные умения и навыки.

14 мин.


- Ребята, у нас остались ещё не вычисленные суммы: 7+4 и 6+5. Попробуем их вычислить.

- В тетради отступаем одну клетку вниз и одну клетку вправо от полей тетради, ставим точку.

- Записываем вместе со мной.

- 7+4. Дополню первое слагаемое до 10 – 3. Заменю число 4 числами 1 и 3. Прибавлю сначала 3, (7+3=10). Осталось прибавить 1. Ответ 11.

- Отступаем одну клетку вниз и одну клетку от полей тетради ставим точку.

- Ребята, кто хочет решить второй пример с полным объяснением? Начинай (Ученик проговаривает решение, я записываю на доске).

(6+5. Дополню первое слагаемое д 10 – 4. Заменю число 5 числами 4 и 1. Прибавлю сначала (6+4=10). Осталось прибавить 1. Ответ 11

- Молодцы ребята! Вы хорошо помогли Винни-Пуху. Теперь он собрал все шарики!

Решение выражений.

- Откройте учебник на странице 65, на полях учебника рассмотрите примеры. Что в них не так? (в них пропущены знаки).

- Какие знаки? (плюс, минус, равно).

- То есть, знаки арифметических действий, верно? (Да)

- Ребята, ваша задачу будет заключаться в том, чтобы устно с подробным объяснением определить, какой знак арифметического действия пропущен в каждом из неравенств).

- Кто хочет объяснить первое неравенство? (Имя), рассказывай. (9 * 1 8. Если из девяти вычесть один, получится восемь. Восемь равно восьми, значит, если поставить знак «минус», то неравенство будет неверным.

Работа над задачами.

– Откройте в учебнике страницу 64 задание под №3.

- Я прочту задачу, а вы внимательно слушайте и следите.

Задача:

«Саша получил за упражнения на кольцах 10 баллов, а на турнике на 1 балл меньше. Сколько баллов он получил за упражнения на турнике?

Измени вопрос задачи так, чтобы она решилась в два действия».

1 этап: Восприятие и анализ содержания задачи.

- Ребята, о чём эта задача? (О баллах, которые получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике).

– Что в задаче известно? (сколько баллов Саша получил за упражнения на кольцах).

- Что неизвестно? (неизвестно количество баллов, которое получил Саша за упражнения на турнике).

- Что сказано о баллах на турнике? (что их на один меньше, чем баллов, которые получился Саша за упражнения на кольцах).

- Что нам нужно найти в задаче? (найти количество баллов, которое получил Саша за упражнения на турнике).

2 этап: Поиск пути решения задачи и составление плана её решения.

- В тетради отступаем

Одну клетку вниз и одну клетку вправо от полей тетради. Ставим точку во второй клетке.

- Ребята, какие опорные слова мы возьмём в краткую запись? На чём занимался Саша? (на кольцах и на турнике).

- Верно! Кольцо мы обозначим буквой «К», а турник буквой «Т».

На доске запись с комментированием:

?

К. – 10 б.

Т.–?, на 1 б.


- Сколько баллов Саша получил за упражнение на кольцах? (10).

- А сколько на турнике? (неизвестно, но сказано, что на один балл меньше, чем за упражнение на кольцах. Столько же, но без одного).

- Верно! Значит, каким действием ответим на вопрос задачи? (вычитанием).

- Как будет звучать действие? (10-1=…) Равно (9).

- 9 это что? (9 баллы, которые получил Саша за упражнения на турнике).

- Какой ответ у нас получился? (9 баллов).

- Молодцы, ребята!

- Скажите мне, это задача – простая или по действиям? (простая, так как она решается одни действием).

- Тогда, какой вопрос нужно задать, чтоб задача стала решаться по действиям? Подумайте хорошо. (Сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и турнике?)

- Верно!

- Ребята, очень важно научиться правильно, рассуждать, когда решаешь задачу. Сейчас мы будем все вместе рассуждать и строить схему рассуждений: я – на доске, а вы карандашом. Возьмите простой карандаш. Отступите две клетки вниз от примеров, и две клетки от полей, поставьте точку. Записываем.

Появляется в ходе рассуждений:

10-1

10+?

- Ребята, какой вопрос задачи? (Сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике).

- Хорошо. Отступите от краткой записи вправо 5 клеток и нарисуйте вопрос.

- Верно.

- Так как это главный вопрос задачи, обведём его кружком.

- Обведите.

- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (указываю указкой на краткую запись)

(Надо знать, сколько баллов получил Саша за упражнение на турнике и всего баллов за упражнения на кольцах и турнике).

- Хорошо.

- Что из этого известно? (указываю указкой на краткую запись) (Известно, сколько балов Саша получил за упражнение на кольцах – 10, а сколько на турнике неизвестно).

(Указываю указкой на краткую запись)

(Сколько баллов за упражнение на кольцах и на сколько баллов меньше получил Саша за упражнение на турнике)

- Какие это числа? (10 и 1)

Вопросы синтеза:

- Зная, сколько баллов Саша получит за упражнение на кольцах и на сколько баллов меньше получил Саша за упражнение на турнике, что может узнать? (сколько баллов получил Саша за упражнение на турнике).

- Каким действием? (вычитанием)

- Почему вычитанием? (потому что, отношение «на сколько меньше»).

- Зная, количество баллов за упражнение на кольцах и турнике, что можем узнать? (сколько баллов получил Саша за упражнения на кольцах и турнике).

- Каким действием? (сложением).

- Почему сложением? (потому что, в вопросе сказано «всего», а значит надо сложить).

- Ребята, давайте составим план решения задачи.

- Во сколько действий задача? Посмотрите на схему (в 2 действия).

- Что находим первым действием? (сколько баллов получил Саша за упражнение на турнике).

- Верно! Что находим вторым действием? (сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и турнике).

- Хорошо, молодцы!

1) 10 - 1


2) 10 + ?


?




- Ребята, кто мне будет диктовать решение задачи, а я его буду записать?!

  1. 10 – 1 = 9 (б.) – на турнике.

  2. 10 + 9 =19 (б.) – всего.

Ответ: 19 баллов.

Решают примеры. Комментируют решение.

















Выполняют задание в учебнике.













Решают задачу устно.









Анализируют задачу.












Находят пути решения задачи с помощью учителя.


























Изменяют главный вопрос задачи.



Понимать задаваемые вопросы; умение выражать и обосновывать свою точку зрения (К.)















Поиск и выделение необходимой информации (П.)

































Построение логической цепи рассуждений (П.)


  1. Резервное задание

  1. Работа с геометрическим материалом.

– Как называется линия, изображенная на чертеже (задание 5, с. 65 учебника, часть 2)? (Ломаная.)

– Сколько в этой ломаной звеньев? (3.)

– Измерьте каждое звено ломаной и начертите такую же ломаную. (Самостоятельная работа учащихся.)

– Как узнать длину всей ломаной? (Сложить длины всех звеньев ломаной.)

Далее учащиеся в тетрадях, а учитель на доске записывают:

5 + 3 + 2 = 10 см.

(Длина ломаной равна десяти сантиметрам.)

  1. Задача на логику в презентации «Кто есть кто?».

Трёх щенков назвали Бобик, Шарик и Тузик.

У Бобика длинные уши. У Шарика длинный хвост. А Тузик сидит в середине.



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

3 мин.

- Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали? («Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток»).

- Какую цель ставили? Достигли цели? (узнать, как складывать числа с переходом через десяток; научиться решать примеры с переходом через десяток. Да, мы достигли все цели).

- Расскажите по схеме, что нового узнали на уроке.

- Что запомнили?

- Что на уроке понравилось?

- Что получилось?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, вы поняли тему, вам всё легко давалось, и понравился урок. Жёлтый, если вы смогли разобраться в теме, но с трудом. Красный, если вы не поняли тему и вам не понравился урок.

- Спасибо за урок, до свидания.

Подводят итог урока.







Получают оценки.


Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (П.)





Формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников (Л.)


Умение контролировать и оценивать свою деятельность (Р.)













  1. Дополню…

  2. Заменю…


  1. Прибавлю сначала...

  2. Осталось прибавить…


  1. Ответ…


Скачать

© 2021, 1094 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!